Литературное краеведение (опыт, находки, рекомендации
Оценка 4.9

Литературное краеведение (опыт, находки, рекомендации

Оценка 4.9
Исследовательские работы +1
docx
воспитательная работа
9 кл
20.02.2019
Литературное краеведение (опыт, находки, рекомендации
Систематизация собираемых материалов может выразиться в составлении библиографии на тему "Наш край в художественной, мемуарной и научно-популярной литературе", а также в подготовке картотеки "Писатели и другие деятели культуры и наш край. Начав с эпизодического привлечения отдельных учащихся к выполнению тех или иных несложных заданий, учитель постепенно сплотит около себя актив увлеченных живым и интересным делом школьников. Но не только литературное наследие интересно для изучения, полезно также проследить и историю языка, топонимики края. Здесь хочется в качестве примера привести одну из работ, посвященную урбанонимам Выксы, выполненную учащейся 9 класса.
метод.материал.docx
Литературное краеведение (опыт, находки, рекомендации) В   связи   с     введением   гуманистическим   мировоззрением, Понять литературу, не зная мест, где она                                                               родилась,     не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Д.С. Лихачев.   нового   федерального   государственного образовательного   стандарта   изменились   и   цели   обучения   литературы   и русского языка. На первый план выходит  в том числе и воспитание духовно­ развитой   личности,   осознающей   свою   принадлежность   к   родной   культуре, обладающей     общероссийским гражданским   сознанием,   чувством   патриотизма.   Основа   литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими   сведениями   о   мастерах   слова   и   историко­культурными фактами,   необходимыми   для   понимания   включенных   в   программу произведений. Среди личностных  результатов  выпускников основной школы, формируемых   при   изучении   предмета   «Литература»,   является совершенствование   духовно­нравственных   качеств   личности,   воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской   литературе,   к   культурам   других   народов.  Метапредметные образовательные   функции   родного   языка   определяют   универсальный, обобщающий   характер   воздействия   предмета   «Русский   (родной)   язык»   на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной)   язык   является   основой   развития   мышления,   воображения, интеллектуальных   и   творческих   способностей   учащихся;   основой самореализации  личности,   развития   способности   к   самостоятельному усвоению   новых   знаний   и   умений,   включая   организацию   учебной деятельности.  Родной  язык  является  средством  приобщения  к   духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности,   приобщения   ее   к   культурно­историческому   опыту   человечества. Будучи   формой   хранения   и   усвоения   различных   знаний,   русский   язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения,   а   в   дальнейшем   на   качество   овладения   профессиональными навыками.   Родной   язык   является  основой   формирования   этических   норм поведения   ребенка   в   разных   жизненных   ситуациях,   развития   способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм. Язык  –   по   своей   специфике   и   социальной   значимости   –   явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.    Одним из компонентов, помогающим выполнить эти задачи  по овладению необходимыми   знаниями   по   литературе   и   русскому   языку   является краеведческая   работа   в   школе.   Особую   роль   я   бы   отвела     при   этом литературному   краеведению.     Культурные   страницы   нашего   региона   богаты плеядой   блестящих   литературных   имен,   что   позволяет   организовать плодотворную работу. Занятия литературным краеведением позволяют учащимся осознать   связь   литературы   с   жизнью,   увидеть   ту   среду,   которая   послужила материалом для творчества писателя, проникнуть в его творческую лабораторию, изучить его творческий метод, вкусы и пристрастия.   не   всегда   позволяет     охватить Сегодня,   к   сожалению,   программа   литературно   –   краеведческий   материал.   Поэтому  решающее   значение   для организации   литературно­   краеведческой   работы   имеет   личность   педагога, который выступает не только в роли учителя­предметника, но в первую очередь в качестве пропагандиста знаний о родном крае.   Данная работа   ­ это   попытка осмысления опыта работы по данному направлению     как на уроках русского языка и литературы, так и  в результате внеурочной и внеклассной деятельности. Целью   регионализации   образования   следует   считать   социальную   адаптацию учащихся   к   условиям   жизни   на   территории   конкретного   субъекта   Федерации. Особо   следует   отметить,   что   одной   из   социальных   групп,   наиболее   остро осознающих значимость краеведческой грамотности, являются педагоги. Любой учитель­предметник, классный руководитель должен:  определять   место,   значение,   необходимость   изучения   истории, культуры, литературы своего края в контексте истории России;  владеть методикой систематизации краеведческих знаний;  определять образовательные, воспитательные и развивающие задачи при формировании знаний;  уметь   соотносить   общее   и   особенное   в   развитии,   осознавать уникальность своего родного края. В   поисках   путей   решения   стоящих   перед   школой   задач   учителя обращаются и к литературному краеведению. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «первых лет уроки». Родной край и   населяющие   его   люди,   неповторимый   облик   родной   природы   –   все   это, прошедшее через сознание, становится частью человеческой судьбы. Занятия краеведением   являются   важным   источником   патриотическою   воспитания учащихся,   расширения   их   жизненного   кругозора.   Краеведение   вводит учащихся в мир природы и человеческих отношений, вырабатывает чуткость в овладении языком. Это не только углубляет представления школьников об истоках   литературы,   но   и   расширяет   их   кругозор.   В   этом   случае   ярче предстает сам процесс литературного произведения, зримее выступает, так называемый   «первоэлемент»   литературы   русского   языка–   слово.   Книги писателей­земляков   раскрывают   красоту   окружающей   природы,   жизнь которой   юные   краеведы   познают   непосредственно   во   время   экскурсий   и походов по родному краю. Близость к природе убеждает учащихся беречь ее богатства,   сохранять   и   приумножать   созданное   усилиями   поколений. Школьники   становятся   ее   добрыми   друзьями   и   защитниками.   Любовь   к природе   у   людей,   способных   понимать   ее   живую   красоту,   постепенно сливается   с   чувством   Родины,   переходит   в   глубокие   патриотические убеждения.   История   языка   заставляет   изучать   историю   города,   страны. Краеведческие   занятия   воспитывают   жажду   познания,   формируют устойчивый интерес к поискам нового и тем самым способствуют развитию творческой мысли. Решающее значение для организации литературно­краеведческой работы в школе   имеет   предварительная   самоподготовка   учителя,   его   знакомство   с историей   и   памятниками   культуры,   с   примечательными   местами   и топонимикой родного края. Не меньшую роль играет знакомство учителя с литературными традициями своего края, его активный интерес к современной культурной   жизни   своего   города   (села,   района).   Начинать   работу   по литературному краеведению педагогу следует со сбора следующих сведений:    Какие   деятели   культуры  являются   его   уроженцами,  какие   бывали  в данном крае?  В   каких   произведениях   литературы   и   искусства   отображены   люди, исторические события, быт и природа родного края?   Какие явления, факты, события, аналогичные тем, которые отражены в изучаемых произведениях, имели место в общественной жизни края?  Какую   роль   сыграли   писатели­земляки   в   создании   местной   и общенациональной культуры? Источниками таких сведений могут быть художественные произведения, очерки, воспоминания, письма писателей и их современников, литературно­ критические статьи в энциклопедиях и периодической печати, монографии и семинарии о писателях, летописи жизни я творчества писателей, справочники и путеводители по родному краю, ученые записки местных вузов, районные и областные   газеты   и   журналы.   Большую   помощь   педагогу   могут   оказать краеведы,   родственники   (потомки)   писателя   и   другие   люди,   близкие писателю.  Систематизация собираемых материалов может выразиться в составлении библиографии на тему "Наш край в художественной, мемуарной и научно­ популярной литературе", а также в подготовке картотеки "Писатели и другие деятели   культуры   и   наш   край.   Начав   с   эпизодического   привлечения отдельных учащихся к выполнению тех или иных несложных заданий, учитель постепенно сплотит около себя актив увлеченных живым и интересным делом школьников.  Система работы по параллелям Класс Направление Мероприятие Ответственные 1–4 Лингвистическое  (топонимика края). 5–6 Лингвистическое  (лексика и фразеология ). Классные часы и  внеклассные  мероприятия. Уроки с  краеведческим  компонентом. Библиотечные уроки. Праздники. Классные  руководители. Библиотекари. Учителя русского  языка и  литературы. Классные часы и  внеклассные  мероприятия. Уроки с  краеведческим  компонентом. Классные  руководители. Библиотекари. Учителя русского  языка и Библиотечные уроки. литературы. Праздники. Детский актив. Просветительская  деятельность для  младших школьников.  7–9 Литературное  краеведение (фольклор  области, литература  города, литературная  карта края). Литературные  экскурсии. Фольклорные  посиделки. Этнографические  праздники. Проектная  деятельность. Классные  руководители. Библиотекари. Учителя русского  языка и  литературы. Детский актив. 10–11 Литературное  краеведение (научно­ исследовательская  деятельность и  элективные курсы). Сотрудничество с  краеведческими  центрами, музеями,  вузами. Учителя русского  языка и  литературы. Участие в  краеведческих  чтениях,  конференциях,  олимпиадах. Детский актив. Одним из способов сделать предмет литературы для школьников более притягательным   является   использование   средств   сети   Интернет.   Интернет становится   незаменимым   источником   знаний   и   информации.   Вскоре информационные   технологии   в   образовании   станут   неотъемлемой   частью учебного процесса во всем мире. С помощью Интернета развивается умение осуществлять поиск в образовательной сети, классифицировать информацию, критически   подходить   к   ней,   что   в   целом   способствует   повышению информационной   культуры.   Все   это   является   необходимым   качеством современного   человека,   прививает   и   развивает   навыки   самообразования, помогает превращать учебу «в радость открытия». Учащиеся ощущают себя не   только   пользователями,   но   и   создателями   образовательных   сайтов,   что способствует   их   самореализации,   становлению   личности,   впитывающей гуманистические   традиции   и   участвующей   в   развитии   информационно­ образовательного   пространства.   В   процессе   создания   сайтов   и   сбора информации   по   предложенной   тематике,   удовлетворяется   игровая   что   делает   изучение   предмета   более деятельность   учащихся, привлекательным. Одним   из   методов   современного   преподавания   литературы   является создание   мультимедийных   литературных   проектов,   сочетающих   в  себе  как глубокий   литературоведческий   анализ,   так   и   использование   средств Интернета. Методика проектной работы предполагает коллективную групповую работу учащихся под руководством педагога, который выступает как консультант. При планировании проектов необходимо продумать и определить круг задач и вопросов:  Педагог изучает интересы учащихся, совместно с учащимися выбирает тематику проектов, готовит учеников к работе.  Учитель и учащиеся приступают к поиску партнеров по отобранным идеям   (межшкольные   литературные   журналы,   газеты;   совместное написание   стихов,   рассказов).   Выбирается   форма   организации деятельности   учащихся   (индивидуальные   проекты,   парные   проекты, групповые проекты).  Педагог   совместно   с   учащимися   определяет   гипотезу   решения проблемы.  Когда   материал   собран,   проанализирован   и   сформулирован   вывод, устраивается презентация проекта. Много  выдающихся деятелей литературы  жили в Нижнем  Новгороде, они описывали его  на своих  страницах .   Мультимедийный    проект     по  теме «Нижний … Каким писатели его видели в разное время»   можно   сделать, выделяя следующие группы: 1. Исследователи  (готовят материал  о писателях и произведениях) 2. Литературоведы,   каждый   из   которых   получает   свой   объект исследования   (писатели,   поэты   и   писатели­земляки;   современные литераторы края; мемуарная литература). 3. Художники   (те,   кто   разрабатывает   видеообраз   через   систему Интернета). 4. Ответственные за музыкальное оформление. 5. Редакторы, аниматоры. По   творчеству   известных   писателей   –   нижегородцев     также   может   быть выполнен проект «Известные писатели Нижегородского края».  Материал для исследования   может быть   взят   с сайта Нижегородской государственной библиотеки. Проект, посвященный   писателям Выксы и о Выксе, также, я думаю, будет интересен ребятам, потому что это непосредственно   связано с их родным краем.   Но не только   литературное наследие   интересно   для изучения, полезно также   проследить   и   историю   языка,   топонимики   края.   Здесь   хочется   в качестве примера привести одну из работ, посвященную урбанонимам Выксы, выполненную  учащейся 9 класса. Урбанонимы Выксы (анализ и классификация) Оглавление Аннотация…………………………………………………………………………3 Введение……………………………………………………………….……….….5 Глава 1. Урбанонимы города Выкса (анализ и классификация)….....………..6 1.1 Теоретические основы ономастики и топонимики.…………………..…….6  1.2 . Анализ и классификация урбанонимов…………………………….……....6 Глава 2. Материалы исследования………………………………………..…….13 Глава 3.Результат   исследования……….……………………………..………22 Выводы……………………………………………………………………….......23 Заключение……………………………………………………………………….24 Литература ………………………………………………………………………25 Аннотация. Цель данной работы: исследование и   семантический   анализ урбанонимов Выксы.  Задачи:      изучить теоретический материал по топонимике и ономастике;   рассмотреть   город   с   точки   зрения   наименования   объектов, расположенных в  нем;  составить полный список урбанонимов данной территории (магазинов, торговых центров, кафе);   провести   классификацию   объектов   (систематизация   по     различным критериям)   подробно   рассмотреть   роль   урбанонимов   в   жизни   современного общества;  доказать,   что   урбанонимы   отражают   естественный   процесс  функционирования языка. Предмет исследования:   урбанонимы  Выксы. Объект исследования: топонимы города. Гипотеза: топонимы отражают развитие языка и историю страны. Методы исследования:   1) работа  со справочной литературой;  2) сравнения и анализ; 3) описательный метод; 4) исследовательский метод; 5) анкетирование. Актуальность   работы:  развитие   интереса   к   слову   через   новый   языковой материал. Назначение работы – пособие для учителей и обучающихся   Новизна   работы:  исследование   раздела   лингвистики,   мало   изучаемого   в школе; составление списка топонимов Выксы.  Практическая значимость: работа может служить пособием для учащихся и преподавателей   русского   языка   и   литературы,   МХК,       при   проведении внеклассных мероприятий, уроков краеведения. Введение.      Мы живем в окружении названий предметов, процессов, качеств, явлений, окружающих   нас   людей.   Но   есть   слова,   занимающие   особое   положение   в системе   языка,  –   это   имена   собственные.   Мы   сталкиваемся   с   ними   почти каждый день, к ним мы относим как имена реально существующих людей, городов   и   рек,   так   и   наименования   предметов   и   субъектов,   созданных фантазией   человека.   Очень   часто   человек   задается   вопросами,   откуда произошло то или иное название, фамилия, имя; почему город, река, страна так называется. Зачастую объяснить это очень сложно или даже невозможно, потому что эти названия такие древние, что их воспринимают, как нечто само собой   разумеющееся,   иногда   "назывная   коннотация"   имен   собственных стирается, и они переходят в разряд нарицательных имен, и тогда определить автора   и   даже   язык,   в   котором   впервые   возникло   это   слово,   практически невозможно. Другие же имена собственные настолько молоды, что живущее сейчас   поколение   знает   авторов   или,   по   крайней   мере,   язык   и   страну   их происхождения.          Многообразие имен собственных, их широкое распространение в нашей жизни   и   сложность   этого   аспекта   языка   привели   к   возникновению   особой отрасли   языкознания   ­   ономастики   (   от   греч.   "искусство   давать   имена"). Именно   эта   наука   помогла   человеку   найти   ответы   на   многие   вопросы, связанные с возникновением имен собственных. Особым разделом ономастики является   топонимика   ­   наука,   изучающая   географические   названия.   Мы решили остановиться именно на данном разделе ономастики, так как считаем, что   изучение   топонимики   ­   одна   из   актуальных   задач   современной лингвистики. Теоретические основы ономастики и топонимики. Глава 1.       Название улиц Название улицы Название улиц Ул. Красные Зори Ул. Красные Зори Ул. Красные Зори Ул.Пушкина Ул. Нахимова Ул. Островского Ул. Островского Ул. Пушкина Пл. Братьев Баташевых Ул. Вавилина Ул. Островского Ул. Нахимова Ул. Степана Разина Ул. Ленина Ул. Вавилина Ул. Ленина Ул. Чкалова Ул. Гайдара Ул. Корнилова Ул. Осипенко Ул. Лизы Чайкиной Ул. Пирогова Ул. СимыБитковой Ул.1 Мая Пл. Братьев Баташевых Ул. Баумана Ул. Суворова Результаты  100% 90% 95% 100% 68% 85% 79% 90% 60% 65% 58% 55% 79% 75% 49% 100% 25% 58%  Как   было   сказано,   многообразие   имен   собственных,   их   широкое   распространение в нашей жизни и сложность этого аспекта языка привели к возникновению   особой   отрасли   языкознания   –   ономастики   (от   греч. «искусство давать имена»).  Именно эта наука помогла человеку найти ответы на   многие   вопросы,   связанные   с   возникновением   имен   собственных. Ономастические   исследования   помогают   выявлять   пути   миграций   и   места былого   расселения   различных   народов,   языковые   и   культурные   контакты, более древнее состояние языков и соотношение их диалектов. Исследование Результаты  100% 95% 75% 80% Результат % 56% 11% 21% 11% 25% имен   собственных   представляет   огромную   важность   благодаря специфическим   закономерностям   их   передачи   и   сохранения.   Отсюда — огромная   устойчивость   имен   собственных,   сохраняющихся   не   только   при революционных сдвигах в истории определенного языка, но даже при полной смене языка одной системы другим. Тем самым устанавливается возможность путем   этимологического   разъяснения   тех   или   иных   названий   установить характер   языка,   на   котором   было   впервые   создано   соответствующее наименование.   Таким   образом,   ономастика   даёт   ценнейший   материал   для истории, устанавливая места поселений и пути миграций, часто исчезнувших народов, характеризуя местные мифы, давая представления о типе поселений, об общественных и семейных отношениях.  В ономастике выделяют следующие разделы:  Раздел Топонимика Антропонимика Этнонимика Космонимика Теонимика Зоонимика   названия,   их значения, Что изучает Географические   происхождение, закономерность развития Личные имена, фамилии, прозвища, псевдонимы (от «Antropo­ человек») Названия народов, родов, поселений, общин, племен, этнических групп. Наименования, названия     и     имена   космических объектов Собственные имена и названия мифических существ, богов, демонов. Клички, названия и имена животных, их типы, виды, классы и т.д. Итак,   топонимика   −   наука,   чрезвычайно   важная   в   современном   мире, поскольку она позволяет проследить путь непрерывного развития общества, менталитет   государства,   историю,   развитие,   функционирование   языка. Топонимика   необыкновенно   точно   отражает   историю   города,   начиная   с самого его появления, а также контролирует все изменения, происходящие незаметно для человеческого глаза.

Литературное краеведение (опыт, находки, рекомендации

Литературное краеведение (опыт, находки, рекомендации

Литературное краеведение (опыт, находки, рекомендации

Литературное краеведение (опыт, находки, рекомендации

Литературное краеведение (опыт, находки, рекомендации

Литературное краеведение (опыт, находки, рекомендации

Литературное краеведение (опыт, находки, рекомендации

Литературное краеведение (опыт, находки, рекомендации

Литературное краеведение (опыт, находки, рекомендации

Литературное краеведение (опыт, находки, рекомендации

Литературное краеведение (опыт, находки, рекомендации

Литературное краеведение (опыт, находки, рекомендации

Литературное краеведение (опыт, находки, рекомендации

Литературное краеведение (опыт, находки, рекомендации

Литературное краеведение (опыт, находки, рекомендации

Литературное краеведение (опыт, находки, рекомендации

Литературное краеведение (опыт, находки, рекомендации

Литературное краеведение (опыт, находки, рекомендации

Литературное краеведение (опыт, находки, рекомендации

Литературное краеведение (опыт, находки, рекомендации

Литературное краеведение (опыт, находки, рекомендации

Литературное краеведение (опыт, находки, рекомендации

Литературное краеведение (опыт, находки, рекомендации

Литературное краеведение (опыт, находки, рекомендации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2019