Литературный турнир для учащихся младшего школьного возраста «В ДОРОГУ ЗА СКАЗКАМИ» по произведениям А.С. Пушкина
Оценка 4.9

Литературный турнир для учащихся младшего школьного возраста «В ДОРОГУ ЗА СКАЗКАМИ» по произведениям А.С. Пушкина

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
3 кл
02.03.2018
Литературный турнир  для учащихся  младшего школьного возраста  «В ДОРОГУ ЗА СКАЗКАМИ»   по произведениям А.С. Пушкина
ВЕДУЩИЙ: Дорогие ребята! Сегодня у нас состоится литературный турнир. Произведения великого русского поэта А.С.Пушкина знают и лю-бят все: маленькие и взрослые. Вы вспомните то, что было уже знакомо вам, а может быть, узнаете что-то новое из предстоящего турнира. Представление команд. ВЕДУЩИЙ: Задание обеим командам: "Най¬ти повторы в сказке Пушкина "Сказка о царе Салтане". Время — 3 минуты.
2 (50).doc
Родительское собрание «Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка». Все, чего я достиг в  жизни, стало  возможным, благодаря  книге. Ричард Бах. Задачи: ознакомить родителей с результатами развития читательских  умений учащихся класса, развивать интерес к формированию интеллектуальных  умений, желания читать. Вопросы для обсуждения: значение книги в жизни младшего школьника; как развивать читательский интерес ребенка; культура чтения школьника. Подготовительная работа: анкетирование; анализ читательских  интересов учащихся; подготовка памятки родителям. Ход собрания. 1. Вступительное слово. Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких  технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому­ восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность процесса чтения,  отсутствие интереса к чтению приводят к тому, что процессы интеллектуальной  деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины  и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им  просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению  формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Анализ ответов  анкет родителей нашего класса это подтверждает. 2. Анализ анкетирования. Анкета для родителей.  Нравится ли Вашему ребенку читать книги?  Сколько времени он проводит за книгой?  Вы убеждаете своего ребенка читать или он это делает без  принуждения?  Какие книги он предпочитает?  Как Вы поощряете его читательские стремления?  Дарите ли Вы своему ребенку книги?  Есть ли у Вас на этот счет какие­то убеждения? 1  Обсуждаете ли Вы со своим ребенком прочитанное?  Считаете ли Вы себя активным читателем?  Являетесь ли Вы примером для своего ребенка в чтении книг? Анкета для учеников.  Как ты считаешь, может ли человек жить без книги?  Нравится ли тебе читать книги?  Какие книги ты читаешь с удовольствием?  Нравится ли тебе получать книги в подарок?  Какую книгу ты сейчас читаешь?  Тебе ее подарили или ты взял в библиотеке?  У вас дома много книг?  Какие детские книги есть в вашей домашней библиотеке? Если ребенок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение  являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет содержательной и  разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из  книг. Из него вырастет увлеченный читатель. Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на  неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал  увеличивается во много раз. Кроме того, в процессе чтения совершенствуются  оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная  работоспособность. Часто бывает так, что ребенок знает все буквы, может читать, но не хочет.  Родители негодуют: «Ты ведь уже умеешь читать. Неужели тебе не хочется  самому прочитать книжку?» И тогда в ход идет принуждение: «Прочитай еще  хоть строчку», «Пока не дочитаешь страницу, не буду с тобой играть» и т. д. Как же сделать так, чтобы процесс чтения стал для детей личной  необходимостью? В этом деле очень полезны игры, в процессе которых обучение  чтению идет непринужденно и весело. Огромную роль играют и вечера семейных  чтений, наполненные живым, умным словом. Во время семейного чтения отец и  мать сближаются с детьми, открываются для них с другой стороны. Дополнительный материал. Для формирования у ребенка потребности в чтении и письменной речи  педагоги и психологи предлагают использовать жизненно важную переписку,  содержание которой должно лично задеть ребенка и апеллировать к самым  главным его интересам. Приведем следующий пример: «Саша мечтает о  настоящем друге. Он болен, сидит дома в окружении любящих его взрослых,  любимых игрушек, но вдали от приятелей. По телевизору он видел фильм про  мальчика. Главный герой так понравился Саше, что ему захотелось с ним  подружиться. Мама посоветовала написать ему письмо. Саша старательно и  увлеченно работал целый час, и вот письмо будущему другу готово. Вскоре  приходит «ответ», написанный крупными печатными буквами, слова выбраны  2 простые, фразы короткие. Автор письма – мама. Она знает, что вызывает интерес сына. Так завязывается «переписка». В жизни любой семьи имеется много возможностей для замены устного  общения письменным, которое будет способствовать тому, что ребенок  приобщится к записи, а чтение станет действительно добровольным, а значит,  усовершенствуется и его техника. Работа над техникой чтения – процесс достаточно  длительный и не всегда  привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение в  старших классах будет значительно затруднено. Существуют разные точки зрения на необходимую скорость чтения в конце  начального обучения. В программе начальных классов она составляет 90 – 100  слов в минуту. Некоторые авторы считают, что к концу обучения в начальной  школе желательно, чтобы ученики читали 120 слов в минуту. Третья точка зрения принадлежит В. А. Сухомлинскому. В своей книге  «Разговор с молодым директором школы» он писал, что беглое, нормальное  чтение – это чтение в темпе 150 – 300 слов в минуту. Если даже взять за основу нижнюю цифру этих рекомендаций, т. е. 150 слов в минуту, то и тогда третья точка зрения не совпадает с первой. Чтобы выяснить обоснованность тех или иных рекомендаций, В. Н. Зайцев,  занимающийся проблемой техники чтения, сопоставил успеваемость учащихся 6  – 8 классов (отличников, хорошистов, троечников) со скоростью чтения этих же  учащихся в выпускном классе начальной школы. Что же выяснилось? Те, кто  стал отличником, читали в среднем 150 слов в минуту, хорошисты – 120 слов в  минуту, троечники – 80 – 90 слов в минуту. Следовательно, если мы хотим,  чтобы наши дети занимались преимущественно на отлично, мы должны  выполнять рекомендации В. А. Сухомлинского. Как показывает опыт, большинству учащихся вполне доступна скорость  чтения 120 слов в минуту. Как этого добиться? В. Н. Зайцев дает следующие  рекомендации: 1. Если ребенок находится еще только на первых ступеньках овладения техникой  чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще. Почитал 5 –7 минут и пересказал содержание абзаца. Перед сном еще одна  порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение  часа­полутора за один прием. 2. Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние  события дня фиксируются эмоциональной памятью, и в те часы, когда человек  спит, он находится под их впечатлением. 3. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом  деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении  возникают трудности. В режиме щадящего чтения ребенок читает 1 – 2 строчки  и после этого получает краткий отдых. Такой режим автоматически получается,  если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал,  посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадр – опять две строчки прочитал, затем посмотрел картинку. Этот прием вполне подходит тем детям, которые  читают неохотно. 4. Для того чтобы ребенок наглядно видел свой рост в овладении техникой чтения,  надо почаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным  образом. Следует вооружиться часами с секундной стрелкой, книжкой с  крупным шрифтом и легким текстом. Пусть ребенок читает ровно одну минуту.  Подсчитайте, сколько слов (включая союзы и предлоги) он успевает прочесть за  3 минуту. К своему «росту по чтению» ребенок будет относиться столь же  ревностно, как к меткам его роста на двери. Важно оценивать только технику  чтения, а не другие достоинства маленького читателя. Для этого недостаточно  общих слов «хорошо», «молодец», «уже быстрее». Ребенку будут понятнее  более конкретные оценки («Целых 20 слов в минуту!», «В марте было 40, а  сейчас 45 слов в минуту! Замечательно!» и т. д.). Необходимо отмечать рост,  сравнивать результаты, радоваться каждому шагу вперед, каждому успеху. Педагоги пришли к выводу: если ребенок на первом году обучения не  научился нормально читать, то его интерес к учению значительно падает. Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей.  Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.  Покупая, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по  содержанию.  Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку  ежедневного общения с книгой.  Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи.   Если Вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом  Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги. увлекательном эпизоде.  Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно   искажайте текст, чтобы проверить, как ребенок запомнил ранее прочитанное. Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими  впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте Ваши и его  впечатления.  Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.  Покупайте книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную  библиотеку.  Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные  реликвии своей семьи.  Дарите ребенку книги с дарственной надписью, теплыми пожеланиями.  Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его  традициях, дорогих и близких людях. Научившись читать, ребенок открывает для себя мир большой  литературы. Особое место в нем занимают сказки. Сказка – первая ступенька  вхождения в страну знаний, в мир культуры. Есть много сказок, которые  помогут детям мыслить логически, разовьют воображение, речь и др. для  развития логического мышления можно использовать сказки Д. Биссета, Дж.  Родари, В. Сутеева, А. Толстого и др. Есть сказки, где герою приходится делать выбор. Как быть с такими  сказками? Можно прочесть ребенку сказку, только не до конца, а до того  места, где требуется сделать выбор. Пусть ребенок сделает выбор вместо  героя (скажет, нарисует, вылепит и т. д.), а потом следует дочитать сказку,  чтобы узнать выбор героя и сопоставить эти два выбора. Также развивать чувство языка, вкус к слову, умение говорить  выразительно, точно, ярко помогают стихи. Дети, как никто, остро чувствуют ритм и музыку стихов. Они интуитивно понимают, что самые обыкновенные  фразы звучат по­особому, если они осмыслены поэтом. Полезно после  4 разбора стихотворения попросить детей нарисовать картинку, которая  поможет родителям разобраться, насколько понят смысл и настроение  стихотворения. Чтобы ребенок полюбил чтение, очень важно создать его собственную  домашнюю библиотеку. Здесь могут быть два подхода. 1. Рабочая библиотека, помогающая в повседневном учебном и  внеучебном труде: словари, энциклопедии, научно­популярная  литература, периодические издания и т.д. 2. Приобретение любимых книг. Родителям необходимо самим хорошо знать детскую литературу, чтобы  помогать развитию детей. Приобщение детей к чтению следует начинать с  выбора литературы. Здесь родителям поможет прежде всего детская классика:  К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто, В. Берестов, Б. Заходер, Н. Носов и др.  Когда у ребенка начнут возникать вопросы о разных предметах, явлениях,  зарождаться интересы, увлечения – самое время познакомить его с научно­ популярной литературой. Родители могут обратиться к «золотому» фонду  детской научно­познавательной литературы – книгам М. Пришвина, Е.  Чарушина, Г. Снегирева, В. Бианки и др. Кроме того, сейчас в книжных  магазинах есть множество книг энциклопедического характера: «Я познаю мир»,  «Все обо всем», «Моя первая энциклопедия» и др. Ребенка следует записать в общественную библиотеку. Очень важно, чтобы у ребенка воспитывалось бережное и любовное  отношение к книге, чтобы он следил за порядком в своем книжном уголке. В некоторых семьях стало хорошей традицией сохранять полюбившиеся  детские книги. Жизнь у этих книг может быть долгая: их читали бабушка,  дедушка, мама, папа, а теперь они стали друзьями ребенка. Такая семейная  традиция не только воспитывает бережное отношение к книге; это отношение к  книге дополняется чувствами к самым дорогим людям. Сближают родителей и детей совместная покупка книг, их ремонт,  наведение порядка в домашней библиотеке и, конечно, совместное чтение и  обсуждение прочитанного. Даже бегло читающий ребенок еще долго будет нуждаться в том, чтобы  ему читали вслух, отвечали на его вопросы, делились с ним своими  переживаниями и мыслями о прочитанном. Советы родителям.  Если до школы есть желание и возможность заниматься с ребенком, пусть он придет в школу, умея читать. В 4­5 лет учиться читать легче, чем в 7­8 лет.  Терпеливо помогать ребенку, если у него недостаточная скорость чтения.  Обучая детей чтению, опираться на их интересы. Ребенок, которого учили  читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением.  Больше играть с детьми. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в   звуки и буквы. Рассказывать детям сказки. Даже «совсем большие» ребята (мы часто  говорим семи­восьмилетнему ребенку «Ты уже большой») очень любят  песенку, сказку на ночь. Это успокаивает их, помогает снять напряжение  перед сном.  Чаще устраивать семейные чтения. Выросшим детям читать вслух еще  интереснее, чем маленьким. 5  Читать самим, пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа  проводят не только у телевизора.  Есть вещи, которые детям лучше не слышать и не знать: например, споры  родителей на бытовую тему. Но споры отца и матери по поводу прочитанной книги дети должны слышать обязательно.  Принимать во внимание, что возраст с 7 до 16 лет – это промежуток  жизненного пути, когда человек либо приобретает потребность в чтении и  реализует ее в течение всей жизни, либо упускает эту возможность.  Не всегда спешить сразу отвечать на детские вопросы, лучше посоветовать  поискать ответы в книгах самостоятельно.  Собирать дома различные словари: орфографический, энциклопедический,  толковый и т. д.; вырабатывать у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.  Стараться приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с  надписью. Обращать внимание на то, что сын или дочь читает.  Вместе с ребенком создать для него такую библиотеку, чтобы в ней были  книги различных жанров и направлений.  Вместе покупать, читать, ремонтировать книги, обсуждать прочитанное. В  этом случае гораздо легче влиять на читательские вкусы ребенка.  Обязательно записать ребенка в библиотеку. Время от времени ходить туда  вместе с ним. 6

Литературный турнир для учащихся младшего школьного возраста «В ДОРОГУ ЗА СКАЗКАМИ» по произведениям А.С. Пушкина

Литературный турнир  для учащихся  младшего школьного возраста  «В ДОРОГУ ЗА СКАЗКАМИ»   по произведениям А.С. Пушкина

Литературный турнир для учащихся младшего школьного возраста «В ДОРОГУ ЗА СКАЗКАМИ» по произведениям А.С. Пушкина

Литературный турнир  для учащихся  младшего школьного возраста  «В ДОРОГУ ЗА СКАЗКАМИ»   по произведениям А.С. Пушкина

Литературный турнир для учащихся младшего школьного возраста «В ДОРОГУ ЗА СКАЗКАМИ» по произведениям А.С. Пушкина

Литературный турнир  для учащихся  младшего школьного возраста  «В ДОРОГУ ЗА СКАЗКАМИ»   по произведениям А.С. Пушкина

Литературный турнир для учащихся младшего школьного возраста «В ДОРОГУ ЗА СКАЗКАМИ» по произведениям А.С. Пушкина

Литературный турнир  для учащихся  младшего школьного возраста  «В ДОРОГУ ЗА СКАЗКАМИ»   по произведениям А.С. Пушкина

Литературный турнир для учащихся младшего школьного возраста «В ДОРОГУ ЗА СКАЗКАМИ» по произведениям А.С. Пушкина

Литературный турнир  для учащихся  младшего школьного возраста  «В ДОРОГУ ЗА СКАЗКАМИ»   по произведениям А.С. Пушкина

Литературный турнир для учащихся младшего школьного возраста «В ДОРОГУ ЗА СКАЗКАМИ» по произведениям А.С. Пушкина

Литературный турнир  для учащихся  младшего школьного возраста  «В ДОРОГУ ЗА СКАЗКАМИ»   по произведениям А.С. Пушкина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2018