Литературный вечер «Промелькнувший метеор», посвящённый 180-летию со дня рождения Шокана Уалиханова.
Оценка 4.6

Литературный вечер «Промелькнувший метеор», посвящённый 180-летию со дня рождения Шокана Уалиханова.

Оценка 4.6
Мероприятия
doc
воспитательная работа
10 кл
27.02.2017
Литературный вечер «Промелькнувший метеор», посвящённый 180-летию со дня рождения Шокана Уалиханова.
Цель мероприятия: Воспитание патриотических чувств учащихся, чувства гордости за свою Родину и соотечественников. Задачи мероприятия: Образовательные: совершенствовать ранее приобретённые навыки и знания устной речи учащихся; развивать коммуникативные умения учащихся; использовать дополнительные материалы, проработанные самостоятельно. Развивающие: расширить кругозор учащихся, стремление вызвать интерес к изучению языков, истории своей страны. Воспитательные: приобщить к культурному наследию Казахстана на примере жизни и творчества выдающегося казахского учёного и просветителя Шокана Уалиханова.Литературный вечер «Промелькнувший метеор», посвящённый 180-летию со дня рождения Шокана Уалиханова.
Сценарий к 180-летию Ш.Валиханова.doc
Шоқан Уалихановтың туғанына 180 жыл толуына арналған «Аққан жүлдыз» атты әдеби кеш. Литературный вечер «Промелькнувший метеор», посвящённый 180­ летию со дня рождения Шокана Уалиханова. The literature party «The flashing meteor» Dedicated to the 180­th birth anniversary Of Sokan Ualikhanov.   „Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения потомок киргизских ханов и в то же время офицер русской армии Чокан Чингисович Валиханов. Н.И. Веселовский. Цель мероприятия: Воспитание патриотических чувств учащихся, чувства гордости за свою Родину и  соотечественников. Задачи мероприятия: Образовательные: совершенствовать ранее приобретённые навыки и знания устной речи  учащихся; развивать коммуникативные умения учащихся; использовать дополнительные  материалы, проработанные самостоятельно. Развивающие: расширить кругозор учащихся, стремление вызвать интерес к изучению  языков, истории своей страны. Воспитательные: приобщить к культурному наследию Казахстана на примере жизни и  творчества выдающегося казахского учёного и просветителя Шокана Уалиханова. Межпредметная связь: казахская литература, история Казахстана, география. Форма проведения мероприятия: интегрированная работа в группах.  Оформление: Портрет Шокана Уалиханова, высказывания знаменитых людей об учёном­ просветителе, книжная выставка трудов Шокана Уалиханова, слайдовая презентация. Музыкальное оформление: презентация, кюй.  1. Вступление. «Народ он свой любил… он хотел ему добра, и служить будущему своего народа было его  мечтой», ­ писал Г.Н.Потанин. You want it to be the first. You want it to be the best. Your works are living for centuries. You are the sunshine of our country. It is not easy to be the first. Адамның басшысы –ақыл, Жетекшісі – талап, Шолғыншысы – ой, Жолдасы – кәсіп, Қорғаны – сабыр, Қорғаушысы – мінез. Вед 1: Открой, история нам том воспоминаний, И пусть пройдут сегодня перед нами Дни жизни выдающего человека: Учёного и просветителя 19­го века! Сыном своим ныне горд Казахстан! Имя ему Уалиханов Шокан!!! Звучит лирический кюй. 2. Группа учащихся рассказывает о Шокане Уалиханове на разных языках. Шоқан (толық аты Мұхаммедқанапия) Қостанай облысының Құсмұрын бекінісінде,Абылай ханның шөбересі, Ресей патша әскерінің полковнигі, қазақ сұлтаны Шыңғыстың отбасында  дүниеге келді.  Жекеменшік қазақ мектебінде сауат ашып, сурет салуды үйренді. Әдебиетті, араб тілін  оқыды. 1853 жылы Омбы қаласындағы кадет корпусын бітірді. Ол Орта Азия, Қазақстан, Шығыс Түркістанды аралай жүріп. Осы жерлерді мекендеген  түрік халықтарының тарихы мен мәденитіне байланысты кұнды мәліметтерді жазып алды.  Тарихшы, публицист, лингвист, географ, археолог, этнограф, саяхатшы Шоқан Уәлиханов  туған халқы үшін көп еңбек етті, оның салт­дәстүрін, әдет­ғұрпын, дінін,тілін және  тұрмыстық ерекшеліктерін зерттеді. Shokan Ualikhanov (his full name is Mokhamad Khanafia) was born in Kushmuryn fortress  Kostanai region) in the family of the Kazakh sultan Chinghis, Colonel of Russian Tsar Army,  great­grandson of Ablay. Shokan learned to read and write and studied painting, Literature, Arabic and foreign languages  in private Kazakh school. He graduated from the Omsk Military College in 1853. Shokan communicated with such famous persons as G.P.Potanin, P.P.Semyonov­Tianshanskiy, F.M.Dostoevskiy and others.  Travelling around Middle Asia, Kazakhstan, East Turkestan he got and recorded the information  about history and culture of Turkic people living in those regions. Being a great historian, publicist, linguist, geographer, musician, archaeologist, ethnographer,  traveller Shokan Ualikhanov did a lot for his people. He made research and recorded national  peculiarities of the people’s life, traditions, customs, religion and language.  The most significant of his works are «Notes on the Kyrgyz people», «Traces of Shamanism in  the Kyrgyz», «Kyrgyz Pedigree», «Essays of Djungaria». Шокан Уалиханов (мусульманское имя – Мухаммед­Ханафия, а Шокан имя, данное  матерью) родился в 1835 году в семье султана Шынгыса в урочище Кусмурун (ныне  Аулиекольский район Костанайской области). Детство прошло в урочище Сырымбет ныне  Айыртауского района Северо­Казахстанской области. Предки Шокана принадлежали к старинному султанскому роду. Его прадед, хан Среднего  жуза Абылай, поддерживал торговые и политические связи с Россией. Старший сын  Абылая, Уали, ­ последний хан Среднего жуза, дед Шокана, от которого он и получил свою фамилию. Главой семьи была вдова хана Уали – Айганым (1783­1853), бабушка Шокана Уалиханова,  умная, дальновидная и для того времени образованная женщина. Она знала несколько  восточных языков, интересовалась русской культурой, переписывалась с Азиатским  департаментом министерства иностранных дел и Сибирским комитетом в Петербурге.  Айганым оказала большое влияние на духовный рост маленького Шокана. 3) Сцена «Балаға ат қою»  ( Қазақ тілінде « Әлди бөпем, әлди­ау» әні естіліп тұрады. Шыңғыс пен Зейнеп сөйлесіп  отыр.) Зейнеп: Біздің ұлымыз дүниеге келді. Мен ұлымыздың атын Мұхаммедқанафия деп қойғым келеді.  Шыңғыс: Зейнеп, мен сені де, мына дүниеге келген ұлымызды да жақсы көремін. Маған  сенің айтқан есімің ұнап тұр. Осылай деп қояйық. Зейнеп: Шыңғыс, бұл ұлымыз болашақта ақылды адам болып өссе екен деймін. Еліне  керекті адам болсын.  Шыңғыс: Бұл ұлымыз арғы атасы – белгілі хан Абылайдай, өз атасы – Уәлидей еліне белгілі адам болады.  Зейнеп: Шыңғыс, ұлымызға Мұхаммедқанафия деп ат қойғанымызбен, мен оны еркелетіп  Шоқан деп атаймын.  Шыңғыс: Дұрыс айтасың, Зейнеп. Баламыз еліне керекті адам болып, денсаулығы зор  болсын. Зейнеп: Әумин, айтқаның келсін! Известно, что, съездив на родину в Бухару, хан Аблай привез Черный шанырак, который  передавался из поколения в поколение со времен Чингизхана. Наследником Черного шанырака стал сын Аблая ­ Валихан (Валиев, Валиханов). Черный  шанырак хранили, как зеницу ока, как оберег, который должен был приносить успех и  процветание роду.  4) Сцена «Судьба»  И я, ­ Судьба, ­ пришла поздравить вас! Прекрасное дитя!.. Ему сейчас  Талантов многих подарю венок! (Снимает с головы венок из разноцветных цветов, показывает его и говорит) Вот знания сияющий цветок!.. Другой цветок – его судьба звезда!.. Ещё цветок – великого труда! А вот цветок дорожный, полевой Далёкого пути он знак благой!.. Цветы познаний, мудрости, добра Прими, малыш!!! Тебе расти пора!.. (Судьба снимает венок, кладёт его в люльку; все удаляются со сцены). Звучит радостный кюй. 5.Ведущий: Сибирский кадетский корпус считался одним из лучших заведений России того времени. В 12 лет Шокан поступил в Омский кадетский корпус, где поразил  преподавателей своими успехами в учёбе.  Сцена на английском языке. Shokan Ualikhanov is at the Omsk Military College. Author: The maths teacher enters the classroom and begins to explain the task. Shokan is at the  last desk alone. He doesn’t notice anyone. His thoughts are far away. Teacher: Ualikhanov! (Shokan stands up). Teacher: Why are you not ready for the lesson? Do you think you know maths better than  others? Shokan: No, I don’t. What do I need math for? I have been studying it for many years and I don’t understand it at all. Do you think I understand it now? (Mates laugh) Teacher: Come along! (They go out of the room) Author: Children are afraid that Shokan is lead to the kartser. But teacher lead Ualikhanov to his  study. He seats Shokan at table and puts new issues of «Sovremennik» in front of him. Shokan  begins to look these magazines through. He is so interested in them that he doesn’t pay attention  his teacher. The teacher goes out and leaves Shokan alone.  6.Ведущий: В 19 лет Шокан успешно закончил кадетский корпус и в соответствии с  семейными традициями, стал российским офицером, исполняющим поручения царской  администрации. Ведущий: Но одновременно его увлекали вопросы истории, географии и экономики  казахских степей и соседних стран. Его манила идея дальних путешествий и научных  исследований. Шокан приступает к осуществлению своей заветной мечты… Ведущий: После окончания кадетского корпуса Уалиханов работал в аппарате генерал­ губернатора Западной Сибири Гасфорта.С целью пресечь влияние Кокандского ханства в  Семиречье царская администрация привлекла молодого казахского офицера к переговорам с местным населением. Выполняя эту миссию, Шокан одновременно использовал свои  поездки для изучения географии, истории, обычаев и быта казахов и киргизов. Ведущий : В возрасте 22­х лет Шокан совершает свою знаменитую полную опасностей  поездку в Кашгарию. Путешествие было крайне опасным. Шокана Уалиханова спас случай. Казачий отряд, узнав о задержке каравана, поспешил ему навстречу и спас учёного от  неминуемой гибели. Ведущий : А затем был Петербург и блестящий доклад Уалиханова в географическом  обществе. Началась интенсивная, общественная и литературная деятельность. Перед  молодым учёным открывалась возможность успешной карьеры.  Ведущий : Его влекли новые открытия, он не мог жить без друзей. Своему другу, Ф.М.Достоевскому  Шокан доверял свои сокровенные мысли и намерения. Достоевский поддерживал Шокана  своими советами.   «Досына хат» (Ф.Достоевскийге) Санақта ұлт бол қосылып, Ел болса деп ем өздегей. Қазақты өзге ел басынып, Болмасын деп ем құл, кедей. Шарға түстім, мақсатым –  Басқару болып өлкені. Шығарсам дедім жақсы атын, Ел етіп өскен өркені. Жастарды тартып білімге, Бай етсем деп ем кедейді. Алыс, жақынды білуге,  Талпын ғандар көбейді. 7. Шокан тяжело переживал духовный разлад, расхождение с родичами и искал друзей­ единомышленников среди учёных, писателей, общественных деятелей. Шокан не стал  профессиональным литератором. В историю казахской литературы он вошёл как  просветитель, чьи идеи в последующие десятилетия глубоко проникли в казахскую поэзию  и раннюю прозу. Шоқанға (Мүтәллап Қанғожин) Қазақтын көгінде, Әлемнің төрінде, Жарқырап, жайнаған Жұлдыздай көрінді. Дарынға бақ тілеп, Айтылып ақ тілек, Ғылымның шыңында ол Қанатын қақаты деп. Масайрап, мақтанып, Марқайды ел шаттынып, Сарыарқа көсілді, Нұрына қақталып.Бал күннен құлпырып, Білімге ұмтылып, Орысша өнерге, Ғылымға құлшынып. Ғасырдан ғасырлар, Жұмбақты жасырғаң Қашқардың қақпасын Ешкім жоқ аша алған. 8. Ведущий : Материалы экспедиции: дневники, записки,очерки Шокана составляют  ценнейший фонд науки. В них содержатся географические описания края, наблюдения над  бытом казахов, киргизов, уйгуров, анализ общественных отношений и международных  связей, записи преданий, религиозных поверий, произведений народного творчества. Веднщий : Шокан Уалиханов посвятил множество статей культуре и устному народному  творчеству казахов. Он полностью записал народную эпическую поэму «Козы­Корпеш и  Баян­Сулу», а также киргизский героический эпос «Манас». It is not easy to be the first When from the boredom The sons of developed countries attend the science. They can’t even understand  How difficult is to meet the sunrise  With the book in the hands, And all thoughts are about your Motherland. You want it to be the first. You want it to be the best. Your works are living for centuries. You are the sunshine of our country. It is not easy to be the first. Ведущий : Писатель Ф.М.Достоевский, с которым Шокана связывала трогательная  преданная дружба, в одном из писем написал Шокану: «Вы первый из Вашего племени,  достигший образования Европейского». И он был первым. И навсегда останется первым,  великим учёным казахского народа! Быть первым – нелегко… Когда от скуки Сыны стран развитых, шутя, идут в науки,  Им не понять: как горестно и трудно Непонятым встречать над книгой утро; Считаться чудаком, которому на воле Милее жить, чем в сытой барской доле. Шокан… Шокан смотри; в твои края Пришла наук заря!.. Над книгой правнуки встречают новый день; Невежества из глаз исчезла тень; И просвещенный край, ­ сквозь даль времён,­ Тобою в светлый путь благословлён!.. 9.Ведущий : Весной 1861 года Шокан Уалиханов по состоянию здоровья оставил  Петербург и отправился в родную степь. В апреле 1865 года выдающийся сын казахского  народа, крупный учёный и путешественник скончался в возрасте 30 лет. Шокан Уалиханов  после себя оставил кладезь ярких мыслей и суждений, откуда мы до сих пор черпаем  оригинальные идеи для осмысления прошлого, чувства настоящего и представления  будущего.  Память: Шокан.… Как горько: не дойдя до тридцати, Скорбя, из жизни молодым уйти, Прожив так мало – на судьбы изломе!.. Но яркою звездой на небосклоне Истории народа ты сверкнул!.. Понять тебя не мог родной аул, А ты мечтал о будущем народа: О том, как он когда­нибудь свободно Под сенью просвещенья будет жить!.. Народ свой ты стремился одарить Плодами светлыми культуры и науки!!! И благодарно правнуки и внуки Хранят твоё наследие теперь! Казахам ты открыл в Европу дверь; И берегут учёные в веках  Труды твои на многих языках!!! Ведущий: Смыслом его жизни было служение народу, родине, человечеству. У казахов есть пословица: «Не будь сыном отца, а будь сыном своего народа». Шокан Уалиханов был не  только достойным потомком своего рода, но и достойнейшим сыном своего народа. Мечта твоя сбылась.… Твой Казахстан Потомкам щедро в дар судьбою дан Для радости и мирного труда!.. И Родина твоя тобой горда!!! И сохранит родной твой Казахстан Навеки (все хором) ШОКАН!!!

Литературный вечер «Промелькнувший метеор», посвящённый 180-летию со дня рождения Шокана Уалиханова.

Литературный вечер «Промелькнувший метеор», посвящённый 180-летию со дня рождения Шокана Уалиханова.

Литературный вечер «Промелькнувший метеор», посвящённый 180-летию со дня рождения Шокана Уалиханова.

Литературный вечер «Промелькнувший метеор», посвящённый 180-летию со дня рождения Шокана Уалиханова.

Литературный вечер «Промелькнувший метеор», посвящённый 180-летию со дня рождения Шокана Уалиханова.

Литературный вечер «Промелькнувший метеор», посвящённый 180-летию со дня рождения Шокана Уалиханова.

Литературный вечер «Промелькнувший метеор», посвящённый 180-летию со дня рождения Шокана Уалиханова.

Литературный вечер «Промелькнувший метеор», посвящённый 180-летию со дня рождения Шокана Уалиханова.

Литературный вечер «Промелькнувший метеор», посвящённый 180-летию со дня рождения Шокана Уалиханова.

Литературный вечер «Промелькнувший метеор», посвящённый 180-летию со дня рождения Шокана Уалиханова.

Литературный вечер «Промелькнувший метеор», посвящённый 180-летию со дня рождения Шокана Уалиханова.

Литературный вечер «Промелькнувший метеор», посвящённый 180-летию со дня рождения Шокана Уалиханова.

Литературный вечер «Промелькнувший метеор», посвящённый 180-летию со дня рождения Шокана Уалиханова.

Литературный вечер «Промелькнувший метеор», посвящённый 180-летию со дня рождения Шокана Уалиханова.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2017