РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: « Родной язык» для 3 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на русском родном языке» для 3 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ « Об образовании в Российской Федерации», с Федеральным законом от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О внесении изменений в ст. 11,14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; Законом Российской Федерации от 25.10.1991 №1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона №185- ФЗ); приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 №1576); примерной программой по учебному предмету « Литературное чтение на русском родном языке» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол №1/19 от 04.03.19, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ « Лицей №112».
Целью обучения литературному чтению на русском родном языке в начальной школе является формирование
всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;
читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения, различными видами чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;
готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе прочитанного.
Главные задачи курса – формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу; совершенствование у детей навыка чтения: сознательного, беглого, выразительного; формирование способности к полноценному восприятию литературного текста; усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста.
Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:
1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.)
2. Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения.)
3. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.)
4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.
5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию.)
6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.)
7. Овладение детьми умения пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.
Место предмета «Литературное чтение на русском родном языке»
в учебном плане
Курс литературного чтения на русском родном языке в 3 классе – 17 часов.
Предметная область «Литературное чтение на русском родном языке» реализуется через региональный компонент.
Общая характеристика учебного курса и его место в учебном плане
Поскольку речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, литературное чтение на русском родном языке является одним из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующим общему развитию, воспитанию и социализации ребенка. Успешность изучения данного курса, входящего в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы. Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей
Планируемые результаты освоения программы
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;
воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
читать(вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное, ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
ориентироваться в содержании художественного, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании);
для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
для художественных текстов: формулировать простые выводы,основываясьнасодержаниитекста;составлятьхарактеристикуперсонажа;интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, невысказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
ориентироватьсявнравственномсодержаниипрочитанного,самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста(задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
составлять по аналогии устные рассказы(повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой;
самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
находить средства художественной выразительности(метафора, олицетворение, эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
определять позиции героев художественного текста, позицию автор художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное(прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
Планируемые результаты
формирования универсальных учебных действий средствами предмета«Литературное чтение на русском родном языке»
Личностные качества: положительная мотивация к урокам литературного чтения на русском родном языке и к чтению книг; основы смыслообразования и самоопределения; гражданская идентичность; нравственно-этическая ориентация в читаемом; развитие дружеского отношения к другим детям; базовые эстетические чувства; рефлексия; эмоционально-личностная децентрация; способность к самооценке.
Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу; прогнозировать; использовать определенные учителем ориентиры действия; осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной; осуществлять самоконтроль и элементарный контроль.
Познавательные УУД: понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение); выявлять непонятные слова, интересоваться их значением; выделять главное; составлять план; ориентироваться в одной книге и в группе книг, в Интернете; устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения; выполнять действия анализа, выявляя подтекст и идею произведения; сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям; выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого; обосновывать свои утверждения; обобщать; классифицировать.
Коммуникативные УУД: уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке; готовность оказать помощь товарищу; планировать учебное сотрудничество; согласовывать действия с партнером; пересказывать прочитанное; создавать текст по образцу, по иллюстрации, по заданной теме (повествование, описание, рассуждение).
Список рекомендуемых произведений для учащихся 3 класса
Квин Лев Израилевич
Трусишка
Мерзликин Леонид Семёнович
Драчуны
Мокшин Михаил Михайлович
Причуды осени
Осень
Библиотека
Птичья столовая
Метелица
Московка (Матушкина) Ольга Сергеевна
Волшебная книга
Новичихина Валентина Александровна
В бабушкином огороде
Лесной проказник и другие
Ожич (Клишина) Елена Михайловна
Ради любви к искусству
Озолин Вильям Янович
О дворнике, который решил стать… дворником
Чулан
Ученик Коровкин
Как я стал для детей писать
Рождественский Роберт Иванович
Алёшкины мысли
Огромное небо
Свинцов Владимир Борисович
Усыновление; Сенька растёт (отрывки из повести«Мой друг Сенька»)
Цветок шиповника
Ласточка
Сидоров Виктор Степанович
Димка-буксир
Тихонов Валерий Евгеньевич
Будущий форвард
Юдалевич Марк Иосифович
Если б вдруг исчезли книжки
Волшебное слово
Календарно – тематическое планирование уроков
по литературному чтению на родном русском языке в 3 классе
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
Корректировка |
Приме- чание |
1. |
М.М.Мокшин «Библиотека» |
|
|
|
2. |
М.М.Мокшин «Осень», «Причуды осени» |
|
|
|
3. |
О.С.Московка (Матушкина) «Волшебная книга» |
|
|
|
4. |
Л.С.Мерзликин «Драчуны» |
|
|
|
5. |
В.Я.Озолин «О дворнике, который решил стать…дворником» |
|
|
|
6. |
В.Я.Озолин «Ученик Коровкин»; В.Е.Тихонов «Будущий форвард» |
|
|
|
7. |
В.Я.Озолин «Как я стал для детей писать», «Чулан» |
|
|
|
8. |
В.А.Новичихина «В бабушкином огороде», «Лесной проказник» и другие стихотворения |
|
|
|
9. |
В.С.Сидоров «Димка-буксир» |
|
|
|
10. |
М.М.Мокшин «Метелица», «Птичья столовая», «Снежное царство» |
|
|
|
11. |
В.Б.Свинцов «Усыновление» (отрывок из повести «Мой друг Сенька») |
|
|
|
12. |
В.Б.Свинцов «Сенька растет» (Отрывок из повести «Мой друг Сенька») |
|
|
|
13. |
В.Б.Свинцов «Цветок шиповника», «Ласточка» |
|
|
|
14. |
Е.М.Ожич (Клишина) «Ради любви к искусству» |
|
|
|
15. |
Р.И.Рождественский «Алешкины мысли», «Огромное небо» |
|
|
|
16. |
Л.И.Квин «Трусишка» |
|
|
|
17. |
М.И.Юдалевич «Если б вдруг исчезли книжки», «Волшебное слово» |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.