Литературный час "О братьях наших меньших"

  • Культурные мероприятия
  • docx
  • 11.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Литературный час "О братьях наших меньших" воспитывает у детей чуткое отношение к животному миру., поднимает проблему "я не такой как все". Состоит из обсуждения психологических ситуаций о поведении с животными, инсценировки рассказа, переноса сюжета в реальную жизнь и конкурса загадок.документ ворд
Иконка файла материала О братьях наших меньших.docx
Литературный час « О братьях наших меньших» Цели:  Расширить читательский кругозор учащихся, прививать любовь и интерес к  чтению и животным;  ознакомить учеников с основными чертами толерантной личности, дать  возможность детям самостоятельно оценить степень своей толерантности. Задачи: воспитывать у детей доброту, чуткость, внимание и уважение; воспитывать уважительное отношение к миру животных; закрепить понятия «чуткость», «доброта», «ответственность», «отзывчивость»; развитие познавательного интереса; формирование мировоззрения, взглядов, суждений; развитие эстетических вкусов. 1. Организация группы. Ход занятия. ­ Послушайте стихотворение Я. Акима «Береги свою планету» Есть одна планета – сад В этом космосе холодном, Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелетных, Лишь на ней одной увидишь Ландыши в траве зеленой, И стрекозы только тут В реку смотрят удивленно, Береги свою планету, Ведь другой на свете нету! 2. Объявление  темы занятия. ­ Предметом обсуждения на нашем занятии станет мир животных. Мы поговорим  о «братьях наших меньших». ­ О ком же мы сегодня будем разговаривать?  ( Выслушиваются ответы детей) Дивиз нашего сегодняшнего занятия : «Хочу, чтоб вас, зверей моей земли,  За вашу помощь берегли» ­ Как вы понимаете его?  ( Выслушиваются ответы детей) 3. Основная часть. ­ Всем хорошо известно, какая огромная семья «братьев наших меньших» окружает  нас. Здесь и насекомые, и звери, и домашние животные. Любое животное, какое бы нибыло, маленькое или большое, приносит немалую помощь. Но кроме помощи, они ещё  вызывают приятные чувства: радость, восхищение, пробуждают добрые чувства,  развлекают нас. Прослушайте отрывок из стихотворения Яшина «Письмо в лесную газету». … Лишь царям по рождению, Как во всем предпочтенье, Знаем розу­царицу, льва­царя, да царь­птицу. И конечно, тревожно, Что порой мы безбожно Не храним, что имеем, Не щадим, что жалеем. Ни за что не в ответе, Словно самую малость Нам на этой планете И жить и править осталось. Не хозяева вроде, Так добро своё губим, А гордимся природой И Отечество любим. Мало мы знаем о том, что нас окружает. И подчас, действительно, от незнания губим. К сожалению, не всё ещё у нас благополучно по отношению к «братьям нашим  меньшим». Сколько можно привести примеров безжалостного отношения людей ко  всему живому! Обсуждение ситуаций Я прочитаю описание ситуаций, а вы скажите, а вы скажите, в какой ситуации  правильно поступили, а в какой нет.Ситуация первая. Женя с папой возвращались поздним осенним вечером из  музыкальной школы. Холодно и дождливо было на улице. Вдруг они увидели на  тротуаре дрожащего щенка, который жалобно повизгивал. «Вот бедняги, ­ сказал Женя, ­ кто­то выгнал его в такую погоду». Щенок вдруг пошёл за мальчиков. У подъезда  остановились, не зная, что делать. Взять с собой – что скажет мама? Остановить –  жалко. Решили взять. Принесли домой. Мокрый, дрожащий щенок сразу же вызвал у  всех активную деятельность. Нагревали молоко, досуха обтёрли и уложили в углу  спать. А утром обнаружили, что щенок болен. Вся семья лечила Фунтика (так Женя  назвал щенка). Жене и младшему брату некогда было гулять – щенок требовал ухода.  Прошли года. Вырос из щенка красивый пес. Что понравилось в этой истории? В чём проявилось такое отношение к животному у мальчика? Можно ли быть человечным, если не любишь животных? (ответы учащихся) Ситуация вторая. В лесу из автомашины выше мужчина с двумя детьми и привязал к  дереву привезённую с ними собаку. Люди уехали, а собака смотрела им вслед такими  глазами, будто плакала… Как вы оцените такой поступок? (ответы учащихся) Как вы относитесь к животным? Находят ли они в вас защиту? (ответы учащихся) Наша задача состоит в том, чтобы каждый ученик, люди, живущие рядом с животными,  не только берегли, но и вставали на их защиту. Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте Можно только сердцем. И если бы каждый прикасался к красоте только сердцем, то не было бы тогда  жестокости на Земле. Инсценировка рассказов­ Ваши друзья приготовили для нас  сказку. Послушайте её и ответьте на такие вопросы (вопросы записаны на доске): 1. Из­за чего грустил и переживал котенок?  2. Почему с ним не хотели играть? 3. Что значит быть не таким как все? 4. Что понял котенок, когда посмотрел на солнышко? 5. С вами когда – нибудь случалось что – то  похожее? Сказка «Маленький котенок»  Жил – был маленький – маленький котенок. Жил он в маленьком и очень уютном домике, вместе со своей мамой – кошкой и папой – котом и вместе со своими братьями и сестрами  ­ котятами. И был он самый маленький и ещё очень рыжий. Да­да, совсем  рыжий и яркий. Когда он шел по улице, сразу было видно, что именно ОН идет, такой  он был рыжий. И самое удивительное было то, что все вокруг него были серые: темно­ серые, светло­серые, серые в черную полоску и ни одного, ну совсем ни одного рыжего. Все в его семье и мама­кошка, и папа­кот, и все котята  ­ были очень красивых серых  оттенков; и вся его родня были серые; и все знакомые. Словом из всех, кого он знал, он  был один такой рыжий! И вот, однажды, случился с ним совсем печальный случай. Когда наш маленький  котенок гулял во дворе, он увидел двух сиамских котят, которые весело играли в  мячик, прыгали и веселились. ­ Привет, ­ сказал рыжий котенок, ­ вы так здорово играете. Можно, и я с  вами? ­ Не знаем, ­ сказали котята, ­ видишь, какие мы красивые: голубовато –  серого цвета, а ты какой – то странный, почти красный, мы никогда таких не  видели, и лучше будем играть вдвоём!!! Тут к ним подошел большой, непослушный котенок с соседнего двора, тот был  тёмно­серый в тонкую черную полоску. Он недобро усмехнулся и сказал: « Ты такой  маленький и оранжевый…Очень может быть, что ты вовсе не маленький рыжий  котенок, а просто – напросто, большая красная …МЫШЬ!!!» Очень – очень печально стало маленькому котенку, он потерял аппетит, и пости  каждую ночь плохо спал, ворочаясь в своей кроватке, и все думал: «Я такой  маленький, такой рыжий! Другие даже не хотят играть со мной и, наверное, никто никогда не будет дружить со мной!»Маленькому котенку было очень обидно и больно. И стал он такой печальный, и  совсем перестал гулять во дворе, а все больше сидел дома и смотрел в окно. Маме он  говорил, что ему совсем не хочется гулять, но, на самом деле, он просто очень боялся,  что будет гулять совсем один и никто не захочет играть с ним! Так он сидел целыми днями у окошка и печалился. Но однажды случилось вот  что: с самого утра было сыро и пасмурно, все было серым и блеклым и всем было  очень­очень грустно в такую погоду. И вдруг, из­за туч, выглянуло солнышко. Оно  раскрасило все вокруг в яркие цвета, и всем стало очень весело и светло. «Как все  любят солнышко, какое оно красивое. А ведь оно такое же оранжевое, ка и я! –  подумал маленький котенок, ­ я буду таким же хорошим, и всем будет тепло и  радостно рядом со мною! ». И котенок решил не бояться и выйти во двор, немного  погулять. На улице была ужасная суматоха: все столпились около самого большого дерева  во дворе, на котором сидел маленький белый котенок и громко плакал, он очень  боялся, но никак не мог слезть вниз. Все очень беспокоились, что он упадет. Но наш  рыжий котенок храбро залез на дерево и снял малыша. Все вокруг радовались и  говорили: « Смотрите, какой храбрый и добрый котенок!!!».  «Да, ­ говорили в  ответ, ­ он очень смелый, просто настоящий герой!» . И все поздравляли котёнка,  которому было от этого радостно, он выпрямился во весь рост и распушил хвостик.  «Смотрите, какой он красивый, добрый и яркий, как маленькое солнышко!» ­  сказал кто­то. И маленький котенок шел домой очень­очень счастливый и светло  улыбался всем вокруг. (Дети дают ответы на заданные воросы)  ­ Чему нас учит эта сказка?  Какова её идея? ( Уважительному обращению друг к другу, без резких выкриков, обзываний,  кличек; учит принимать окружающих такими,  какие они родились, даже если они совсем  не похожи на остальных;  уважению личности друг друга, общению без подавления, угроз, без осуждения и  критики; признанию права каждого быть самим собой; умению сопереживать, не обвиняя и не упрекая; умению внимательно слушать и слышать, не перебивая и не отвлекаясь; готовности принять и дать совет, предложение;умению хвалить, соглашаться, утешать; стремлению поддержать друг друга, подбодрить. ВЫВОД:  Мы должны быть терпимыми (толерантными) друг к другу, то есть обладать  теми качествами, которые мы с вами сейчас назвали. Тогда многих конфликтов, ссор,  драк можно будет избежать. Конкурс загадок  А сейчас я хочу узнать , знаете ли вы загадки о животных и разгадаете ли вы их. (Загадки загадывают учащиеся, а потом учитель) Помурлыкала немножко Дом его зовут дуплом. (Белка) И к клубок свернулась…(кошка) Рыжая плутовка Ребятишки все хотят Завести себе…(котят) Обманывает ловко. Её боятся мышки Машет хвостом нам верный служака, И зайка­шалунишка, Друг человека – это…(собака) Хоть сама в лесу живёт, У нашей собаки родился сынок Из деревни кур крадёт. (Лиса) Толстый, пушистый, веселый …(щенок) Кто в густом лесу живёт Наша свинка городская, И зовут её …(морская)  Грызунишка и добряк, Прячет в щеки всё ...(хомяк) По деревьям, по кустам Скачет рыжий шарик сам. Он орешки собирает И грибочки запасает. Он живёт в лесу густом И с куста малину рвёт, А как вьюга засвистит, он в берлоге  крепко спит? (Медведь) Это огромная кошка. Его жёлтовато­ дымчатая шкура разрисована тёмными  поперечными полосами? (Тигр) Белым был зимою снежной, Летом сменил одежду, Серым стал косой зверёк, Кто узнал, пусть назовёт? (Заяц)Молодцы! Каждый человек не только оберегает, помогает, но и своим примером учит доброте  других. Послушайте стихотворение «Просьба» Р. Рождественского. Птицы, розы и звери в души людям смотрят, Вы их жалейте, люди, не убивайте зверя, Ведь небо без птиц – не небо, И море без рыб – не море, И земля без зверей – не земля. III. Заключительная часть Закончить  хочется словами Душана Родовича: Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Мы обещаем: Нор звериных, птичьего гнезда Разорять не будем никогда! Пусть птенцам и маленьким зверятам, Хорошо живётся с нами рядом! После сегодняшнего разговора каждый из нас, я думаю, не пройдет мимо жестокости,  встанет на защиту слабого. У нас получился интересный и полезный разговор. О многом мы задумались. Мы  увидели, что есть мир, о котором нельзя не заботиться, не помнить.