Литературное чтение 4 класс. Тема: В.Осеева. « Волшебное слово»
Оценка 4.9

Литературное чтение 4 класс. Тема: В.Осеева. « Волшебное слово»

Оценка 4.9
Разработки курсов
docx
31.01.2020
Литературное чтение 4 класс. Тема: В.Осеева. « Волшебное слово»
С помощью волшебных слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Вежливые слова оказывают «волшебное» действие на человека.
Откр.урок по литер.чтению.docx


                                   \

 

Предмет: литературное чтение

Тема: В.Осеева. « Волшебное слово»

Тип урока:   Урок «открытия» нового знания

Формирование УУД:

1.Личностные действия:

1.1формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
1.2формирование  мотивации к обучению и познанию
1.3 формирование  целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
1.4формирование уважительного отношения к иному мнению

2.Регулятивные действия:

2.1овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
2.2освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
2.3 формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
2.4освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
2.5овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности

3.Познавательные действия:

3.1 осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире и  людей.
3.2формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи
3.3установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство

4.Коммуникативные действия:

4.1формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме
4.2формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач
4.3 формирования умения слушать и вступать в диалог

 

 

 

Этап урока

Действия учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг.

момент

-Здравствуйте, дети.

Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, давайте подарим им улыбку.

Давайте улыбнёмся друг другу и поприветствуем.

-Что мы показываем человеку, когда улыбаемся ему?

В мире существует много форм различных приветствий, например. Но всегда при встрече люди улыбаются друг другу.

жители Европы , здороваясь, приподнимают шляпу и отдают лёгкий поклон, в Конго в знак приветствия встретившиеся люди протягивают навстречу друг другу обе руки и при этом дуют на них, японцы рукопожатиям предпочитают поклоны, которые тем ниже и длительнее выполняются, чем важнее персона, которой они адресованы.

-Как можно назвать людей, которые всегда здороваются?

-А как вы объясните, кто такой вежливый человек?

Ведь улыбка помогает нам показать своё доброе отношение, расположение. А когда мы здороваемся, мы желаем окружающим здоровья.

Дети показывают, как здороваются в разных странах.

 

 

 

 

 

 

Вежливые

 

2.Актуали-зация знаний

(работа в парах)

То есть вежливый человек использует в своей речи вежливые слова.

Давайте проверим, все ли слова вы помните.

Чтобы лучше вспомнить вежливые слова,  мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Кто знает ответ – поднимает руку.

Встретив зайку, ёж-сосед                
Говорит ему: «…»   (Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»   (Здравствуй!)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»   (До свиданья!)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»   (Извини!)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»   (Спасибо!)
Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…»   (Браво!)
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»   (Будь здорова!)

 

Молодцы! Ребята вежливые слова называют ещё волшебными.

-А почему их так называют?

С помощью волшебных слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Вежливые слова оказывают «волшебное» действие на человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Постановка

учебной задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

4.«Открытие нового знания»

- Первичное чтение учителем и детьми.

 

-Словарная работа

 

Как вы думаете, о чем сегодня будем читать, чему будем учиться?

- Имя автора, произведение которого мы сегодня будем читать?       ………….

- Да сегодня мы будем работать с произведением Валентины Осеевой.

Давайте послушаем биографию Валентины Осеевой.

-Что такое биография?

Биографию рассказывает учащийся.

 

Откроем страницу 87.

- Как называется произведение, которое мы сегодня будем читать?

-Как вы думаете,  о чем оно будет?

- Послушайте рассказ и затем ответьте на вопрос : о каком волшебном слове идет речь в рассказе?

 

Прежде, чем знакомиться с содержанием рассказа, давайте потренируемся читать слова,сложные слова. А теперь выясним смысл некоторых слов, встречающихся в тексте.

Чуть не поддал хорошенько - чуть не ударил.

Стряпала - готовила пищу.

Противень - тонкий металлический лист с загнутыми краями.

 

 

 

(предположения детей)

 

 

 

 

 

 

(предположения детей)

Слушают чтение рассказа учителем, называют волшебное слово, о котором идёт речь в рассказе.

 

Выясняют значение некоторых слов встречающихся в тексте

 

5.Первичное закрепление

-Проверка восприятия

- Назовите главного героя рассказа.

- Понравился вам мальчик? Почему?

- Почему сестра, бабушка, брат не хотели выполнять просьбы Павлика в начале рассказа?

Кто помог мальчику?

- Какое волшебное слово старик открыл мальчику?

Слово оказалось по-настоящему  волшебным.  Ребята, поднимите руку те, кому уже приходилось просить о чём-то.

-А что такое просьба?

Просьба – вежливое обращение к кому-либо, призывающее сделать что-либо.

-Ребята, как, при помощи чего можно выразить просьбу? 

Сейчас двое из вас покажут сценку, а вы догадайтесь, о чем они просят.

Сценка: Стоит стул, на котором сидит один из учеников. Один без слов просит другого уступить место.
С помощью чего была выражена просьба?

-Как её выразить с помощью слов?

Сейчас двое из вас покажут эту сценку, только со словами. 

-Какое вежливое слово нужно использовать, когда о чем-либо просишь?

Называют имя главного героя рассказа. Объясняют своё мнение. Отвечают на вопросы по содержанию рассказа.

 

(жесты, мимика, слова) 

 

С помощью жестов и мимики

 

Пожалуйста.

 

6.Физ.минутка

Игра "Пожалуйста".

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста». Эта игра на внимательность. Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста», если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.

Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!

Руки на пояс!

Пожалуйста, руки на пояс!

Выполняем приседания!

Приседаем 2 раза, пожалуйста!

Прыгаем, как зайчики!

Пожалуйста, сделали вдох и выдох!

Пожалуйста, садимся на свои места!

- Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!

Играют в игру по правилам. Выполняют движения.

 

7.7.Самостоятель-ная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

   -  -Повторное чтение

 - Работа над содержанием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Работа в группах

 

 

 

-

 

Сейчас мы прочитаем рассказ «по цепочке.»

-Как нужно произносить волшебное слово?

 

- Каким мы видим мальчика?

-  Как он разговаривал с окружающими?

- Нравится ли он вам?

Чем он вам не нравится?

- Что случилось с Павликом?

 - Можно ли было помочь мальчику?

Чем? - Кто помог Павлику?

- Прочитайте, как выглядел старик?

- Как вы думаете, что шепнул старик на ухо Павлику?

- Напомните мне, как нужно говорить это волшебное слово?

- Почему мальчик поверил старику?

- Изменило ли поведение Павлика волшебное слово?

- Теперь давайте проследим, как подействовало на окружающих волшебное слово Павлика. Найдите в тексте и прочитайте….

1 группа: Найдите и прочитайте, как изменилось поведение сестры, когда мальчик сказал ей волшебное слово.

2 группа: Найдите и прочитайте, как отреагировала на волшебное слово бабушка.

3 группа:  Почему старший брат согласился взять Павлика кататься на лодке?

 - Каким становилось настроение у людей, когда они слышали волшебное слово? 

- Как звучит это слово?

- Изменилась ли жизнь мальчика, после того, как он раскрыл тайну волшебного слова?

- Можно ли старика назвать волшебником?

Почему?

- Почему старик помог мальчику?

- Каким стал мальчик, после общения со стариком?

покойным голосом, ласково, с добротой.

 

Сердитый мальчик

красное сердитое лицо. Грубо

(Нет).

(Он не воспитанный)

(Его все гнали от себя, не хотели с ним общаться)

(Помочь стать вежливым, воспитанным)

(Старик).

(Волшебное слово: «пожалуйста»).

 

( Потому что он был похож на волшебника)

(Да, он стал добрым)

(Лена широко раскрыла глаза, смущённо пробормотала….)

 (Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке).

(За столом сразу все замолчали. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы).

Оно становилось хорошим)

Пожалуйста

 

Изменилась, все стали относится к мальчику по-доброму,  как он этого и заслуживал

 

8. Включение нового                    

знания в систему знаний и повторение.

- Перед вами конверты , в них вы найдете части пословиц. Ваша задача,собрать из частей целые пословицы и  подумайте, какая из них точнее выражает главную мысль рассказа.

Добрый человек….                потом – говори.

 Сначала думай…..                    добром и платят.

Вырасти вырос ……..              добру и учит.

Век живи……….                      а ума не вынес.

За добро……….                        век учись.

 

- Какая пословица подходит к нашему произведению?

- Так  какова главная мысль рассказа?

 

- Кто на самом деле творил чудеса?

 

- Как часто и в каких случаях вы употребляете волшебные слова? (Часто, когда кого – то благодарим, здороваемся, желаем доброй ночи, доброго утра, что – то просим, извиняемся, прощаемся)

- Как бы вы хотели, чтобы люди относились к вам?

- Что для этого нужно?

Если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми.

-Что посеешь, то и пожнешь.

За добро добром и платят, волшебные слова действительно существуют, надо говорить такие слова, чтобы вокруг все дружили между собой

1Добрый человек добру и учит.

2Сначала думай, потом говори.

3Вырасти вырос, а ума не вынес.

4Век живи, век учись.

5За добро добром и платят.

Добрый человек добру и учит

За добро добром и платят

Мальчик, когда говорил слово «пожалуйста»

 

По – доброму, с уважением.

 

 

9.Резерв

Вежливость проявляется не только в словах, но и на деле. Послушайте несколько ситуаций, и определите, кто поступает вежливо, а кто нет.

Ситуация 1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?». 
Вопросы: Ответит ли прохожий мальчику? Исправьте ситуацию так, чтобы в ней прозвучала вежливая просьба.
Ситуация 2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись.
Вопросы: Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому 11 лет?
Ситуация 3. Учительница задала вопрос классу. Аня знает ответ и , как и положено ученице подняла руку для ответа. А Стёпа выкрикнул ответ, не дав ответить другим ребятам.
Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Стёпе?

 

 

10.Итог урока

- Какие  «волшебные»  слова мы сегодня вспомнили?

- Как они действуют на людей?

-С какой целью надо употреблять «волшебные» слова?

Люди становятся

добрее, улыбаются

в ответ чтобы доставить людям приятное.

 

11.Рефлексия деятельности

Прежде чем я назову отметки за урок, попробуйте вы сами оценить свою работу на уроке.

Сделать это нам помогут карточки на парте.

Но будьте внимательны:

-если вам урок понравился, вы довольны собой и у вас всё получилось-солнышко

- если на уроке у вас получилось всё хорошо, но могли бы сделать лучше-солнышко с тучкой

- а если на уроке вы испытывали трудности, не всё получилось-тучка.

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Литературное чтение 4 класс. Тема: В.Осеева. « Волшебное слово»

Литературное чтение 4 класс. Тема: В.Осеева. « Волшебное слово»

\

\

Предмет: литературное чтение

Предмет: литературное чтение

Этап урока Действия учителя

Этап урока Действия учителя

Но сказал он «…» (Извини!)

Но сказал он «…» (Извини!)

Противень - тонкий металлический лист с загнутыми краями

Противень - тонкий металлический лист с загнутыми краями

Самостоятель-ная работа с проверкой по эталону

Самостоятель-ная работа с проверкой по эталону

Можно ли старика назвать волшебником?

Можно ли старика назвать волшебником?

Добрый человек добру и учит

Добрый человек добру и учит
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020