Литературные игры в младших классах как средство воспитания положительного отношения к школе

  • Игры
  • Мероприятия
  • Педсоветы
  • docx
  • 13.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Стендовый доклад Добровенко ГВ.docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №25»

Городской семинар «Фестиваль педагогических идей»

Доклад на тему

 

«Литературные игры в младших классах

как средство воспитания положительного отношения к школе»

 

Автор доклада: Добровенко Галина Владимировна,

воспитатель группы продленного дня,

МАОУ «СОШ №19», г. Северодвинск, 2024

 

Ключевые слова: литературная игра, отношение к школе, начальная школа.

Аннотация: в статье рассматриваются литературные игры как возможность формировать и воспитывать интерес к школе.

 

Одной из важных научно-педагогических проблем является формирование и воспитание положительного отношения к школе. По результатам исследований выявлено, что в современном мире отмечается тенденция снижения мотивации к обучению в школе. Из-за большого потока негативной  информации об образе школы и учителе отношение к образовательным учреждениям ухудшается из года в год. Это в свою очередь, сказывается и на отношении самих учащихся к обучению.  Задача педагога заключается в том, чтобы помочь своим ученикам комфортно чувствовать себя в школьных стенах, в коллективе.

Нежелание учащихся учиться отмечается и в начальных классах, несмотря на то, что в этом возрасте именно учебно-познавательная деятельность – ведущая. Отчасти это объясняется учебными перегрузками школьников, отчасти содержанием и методами работы учителей.

«Школа – фабрика необходимых знаний и неизбежно требует усилий. Преподаваемые предметы – орудия воспитания ответственности. Учителя – механизмы запуска этих орудий, и нельзя требовать от них, чтобы они проповедовали бескорыстную радость познания, поскольку образование подчинено в первую очередь рынку труда…» – пишет Д. Пеннак о школе.

Из этих слов можно сделать вывод, что школа – серьёзный труд для школьника, тяжелый, ответственный. Чем комфортней ученик будет чувствовать себя в классе, тем успешнее будет проходить его обучение. Важно сформировать положительное отношение к школе, чтобы не отбить у ребенка желания получать знания.

Огромную возможность для этого предоставляют уроки литературного чтения, в том числе и внеклассного.  Именно внеклассное чтение даёт возможность неформализованного общения, выбора содержания, разнообразия активных и творческих форм деятельности.

Одним из средств воспитания на уроках чтения являются литературные игры.

Литературная игра – достаточно обширное понятие, вызывающее неоднозначные ассоциации. Существуют различные виды литературных игр, однако все их объединяет то, что любая литературная игра – это всегда игра с литературным текстом, с полноценным, осмысленным прозаическим или стихотворным текстом, а не с отдельными словами или грамматическими конструкциями. От участников игры может потребоваться либо воспроизведение или интерпретация уже существующего литературного произведения, либо создание собственного произведения – полностью оригинального или основанного на чужом творчестве – по более или менее строго заданным правилам.

В методическом аспекте литературные игры – это словесные, ролевые, драматические игры, построенные на литературном материале.  Занятия с использованием литературы, развивают  память, воображение, фантазию, остроумие и находчивость учеников.  С помощью литературных игр формируются такие качества, как  самостоятельность, организованность, умение работать в коллективе, развиваются творческие способности.

На формирование положительного отношения к образовательному учреждению и обучению будут благотворно влиять литературные игры, в основе которых лежат произведения о школе, подходящие ученикам по возрасту. С их помощью дети  могут погрузиться в ситуации, близкие к своим проблемам, понаблюдать, как преодолевают трудности в книгах их ровесники в схожих ситуациях, прочувствовать, как можно поступать и как нельзя в той или иной ситуации. Литературные игры несут в себе соревновательный элемент, помогают сплочению коллектива, так как проводятся в форме командных соревнований.

Основными вариантами литературных игр в младших классах являются инсценировки, разнообразные викторины, игры в ассоциации, составление синквейнов и различных рассказов. Активное использование на уроке игровых приёмов в начальной школе позволяет ребенку проявить себя в устной работе, создать для него ситуацию успеха.

Таким образом, при использовании различных форм литературных игр у детей формируется отношение к «миру книг» в процессе взаимодействия эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики учащихся, появляется мотивация к учебно-познавательной деятельности.

 

Список используемых источников:

1. Пеннак Д. «Как роман», из-во «Самокат», 2005. – 160 с.

2. Перевозная Е.В. Внеклассная работа по литературе//Литература в школе, №10,2009. – с.27-30.

3. Светловская, Н. Н. Методика внеклассного чтения [Текст]: Кн. для учителя /Н.Н. Светловская. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с. –
(Библиотека учителя начальных классов).