Бульбаха С.И.
Тема: Рыцарь Вася
Цели урока:
Оборудование урока: Выставка книг Ю. Яковлева, портрет писателя, картинка с изображением рыцаря, иллюстрация к рассказу «Рыцарь Вася», высказывания известных философов и писателей.
Оформление доски:
1. Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных
начинаниях. |
|
4. При красоте тела невольно веришь в красоту души. При
красоте души не замечаешь физического несовершенства. |
1 . Создание коллаборативной среды.
Настрой на урок. Давайте поприветствуем наших гостей.
Тренинг «Поздороваемся» Ладошки, локти, плечики, ушки, лобик, носик, спинка.
– Что почувствовали? Какое настроение?
Вы, на уроках работаете по – разному.
– Ребята, сегодня я предлагаю вам сесть в группы. Нам нужно создать группы для сотрудничества.
Приём «Рыцарский орден».
– А теперь я хотела бы узнать о вас немного больше. Сейчас на стикерах напишите, какой Я? Это поможет мне побольше узнать о вас.
Выходят, зачитывают прикрепляют к букве Я.
– Спасибо!
Выберите, кто в каждой группе будет спикером.
Готовы для сотрудничества? Вспомним правила работы в группе.
-Дружно, не перебивать друг друга, уметь выслушать мнение каждого. Помогать.
Учитель читает стихотворение
Когда-то в средние века
Повсюду жили рыцари.
И жизнь была их нелегка
В железной амуниции.
Гордились рыцари собой,
Мечами и доспехами.
Играли рыцари с судьбой
И на турниры ехали.
Но вот полтыщи лет назад
Не стало их на свете.
Но так лишь только говорят –
Я не согласен с этим.
– С чем, ребята, не согласен автор стихотворения? А вы как считаете?
– Такие понятия, как «рыцарь», «рыцарский поступок», исчезли в наши дни из повседневной жизни. Поэтому часто от наших дам в адрес мужчин мы слышим упрёк: «Где же ваше рыцарство?»
– Кто из вас знает, кого в прошлом называли рыцарями? (можно использовать метод мозгового штурма: ваши ассоциации, связанные со словом «рыцарь») - Какие ассоциации у вас возникают , когда вы слышите слово «рыцарь». Работа идёт в группах.
РЫЦАРЬ
Рассказ учителя истории Бисенгалиевой А.Б.о рыцарях
– В средние века рыцарями называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжёлые доспехи, были вооружены копьём и мечом. Чтобы стать рыцарем, нужно было пройти специальную подготовку. В семь лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам. Они обучали их скакать верхом, стрелять из лука, метать копьё, владеть мечом. Кроме военных наук, мальчиков приучали держать данное слово, быть вежливым, выручать друга из беды, заступаться за слабого и обиженного, благородно и возвышенно относиться к женщине.
Кто же такой рыцарь? Зачитаем справку из словаря. (читает ученик)
Рыцарь – это слово немецкое, Ritter, т.е. всадник, самоотверженный, благородный человек, в средние века – феодал, тяжеловооружённый конный воин. Он получал особое рыцарское воспитание, участвовал в турнирах. (обращаем внимание на картинку с изображением рыцаря)
Обобщив услышанное, составьте рассказ
– Вам выданы карточки со словами, относящимися к слову «рыцарь». Ваша задача, используя данные слова, составить рассказ о рыцаре.
смелый, отважный воин, прошедший специальную подготовку,
всегда собранный и подтянутый. |
|
Внешние и физические данные |
держит данное слово, вежливый, |
|
духовные начинания |
– Какого же человека мы называем рыцарем в наши дни? (В наши дни рыцарем называют человека, готового на подвиг во имя другого человека, умеющего держать данное слово, быть вежливым, благожелательным, заступаться за младшего, слабого. Рыцарь готов в любую минуту броситься на помощь другим, и в его груди бьётся благородное сердце.)
ФОНОГРАММА
Введение в тему урока. Звучит фонограмма с мелодией к мультфильму «Умка»
Узнали ли вы эту песню,? Где вы её слышали? Можете ли назвать автора слов?
-Слова к этой доброй, душевной песне написал замечательный человек, писатель, поэт Юрий Яковлев. А музыку композитор Евгений Крылатов.
– А вам знаком этот писатель?
– Да, конечно, вы на прошлом уроке познакомились с творчеством этого человека
Портрет.
Произведения писателя проникнуты добротой, любовью и дружбой . Доброта – Основная черта его творчества
Вот эти слова Ю. Яковлева я хочу взять как эпиграф к уроку.
У Юрия Яковлева, портрет его на доске, есть рассказ, который называется «Рыцарь Вася».
– Вас ничего не удивило в названии рассказа, ничего не показалось необычным, странным? (имя рыцаря)
– А какие имена носили рыцари? (Ричард, Айвенго, Роланд и др.)
– Можно уже по названию рассказа определить, о каком времени пойдёт речь? Увидим ли мы рыцарские турниры, во время которых устраивались соревнования в воинском мастерстве?
«Добрым быть хорошо и радостно. Добро приносит человеку то удовлетворение, какого не узнает никогда злой. Быть добрым – счастье». Ю. Яковлев. ( на доску).
– Ребята, как вы думаете, все ли проблемы вы раскрыли на прошлом уроке?
Нет. – О чём вы хотели бы узнать? О Васе – Что же мы будем делать на уроке?
Мы будем дальше разбирать содержание рассказа, знакомиться с героями, давать им характеристику, читать, рассуждать и делать выводы).
– Да, Вот сегодня мы продолжим работу над содержанием данного произведения, перечитаем наиболее яркие фрагменты рассказа, сопоставим героев рассказа и поговорим о смысле жизни и кого мы можем назвать рыцарем в наше время.
«А в его груди билось благородное сердце рыцаря».
– Давайте определим, что рыцарское прячется в Васе. Для этого мы проведём исследование, в ходе которого, я думаю, найдём ответ на вопрос.
– Цитатами докажем, был ли Вася рыцарем? И если был, то ответим, в чём заключалось его рыцарство. У вас на столах есть листочки с цитатами, вы должны выбрать нужные и зачитать.
– Как выглядел Вася?
– Что ещё можно о нём сказать?
2. «Приятели называли его тюфяком. За его медлительность, неповоротливость и неловкость. Если в классе писали контрольную работу, то ему всегда не хватало времени – он раскачивался только к концу урока. Если он пил чай, то на столе вокруг его блюдца образовывалась большая чайная лужа. Он ходил вразвалку и обязательно задевал за край стола или сбивал стул. И новые ботинки за неделю стаптывал так, словно вместе с Суворовым совершал переход через Альпы. Вид у него был сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть. У него всё валилось из рук, всё не ладилось. Одним словом, тюфяк.»
3. «Он мечтал о подвигах, а его жизнь проходила однообразно и буднично.»
4. «Он плёлся к доске, задевая ногой парты, и долго сжимал в пальцах мел, словно хотел из него что-то выжать. Решая задачу, он сопел так, словно в руке у него был не мелок, а тяжёлый камень, который без конца опускал и поднимал. Он думал… медленно и тяжело…»
5. «На уроках физкультуры он был предметом общих насмешек. Когда ему предлагали пройти по буму, ребята уже заранее начинали хихикать. Он делал несколько трудных шагов, потом вдруг терял равновесие, беспомощно хватался руками за воздух и наконец с грохотом спрыгивал на пол. Через коня ему тоже не удавалось перепрыгнуть. Он застревал на чёрной кожаной спине и некоторое время восседал, как всадник в седле. Ребята смеялись, а он неуклюже сползал на животе на пол и шёл в строй.»
6. «Ему не везло буквально во всём.»
7. «Он привык к судьбе неудачника. Обычно неудачники сердятся на других, а он сердился на самого себя. Он давал себе слово измениться и начать новую жизнь. Старался быстрее двигаться, говорить почти криком и ни в чём не отставать от ребят. Но из этого ничего хорошего не выходило. Дома со стола летели чашки, в классе проливались чернила, а от резких движений его куртка лопалась где-нибудь под мышкой.»
– Портрет рыцаря перед нами появляется? (нет) Почему?
– Где и когда Вася чувствовал себя хорошо? (в музее, в мечтах)
– Чего ждал Вася от окружающих? (поддержки)
– А в свой адрес слышал:
– Как должны были поступить окружающие?
– Внешне Вася совсем не похож на рыцаря. А какой поступок позволяет нам судить о нём как о рыцаре? (спасение малыша)
– Давайте словами из текста подтвердим самоотверженность, смелость Васи.
– Оцените поступок Васи.
– В этом рассказе есть герой и антигерой. Как вы думаете, кого можно назвать героем, а кого антигероем? Объясните свою точку зрения.
– Сделайте вывод, кто такой антигерой?
– «Неожиданно он подумал, что если бы на нём были тяжёлые рыцарские доспехи, то лёд сразу бы проломился и он не сумел бы спасти пацана»
– Как вы считаете, эти слова Васи вносят сомнение в его мечту стать рыцарем?
– А какие слова подтверждают, что Вася продолжает жить своей мечтой? («Он с трудом протиснулся за парту – сдвинул её с места, – а когда начался урок, взял в короткие пухлые пальцы тоненькую ручку и в тетрадке по арифметике стал рисовать рыцаря.»
– Прочитайте афоризмы (записаны на доске или на листочках), объясните каждое из высказываний (работа в группах) и подумайте, все ли мысли, выраженные в них, нашли отражение в сегодняшнем уроке?
Исследование.
– Предметом нашего сегодняшнего разговора являются проблемы, которые автор поднимает в своем рассказе «Рыцарь Вася». Очень важно понять, каким образом писатель заставляет нас радоваться или волноваться за героев, соглашаться с ними или нет, может даже осуждать их.
– Давайте определим, что рыцарское прячется в Васе. Для этого мы проведём исследование, в ходе которого, я думаю, найдём ответ на вопрос.
Работа в парах.
Как характеризуют Васю окружающие?
1 пара – Найти в тексте
Какова внешность Васи?
2 пара –
Его манеры, действия.
3 пара – Отношение к нему окружающих .
4 пара – Отношение самого автора
Проверка.
И только добрый, умный автор знает о мальчике самое главное. Качество, без которого не может быть рыцаря? «…а в его груди билось благородное сердце…»
Индивидуальная работа.
– Каким видит себя Вася в реальности и в мечтах?
В реальности в мечтах
Медлительный закованный в блестящие стальные доспехи
Неповоротливый в шлеме с опущенным забралом
ходит вразвалку на белом коне
сонный вид защитник слабых и обиженных
толстый
– Почему героя рассказа называли тюфяком? Кто такой тюфяк?
Находят значения этого слова в Толковых словарях.
1 гр. В словаре Даля
2 гр. В словаре Ожегова
Зачитывают.
Тюфяк
-а, м. I. Мешок, набитый сеном, чем-н. мягким и служащий матрасом. Соломенный т. 2. перен. О вялом, безвольном, медлительном человеке (прост.). II уменьш. тюфячок, -чка, м. (к 1 знач.). II прил. тюфячный, -ая, -ое (к 1 знач.).
Работа по учебнику.
– А сейчас 1 группа найдёт и зачитает, как вёл себя Вася на уроках
«Он плёлся к доске, задевая ногой парты, и долго сжимал в пальцах мел, словно хотел из него что-то выжать. Решая задачу, он сопел так, словно в руке у него был не мелок, а тяжёлый камень, который без конца опускал и поднимал. Он думал так медленно и тяжело…»
2 группа, как вёл себя на уроке физкультуры
Стр. 126 – 127
Молодцы!
– Справедливо такое отношение со стороны окружающих?
– Ребята были несправедливы к нему. Ну и что, что толстый, неуклюжий.
Ведь он растет, внешность постоянно меняется, формируется.
Мы все растём и все становимся разными.
– А что делает главный герой в ответ на обидные слова?
(Он привык к судьбе неудачника)
Давайте зачитаем этот абзац. Стр. 127 вверху.
– Ребята, после данного исследования, можем ли мы сказать, что перед нами уже возник образ рыцаря?
– Нет.
– О чём предупреждало ребят радио?
– Что же случилось однажды на реке?
Почему Димка Ковалёв стал кричать и звать Васю?
– А сейчас индивидуально каждый, разгадает зашифрованные слова с помощью букв алфавита.
Расшифруй слово.
А -1 |
Б-2 |
В-3 |
Г-4 |
Д-5 |
Е-6 |
Ё-7 |
Ж-8 |
З-9 |
И-10 |
Й-11 |
К-12 |
Л-13 |
М-14 |
Н-15 |
О-16 |
П-17 |
Р-18 |
С-19 |
Т-20 |
У-21 |
Ф-22 |
Х-23 |
Ц-24 |
Ч-25 |
Ш-26 |
Щ-27 |
Ь-28 |
Ы-29 |
Ъ-30 |
Э-31 |
Ю-32 |
Я-33 |
1 группа каждый отгадывает слово
4, 6, 18, 16, 11 – герой
2 группа
1, 15, 20, 10, 4, 6, 18, 16, 11 – антигерой
– Проверьте у каждого в группе, что получилось
– Как вы считаете, кто в произведении является антигероем
Карточки на доску
Герой Антигерой
Вася Димка
– Работа со словарями . Найти значение слов «герой» и «антигерой»
Герой
-я, м. 1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.
Антигерой
– литературный персонаж, представляющий собою наиболее полное воплощение отрицательных черт и качеств.
– А сейчас вы составите сценарий спасения мальчика. Обыгрывание. Интерпретация.
Сценарий спасение мальчика.
1 группа – создаёт шум, как ведёт себя Димка.
2 группа – эпизод спасения мальчика.
Молодцы. Спасибо! Вы – настоящие артисты!
– Ребята, а как вы ведёте себя на реке?
– Какую опасность таит тонкий лёд?
– Будьте всегда внимательны!
Работа в парах по проверке д-з.
– Дома, вы, ребята рисовали рисунки. Каждый посмотрит и оценит своего товарища. Приём «Две звезды – одно пожелание»
Выслушать несколько ответов.
– Каждый вывешивает свой рисунок на доску.
– Что произошло в актовом зале? Дайте характеристику действиям Димки Ковалёва.
– Согласны ли вы с таким финалом, концовкой? Почему?
(Произошла несправедливость: школа не узнала настоящего героя)
– С чем же встретился наш герой?
– А наш герой встретился, к сожалению, с подлостью и обманом. Здесь бы и сказать на линейке, кто совершил подвиг, кто на самом деле спас малыша, но «от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно, и все три бугорка покраснели».
Ребята, Я считаю, что он тюфяк: «поплёлся, с трудом протиснулся, сдвинул парту. В конце концов, сам поверил, что Димка – герой вчерашнего происшествия».
Какой же он рыцарь?
– А как считаете вы?
Убедите меня в обратном, что он не тюфяк.
–Вывод ребят «Он просто внешне такой. А за внешней оболочкой, неуклюжей фигурой скрывается горячее сердце».
– Какой момент в рассказе вы считаете самым важным? Как называется самый остросюжетный момент в развитии действия?
– «Кульминация. Это тот момент, когда Вася спасает первоклассника».
– Какова основная идея рассказа?
Важна ли внешность, чтобы быть героем?
(Главное не внешность героя, а внутреннее благородство, способность не раздумывая прийти на помощь)
– Какое значение имел в виду автор, внося в название рассказа слово «рыцарь»?
Разве рыцарем обязательно нужно быть в шлеме, на коне?
-Как думаете, можем ли мы Васю назвать Рыцарем нашего времени?
Да.
Да, это мы и исследовали в течение нашего урока.
– Сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Вам нужно будет найти выход из критической ситуации.
– Я думаю, что вы тоже достойны быть рыцарями. Итак, приступим к ритуалу. Обязательный рыцарский ритуал:
Клянёмся рыцарями быть!
Всегда спасибо говорить,
Добрый день, до свидания,
Нет в мире выше рыцарского звания!
Клянёмся рыцарями быть!
И лень, и грубость позабыть,
Учиться этикету –
Науку помнить эту.
Клянёмся рыцарями быть!
В борьбе со злом добро добыть.
Невежу разить мечом волшебным
И строгим словом, и целебным.
Клянёмся рыцарями быть!
Групповая работа
– А сейчас, составьте Пятистишье с главным словом Вася .
Синквейн. Проверка.
Похвала! Оценивание смайлами. Повесить на доску.
– Вы, ребята, были прекрасными исследователями. И сейчас я предлагаю вам провести рефлексию настроения и эмоционального состояния.
Большие смайлы «Отлично!» и «Хорошо»
Прикрепление своих смайлов с вашим настроением на доску.
Рефлексия деятельности.
Сегодня на уроке
Я узнал…(кто такой герой, антигерой. рыцари)
Я понял… (что не внешность красит человека, а его добрые дела)
Я хотел бы узнать…(как будет жить Димка со своей совестью, узнает ли школа, кто на самом деле спас мальчика)
На уроке мне понравилось…
Свою работу я оцениваю…
Д-з творческого характера. Придумать продолжение рассказа.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.