Конспект урока литературного чтения. 3 класс. Программа «Планета Знаний»
Тема: И. А. КРЫЛОВ «Лебедь, Щука и Рак».
Цель урока: Познакомить детей
с басней И.А. Крылова "Лебедь, Щука и Рак », закреплять представления
детей о басне, ее жанровых особенностях, отличиях от других произведений
художественной литературы;
Задачи урока через планируемые результаты:
Личностные:
-формировать умения положительного отношения к учебному труду;
-формировать умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
-формировать умение адекватно оценивать свою работу.
-способствовать формированию нравственных качеств.
Предметные:
- Дать новые знания учащимся о творчестве И. А. Крылова, выделить особенности басенного жанра, учить видеть в басне скрытый смысл.
- развивать умение рассуждать, выразительно читать, инсценировать басню, решать проблемные вопросы.
-развивать умение сравнивать, наблюдать, делать выводы.
Матапредметные:
1.Регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.
2.Коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать свои мысли; продолжить учить соблюдению правил работы в паре и группе, отвечать на уроке, слушать и слышать.
3.Познавательные: развивать речевые умения и творческие способности детей.
Ход урока
|
||||||||
Технология проведения
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||||
1. Организационный момент. Цель: Мотивирование (самоопределение) к деятельности
2.Речевая разминка Цель: подготовить речевой аппарат к уроку, активизировать внимание, развивать речевые умения. |
СЛАЙД 2 Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро» Прозвенел звонок, начинается урок! Так что время не теряем И работать начинаем. А девиз у нас таков: Больше дела, меньше слов Речевая разминка СЛАЙД 3 Лена искала булавку. Булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, Лена искала весь день. --Прочитайте самостоятельно Вслух сначала медленно -Теперь быстрее
-С вопросительной интонацией и ударением на последнее слово
|
Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего места. Включаются в учебную деятельность
Читают с разным темпом, разной интонацией.
|
||||||
3.Актуализация знаний. Цель: проверка домашнего задания, формировать положительное отношение к учебному труду, умение адекватно оценивать работу товарища, развивать умение слушать и слышать. |
Слайд 4 -Какую тему изучаем? --Кто скажет, что такое басня?
-Какова мораль басни?
-В каком произведении Л. Н. Толстого говориться, что в любом деле нужно действовать сообща и дружно?
Кто мне скажет , что задавала на дом ? Кто готов ? |
БАСНЯ - небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей – хитрость, жадность, глупость, лень. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей и их пороки. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, в котором объясняется смысл басни
Л. Н. Толстой «Лгун»
Говорить и делать правду нужно всегда, даже в самых пустых делах не позволять лжи».
Кто не врёт, тому больше верят. А кто вчера солгал, тому и завтра не поверят. «Отец и сыновья »
Стр.69 Чтение в лицах
|
||||||
4.Открытие детьми новых знаний. 1. Определение темы и цели урока. Постановка учебных задач. Цель: формировать умение формулировать тему урока, дать новые знания учащимся о басне, особенностях басенного жанра, развивать умение решать проблемные вопросы и рассуждать.
2. Открытие новых знаний о жизни и творчестве писателя. Цель: дать новые знания учащимся о творчестве И.А.Крылова, развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать свои мысли; продолжить учить соблюдению правил работы в парах 3.Работа с одаренными детьми Цель:, развивать речевые умения и творческие способности детей, развивать умение слушать и слышать.
Физкультминутка
4.Работа над СОДЕРЖАНИЕМ баснИ. Цель: --формировать умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, развивать умение рассуждать, выразительно читать, инсценировать басню, решать проблемные вопросы, способствовать формированию нравственных качеств.
5 Работа с текстом
5 Анализ текста басни
5.Итог урока. Цель:развивать умение делать выводы
6.Рефлексия. Цель: формировать умение адекватно оценивать свою работу.
7. Домашнее задание. Цель: формировать умения положительного отношения к учебному труду.
|
-Выскажите свои предположения: чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
-Да, сегодня мы познакомимся с другим русским писателем.
-Отгадаем его имя и фамилию. СЛАЙД5 НАВИ ВОЛЫРК
Посмотрите на портрет Крылова. Каким он вам представляется по характеру?
Сообщение учителя , биография писателя
Слайд 6
Что вы запомнили из жизни И. А. Крылова? Что он писал? -Как называют людей, которые пишут басни? Сегодня мы с вами познакомимся с новой басней И. А. Крылова. А про кого она мы узнаем, если отгадаем загадки.
СЛАЙД 7
Кто
эта птица ? Кто
же это?...
–Чем они отличаются?
А что же их объединяет?
-Кто догадался, какую басню я буду читать? -Правильно, сегодня мы прочитаем басню И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак» СЛАЙД 8 Я предлагаю вам её не только послушать, но и посмотреть. (выразительно читаю) Понравилась ли вам басня? -Как написана эта басня прозой или стихотворением? -Назовите признаки басни Прочитайте басню самостоятельно. С.71 Словарная работа СЛАЙД9 Лад – действовать
совместно, не расходясь. На следующие вопросы вы найдите ответ в басне и прочитайте. Выборочное чтение СЛАЙД 10 -Какой случай рассказал нам И. А. Крылов? --Как они старались выполнить работу? - Получилась ли их затея? -Есть ли в басне слова, показывающие, что воз можно свезти? ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ Что же им помешало?
Перечитайте басню и подумайте: -Случайно ли И. Крылов выбрал этих героев? Наверное, все дело в героях? -Найдите слова, которые помогают увидеть образ каждого героя. Слайд 11
Подумайте: Что главного не сделали герои басни?
- Где хранится главная мысль басни? В какой части она находится? Как называется эта часть? -Что такое МОРАЛЬ? Найдите мораль Слайд 12 - Какой смысл он вкладывает в слово «СОГЛАСИЕ»?
-Как вы думаете, зачем И.А. Крылов рассказал людям эту историю?
- О чём стоит задуматься после чтения басни Ивана Андреевича Крылова?
Басня уже прозвучала много раз. А кто-нибудь из вас услышал строчку, которая стала « крылатым выражением?
Что нового, интересного вы узнали на уроке? Слайд 13
-Что такое басня?
-Какая мораль в этой басне?
-Как автор относится к героям басни?
_Чему учит басня?
Определите, какая пословица соответствует басне: Слайд 14
Оцените свою работу на уроке шифровкой Ж - все понял С – есть вопросы, на которые хочу найти ответы
Сегодня на уроке я была очень довольна вашей работой, мне понравилось, как вы рассуждали, выразительно читали, общались друг с другом.
|
-Знакомиться с новым писателем. -Читать новое произведение - Исследовать его. - Выяснить, чему оно учит. -Определить главную мысль. -Анализировать поступки героев, оценивать свои поступки, -Учиться правильно и выразительно читать.
…..
Это Иван Крылов. Добрый, умный , серьёзный, образованный и др.
1. Иван Андреевич Крылов, родился в Москве 2 февраля 1769года , в семье бедного дворянина Детство прошло на Урале и Твери. После смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами, жил со своей матерью в глубокой нищете. Вот и пошёл маленький мальчик в том возрасте, когда другие за партой сидят, работать. Нужно было матери помочь прокормить семью. Ему было 11 лет, а он был в чине подканцеляриста. У него было своё место за столом, заваленное бумагой. Что же он делал? Переписывал бумаги, разносил пакеты, чинил гусиные перья и потихоньку читал книги, за что хозяин не раз его бил. 2. Жизнь Крылова с детства сложилась так, что ему не пришлось учиться в школе. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Сначала прошлого века Крылов входит в литературу как создатель русской басни. Первая книга его с баснями была издана, когда ему было 37 лет. А всего он создал более 200 басен. Басни Крылова бессмертны. Они подобно зеркалу: прочитает их человек и как бы посмотрит на себя со стороны, увидит свои недостатки и постарается от них избавиться. - В Летнем саду города Санкт- Петербурга установили бронзовый памятник великому баснописцу. И.А. Крылов изображён сидящим в кресле, с задумчивым взглядом. Как будто смотрит на героев басен, которые расположились внизу на постаменте. Кажется, что сейчас улыбнётся Иван Андреевич, и оживут бронзовые зайцы, лисицы, медведи, волки. Соорудили памятник на народные деньги, собранные по всей России. Но памятник поставили в Петербурге, потому что именно в этом городе начиналась его творческая деятельность.
Это лебедь
Щука
Это рак.
Лебедь – птица, щука – рыба, а рак
относится к ракообразным.
– Их объединяет место жительства. Рак и
щука живут в воде, а лебедь живет около воды.
Дети смотрят мультфильм по басне.
Работа в группе по плану.
Однажды Лебедь, Рак и Щука везти с поклажей воз взялись. Из кожи лезут вон - очень стараются. Они все делают свое дело добросовестно, старательно, Герои басни взялись за дело дружно.
воз и ныне там. «поклажа для них казалась и легка»
ПРОБЛЕМА Они обитатели одной водной среды, значит могли договориться
Соедините стрелками правильные ответы:
Они не договорились, как будут действовать.
В любом деле нужно работать дружно, вместе.
ПОУЧИТЕЛЬНЫЙ ВЫВОД «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело только мука.»
ЕДИНСТВО ЦЕЛЕЙ, ДЕЙСТВИЙ
Он высмеивает несогласие, разобщенность. - Автор сожалеет, что в товарищах согласья нет. Когда делают дело, а между героями идёт раздор, то в итоге ничего не получится, всё надо делать дружно. – -В согласии любое дело по плечу, надо чтобы люди, взявшись за дело, делали его дружно, умели договориться. («Да только воз и ныне там»)
-Познакомились с И.А.Крыловым. -Узнали, что он писал басни. -Познакомился с басней «Лебедь, Рак и Щука».
Басня-это небольшой рассказ в стихах или прозе, в котором действуют звери или птицы. В басне есть мораль.
«Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело только мука.»
- Он высмеивает несогласие, разобщенность. - Автор сожалеет, что в товарищах согласья нет. Когда делают дело, а между героями идёт раздор, то в итоге ничего не получится, всё надо делать дружно. – Чтобы люди, взявшись за дело, делали его дружно, умели договориться.
Выучить басню наизусть «Лебедь, Рак и Щука». .Нарисовать иллюстрацию к басне |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.