\
Предмет: литературное чтение
Тема: В.Осеева. « Волшебное слово»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Формирование УУД:
1.Личностные действия:
1.1формирование
готовности и способности обучающихся к саморазвитию
1.2формирование мотивации к обучению и познанию
1.3 формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве и разнообразии природы
1.4формирование уважительного отношения к иному мнению
2.Регулятивные действия:
2.1овладение
способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления
2.2освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
2.3 формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
2.4освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
2.5овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности
3.Познавательные действия:
3.1 осознание
целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в
мире и людей.
3.2формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной речи
3.3установление причинно- следственных связей, построение логической цепи
рассуждений, доказательство
4.Коммуникативные действия:
4.1формирование умения
строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять
тексты в устной форме
4.2формирование умения использовать речевые средства и средства для решения
коммуникативных и познавательных задач
4.3 формирования умения слушать и вступать в диалог
Этап урока |
Действия учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
||
1.Орг. момент |
-Здравствуйте, дети. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, давайте подарим им улыбку. Давайте улыбнёмся друг другу и поприветствуем. -Что мы показываем человеку, когда улыбаемся ему? В мире существует много форм различных приветствий, например. Но всегда при встрече люди улыбаются друг другу. жители Европы , здороваясь, приподнимают шляпу и отдают лёгкий поклон, в Конго в знак приветствия встретившиеся люди протягивают навстречу друг другу обе руки и при этом дуют на них, японцы рукопожатиям предпочитают поклоны, которые тем ниже и длительнее выполняются, чем важнее персона, которой они адресованы. -Как можно назвать людей, которые всегда здороваются? -А как вы объясните, кто такой вежливый человек? |
Ведь улыбка помогает нам показать своё доброе отношение, расположение. А когда мы здороваемся, мы желаем окружающим здоровья. Дети показывают, как здороваются в разных странах.
Вежливые |
|
||
2.Актуали-зация знаний (работа в парах) |
То есть вежливый человек использует в своей речи вежливые слова. Давайте проверим, все ли слова вы помните. Чтобы лучше вспомнить вежливые слова, мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Кто знает ответ – поднимает руку. Встретив
зайку,
ёж-сосед
Молодцы! Ребята вежливые слова называют ещё волшебными. -А почему их так называют? С помощью волшебных слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Вежливые слова оказывают «волшебное» действие на человека.
|
|
|
||
3.Постановка учебной задачи
4.«Открытие нового знания» - Первичное чтение учителем и детьми.
-Словарная работа
|
Как вы думаете, о чем сегодня будем читать, чему будем учиться? - Имя автора, произведение которого мы сегодня будем читать? …………. - Да сегодня мы будем работать с произведением Валентины Осеевой. Давайте послушаем биографию Валентины Осеевой. -Что такое биография? Биографию рассказывает учащийся.
Откроем страницу 87. - Как называется произведение, которое мы сегодня будем читать? -Как вы думаете, о чем оно будет? - Послушайте рассказ и затем ответьте на вопрос : о каком волшебном слове идет речь в рассказе?
Прежде, чем знакомиться с содержанием рассказа, давайте потренируемся читать слова,сложные слова. А теперь выясним смысл некоторых слов, встречающихся в тексте. Чуть не поддал хорошенько - чуть не ударил. Стряпала - готовила пищу. Противень - тонкий металлический лист с загнутыми краями. |
(предположения детей)
(предположения детей) Слушают чтение рассказа учителем, называют волшебное слово, о котором идёт речь в рассказе.
Выясняют значение некоторых слов встречающихся в тексте |
|
||
5.Первичное закрепление -Проверка восприятия |
- Назовите главного героя рассказа. - Понравился вам мальчик? Почему? - Почему сестра, бабушка, брат не хотели выполнять просьбы Павлика в начале рассказа? Кто помог мальчику? - Какое волшебное слово старик открыл мальчику? Слово оказалось по-настоящему волшебным. Ребята, поднимите руку те, кому уже приходилось просить о чём-то. -А что такое просьба? Просьба – вежливое обращение к кому-либо, призывающее сделать что-либо. -Ребята, как, при помощи чего можно выразить просьбу? Сейчас двое из вас покажут сценку, а вы догадайтесь, о чем они просят. Сценка:
Стоит стул, на котором сидит один из учеников. Один без слов просит другого
уступить место. -Как её выразить с помощью слов? Сейчас двое из вас покажут эту сценку, только со словами. -Какое вежливое слово нужно использовать, когда о чем-либо
просишь? |
Называют имя главного героя рассказа. Объясняют своё мнение. Отвечают на вопросы по содержанию рассказа.
(жесты, мимика, слова)
С помощью жестов и мимики
Пожалуйста. |
|
||
6.Физ.минутка |
Игра "Пожалуйста". - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста». Эта игра на внимательность. Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста», если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно. Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза! Руки на пояс! Пожалуйста, руки на пояс! Выполняем приседания! Приседаем 2 раза, пожалуйста! Прыгаем, как зайчики! Пожалуйста, сделали вдох и выдох! Пожалуйста, садимся на свои места! - Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу! |
Играют в игру по правилам. Выполняют движения. |
|
||
7.7.Самостоятель-ная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. - -Повторное чтение - Работа над содержанием
-Работа в группах
-
|
Сейчас мы прочитаем рассказ «по цепочке.» -Как нужно произносить волшебное слово?
- Каким мы видим мальчика? - Как он разговаривал с окружающими? - Нравится ли он вам? Чем он вам не нравится? - Что случилось с Павликом? - Можно ли было помочь мальчику? Чем? - Кто помог Павлику? - Прочитайте, как выглядел старик? - Как вы думаете, что шепнул старик на ухо Павлику? - Напомните мне, как нужно говорить это волшебное слово? - Почему мальчик поверил старику? - Изменило ли поведение Павлика волшебное слово? - Теперь давайте проследим, как подействовало на окружающих волшебное слово Павлика. Найдите в тексте и прочитайте…. 1 группа: Найдите и прочитайте, как изменилось поведение сестры, когда мальчик сказал ей волшебное слово. 2 группа: Найдите и прочитайте, как отреагировала на волшебное слово бабушка. 3 группа: Почему старший брат согласился взять Павлика кататься на лодке? - Каким становилось настроение у людей, когда они слышали волшебное слово? - Как звучит это слово? - Изменилась ли жизнь мальчика, после того, как он раскрыл тайну волшебного слова? - Можно ли старика назвать волшебником? Почему? - Почему старик помог мальчику? - Каким стал мальчик, после общения со стариком? |
покойным голосом, ласково, с добротой.
Сердитый мальчик красное сердитое лицо. Грубо (Нет). (Он не воспитанный) (Его все гнали от себя, не хотели с ним общаться) (Помочь стать вежливым, воспитанным) (Старик). (Волшебное слово: «пожалуйста»).
( Потому что он был похож на волшебника) (Да, он стал добрым) (Лена широко раскрыла глаза, смущённо пробормотала….) (Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке). (За столом сразу все замолчали. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы). Оно становилось хорошим) Пожалуйста
Изменилась, все стали относится к мальчику по-доброму, как он этого и заслуживал |
|
||
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. |
- Перед вами конверты , в них вы найдете части пословиц. Ваша задача,собрать из частей целые пословицы и подумайте, какая из них точнее выражает главную мысль рассказа. Добрый человек…. потом – говори. Сначала думай….. добром и платят. Вырасти вырос …….. добру и учит. Век живи………. а ума не вынес. За добро………. век учись.
- Какая пословица подходит к нашему произведению? - Так какова главная мысль рассказа?
- Кто на самом деле творил чудеса?
- Как часто и в каких случаях вы употребляете волшебные слова? (Часто, когда кого – то благодарим, здороваемся, желаем доброй ночи, доброго утра, что – то просим, извиняемся, прощаемся) - Как бы вы хотели, чтобы люди относились к вам? - Что для этого нужно? Если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми. -Что посеешь, то и пожнешь. За добро добром и платят, волшебные слова действительно существуют, надо говорить такие слова, чтобы вокруг все дружили между собой |
1Добрый человек добру и учит. 2Сначала думай, потом говори. 3Вырасти вырос, а ума не вынес. 4Век живи, век учись. 5За добро добром и платят. Добрый человек добру и учит За добро добром и платят Мальчик, когда говорил слово «пожалуйста»
По – доброму, с уважением.
|
|
||
9.Резерв |
Вежливость проявляется не только в словах, но и на деле. Послушайте несколько ситуаций, и определите, кто поступает вежливо, а кто нет. Ситуация
1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?». |
|
|
||
10.Итог урока |
- Какие «волшебные» слова мы сегодня вспомнили? - Как они действуют на людей? -С какой целью надо употреблять «волшебные» слова? |
Люди становятся добрее, улыбаются в ответ чтобы доставить людям приятное. |
|
||
11.Рефлексия деятельности |
Прежде чем я назову отметки за урок, попробуйте вы сами оценить свою работу на уроке. Сделать это нам помогут карточки на парте. Но будьте внимательны: -если вам урок понравился, вы довольны собой и у вас всё получилось-солнышко - если на уроке у вас получилось всё хорошо, но могли бы сделать лучше-солнышко с тучкой - а если на уроке вы испытывали трудности, не всё получилось-тучка. |
|
|
||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.