Сценарий мероприятия «Албынжи» (хакасский национальный эпос)
Форма мероприятия: литературный пазл, групповая работа
Цель: Прививать интерес к истории нашей Малой Родины, уважение к прошлому хакасского народа.
Задачи:
Дополнительное оборудование: презентация сопровождающая классный час.
Предварительная работа: Дети получили отрывки из произведения «Албынжи». Задание было: прочитать и приготовить краткое сообщение о прочитанном, определить главных героев и их характер в данном отрывке, нарисовать рисунок к своему отрывку, выучить краткий фрагмент, который им понравиться.
Ход мероприятия:
1. Орг момент: (Танец девочек с пиалами, просмотр отрывка из выступления Евгения Улугбашева «Горловое пение»)
2. Учитель: 2021 год в Хакасии — Год хакасского эпоса. «Эпос» происходит от греческого epos и означает слово, речь, рассказ. К эпическим жанрам относятся эпическая поэзия, баллады, былины, сказания. Хакасский героический эпос (сказания) – это устное народное творчество. Сказания это своеобразные «окна в прошлое», в котором отражены духовная жизнь народа, его чаяния, приметы психологического склада, его представление о мироздании, о смысле жизни, о добре и зле, счастье и горе.
Героические сказания хакасов называются «алыптых нымах» или «чалых нымах». Их объем составляет от 1,5 тыс. до 30 тыс. и более стихотворных строк. Эпос традиционно исполняется горловым пением под аккомпанемент чатхана и перемежается простым повествованием. В центре сказания всегда находится героический образ богатыря или богатырши, которые защищают свою родную землю и народ от посягательств ханов-завоевателей и мифических чудовищ.
Благодаря героическому эпосу хакасский народ сумел сохранить свое этническое самоназвание, самобытную культуру, национальный язык, традиционный образ жизни, исконные нравственные нормы и обычаи.
• Хайджи и его хай (горловое пение) – это голос памяти народа, дошедший до нас из прошлого, осуществляющий связь времён.
3. Выступление детей о краткой биографии хайджи.
(Судочакова А, и Тумояков Д подготовили сообщение о Курбижековой А.В.; Майнагашев И., Чебокчинов М. - о Курбижекове П.В.; Селигеев Я и Чичинин А. - о Кадышеве С.П.)
4. Класс делится на 3 группы от имен хайджи.
Каждая группа получает раздаточный материал.
№ |
Название сюжета |
Главные герои, их характер. О чём краткое повествование сюжета? |
1 |
Хулатай превращается в камень |
|
2 |
Сестра оживляет Хулатая |
|
3 |
Хан-Мерген |
|
4 |
Встреча Хан-Мергена с Юзут-Арх |
|
5 |
Встреча Хулатая с Юзут-Арх |
|
6 |
Первая битва с Юзут-Арх |
|
7 |
Хитрость Хан-Мергена |
|
8 |
Битва с Кир-Палых |
|
9 |
Месть |
|
10 |
Смерть Килин-Арх |
|
11 |
Вторая битва с Юзут-Арх
|
|
12 |
Победа |
|
Каждый ребенок заполняет ту ячейку, отрывок которой он читал. Но в одной группе не будет ребят, которые читали всё произведение, поэтому им придется меняться между группами. Так как групп три значит один ребенок должен повторить три раза свой отрывок и прослушать остальных. Меняются до тех пор пока не заполнят ячейки, а кто не смог пересказать, значит команды остаются с пустыми ячейками.
Критерии оценивании:
1. Полное содержание раздаточного материала - 5баллов
2. Наличие рисунков ( за каждый рисунок команде) - 5 баллов
3. За чтение фрагмента наизусть (за каждого участника команды) - 5 баллов
4. За пересказ - 5 баллов
Подведение мероприятия: Подсчет очков. Награждение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.