литературное чтение конспект урока

  • docx
  • 26.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала lit.chtenie_21.04.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта

Урока Литературное чтение

                                                                                                                                                                     

 

 

 

 

 

 


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата проведения: 21.04.2021г.

Класс: 3

Образовательная программа: «Школа России»

Тема урока: Н.Носов «Федина задача»

Тип урока: освоение новых знаний.

Цель урока: расширить  представление детей о жизни и творчестве  Н. Носова, познакомить с рассказом Н.Носова «Федина задача».

Задачи урока:

Дидактические:

-совершенствовать навыки правильного и выразительного чтения,

-умения отвечать на вопросы по содержанию;

-умения делить текст на смысловые части;

-дать представление о роли юмора в рассказе.

Развивающие:

-развивать умение  анализировать полученную информацию, делать выводы;

-развивать устную речь учащихся.

Воспитательные:

-на примере рассказа Н.Носова, воспитывать прилежание

-воспитывать умение правильно организовать свой учебный труд,

-воспитывать уважение к окружающим, взаимопомощь;

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

самостоятельно ориентироваться  в содержании учебника, в т.ч. по условным значкам, работать с произведениями в хрестоматии;

– самостоятельно пользоваться разными разделами словаря, помещенного в учебнике;

–  выполнять сообщения, используя материалы школьной или публичной библиотеки;

– понимать назначение аннотации на литературное произведение;

Обучающийся получит возможность научиться:

– понимать значимость прочитанно­го произведения или книги для себя, своего кругозора;

– создавать презентации книг раз­ личной тематики;

– ориентироваться в мире детской   литературы на основе знакомства с произведениями отечественной и за­рубежной детской литературы раз­ных эпох.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: 

Обучающийся научится:

– выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;

– выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;

– произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;

– самостоятельно работать с учебником;

Обучающийся получит возможность научиться:

– самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

– осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;

– проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;

– осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;

Познавательные УУД: 

Обучающийся научится:

– применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;

– искать информацию, представлять найденную информацию;

– уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;

Обучающийся получит возможность научиться:

– пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты;

– воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

– выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;

– участвовать в учебном диалоге;

– принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях;

Обучающийся получит возможность научиться:

– выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;

– устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника);

– контролировать свои действия в коллективной работе;

Планируемые личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

– интерес к содержанию и форме художественных произведений;

– интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;

– интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;

– эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;

Обучающийся получит возможность для формирования:

– понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека;

– чувства ответственности за мир природы;

– умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений;

– понятий о дружбе, сотрудничестве в  коллективе, о взаимопомощи и поддержке.

Методы обучения:

- словесные методы: объяснение, беседа;

- наглядные  методы: наблюдение;

- практические  методы: сам.работа.

 

Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, групповая.

 

Используемые ресурсы: презентация, учебник, раздаточный материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма

организации

учебной деятельности

Дидактические средства

Формы контроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Организационный момент

 

 

 

 

Цель этапа: включить учащихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока

Словесный: слово учителя

 

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов!Садитесь! А теперь давайте проверим вашу готовность к уроку, на парте у вас должны лежать: учебник, тетрадь, дневник, и пенал. Проверьте, всё ли у вас есть!

 

Приветствуют учителя

Фронтальный

 

 

 

Регулятивные:самопроверка порядка на рабочем месте, нацеливание на успешную деятельность.

 

Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания.

 

Актуализация знаний.

 

Цель этапапроведение разминки , актуализация знаний и умений.

Словесный: фронтальный опрос

-Итак, сегодняшний урок мы начнём с разминки.

         I.            Речевая разминка.

Чтобы выразительно и грамотно читать начнём урок с речевой разминки:

1.Игра “Зеркало”.

Я называю звуки, а вы за мной повторяйте только мимикой.  Всё внимание!

[ А, О, Э,У, Ы, И]

2. Работа над поговоркой

-А сейчас мы продолжим работу над дикцией, прочитайте предложения, написанные на доске.

-Как вы считаете, к какому жанру они относятся?

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.(Нельзя браться сразу за несколько дел. В таком случае ты ни в одном из этих дел не добьешься успеха.)

Ум хорошо, а два лучше.( вдвоем людям проще найти решение проблемы.)

Делу время, потехе час.( работе нужно посвящать почти все время, а отдыху – всего лишь час.)

Сделал дело, гуляй смело.( нельзя оставлять начатое дело на какой-то другой день, лучше сразу всё сделать и уже после этого получить свой заслуженный отдых.)

-Давайте хором прочитаем.

-Читаем шёпотом

-А теперь читаем громко и внятно

-Спросить 1-го учащегося прочитать, и как он понимает данную поговорку? Потом 2-го, 3-го, 4-го учащегося.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-поговорки,

 

 

 

Фронтальный

 

 

-формирование лексических умений

Регулятивные: контроль и коррекция ответов, нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные:

формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог.

Познавательные:

 

 

 

 

 

      II.            Проверка домашнего задания.

- Отправляемся дальше в мир чтения. Кто мне подскажет, какой раздел по чтению мы изучаем?

Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.(слайд №1)

- А как вы понимаете эту пословицу?

- Вспомним, какие произведения мы уже изучили и их автора

- Сейчас я буду называть названия изученных вами произведений – вам нужно вспомнить кто его написал.

-«Собирай по ягодке – наберешь кузовок» (Борис Викторович  Шергин) (слайд №2)

- «Цветок на земле» (Андрей Платонович Платонов)

- «Великие путешественники» (Михаил Михайлович Зощенко)

 

 

 

 

 

 

 

Постановкатемы и целей урока.

 

Цель этапатренировать навыки, и память, и логику.

Словесный: фронтальный

- целеполагание

Словесный: беседа опрос

 

- Сегодня мы добавим в кузовок ещё одну ягодку. Это говорит о том, что мы познакомимся ещё с одним произведением из этого раздела. 

- Чтобы узнать чье произведение мы будем изучать, нужно отгадать кроссворд по произведению «Великие путешественники». (слайд №3)

Кроссворд

Работа над кроссвордом.

1.      Как звали брата Лёли? (Минька)

2.      В какое путешествие отправились герои рассказа? (кругосветное)

3.      Как называлась деревня, где находилась дача? (Пески)

4.      Какую науку, по мнению мамы, нужно было знать детям, чтобы отправиться в кругосветное путешествие? (география)

5.      Какое образование, по мнению папы, должно быть у великого путешественника?(высшее)

- Какая фамилия получилась по горизонтали? (Носов)

- Какие произведения Николая Николаевича Носова вы знаете? (слайд №4)

- Молодцы!

- Чтобы узнать как называется произведение, которое мы будем изучать, нужно посмотреть внимательно на это словосочетание и расшифровать его.  (слайд №5)

« Ачадаз анидеф» («Федина задача»)

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

-А теперь давайте проверим, правильно ли мы озвучили задачи на урок, у вас на парте  лежат листочки, возьмите их, и прочитайте внимательно. Вычеркните те, которые не подходят к нашей теме, их всего лишь 2.

-А теперь давайте прочитаем задачи, которые на ваш взгляд подходят.

1.Познакомиться с биографией писателя Н. Носова и рассказом «Федина задача».

2. Познакомиться с биографией Андрея Платоновича Платонова.

3.Познакомиться с текстом рассказа Н.Носова «Завтрак».

4.Дать характеристику герою.

5.Подобрать пословицу, выражающую основную мысль рассказа.

6.Ответить на вопрос: «Чему нас научил рассказ?»

 

 

-Слушают учителя.

-Разгадывают кроссворд.

 

 

Фронтальный,индивидуальный

 

 

 

Регулятивные:

умение формулировать тему и цель урока.

Познавательные:

постановка и решение проблемы;

Коммуникативные:

 умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Личностные:

 развитие познавательных интересов учебных мотивов;

 

Изучение нового материала.

Цель: познакомить учащихся с новой темой

Словесный: фронтальный опрос.

Практический: работа с учебником

 

 

(слайд №6) Творчество Н.Носова.(выставка произведений/книг)

-Родился Носов на Украине в городе Киеве. В годы учебы в гимназии увлекался музыкой, пением, шахматами, электротехникой, фотографией, писал сценарии для школьного театра и сам играл в спектаклях и т. д. Впоследствии это помогло ему в жизни и творчестве. 

-Носов не сразу стал профессиональным писателем. К 30 годам он освоил несколько профессий - газетного торговца, чернорабочего, землекопа, писаря, возчика бревен.

-Как и многие писатели, сначала Н. Н. Носов придумывал свои рассказы для своего маленького сынишки. Свой первый рассказ «Затейники»- он напечатал в журнале «Мурзилка».

-Дети тогда любили читать журнал «Мурзилка». Рассказ понравился читателям. Там же были опубликованы и другие его рассказы «Живая шляпа», «Огурцы».

-Они сразу полюбились детям. Юмористический дар соединился с его техническими увлечениями. Читая рассказы, можно не только посмеяться, но и узнать что-нибудь новое, интересное. Как пришить заплатку, сварить кашу, как сделать каток.

-Но наибольшую популярность принесли писателю его сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка на Луне», «Незнайка в Солнечном городе».

-В «Приключениях Незнайки и его друзей» Носов подробно рассказывает о таких машинах и приборах, устройствах и инструментах, которым только предстояло ещё появиться.

 

-Все книги Носова наполнены весёлым доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открываешь любую страницу и нельзя удержаться от смеха.

 

-А теперь давайте откроем учебник на стр.164  вы видите рассказ Н.Носова "Федина задача".

Словарная работа:

Прежде чем читать этот рассказ, проведем словарную работу с теми трудными словами и непонятными выражениями, которые встретятся в тексте на слайде 9-15:

Задачник- учебник.                                                                              

Рокочущий бас- громкий грубый голос.                                                                  

Титулярный советник- чиновник.                                                        

Отрегулировал- настроил.                                                                      

Чурбан- глупый человек. (в переносном значении).                                                                                  

Кафтан- удлиненный пиджак.                                                                                 

Растолковал-  объяснил.                                                                          

-Слушают биографию Носова.

 

Фронтальный, групповой

 

 

 

Регулятивные:

предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Личностные:

 положительное отношение к процессу познания; проявление внимания, желания узнать больше.

 

Изучение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка.

 

 

 

-А теперь прочитайте рассказ про себя, потом я задам вам вопрос «Почему так называется рассказ?» . Читайте внимательно.

-Итак, кто еще не прочитал, поднимите руки.

-Молодцы ребята, а теперь ответьте на вопрос, почему же так называется рассказ?

-Давайте вместе поделим рассказ на части и составим план по рассказу Носова «Федина задача». Т.е для каждой части придумаем озаглавие.

1 часть:

Стр. 164 до слов «никто не будет мешать делать уроки»

Вопрос:

Каким вы представили Федю Рыбкина? (самостоятельный, усидчивый, решил делать уроки сам)

-А теперь давайте озаглавим эту часть. «Федя дома один»(слайд №16)

2 часть:

Стр.165 до слов «по восемьдесят кг в каждом»

Вопрос:

Как вы думаете, почему Федя включил телевизор? (чтобы было веселей)

«Концерт»

3 часть:

Стр. 165-167 до слов: «послышался высокий мужской голос из телевизора»

Вопрос:

А теперь нравится вам Федя? Почему? ( нет, он рассеянный)

«Федя читает другую задачу»

4 часть:

Стр. 168 и до конца.

Вопрос:

Смог ли Фёдор решить задачу?

«Федя идёт к Юре»

На сколько смысловых частей мы поделили текст?

Вопросы по содержанию  текста:

- Почему же Фёдор не мог прочитать задачу всю сразу? (ему мешала музыка)

- Найдите и посчитайте. Сколько раз прочитал Федя задачу? (8)

-Найдите и прочитайте фрагмент, почему Федя решил обратиться к своему другу Юре?

-Как правильно нужно выполнять домашнее задание?

- Можно ли назвать рассказ юмористическим? Почему?(Можно.Мы смеялись над Федей, потому что он не видит причины своей неудачи в решении задачи. Он не видит себя со стороны и не понимает, что попал в смешное положение. Смешное в том, что герой не понимает очевидного, того, что мы, читатели, поняли с самого начала. )

- Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем

Читают текст.

Фронтальный

 

 

 

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, Личностные:

 готовность к сотрудничеству, оказанию помощи,  оценивание усваиваемого содержания.

Коммуникативные:

 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные:

Понимание ценности здоровья

Практическая работа.

Цель: закрепление изученного материала.

 

Словесный: рассказ учителя

1.        А теперь найдите и прочитайте выразительно тот отрывок, который вам понравился больше всего. Чем понравился?

2.        Молодцы, ребята. Усложняем задание. Перескажите произведение по пунктам плана,  который мы составили вместе. На слайде 16

Ø  Федя дома один.

Ø  Концерт

Ø  Федя читает другую задачу

Ø  Федя идет к Юре.

Чтение и анализ пословиц.

-Ребята, прочитайте еще раз на доске пословицы, какая из них подходит к нашему тексту. А почему?

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.(Нельзя браться сразу за несколько дел. В таком случае ты ни в одном из этих дел не добьешься успеха.)

Ум хорошо, а два лучше.( вдвоем людям проще найти решение проблемы.)

Делу время, потехе час.( работе нужно посвящать почти все время, а отдыху – всего лишь час.)

Сделал дело, гуляй смело.( нельзя оставлять начатое дело на какой-то другой день, лучше сразу всё сделать и уже после этого получить свой заслуженный отдых.)

 

-Анализируют пословицы и произведение.

Фронтальный, групповой

 

 

 

 

 

Рефлексия. Итог деятельности

Цель: подведение итогов темы, чему научились.

Практический: работа с учебником по плану

Словесный: рассуждения детей

 

-А как вы считаете, какую ошибку совершил главный герой?

-А что бы вы ему посоветовали? (по руке).

-Кто из героев вам понравился больше всего?

-Ребята, так чему учит рассказ Н.Носова ?

-Давайте вспомним, что мы делали на уроке?

-С каким автором продолжили знакомство? м познакомились?

-Молодцы, вы все справились с поставленными задачами.

-Спасибо за урок! Урок окончен!

 

 

 

-Отвечают на вопросы учителя.

Фронтальный

 

 

 

Регулятивные:Самооценка учебной деятельности.

Познавательные:Оценка процесса и результата деятельности.

 

 

Домашнее задание.

Цель этапа: мотивировать учащихся для домашнего выполнения заданий по теме.

 

Словесный: беседа

 

Информация о домашнем задании

-Откройте дневники, и запишите домашнее задание.

С.164-169, творческий пересказ(от лица Феди).

 

 

Фронтальный