Технологическая карта
Урока Литературное чтение
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Дата проведения: 21.04.2021г.
Класс: 3
Образовательная программа: «Школа России»
Тема урока: Н.Носов «Федина задача»
Тип урока: освоение новых знаний.
Цель урока: расширить представление детей о жизни и творчестве Н. Носова, познакомить с рассказом Н.Носова «Федина задача».
Задачи урока:
Дидактические:
-совершенствовать навыки правильного и выразительного чтения,
-умения отвечать на вопросы по содержанию;
-умения делить текст на смысловые части;
-дать представление о роли юмора в рассказе.
Развивающие:
-развивать умение анализировать полученную информацию, делать выводы;
-развивать устную речь учащихся.
Воспитательные:
-на примере рассказа Н.Носова, воспитывать прилежание
-воспитывать умение правильно организовать свой учебный труд,
-воспитывать уважение к окружающим, взаимопомощь;
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
– самостоятельно ориентироваться в содержании учебника, в т.ч. по условным значкам, работать с произведениями в хрестоматии;
– самостоятельно пользоваться разными разделами словаря, помещенного в учебнике;
– выполнять сообщения, используя материалы школьной или публичной библиотеки;
– понимать назначение аннотации на литературное произведение;
Обучающийся получит возможность научиться:
– понимать значимость прочитанного произведения или книги для себя, своего кругозора;
– создавать презентации книг раз личной тематики;
– ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с произведениями отечественной и зарубежной детской литературы разных эпох.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
– выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;
– выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;
– произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;
– самостоятельно работать с учебником;
Обучающийся получит возможность научиться:
– самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
– осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;
– проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;
– осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
– применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;
– искать информацию, представлять найденную информацию;
– уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;
Обучающийся получит возможность научиться:
– пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты;
– воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
– выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;
– участвовать в учебном диалоге;
– принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях;
Обучающийся получит возможность научиться:
– выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;
– устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника);
– контролировать свои действия в коллективной работе;
Планируемые личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
– интерес к содержанию и форме художественных произведений;
– интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;
– интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;
– эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;
Обучающийся получит возможность для формирования:
– понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека;
– чувства ответственности за мир природы;
– умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений;
– понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.
Методы обучения:
- словесные методы: объяснение, беседа;
- наглядные методы: наблюдение;
- практические методы: сам.работа.
Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Используемые ресурсы: презентация, учебник, раздаточный материал.
Этап урока |
Образовательная задача этапа урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма организации учебной деятельности |
Дидактические средства |
Формы контроля |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||||
Организационный момент
|
Цель этапа: включить учащихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока |
Словесный: слово учителя
|
-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов!Садитесь! А теперь давайте проверим вашу готовность к уроку, на парте у вас должны лежать: учебник, тетрадь, дневник, и пенал. Проверьте, всё ли у вас есть!
|
Приветствуют учителя |
Фронтальный |
|
|
|
Регулятивные:самопроверка порядка на рабочем месте, нацеливание на успешную деятельность.
|
Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания.
|
Актуализация знаний.
|
Цель этапа: проведение разминки , актуализация знаний и умений. |
Словесный: фронтальный опрос |
-Итак, сегодняшний урок мы начнём с разминки. I. Речевая разминка. Чтобы выразительно и грамотно читать начнём урок с речевой разминки: 1.Игра “Зеркало”. Я называю звуки, а вы за мной повторяйте только мимикой. Всё внимание! [ А, О, Э,У, Ы, И] 2. Работа над поговоркой -А сейчас мы продолжим работу над дикцией, прочитайте предложения, написанные на доске. -Как вы считаете, к какому жанру они относятся? За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.(Нельзя браться сразу за несколько дел. В таком случае ты ни в одном из этих дел не добьешься успеха.) Ум хорошо, а два лучше.( вдвоем людям проще найти решение проблемы.) Делу время, потехе час.( работе нужно посвящать почти все время, а отдыху – всего лишь час.) Сделал дело, гуляй смело.( нельзя оставлять начатое дело на какой-то другой день, лучше сразу всё сделать и уже после этого получить свой заслуженный отдых.) -Давайте хором прочитаем. -Читаем шёпотом -А теперь читаем громко и внятно -Спросить 1-го учащегося прочитать, и как он понимает данную поговорку? Потом 2-го, 3-го, 4-го учащегося.
|
-поговорки,
|
Фронтальный |
|
|
-формирование лексических умений |
Регулятивные: контроль и коррекция ответов, нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог. Познавательные:
|
|
|
|
|
II. Проверка домашнего задания. - Отправляемся дальше в мир чтения. Кто мне подскажет, какой раздел по чтению мы изучаем? Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.(слайд №1) - А как вы понимаете эту пословицу? - Вспомним, какие произведения мы уже изучили и их автора - Сейчас я буду называть названия изученных вами произведений – вам нужно вспомнить кто его написал. -«Собирай по ягодке – наберешь кузовок» (Борис Викторович Шергин) (слайд №2) - «Цветок на земле» (Андрей Платонович Платонов) - «Великие путешественники» (Михаил Михайлович Зощенко) |
|
|
|
|
|
|
|
Постановкатемы и целей урока.
|
Цель этапа: тренировать навыки, и память, и логику. |
Словесный: фронтальный - целеполагание Словесный: беседа опрос
|
- Сегодня мы добавим в кузовок ещё одну ягодку. Это говорит о том, что мы познакомимся ещё с одним произведением из этого раздела. - Чтобы узнать чье произведение мы будем изучать, нужно отгадать кроссворд по произведению «Великие путешественники». (слайд №3) Кроссворд Работа над кроссвордом. 1. Как звали брата Лёли? (Минька) 2. В какое путешествие отправились герои рассказа? (кругосветное) 3. Как называлась деревня, где находилась дача? (Пески) 4. Какую науку, по мнению мамы, нужно было знать детям, чтобы отправиться в кругосветное путешествие? (география) 5. Какое образование, по мнению папы, должно быть у великого путешественника?(высшее) - Какая фамилия получилась по горизонтали? (Носов) - Какие произведения Николая Николаевича Носова вы знаете? (слайд №4) - Молодцы! - Чтобы узнать как называется произведение, которое мы будем изучать, нужно посмотреть внимательно на это словосочетание и расшифровать его. (слайд №5) « Ачадаз анидеф» («Федина задача») -Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? -А теперь давайте проверим, правильно ли мы озвучили задачи на урок, у вас на парте лежат листочки, возьмите их, и прочитайте внимательно. Вычеркните те, которые не подходят к нашей теме, их всего лишь 2. -А теперь давайте прочитаем задачи, которые на ваш взгляд подходят. 1.Познакомиться с биографией писателя Н. Носова и рассказом «Федина задача».
4.Дать характеристику герою. 5.Подобрать пословицу, выражающую основную мысль рассказа. 6.Ответить на вопрос: «Чему нас научил рассказ?»
|
-Слушают учителя. -Разгадывают кроссворд.
|
Фронтальный,индивидуальный |
|
|
|
Регулятивные: умение формулировать тему и цель урока. Познавательные: постановка и решение проблемы; Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов;
|
Изучение нового материала. |
Цель: познакомить учащихся с новой темой |
Словесный: фронтальный опрос. Практический: работа с учебником
|
(слайд №6) Творчество Н.Носова.(выставка произведений/книг) -Родился Носов на Украине в городе Киеве. В годы учебы в гимназии увлекался музыкой, пением, шахматами, электротехникой, фотографией, писал сценарии для школьного театра и сам играл в спектаклях и т. д. Впоследствии это помогло ему в жизни и творчестве. -Носов не сразу стал профессиональным писателем. К 30 годам он освоил несколько профессий - газетного торговца, чернорабочего, землекопа, писаря, возчика бревен. -Как и многие писатели, сначала Н. Н. Носов придумывал свои рассказы для своего маленького сынишки. Свой первый рассказ «Затейники»- он напечатал в журнале «Мурзилка». -Дети тогда любили читать журнал «Мурзилка». Рассказ понравился читателям. Там же были опубликованы и другие его рассказы «Живая шляпа», «Огурцы». -Они сразу полюбились детям. Юмористический дар соединился с его техническими увлечениями. Читая рассказы, можно не только посмеяться, но и узнать что-нибудь новое, интересное. Как пришить заплатку, сварить кашу, как сделать каток. -Но наибольшую популярность принесли писателю его сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка на Луне», «Незнайка в Солнечном городе». -В «Приключениях Незнайки и его друзей» Носов подробно рассказывает о таких машинах и приборах, устройствах и инструментах, которым только предстояло ещё появиться.
-Все книги Носова наполнены весёлым доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открываешь любую страницу и нельзя удержаться от смеха.
-А теперь давайте откроем учебник на стр.164 вы видите рассказ Н.Носова "Федина задача". Словарная работа: Прежде чем читать этот рассказ, проведем словарную работу с теми трудными словами и непонятными выражениями, которые встретятся в тексте на слайде 9-15: Задачник- учебник. Рокочущий бас- громкий грубый голос. Титулярный советник- чиновник. Отрегулировал- настроил. Чурбан- глупый человек. (в переносном значении). Кафтан- удлиненный пиджак. Растолковал- объяснил. |
-Слушают биографию Носова.
|
Фронтальный, групповой |
|
|
|
Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. |
Личностные: положительное отношение к процессу познания; проявление внимания, желания узнать больше.
|
Изучение нового материала.
Физминутка.
|
|
|
-А теперь прочитайте рассказ про себя, потом я задам вам вопрос «Почему так называется рассказ?» . Читайте внимательно. -Итак, кто еще не прочитал, поднимите руки. -Молодцы ребята, а теперь ответьте на вопрос, почему же так называется рассказ? -Давайте вместе поделим рассказ на части и составим план по рассказу Носова «Федина задача». Т.е для каждой части придумаем озаглавие. 1 часть: Стр. 164 до слов «никто не будет мешать делать уроки» Вопрос: Каким вы представили Федю Рыбкина? (самостоятельный, усидчивый, решил делать уроки сам) -А теперь давайте озаглавим эту часть. «Федя дома один»(слайд №16) 2 часть: Стр.165 до слов «по восемьдесят кг в каждом» Вопрос: Как вы думаете, почему Федя включил телевизор? (чтобы было веселей) «Концерт» 3 часть: Стр. 165-167 до слов: «послышался высокий мужской голос из телевизора» Вопрос: А теперь нравится вам Федя? Почему? ( нет, он рассеянный) «Федя читает другую задачу» 4 часть: Стр. 168 и до конца. Вопрос: Смог ли Фёдор решить задачу? «Федя идёт к Юре» На сколько смысловых частей мы поделили текст? Вопросы по содержанию текста: - Почему же Фёдор не мог прочитать задачу всю сразу? (ему мешала музыка) - Найдите и посчитайте. Сколько раз прочитал Федя задачу? (8) -Найдите и прочитайте фрагмент, почему Федя решил обратиться к своему другу Юре? -Как правильно нужно выполнять домашнее задание? - Можно ли назвать рассказ юмористическим? Почему?(Можно.Мы смеялись над Федей, потому что он не видит причины своей неудачи в решении задачи. Он не видит себя со стороны и не понимает, что попал в смешное положение. Смешное в том, что герой не понимает очевидного, того, что мы, читатели, поняли с самого начала. ) - Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. |
Читают текст. |
Фронтальный |
|
|
|
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, Личностные: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, оценивание усваиваемого содержания. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Личностные: Понимание ценности здоровья |
Практическая работа. |
Цель: закрепление изученного материала. |
Словесный: рассказ учителя |
1. А теперь найдите и прочитайте выразительно тот отрывок, который вам понравился больше всего. Чем понравился? 2. Молодцы, ребята. Усложняем задание. Перескажите произведение по пунктам плана, который мы составили вместе. На слайде 16 Ø Федя дома один. Ø Концерт Ø Федя читает другую задачу Ø Федя идет к Юре. Чтение и анализ пословиц. -Ребята, прочитайте еще раз на доске пословицы, какая из них подходит к нашему тексту. А почему? За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.(Нельзя браться сразу за несколько дел. В таком случае ты ни в одном из этих дел не добьешься успеха.) Ум хорошо, а два лучше.( вдвоем людям проще найти решение проблемы.) Делу время, потехе час.( работе нужно посвящать почти все время, а отдыху – всего лишь час.) Сделал дело, гуляй смело.( нельзя оставлять начатое дело на какой-то другой день, лучше сразу всё сделать и уже после этого получить свой заслуженный отдых.)
|
-Анализируют пословицы и произведение. |
Фронтальный, групповой |
|
|
|
|
|
Рефлексия. Итог деятельности |
Цель: подведение итогов темы, чему научились. |
Практический: работа с учебником по плану Словесный: рассуждения детей
|
-А как вы считаете, какую ошибку совершил главный герой? -А что бы вы ему посоветовали? (по руке). -Кто из героев вам понравился больше всего? -Ребята, так чему учит рассказ Н.Носова ? -Давайте вспомним, что мы делали на уроке? -С каким автором продолжили знакомство? м познакомились? -Молодцы, вы все справились с поставленными задачами. -Спасибо за урок! Урок окончен!
|
-Отвечают на вопросы учителя. |
Фронтальный |
|
|
|
Регулятивные:Самооценка учебной деятельности. Познавательные:Оценка процесса и результата деятельности.
|
|
Домашнее задание. |
Цель этапа: мотивировать учащихся для домашнего выполнения заданий по теме.
|
Словесный: беседа
|
Информация о домашнем задании -Откройте дневники, и запишите домашнее задание. С.164-169, творческий пересказ(от лица Феди).
|
|
Фронтальный |
|
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.