Тема |
Л.Н. Толстой «Лев и собачка» |
|
Тип урока |
Изучение нового материала (Изучение нового произведения) |
|
Класс |
3 |
|
УМК |
Начальная школа 21 века |
|
Цель |
познакомить с произведением Л.Н. Толстого «Лев и собачка», работать над совершенствованием навыков чтения: правильность, беглость, выразительность, активизировать вдумчивое чтение. |
|
Планируемые результаты
|
Личностные |
определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); показать важность соблюдения нравственных правил общения, способность создания атмосферы доверия; содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям; учить оценивать собственное поведение и поведение других людей. |
Метапредметные |
определять и формулировать цель деятельности на уроке; учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом; развивать воображение, фантазию, творческие способности; совершенствовать умения слушать, выдвигать предположения; расширять словарный запас детей, способствовать развитию читательского кругозора; учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. |
|
Предметные |
формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста. |
|
Оборудование |
Учебник по литературному чтению 3 класс, 1 часть (Автор: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.), презентация, фишки (на этапе рефлексия), картинки: чемодан, мясорубка, мусорное ведро ( на этапе рефлексия), распечатанный текст ( на каждого ученика). |
Этапы урока |
Деятельность учителя и учащихся |
Формируемые УУД |
||||||||
1.Орг. момент
1 мин
1 слайд |
-Здравствуйте, ребята! Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться «Доброе утро»! И каждый становится добрым, доверчивым, И доброе утро длится до вечера. - И я вам хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок! - Успеха и удачи вам! -Меня зовут Мария Александровна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. |
Личностные УУД: развитие эстетических чувств, доброжелательности, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
||||||||
2. Акт. знаний. Мотивация.
5 – 7 мин
2 – 10 слайд |
-Сегодня мы познакомимся с произведением писателя, чье имя вам хорошо знакомо. А кто это вы догадаетесь сами, ответив на вопросы викторины. - Ваша задача назвать произведение и жанр. Какие жанры произведений вы знаете?(если не помнят. подсказка на слайде или на карточках – Я вам напомню и на слайде или на доске появятся: сказка, рассказ, басня, стихотворение) 1. «И так несколько ночей братья друг другу хлеб перекладывали, пока один другого на месте не застал». («Два брата») сказка 2. «Лебедь вздохнул, вытянул шею и взмахнул крыльями, приподнялся и полетел, цепляя крыльями по воде».(«Лебеди») рассказ 3. «Тебе оттого и скучно. Что ты зол. Тебе злость сердце жжет»(Басня «Белка и волк») 4. «Зайцы лесные по ночам кормятся корою деревьев, зайцы полевые – озимями и травой….».(«Зайцы», рассказ) На слайде появляется название произведения и жанр (или обложки книг) - Кто автор этих произведений? (Автор этих произведений – Лев Николаевич Толстой). - На какие две группы можно разделить эти произведения? (На художественные и научно-познавательные). -Ребята, мы можем разделить эти произведения на художественные и научно-познавательные произведения.
- Для чего пишут художественные произведения?(Их пишут для того, чтобы рассказать о каком-то событии, действии, показать полную картину мира, природы) - Для чего пишут научно-познавательные произведения? (Их пишут для того, чтобы расширить наш объем знаний) Какие же произведения мы отнесем к художественным, а какие к научно-познавательным? Таблица дополняется. (художественные – два брата, лебеди, белка и волк, научно-познавательные – зайцы) - Что же вы узнали о зайцах из произведения Л. Толстого? Учащиеся пересказывают или отвечают на вопросы: - Чем кормятся? ( Зайцы лесные кормятся корою деревьев, зайцы полевые — озимями и травой, гуменники — хлебными зернами на гумнах). - Кто враги?(охотники — и люди, и собаки, и волки, и лисицы, и вороны, и орлы). - Как спасаются?(как только приходит утро, враги его просыпаются: заяц начинает слышать то лай собак, то визг саней, и начинает от страху метаться из стороны в сторону. Проскачет вперёд, испугается чего-нибудь — и побежит назад по своему следу. Ещё услышит что-нибудь — и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь от прежнего следа). - Ребята, а если вам бы пришлось рассказать о льве? Что бы вы рассказали? (лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг. Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет). - Посмотрите на картинки. Что необычного вы видите?(Лев дружит, играет с детёнышем антилопы) - Что же в этом такого необычного?(Лев не может дружить с антилопой). - Скажите, могут ли совершенно разные животные по размеру, образу жизни, характеру испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу?(Да, нет) - Как вы думаете, об этом интереснее было бы рассказать в художественном или научно-познавательном рассказе? Почему?(в художественном рассказе, потому что в нем бы рассказывалось о том, что произошло (какие события, приключения) с главными героями, описывались все их чувства и переживания, взаимоотношения). -Такой рассказ написал Лев Николаевич Толстой. -Откройте стр. 181, и прочитайте название рассказа, и сформулируйте тему урока: Тема урока: Л.Н. Толстой «Лев и собачка». -Давайте определим задачи урока: -прочитать произведение Льва Николаевича Толстого «Лев и собачка». -поразмышлять о том, возможно ли дружба между разными животными по размеру, образу жизни, характеру могут ли испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу. -сделать анализ произведения. -оценить свою работу на уроке. |
Личностные УУД: мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом; Познавательные УУД: умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание; умение оформлять свои мысли в устной форме.
Коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание; умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план). |
||||||||
3.Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения
2 мин
11 слайд |
-Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся? На слайде: Л. Толстой «Лев и собачка» Быль -О чём нам может рассказать заголовок?(о чем будет произведение) -Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает? (быль – это то, что было в действительности, происходило на самом деле когда-то давно). -Обратимся к «Большому толковому словарю русского языка» С. И. Ожегова и уточним значение этого слова: Быль – 1. То, что было в прошлом. 2. Рассказ о действительном происшествии. -Я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно в далеком городе Лондоне, столице Англии. -Л. Н. Толстой не был в Англии, никогда не был в Лондоне. Возможно, эту историю писателю рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в Лондонском порту. И, услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка. |
Личностные УУД: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Познавательные УУД: умение на основе анализа объектов делать выводы умение находить ответы на вопросы в заголовке. Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других;умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; |
||||||||
4.Этап первичного восприятия 5 мин |
Сейчас мы с вами познакомимся с произведением Льва Николаевича Толстого «Лев и собачка». Слушайте внимательно. Учитель включает видеозапись |
Познавательные УУД: слушать предложенный материал. |
||||||||
5.Этап выявления специфики восприятия 1 мин |
- Что вы почувствовали, прослушав быль?(Печаль, грусть) -Когда вам было особенно тревожно, назовите самый напряженный момент.(Когда умерла собачка) -Что поразило вас больше всего в этом произведении? (как люди обращаются с бездомными животными, дружба между львом и собачкой). |
Личностные УУД: умение выказывать своё отношение к ситуации, выражать свои эмоции; Коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; |
||||||||
Словарная работа
2-3 мин
12 слайд |
-В процессе чтения вам встретилось слово БАРИН. -Кто такой барин? (Барин – богатый человек, который имеет прислугу). картинка на слайде.
|
Регулятивные УУД: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные УУД: Умение выявлять сущность, особенности объектов Коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами |
||||||||
6.Этап постановки учебной задачи 1 мин |
-Хотя герои рассказа – животные, давайте во время чтения произведения поразмышляем, могут ли они испытывать чувства так же, как человек, и отличается ли поведение человека от поведения животных в рассказе Льва Толстого? -О чем рассказ заставляет нас задуматься? |
Познавательные УУД: допускать существование различных точек зрения, не совпадающих с его собственной. Формулировать собственное мнение и позицию. |
||||||||
Физ.мин Муз 1 мин |
|
|||||||||
7. Повторное чтение и анализ.
10 – 15 мин
13 слайд
14 слайд
Слайд 15 |
Чтение с остановками. Чтение до слов: «… бросили в клетку ко льву на съедение» -Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? Найдите и прочитайте ответ на вопрос. (За смотренье диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм зверям, У этого человека не было денег, но ему захотелось поглядеть на животных в зверинце.) -Как можно оценить такое поведение людей? Как можно назвать таких людей? Можно ли назвать их жестокими? - В чем выражалась жестокость людей в данном произведении? Как поступали люди с животными? Справедливо ли они поступали? С чем сравниваются животные?(Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединены союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.) -Найдите в тексте слово ухватил. Прочитайте предложение полностью. Подберите синоним к слову ухватил.( поймать) -Почему автор употребил именно это слово, а не поймал, какой оттенок значения важен для него? (Ухватил – значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку, т.е. человеку было безразлично, кто попался ему под руку). Чтение до слов: «… и положила свою голову ему на лапу». -Рассмотрите иллюстрацию на слайде К какому моменту она относится? Как выглядят животные?(Данная иллюстрация относится к моменту, когда лев и собачка легли спать. Лев выглядит серьезно, гордо, собачка – спокойна, умиротворенно). - А какое предложение вы подписали бы под этой иллюстрацией? (Дружба между львом и собачкой) - Как бы вы назвали взаимоотношения между львом и собачкой? - А какое еще предложение убеждает нас в том, что собачка и лев подружились.( когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке). -Теперь давайте выясним, почему они подружились? (Собачка заинтересовала льва) - В своем произведении Л. Н. Толстой не описал подробно ни внешность собачки и льва, ни их переживания. Но он много рассказал о поведении этих животных. - Найдите и прочитайте слова о том, как вела себя собачка при встрече со львом.( собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки, собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком, собака вскочила и стала перед львом на задние лапки) -Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что удивило его в поведении собачки? Давайте попробуем расшифровать язык собаки. -Поджала хвост, прижалась в угол клетки – ? (страх)Ребята, она испугалась, обрадовалась или разозлилась? -машет хвостиком - ?(дружелюбие)Ребята, когда собака машет хвостиком, что это значит? Она радуется, боится или злится? -легла на спину - ? (доверие) Ребята, у животных самым слабым местом является живот. При любой опасности, животное старается спрятать свой живот. Какой вывод мы можем сделать, почему собачка легла на спину? -встала на задние лапки - ?(покорность, преданность)Ребята, она испугалась, обрадовалась или разозлилась? -Что же сказала льву собачка своим поведением?(что она хочет дружить со львом, не боится его). Чтение до слов: «Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке» -Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? Ребята, а где находились наши главные герои? ( в клетке). Их выпускали гулять? (нет). Чем они занимались в клетке? ( смотрели на посетителей, ели мясо, спали, играли). Как вы считаете, ругались ли наши герои? (нет). Какой вывод мы можем сделать? (Жизнь в клетке в неволе не весела, и не особо богата событиями) Чтение до конца -Найдите и прочитайте отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой. Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней). -Какие чувства испытывает лев от потери собачки? (Безысходность, он не знает, как вернуть своего друга.) -С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитайте. (Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих.) -Ребята, а что значит «ощетинился». (Поднять шерсть, щетину на спине, готовясь защищаться или нападать) -А как вы понимаете слово «бился»? (Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения). -А как вы понимаете слово «метался»? (Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону) -Глаголы помогают нам понять переживания героя. -Почему лев не принимает новую собачку? (Друзей не меняют, был ей предан). -Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережив её на несколько дней. - Мы сейчас говорили о животных: диком хищнике – льве и маленькой собачке. Проанализировали их поведение и взаимоотношения. - Ответьте на вопрос, который я задавала в начале урока: могут ли они испытывать чувства так же, как человек? -Да, животные способны испытывать глубокие чувства (дружбу, верность …), которые мы привыкли видеть в людях. -А как вели себя люди в рассказе «Лев и собачка»? Какими словами мы можем охарактеризовать их поступки? Люди вели себя по-разному. Найдите в тексте отрывок, который говорит, что люди были жестоки….., равнодушны….., полны раскаяния…., испытывали жалость……
-А как бы вы повели себя в такой ситуации? Отдали бы вы собачку льву, для того чтобы самому посмотреть на животных? Какие еще чувства могли испытывать человек, животные? А если бы сложилось все по другому, какие бы чувства мы испытывали? -Итак, Л. Толстой показал в рассказе, как совершенно разные животные, по размеру, образу жизни, характеру, могут испытывать глубокие и сильные чувства к друг к другу. Эта история доказывает нам то, что животные, так же как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее человека. -И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности. Эта удивительная история про зверей помогает понять нам , людям, что дружба – это великое чудо. Дружба нужна всем, живущим на нашей планете, потому что все нуждаются во взаимопонимании, защите и помощи. |
Личностные УУД: умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; умение выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; умение ориентироваться в тексте учебника; Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме;
Познавательные УУД: умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; умение представлять информацию в виде схемы; умение обобщать и классифицировать по признакам Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
|
||||||||
Обобщающая работа.
2 мин |
Сравнение произведений И. Тургенева «Воробей» и Л. Толстого «Лев и собачка» У И. С. Тургенева есть рассказ «Воробей», который заканчивается такими словами: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». -Как вы понимаете эти слова?(Ради любви и близкого человека мы готовы на все) -Можно ли этими словами закончить и рассказ Толстого «Лев и собачка»? (Да, нет.) Объясните свою точку зрения.
|
Личностные УУД: умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; Познавательные УУД: умение выявлять сущность, особенности объектов; Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; |
||||||||
Работа в группах. (доп.)
10 мин
16 слайд
|
-А теперь попытаемся передать наши чувства по отношению к героям рассказа. Для этого я предлагаю вам творческое задание. Работать будете по группам. 1 гр. Художники. Какие иллюстрации вам бы хотелось нарисовать к этому рассказу? (1-2 иллюстрации) 2 гр. Писатели. Придумать свой конец рассказа от слов: «Так прожили лев и собачка целый год»; (1-2 предложения) 3 гр. Режиссёры. Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бысостояться между ними при первой встрече? Составьте диалог «Встреча собачки и льва» (устно 2-3 фразы) 4 гр. Литературоведы. Выберите пословицы, которые передают основную мысль были: Без друга в жизни туго. Верному другу цены нет. Не мил свет, когда друга нет. Не будь сыт куском, будь сыт другом. Докажите правильность выбора. |
Личностные УУД: умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение работать в паре, в группах. |
||||||||
Этап рефлексии
3 мин
17 слайд |
-Ребята, наш урок подошел к концу. -Что больше всего вам понравилось на уроке? -Посмотрите на доску. Перед вами чемодан, мясорубка и мусорная корзина. Если знания, полученные сегодня, вам пригодятся в вашей жизни, вы будете бережно хранить их, вы согласны со всем, о чем мы с вами сегодня говорили, то приклейте фишку к чемодану. Если вы сомневаетесь, и вам нужно время для размышления, для переработки информации, то приклейте фишку к мясорубке. Если вам не пригодятся полученные знания, то приклейте фишку на мусорную корзину. -Спасибо за урок! До свидания! |
Личностные УУД: Адекватное принятие и понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные УУД: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.