Л.Н. Толстой. Осмысление содержания рассказа.

  • docx
  • 26.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л.Н.ТолстойКавказский пленник.docx

Тема. Л.Н. Толстой. Осмысление содержания рассказа.                                                                                                Цели урока.                                                                                                                                                                    Обучающие: осмысление содержания рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний по рассказу, по системе образов рассказа;

Развивающие: приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую  речь учащихся и их словарный запас;

Воспитывающие:  воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать;

                                                                      Сам погибай, а товарища выручай.

                                                                                                          А. Суворов

Ход урока.

1.Слово учителя                                                                                                                 — Здравствуйте, ребята. Улыбнёмся друг другу и начнём!                                                                                         (1-2) Кавказ. Его теме, его образу, его пейзажу принадлежит исключительное место в русской культурной традиции. В русской поэзии — в первую очередь. Шире — в русском поэтическом сознании: еще бы! Священные для каждого имена — Пушкин, Лермонтов, Лев Толстой... Их жизнь и творчество неразрывно связаны с Кавказом.                                                                                                                              Как сладкую песню отчизны моей,                                                                                                                               Люблю я Кавказ,—                                                                                                                                                      признавался юный поручик М. Ю. Лермонтов.                                                                                                            Вспоминая Кавказ, Толстой говорил: … (3-7)                                                                                                                                 2. Беседа по тексту. (8-9)                                                                                                                                                     Предлагается ответить на следующие вопросы:                                                                                                                      – Кто они, эти пленники?                                                                                                                                                                 – Как Жилин попал в плен?                                                                                                                                                     – Кто виноват в его пленении?                                                                                                                                                                      – О чём думал каждый из героев в плену?                                                                                                                            – Почему Жилин пишет письмо домой, да так, чтобы оно не дошло?                                                                                               3. Проверка домашнего задания: письма Жилина и Костылина домой.                                                                   1) Анализ писем.                                                                                                                                                                    2) Выделение лучшего письма, которое наиболее верно характеризует того или героя.                                                                     – Какой смысл вкладывает писатель в их фамилии.                                                                                                                    Жилин: он жилистый, сумел выжить, прижиться,  вжиться в чужую  чуждую для него жизнь. Костылин: словно на костылях, подпорках.                                                                                                                – Почему первый побег не удался? Кто в этом виноват?

(прослушивание песни Высоцкого «Песня о друге») (10)

Если друг оказался вдруг,                                                                                                                                                                     И не друг, и не враг, а так.                                                                                                                                                           Если сразу не разберёшь,                                                                                                                                                                                Плох он или хорош, –                                                                                                                                                                                   Парня в горы тяни, рискни,                                                                                                                                                                       Не бросай одного его.                                                                                                                                                                Пусть он в связке с тобой в одной –                                                                                                                                         Там поймёшь – кто такой.

Если парень в горах –  не ах,                                                                                                                                                        Если сразу раскис – и вниз,                                                                                                                                                                 Шаг ступил на ледник – и сник,                                                                                                                                        Оступился – и в крик,                                                                                                                                                                      Значит, рядом с тобой чужой,                                                                                                                                              Ты его не брани – гони:                                                                                                                                                                   Вверх таких не берут и тут,                                                                                                                                                            Про таких не поют.

4. Работа по иллюстрациям.                                                                                                                                                         – Выберите цитаты, которые соответствуют той или иной иллюстрации                                                                       – Мы не случайно вспомнили именно эти эпизоды                                                                                                                               – Расставим их в нужном порядке и запишем в виде плана рассказа. (12)                         5. Тестирование по образам.                                                                                                                                               – Проверим знание текста.                                                                                                                                               Работа в парах. Задания имеют тестовый вид (взаимопроверка).                                                                                                                                                             Жилин.                                                                                                                                                                                               1. Что заставило Жилина уехать с Кавказа?                                                                                                                             А) письмо матери;                                                                                                                                                                    Б) телеграмма брата;                                                                                                                                                                       В) вызов начальства.                                                                                                                                                                   2. Лошадь под Жилиным была…                                                                                                                                                 А) гнедая;                                                                                                                                                                                      Б) породистая;                                                                                                                                                                                                     В) охотницкая.                                                                                                                                                                               3. Жилин…                                                                                                                                                                                        А) невелик ростом, а удал;                                                                                                                                                   Б) высокий, храбрый, долговязый;                                                                                                                                                             В) трусливый, жалкий мужчина.                                                                                                                                                                        4. У Жилина из оружия было…                                                                                                                                            А) ружье;                                                                                                                                                                                         Б) шашка;                                                                                                                                                                                                                     В) пистолет.                                                                                                                                                                                         5. Когда Жилина пленили, его поместили…                                                                                                                       А) в сарай;                                                                                                                                                                                                  Б) в яму;                                                                                                                                                                                           В) в тюрьму.                                                                                                                                                                                   6. Что Жилину больше всего хотелось в сарае?                                                                                                                          А) есть;                                                                                                                                                                                                 Б) пить;                                                                                                                                                                                  В) освободить руки.                                                                                                        7. Сколько Жилин у татар за себя выкуп выпросил?                                                                                                                                 А) 500 рублей;                                                                                                                                                                                Б) 1000 рублей;                                                                                                                                                                            В) 3000 рублей.                                                                                                                                                                                8. Что он делал в плену?                                                                                                                                                           А) старался найти контакт с татарами;                                                                                                                                 Б) рукодельничал и старался найти путь побега;                                                                                                                                                      В) шил одежду.                                                                                                                                                                                   9. Что сделал Жилин и поставил на крышу?                                                                                                                                                                              А) свисток;                                                                                                                                                                                Б) кувшин;                                                                                                                                                                                                       В) куклу.                                                                                                                                                                                              10. Какая слава про Жилина среди татар прошла?                                                                                                              А) что он мастер;                                                                                                                                                                                        Б) что он колдун,                                                                                                                                                                          В) что он мусульманин.                                                                                                                                                        11. Что Жилин делал по ночам в сарае?                                                                                                                                     А) спал;                                                                                                                                                                                                     Б) рукодельничал;                                                                                                                                                                                                 В) копал подкоп.                                                                                                                                                                             12. Как Жилин узнал дорогу к русским?                                                                                                                                 А) спросил у Дины;                                                                                                                                                                              Б) поднялся на гору и посмотрел;                                                                                                                                                   В) вычислил по карте.

Костылин.                                                                                                                1. Костылин…                                                                                                                                                                           А) худощавый, высокий мужчина;                                                                                                                                      Б) грузный, толстый, весь красный;                                                                                                                                            В) среднего роста, средней комплекции.                                                                                                                                         2. У Костылина было…                                                                                                                                                            А) ружье;                                                                                                                                                                                    Б) пистолет;                                                                                                                                                                                 В) автомат.                                                                                                                                                                                                                                      3. Что сделал Костылин, когда увидел татар?                                                                                                                                                                                     А) стал стрелять;                                                                                                                                                                                        Б ) ждал Жилина;                                                                                                                                                                        В) поскакал к крепости.                                                                                                                                                                 4. Сколько попросил выкупа за себя Костылин в письме домой?                                                                                     А) 1000 монет;                                                                                                                                                                          Б) 3000 монет;                                                                                                                                                                        В) 5000 монет.                                                                                                                                                                                                                                  5. Что делал Костылин в сарае у татар?                                                                                                                                                    А) считал дни, когда придет письмо, и спал;                                                                                                                    Б) строил план побега;                                                                                                                                                                В) рыл подкоп под сараем.                                                                                                    6. Кого во время побега Костылин испугался в лесу?                                                                                                          А) оленя;                                                                                                                                                                                  Б) медведя;                                                                                                                                                                                В) кабана.                                                                                                                                                                                         7. Почему Костылин отставал от Жилина во время побега?                                                                                                                   А) было лень идти;                                                                                                                                                                    Б) задыхался от быстрой ходьбы;                                                                                                                                                       В) натер ноги.                                                                                                                                                                             8. Почему татарин, который гнал коров, узнал про беглецов?                                                                                                                                     А) Костылин свистнул;                                                                                                                                                                        Б) Костылин вскрикнул;                                                                                                                                                         В) Костылин выстрелил.                                                                                                                                                                      9. Что стало с Костылиным яме?                                                                                                                                             А) он разболелся;                                                                                                                                                                    Б) он расхрабрился;                                                                                                                                                               В) спал сутками.                                                                                                                                                                        10. Что сделал Костылин, когда Жилин предложил бежать во второй раз?                                                                                           А) отказался;                                                                                                                                                                               Б) согласился;                                                                                                                                                                            В) выдал план татарам.                                                                                                                                                        11. Через сколько времени после побега Жилина привезли Костылина?                                                                                                                А) через неделю;                                                                                                                                                                              Б) через месяц;                                                                                                                                                                      В) через полгода.                                                                                                                                                              12. Как Костылин освободился от татар?                                                                                                                                                                                                                           А) его освободили казаки;                                                                                                                                                      Б) бежал;                                                                                                                                                                                   В) внес выкуп.                                                                                                                                                                      7. Сравнительная характеристика героев. Работа в творческих группах.                                                                                                                           – Теперь, когда мы осмыслили содержание рассказа, выделили основные проблемы, пора подвести первые итоги.                                                                                                                                                        – Какими же предстали перед нами герои?                                                                                                            Работа с таблицей синонимов: составить характеристику из словосочетаний (письменно).                 Жилин: добрый (думает о матери, жалеет ее); надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек;  сумел прижиться в ауле (он – Жилин!); работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам – татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный (простил Костылина за то, что тот его бросил в бою).                                                Костылин:  слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; очень ленивый; способен на предательство (бросил Жилина); раскис, упал духом;  не понимает других людей, думает только о себе.                                                                                                                                                       8. Работа по иллюстрациям учащихся. Самооценка.                                                                                       – Чей портрет передаёт реальный образ героев Л.Н. Толстого?                                                                                             9. Небольшой перерыв в уроке для разминки.                                                                                       Физминутка.                                                                                                                                                                                                              Вы, наверное, устали?                                                                                                                                                  Ну, тогда все дружно встали.                                                                                                                                  Ножками потопали,                                                                                                                                                         Ручками похлопали.                                                                                                                                     Покрутились, повертелись                                                                                                                                                        И за парты все уселись.                                                                                                                                                   Глазки крепко закрываем,                                                                                                                                                 Дружно до пяти считаем.                                                                                                                             Открываем, поморгаем                                                                                                                                                          И работать начинаем.                                                                                                                                                      10. Составление вывода по уроку.                                                                                                                              – Пришло время делать выводы.                                                                                                                                                           Жилин стал своим, пользовался некоторой свободой, смог  разведать дорогу домой, нравился Дине, которая ему помогала.                                                                                                                                              2) Словарная работа по статьям этимологического словаря. (13)                                                                                  – Какое, по-вашему, значение слова «свой» подходит к определению положения Жилина?                     – Как сложилась судьба Костылина?                                                                                                                         – Кто же кавказский пленник?                                                                                                                 Видеосюжет: мнение двух старшеклассников о кавказском пленнике.                                                           – Один считает, что пленник – это Жилин, другой Костылин. Кто из них прав? (14)                                                 

 11. Заключительное слово учителя.   Л.Н. Толстой показывает, что люди могут не понимать и даже ненавидеть друг друга, но у них есть возможность понять друг друга, хотя для этого надо приложить определенные усилия.   Костылин – не только в татарском плену, но и в плену своей слабости, своего эгоизма и из этого плена он не выбирается. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, так как он сумел расположить к себе даже своих врагов; он решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других; каким был сильным, «жилистым» не был. Жилин сумел убежать из плена, а Костылин остался не только и не столько в татарском плену, сколько в плену своей слабости, своего эгоизма.   Л.Н.Толстой показывает, каким беспомощным, каким слабым физически оказывается Костылин, как он надеется только на выкуп, который пришлет его мать. Костылин находится в двойном плену, о чем мы говорили выше. Писатель, рисуя данный образ, как бы говорит, что, не выбравшись из внутреннего плена, нельзя выбраться и из плена внешнего.   Жилин, наоборот, на мать не рассчитывает, не хочет перекладывать на ее плечи свои трудности. Он включается в жизнь татар, аула, постоянно что-то делает, умеет расположить к себе даже своих врагов – он силен духом. Именно эту мысль, прежде всего, хочет донести до нас автор.                                                                                                                                                 12. Задание на дом:  (15) написать сочинение « С кем бы я пошёл в разведку?».                       Рекомендации. (18)                                                                                                                                                                      13. Заключительный момент урока. Рефлексия.                                                                                                  – Спасибо за урок, ребята. Урок закончен, до свидания. А напоследок хочу вам предложить оценить урок. Какие чувства вызвал у вас он? Выберите один из листков цветика-семицветика и, уходя из класса, прикрепите его, пожалуйста, на доску.