Урок по литературному чтению Л. Толстой "Лев и собачка", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"
Оценка 4.7

Урок по литературному чтению Л. Толстой "Лев и собачка", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
3 кл
25.05.2020
Урок по литературному чтению Л. Толстой "Лев и собачка", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"
Урок на тему Л. Толстой Лев и собачка.docx

Тема

Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

Тип урока

Изучение нового материала (Изучение нового произведения)

Класс

3

УМК

Начальная школа 21 века

Цель

познакомить с произведением Л.Н. Толстого «Лев и собачка», работать над совершенствованием навыков чтения: правильность, беглость, выразительность, активизировать вдумчивое чтение.

Планируемые результаты

 

Личностные

определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); показать важность соблюдения нравственных правил общения, способность создания атмосферы доверия;  содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям; учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.

Метапредметные

определять и формулировать цель деятельности на уроке; учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом; развивать воображение,  фантазию, творческие способности; совершенствовать умения слушать, выдвигать предположения; расширять словарный запас детей, способствовать развитию читательского кругозора; учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Предметные

формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения; развивать навыки выразительного чтения, анализа  текста.

Оборудование           

Учебник по литературному чтению 3 класс, 1 часть (Автор: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.), презентация, фишки (на этапе рефлексия), картинки: чемодан, мясорубка, мусорное ведро ( на этапе рефлексия), распечатанный текст ( на каждого ученика).

 

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые УУД

1.Орг. момент

 

1 мин

 

1 слайд

-Здравствуйте, ребята!

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро»!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

- И я вам хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок!

- Успеха и удачи вам!

-Меня зовут Мария Александровна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

Личностные УУД:

развитие эстетических чувств,

доброжелательности, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

2. Акт. знаний.

Мотивация.

 

5 – 7 мин

 

2 – 10 слайд

-Сегодня мы познакомимся с произведением писателя, чье имя вам хорошо знакомо. А кто это вы догадаетесь сами, ответив на вопросы викторины.

- Ваша задача назвать произведение и жанр. Какие жанры произведений вы знаете?(если не помнят. подсказка на слайде или на карточках – Я вам напомню и на слайде или на доске появятся: сказка, рассказ, басня, стихотворение)

1. «И так несколько ночей братья друг другу хлеб перекладывали, пока один другого на месте не застал». («Два брата») сказка

2. «Лебедь вздохнул, вытянул шею и взмахнул крыльями, приподнялся и полетел, цепляя крыльями по воде».(«Лебеди») рассказ

3. «Тебе оттого и скучно. Что ты зол. Тебе злость сердце жжет»(Басня «Белка и волк»)

4. «Зайцы лесные по ночам кормятся корою деревьев, зайцы полевые – озимями и травой….».(«Зайцы», рассказ)

На слайде появляется название произведения и жанр (или обложки книг)

- Кто автор этих произведений? (Автор этих произведений – Лев Николаевич Толстой).

- На какие две группы можно разделить эти произведения? (На художественные и научно-познавательные).

-Ребята, мы можем разделить эти произведения на художественные и научно-познавательные произведения.

Рассказы Льва Толстого

Художественные

Научно-познавательные

- Для чего пишут художественные  произведения?(Их пишут для того, чтобы рассказать о каком-то событии, действии, показать полную картину мира, природы)

- Для чего пишут научно-познавательные произведения? (Их пишут для того, чтобы расширить наш объем знаний)

Какие же произведения мы отнесем к художественным, а какие к научно-познавательным?

Таблица дополняется. (художественные – два брата, лебеди, белка и волк, научно-познавательные – зайцы)

- Что же вы узнали о зайцах из произведения Л. Толстого?

Учащиеся пересказывают или отвечают на вопросы:

- Чем кормятся? ( Зайцы лесные кормятся корою деревьев, зайцы полевые — озимями и травой, гуменники — хлебными зернами на гумнах).

- Кто враги?(охотники — и люди, и собаки, и волки, и лисицы, и вороны, и орлы).

- Как спасаются?(как только приходит утро, враги его просыпаются: заяц начинает слышать то лай собак, то визг саней, и начинает от страху метаться из стороны в сторону. Проскачет вперёд, испугается чего-нибудь — и побежит назад по своему следу. Ещё услышит что-нибудь — и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь от прежнего следа).

- Ребята, а если вам бы пришлось рассказать о льве? Что бы вы рассказали? (лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг. Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет).

 - Посмотрите на картинки. Что необычного вы видите?(Лев дружит, играет с детёнышем антилопы)

- Что же в этом такого необычного?(Лев не может дружить с антилопой).

- Скажите, могут ли совершенно разные животные по размеру, образу жизни, характеру испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу?(Да, нет)

- Как вы думаете, об этом интереснее было бы рассказать в художественном или научно-познавательном рассказе? Почему?(в художественном рассказе, потому что в нем бы рассказывалось о том, что произошло (какие события, приключения) с главными  героями, описывались все их чувства и переживания, взаимоотношения).

-Такой рассказ написал Лев Николаевич Толстой.

-Откройте стр. 181, и прочитайте название рассказа, и сформулируйте тему урока:

Тема урока: Л.Н. Толстой «Лев и собачка».

-Давайте определим задачи урока:

-прочитать произведение Льва Николаевича Толстого «Лев и собачка».

-поразмышлять о том, возможно ли дружба между разными животными по размеру, образу жизни, характеру могут ли испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу.

-сделать анализ произведения.

-оценить свою работу на уроке.

Личностные УУД:

мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Регулятивные УУД:

умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

Познавательные УУД:

умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других;

умение строить речевое высказывание;

умение оформлять свои мысли в устной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

умение строить речевое высказывание;

умение оформлять свои мысли в устной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

3.Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения

 

2 мин

 

11 слайд

-Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся?

На слайде:

Л. Толстой «Лев и собачка»

Быль

-О чём нам может рассказать заголовок?(о чем будет произведение)

-Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает? (быль – это то, что было в действительности, происходило на самом деле когда-то давно).

-Обратимся к «Большому толковому словарю русского языка» С. И. Ожегова и уточним значение этого слова:

Быль1. То, что было в прошлом. 2. Рассказ о действительном происшествии.

-Я предлагаю вам послушать историю, которая  произошла очень давно в далеком городе Лондоне, столице Англии.

-Л. Н. Толстой не был в Англии, никогда не был в Лондоне. Возможно, эту историю писателю рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в Лондонском порту. И, услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка.

Личностные УУД:

мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД:

умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные УУД:

умение на основе анализа объектов делать выводы

умение находить ответы на вопросы в заголовке.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других;умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

4.Этап первичного восприятия

5 мин

Сейчас мы с вами познакомимся с произведением Льва Николаевича Толстого «Лев и собачка». Слушайте внимательно.

Учитель включает видеозапись

Познавательные УУД:

слушать предложенный  материал.

5.Этап выявления специфики восприятия

1 мин

- Что вы почувствовали, прослушав быль?(Печаль, грусть)

-Когда вам было особенно тревожно, назовите самый напряженный момент.(Когда умерла собачка)

-Что поразило вас больше всего в этом произведении? (как люди обращаются с бездомными животными, дружба между львом и собачкой).

Личностные УУД:

умение выказывать своё отношение к ситуации, выражать свои эмоции;

Коммуникативные УУД:

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Словарная работа

 

2-3 мин

 

 12 слайд

-В процессе чтения вам встретилось слово БАРИН.

-Кто такой барин? (Барин – богатый человек, который имеет прислугу).

картинка на слайде.

 

Регулятивные УУД:

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные УУД:

Умение выявлять сущность, особенности объектов

Коммуникативные УУД:

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

6.Этап постановки учебной задачи

1 мин

-Хотя герои рассказа – животные, давайте во время чтения произведения поразмышляем, могут ли они испытывать чувства так же, как человек, и отличается ли поведение человека от поведения животных в рассказе Льва Толстого?

-О чем рассказ заставляет нас задуматься?

Познавательные УУД:

допускать существование различных точек зрения,  не совпадающих с его собственной. Формулировать собственное мнение и позицию.

Физ.мин Муз 1 мин

 

7. Повторное чтение и анализ.

 

10 – 15 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 15

Чтение с остановками.

Чтение до слов: «… бросили в клетку ко льву на съедение»

-Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? Найдите и прочитайте ответ на вопрос. (За смотренье  диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм  зверям, У этого человека не было денег, но ему захотелось поглядеть на животных в зверинце.)

-Как можно оценить такое поведение людей? Как можно назвать таких людей? Можно ли назвать их жестокими?

- В чем выражалась жестокость людей в данном произведении? Как поступали люди с животными? Справедливо ли они поступали? С чем сравниваются животные?(Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединены союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)

-Найдите в тексте слово ухватил. Прочитайте предложение полностью. Подберите синоним к слову ухватил.( поймать)

-Почему автор употребил именно это слово, а не поймал, какой оттенок значения важен для него? (Ухватил – значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку, т.е. человеку было безразлично, кто попался ему под руку).

Чтение до слов: «… и положила свою голову ему на лапу».

-Рассмотрите иллюстрацию на слайде

К какому моменту она относится? Как выглядят животные?(Данная иллюстрация относится к моменту, когда лев и собачка легли спать. Лев выглядит серьезно, гордо, собачка – спокойна,  умиротворенно).

- А какое предложение вы подписали бы под этой иллюстрацией? (Дружба между львом и собачкой)

- Как бы вы назвали взаимоотношения между львом и собачкой?

- А какое еще предложение  убеждает нас в том, что собачка и лев подружились.( когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке).

-Теперь давайте выясним, почему они подружились? (Собачка заинтересовала льва)

- В своем произведении Л. Н. Толстой не описал подробно ни внешность собачки  и льва, ни их переживания. Но он много рассказал о поведении этих животных.

- Найдите и прочитайте слова о том, как вела себя собачка при встрече со львом.( собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки, собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком, собака вскочила и стала перед львом на задние лапки)

-Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею?  Что удивило его в поведении собачки? Давайте попробуем расшифровать язык собаки.

-Поджала хвост, прижалась в угол клетки – ? (страх)Ребята, она испугалась, обрадовалась или разозлилась?

-машет хвостиком - ?(дружелюбие)Ребята, когда собака машет хвостиком, что это значит? Она радуется, боится или злится?

-легла на спину - ? (доверие) Ребята, у животных самым слабым местом является живот. При любой опасности, животное старается спрятать свой живот. Какой вывод мы можем сделать, почему собачка легла на спину?

-встала на задние лапки - ?(покорность, преданность)Ребята, она испугалась, обрадовалась или разозлилась?

-Что же сказала льву собачка своим поведением?(что она хочет дружить со львом, не боится его).

Чтение до слов: «Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке»

-Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? Ребята, а где находились наши главные герои? ( в клетке). Их выпускали гулять? (нет). Чем они занимались в клетке? ( смотрели на посетителей, ели мясо, спали, играли). Как вы считаете, ругались ли наши герои? (нет). Какой вывод мы можем сделать? (Жизнь в клетке в неволе не весела, и не особо богата событиями)

Чтение до конца

-Найдите и прочитайте отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой. Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней).

-Какие чувства испытывает лев от потери собачки? (Безысходность, он не знает, как вернуть своего друга.)

-С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитайте. (Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих.)

-Ребята, а что значит  «ощетинился». (Поднять шерсть, щетину на спине, готовясь защищаться или нападать)

-А как вы понимаете слово «бился»? (Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения).

-А как вы понимаете слово «метался»? (Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону)

-Глаголы помогают нам понять переживания героя.

-Почему лев не принимает новую собачку? (Друзей не меняют, был ей предан).

-Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережив её на несколько дней.

- Мы сейчас говорили о животных: диком хищнике – льве и маленькой собачке. Проанализировали их поведение и взаимоотношения.

- Ответьте на вопрос, который я задавала в начале урока: могут ли они испытывать чувства так же, как человек?

-Да, животные  способны испытывать глубокие чувства (дружбу, верность …), которые мы привыкли видеть в людях.

-А как вели себя люди в рассказе «Лев и собачка»? Какими словами мы можем охарактеризовать их поступки? Люди вели себя по-разному. Найдите в тексте отрывок, который говорит, что люди были жестоки….., равнодушны….., полны раскаяния…., испытывали жалость……

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

жестокость

Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец.

равнодушие

Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему.

раскаяние

Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку.

жалость

-А как бы вы повели себя в такой ситуации? Отдали бы вы собачку льву, для того чтобы самому посмотреть на животных? Какие еще чувства могли испытывать человек, животные? А если бы сложилось все по другому, какие бы чувства мы испытывали?

-Итак, Л. Толстой показал в рассказе, как совершенно разные животные, по размеру, образу жизни, характеру, могут испытывать глубокие и сильные чувства к друг к другу. Эта история доказывает нам то, что животные, так же как и люди, имеют сердце, они все понимают,  чувствуют происходящее, переживают, могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее  человека.

-И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности. Эта удивительная история про зверей помогает понять нам , людям, что дружба – это великое чудо.  Дружба нужна всем, живущим на нашей планете, потому что все нуждаются во взаимопонимании, защите и помощи.

Личностные УУД:

умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные УУД:

умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

умение выявлять сущность, особенности объектов;

умение на основе анализа объектов делать выводы;

 умение ориентироваться в тексте учебника;

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других;

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

умение оформлять свои мысли в устной форме;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

умение представлять информацию в виде схемы;

умение обобщать и классифицировать по признакам

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других;

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

 

Обобщающая работа.

 

2 мин

Сравнение произведений И. Тургенева «Воробей» и Л. Толстого «Лев и собачка»

У И. С. Тургенева есть рассказ  «Воробей», который заканчивается такими словами: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».

-Как вы понимаете эти слова?(Ради любви и близкого человека мы готовы на все)

-Можно ли этими словами закончить и рассказ Толстого «Лев и собачка»? (Да, нет.)

Объясните свою точку зрения. 

 

Личностные УУД:

умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 

Познавательные УУД:

умение выявлять сущность, особенности объектов;

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других;

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Работа в группах. (доп.)

 

10 мин

 

 

16 слайд

 

 

 

 

-А теперь попытаемся передать наши чувства по отношению к героям рассказа. Для этого я предлагаю вам творческое задание. Работать будете по группам.

1 гр. Художники. Какие иллюстрации вам бы хотелось  нарисовать к этому рассказу? (1-2 иллюстрации)

2 гр. Писатели. Придумать свой конец рассказа от слов: «Так прожили лев и собачка целый год»; (1-2 предложения)

3 гр. Режиссёры. Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бысостояться между ними при первой встрече? Составьте диалог «Встреча собачки и льва» (устно 2-3 фразы)

4 гр. Литературоведы. Выберите пословицы, которые передают основную мысль были:

Без друга в жизни туго.

Верному другу цены нет.

Не мил свет, когда друга нет.

Не будь сыт куском, будь сыт другом.

Докажите правильность выбора.

Личностные УУД:

умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные УУД:

умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других;

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение работать в паре, в группах.

Этап рефлексии

 

3 мин

 

17 слайд

-Ребята, наш урок подошел к концу.

-Что больше всего вам понравилось на уроке?

-Посмотрите на доску. Перед вами чемодан, мясорубка и мусорная корзина. Если знания, полученные сегодня, вам пригодятся в вашей жизни, вы будете бережно хранить их, вы согласны со всем, о чем мы с вами сегодня говорили, то приклейте фишку к чемодану. Если вы сомневаетесь, и вам нужно время для размышления, для переработки информации,  то приклейте фишку к мясорубке. Если вам не пригодятся полученные знания, то приклейте фишку на мусорную корзину.

-Спасибо за урок! До свидания!

Личностные УУД:

Адекватное принятие и понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

 


 

Тема Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

Тема Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

Этапы урока Деятельность учителя и учащихсяФормируемые

Этапы урока Деятельность учителя и учащихсяФормируемые

Зайцы лесные по ночам кормятся корою деревьев, зайцы полевые – озимями и травой…

Зайцы лесные по ночам кормятся корою деревьев, зайцы полевые – озимями и травой…

Учащиеся пересказывают или отвечают на вопросы: -

Учащиеся пересказывают или отвечают на вопросы: -

Как вы думаете, об этом интереснее было бы рассказать в художественном или научно-познавательном рассказе?

Как вы думаете, об этом интереснее было бы рассказать в художественном или научно-познавательном рассказе?

Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся?

Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся?

Этап выявления специфики восприятия 1 мин -

Этап выявления специфики восприятия 1 мин -

Хотя герои рассказа – животные, давайте во время чтения произведения поразмышляем , могут ли они испытывать чувства так же, как человек, и отличается ли поведение…

Хотя герои рассказа – животные, давайте во время чтения произведения поразмышляем , могут ли они испытывать чувства так же, как человек, и отличается ли поведение…

Слайд 15 Чтение с остановками

Слайд 15 Чтение с остановками

Слайд 15 Чтение с остановками

Слайд 15 Чтение с остановками

Слайд 15 Чтение с остановками

Слайд 15 Чтение с остановками

Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережив её на несколько дней

Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережив её на несколько дней

А как бы вы повели себя в такой ситуации?

А как бы вы повели себя в такой ситуации?

Объясните свою точку зрения.

Объясните свою точку зрения.

Работа в группах. (доп.) 10 мин 16 слайд -А теперь попытаемся передать наши чувства по отношению к героям рассказа

Работа в группах. (доп.) 10 мин 16 слайд -А теперь попытаемся передать наши чувства по отношению к героям рассказа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2020