Литературное чтение и православие: грани соприкосновения в начальной школе.
Оценка 4.6

Литературное чтение и православие: грани соприкосновения в начальной школе.

Оценка 4.6
Семинары
doc
воспитательная работа
1 кл—4 кл
19.10.2018
Литературное чтение и православие: грани соприкосновения в начальной школе.
Данный материал подробно раскрывает вопрос о том, как литературное чтение тесным образом связано с православием. На конкретных литературных произведения рассматривается данный вопрос, приводятся названия произведений, подробно рассмотрен вопрос - какие именно культурные ценности развиваются в детях, как формируется духовно-развитая личность.
выступление духовно-нравственное воспитание.doc
Тема   нашего   выступления:  «Литературное   чтение   и   православие:   грани соприкосновения в начальной школе.  В педагогике на протяжении многих лет неуклонно растёт внимание к культурологическим   проблемам   в  обществе,  осознаётся   важность   духовно­ нравственного   воспитания,   результативность   которого   невозможна   без привлечения культурообразующего наследия православия.              Вопрос духовно­нравственного воспитания детей является одной из ключевых   проблем,   стоящих   перед   каждым   родителем,   обществом   и государством в целом. Говорят,   что   если   в   человеке   есть   доброта,   чуткость, доброжелательность, он состоялся  как человек. В.А.   Сухомлинский   писал   «Если   добрые   чувства   не   воспитаны   в детстве,   их   никогда   не   воспитаешь.   В   детстве   человек   должен   пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств».  К.Д. Ушинский, заложивший научные основы педагогической мысли в России, особо подчёркивал роль духовного и нравственного воспитания как основы для развития индивидуальности.         Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и второстепенных предметов, но мы  хотели бы более подробно остановиться на уроках   литературного чтения. По словам К.Д. Ушинского, «чтение – это упражнение в нравственном чувстве, поэтому главная   задача   уроков   чтения   –   нравственное   воспитание,   становление личности   ребёнка,   обогащение   души   через   чтение,   размышление,   через чувства». Нравственное   воспитание   –   это   внутреннее   принятие   личностью нравственных   норм   и  правил,   а   результат   его  –  превращение   этих   норм   в личные убеждения. Направления   и   задачи   духовно­нравственного   воспитания   на уроках литературного чтения: ­ связь православной культуры с жизнью современного ребёнка; ­ установление личных связей ребёнка с православной культурой; ­   развитие   образного   восприятия   явлений   окружающего   мира   и   увлечения детей творческой деятельностью на основе образов православной культуры; Сегодняшний урок литературного чтения – это урок вхождения ребенка в   культуру,   цель   которого   –   литературное   и   нравственное   развитие, формирование   читательских   умений   и   навыков.   Здесь   ученик   должен получить   не   только   основы   литературного   образования,   но   и   основы нравственного развития. Важным моментом этого процесса являются чувства, эмоции, которые заставляют человека подражать тому, что нравится, и не делать того, что не нравится.  На уроках литературного чтения читаются и изучаются книги с огромным   нравственным   потенциалом.   Чтобы   воспринять содержащиеся   в   них   эстетические   и   нравственные   ценности,   дети должны:  ­ думать над прочитанным;  ­ осмысливать проблемы героев произведения;  ­ сопереживать героям;  ­ оценивать их поступки;  ­ соотносить со своей жизнью и со своим жизненным опытом;           ­стараться поступать в соответствии с принятыми нравственными нормами.                               Важно систематически проводить  эту работу  именно в начальных классах, поскольку,  от того, что ребёнок увидит и услышит в детстве, зависит формирование его отношения  к  окружающему миру в будущем. Благодаря изучению культурно­исторических   ценностей,   дети глубже познают   мир,   в   котором   жили   и   творили   предыдущие   поколения, гордятся своей историей, своим народом, осознают себя его частичкой. Через   это   учатся   любить   и   беречь   свою   землю,   а   в   дальнейшем   и защищать.     Именно   герои   детских   книг   заставляют   юных   читателей сопереживать, радоваться, тревожиться, негодовать, любить, испытывать страх и преодолевать его.  Задача учителя  ­ помочь детям не только испытать те или иные эмоции   вместе   с   героями     литературных   произведений,   но   и поразмышлять   над   тем, какие чувства     испытывают   эти герои, почему именно   эти   чувства, каким   образом они   реагируют   на жизненные ситуации, как бы поступили сами читатели, если были бы на месте   героев.     Художественное   слово   воздействует   не   только   на сознание,  но   и  на  чувства,   мысли   и  поступки   ребёнка.  Слово   может окрылить,   вызвать   желание   стать   лучше,   сделать   что­то   хорошее, помогает   осознать   человеческие   взаимоотношения,   познакомить   с нормами поведения.                                                               Именно   поэтому   на   уроках   литературы,   сегодня   так   важно рассматривать не только особенности стиля писателя, но настойчиво говорить о духовности, о воздействии литературы на становление личности.                    Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно­нравственного понимания.  Русская классическая   литература всегда проповедовала добро. Важным христианским элементом является проявление героем жалости, сочувствия, сострадания к встреченным на пути персонажам.                 Огромное   влияние   на   детей   оказывают   сказки,   они   хорошо воспринимаются   и   усваиваются   детьми.   Сказки   несут   в   себе   глубокую народную   мудрость.   Совместный   анализ   сказочных   ситуаций   и   характеров героев   способствует   формированию   умений   правильного   поведения   в определённых ситуациях. В   начальной   школе   изучаются   такие   сказки   как,   «Репка», «Теремок»…,   на   примере   которых     у   детей   формируются     такие христианские заповеди и традиции: Сказка «Репка»,   «Теремок»,   «Волк   и семеро козлят», «Петух и бобовое зернышко», «Кот, петух   и   лиса»,     «Гуси­ лебеди»,   «Бычок   — черный   бочок,   белые копытца», «Лиса и Заяц». «Сестрица   Аленушка   и братец Иванушка» «Гуси – лебеди»   и   мышка   и «Курочка, тетерев» «Лисичка­сестричка серый волк» «Лиса и журавль» Лисичка­сестричка волк» «Зимовье»   «Петушок   и   бобовое зернышко»   и     порядочность,   к   окружающему   миру, Христианские традиции и заповеди 1.Изучение   сказок   способствует   развитию интереса к русским традициям: помощь ближним, уважение к старшим. 2. Учатся уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей. 3.Воспитывается   честность, гостеприимство. 4.Воспитывается чувства доброты, любовь друг к другу,   чувство ответственности за все, что нас окружает. 5.   На   примере   сказок   показывается  сила коллективизма,   «там,   где   трудно   одному, справимся с друзьями».   При   чтении   литературных   произведений   дети увлекаются   яркостью,   красотой,   мудростью   и находчивостью русского народа.    1.Воспитывается   смелость,   умение   прийти     на выручку в трудную минуту. 2.Учатся   применять   смелость,   находчивость   и смекалку в трудных ситуациях. 3.Учатся     переживать   испытания,   выпавшим   на долю героя; способствуют    зарождению в душе ребенка жажды подвига. Таким образом, сказка   учит доброте, смелости и честности. Этот жанр устного народного творчества справедливо можно считать одним из важных воспитательных   средств,   так   как   обогащает   ребёнка   эмоциями,   развивать воображение,   творческое   мышление,   речь,   подводить   детей   к   логическим суждениям.   Русские   народные   сказки   служат   могучим   действенным средством умственного, духовно­нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.  Формируя   нравственные   представления   у   ребёнка   через   сказку,   мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и нравственную чистоту.  С давних пор пришли к нам пословицы, краткие и простые, но богатые  мыслями. Они прославляют труд, говорят о любви и уважении к родителям,  Родине, осуждают лень, ложь, трусость, болтливость. (слайд )   2. Летописи.                   При изучении темы «Летописи» мы мысленно переносимся в прошлое, в 12 век,  в Киево­Печерский монастырь, где в тихой келье при свете лампады неустанно пишет свой  труд монах Нестор, образованнейший человек своего времени.                   Знакомясь с летописью, дети размышляют о том, что обозначает это слово. На  данном уроке можно обратиться к толковому словарю.                                  Затем идет знакомство с понятиями: «летописание» ­ составление летописи,  «летописец» ­ составитель летописи, «летосчисление» ­ система определения времени по  годам от какого­нибудь установленного момента. Важно, чтобы дети уяснили, что  благодаря труду летописцев, современные люди имеют удивительную возможность  заглянуть в далекое прошлое, а все факты, описываемые в летописи, были правдивы,  достоверны. Исказить или что­то сочинить считалось тяжким грехом, поступком,  недостойным христианина. Чаще всего древнерусскими летописцами были ученые монахи.                  На таких уроках идет большая словарно­лексическая работа. Дети узнают  названия таких древних славянских племен как варяги, словене, чудь, кривичи, древляне,  поляне, северяне, вятичи, хорваты. Они знакомятся со словами, вышедшими из  употребления в настоящее время. Из летописи учащиеся узнают важные события тех лет,  жизнь предков. В своих трудах Нестор рассказал о княжеских походах и свадьбах, победах и поражениях, о волхвах и скоморохах, а также, какие города уже существовали на Руси,  какой веры придерживались греки, а какой русичи.                                           В Древней Руси летопись ценилась высоко, она не только несла память о  прошлом, но и была своеобразным учебником мудрости, поощряла на добрые поступки,  обличала злодеев, ободряла унывающих.                                       Учащиеся изучают такие былины, как «Добрыня Никитич», «Добрыня и змей»,  «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Ильины три  3.Былины. поездочки», «Илья Муромец выходит на свободу», «Садко» (отрывок), «Повесть о Петре и  Февронии» (отрывок), «Житие Сергия Радонежского» (отрывок).                   Былина – русская народная эпическая поэма о богатырях, защищающих русские  земли. Первые былины сложились еще в Киевской Руси.  Эпическая – принадлежащая  эпосу. Эпос – от греческого, ­ слово, рассказ – род литературы, в котором повествуется о  событиях, о героях.                  Учащиеся узнают, что все былины можно разделить на: ­ богатырские, рассказывающие о подвигах богатырей; ­ былины о жизни героев народных сказаний.                 При изучении былин дети знакомятся с историей родной земли, они узнают, что  эти песни, переходя от поколения к поколению, служили способом передачи древних  верований, представлений о мире, сведений из истории.               В былинах отразилась борьба русского народа с завоевателями и вера в свою  богатырскую силу. Так же, как и картины, изображающие героев ­ богатырей, былины  заставляют нас помнить своих героических предков, переживать, испытывать чувство  гордости за свою Родину, чувство уважения к ее прошлому, желание защищать родную  землю.                    Особое место в курсе   «Литературного чтения» занимают лирические произведения.   В   лирическом   стихотворении   авторские   чувства   не   всегда выражаются напрямую. При анализе лирического произведения ученики не остаются   равнодушными:   рассуждают,   фантазируют,   ищут   средства художественной   выразительности,   а   самое   главное,   учатся   сопереживать   и понимать   чувства   автора,   тему   и   идею   произведения.   На   таких   уроках   у ребенка формируются такие нравственные качества,   как умение толковать поэтический   текст,   понимание   слова   поэта,   любовь   к   поэзии.   Стихи   учат детей   понимать   человеческие   чувства,   вызывать   определенное   настроение. Они становятся основой поэтического взгляда на мир и образуют систему художественных   воздействий,   проникнутых   любовью   к   родной   природе, родной          Строя учебные диалоги,  я, как учитель,  стремлюсь к тому, чтобы дети могли уяснить и понять, почему люди должны быть внимательными друг к другу, близким, ровесникам, с уважением и доброжелательностью относиться к окружающим, почему надо прийти на помощь не только   человеку, но и всему живому, когда они в этом нуждаются.   Очень важно вызвать у детей нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жадности, пробудить в   детях   эмоции   негодования   и   осуждения.   И   главное,   чтобы   младшие школьники   поняли,   что   добрые   дела   надо   делать,   не   ожидая   похвалы.                  Существуют   разные   формы   уроков     литературного   чтения,  но   их объединяет одно – они дают младшему школьнику возможность поделиться с товарищами радостью пережитого, узнать, что их волнует и интересует. А общение   и   совместная   деятельность   помогают   сплочению   детского коллектива. Таким   образом,   уроки   литературного   чтения   способствуют   духовно­ нравственному воспитанию обучающихся в целом, а именно:   речи.  приобщению детей к нравственным устоям православной культуры;  помогают   детям   раскрыть   для   себя   смысл   высших   нравственных ценностей Православия;  способствуют их укоренению в детском уме и сердце;  вырабатывают позицию непринятия цинизма, жестокости, пошлости;  дают детям твердые ориентиры добра в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви;  способствуют восприятию интереса к отечественной истории;  воспитывают любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку;  вводят детей в круг основных православных традиций, показывают их тесную связь с народной жизнью, искусством, творчеством;  способствуют   изменению   сферы   интересов   ребенка   –   от   пустого времяпровождения   у   экранов   телевизора   и   компьютера   к   полезному чтению;  создают почву для возникновения между детьми дружеских отношений.               Духовность,   нравственность   нельзя   «привить»,   чтобы   они   стали убеждением, их необходимо вырастить в условиях развивающего образования. Уроки   литературного   чтения   помогают   ощутить   искренность   чувств   и правдивость   мысли,   без   чего   невозможно   развитие   самосознания   ребенка, воспитание   его   духовности   и   нравственности.   Чтение,   по   гениальному определению   К.Д.   Ушинского,   «это   упражнение   в   нравственном   чувстве. Процесс чтения без чувствования, без радости и без печали, без улыбки и слезинки,   сушит   еще   не   расцветшую   душу,   делает   слепой,   глухой   к окружающей жизни». Зерно, посаженное в землю, дает свои всходы. Ребёнок – это бутон ещё нераспустившегося цветка. Будет ли этот цветок ярким и красочным, зависит и от нас с вами тоже.

Литературное чтение и православие: грани соприкосновения в начальной школе.

Литературное чтение и православие: грани соприкосновения в начальной школе.

Литературное чтение и православие: грани соприкосновения в начальной школе.

Литературное чтение и православие: грани соприкосновения в начальной школе.

Литературное чтение и православие: грани соприкосновения в начальной школе.

Литературное чтение и православие: грани соприкосновения в начальной школе.

Литературное чтение и православие: грани соприкосновения в начальной школе.

Литературное чтение и православие: грани соприкосновения в начальной школе.

Литературное чтение и православие: грани соприкосновения в начальной школе.

Литературное чтение и православие: грани соприкосновения в начальной школе.

Литературное чтение и православие: грани соприкосновения в начальной школе.

Литературное чтение и православие: грани соприкосновения в начальной школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.10.2018