Тема. Л.Н. Толстой. Осмысление содержания рассказа. Цели урока. Обучающие: осмысление содержания рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний по рассказу, по системе образов рассказа;
Развивающие: приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся и их словарный запас;
Воспитывающие: воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать;
Сам погибай, а товарища выручай.
А. Суворов
Ход урока.
1.Слово учителя — Здравствуйте, ребята. Улыбнёмся друг другу и начнём! (1-2) Кавказ. Его теме, его образу, его пейзажу принадлежит исключительное место в русской культурной традиции. В русской поэзии — в первую очередь. Шире — в русском поэтическом сознании: еще бы! Священные для каждого имена — Пушкин, Лермонтов, Лев Толстой... Их жизнь и творчество неразрывно связаны с Кавказом. Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я Кавказ,— признавался юный поручик М. Ю. Лермонтов. Вспоминая Кавказ, Толстой говорил: … (3-7) 2. Беседа по тексту. (8-9) Предлагается ответить на следующие вопросы: – Кто они, эти пленники? – Как Жилин попал в плен? – Кто виноват в его пленении? – О чём думал каждый из героев в плену? – Почему Жилин пишет письмо домой, да так, чтобы оно не дошло? 3. Проверка домашнего задания: письма Жилина и Костылина домой. 1) Анализ писем. 2) Выделение лучшего письма, которое наиболее верно характеризует того или героя. – Какой смысл вкладывает писатель в их фамилии. Жилин: он жилистый, сумел выжить, прижиться, вжиться в чужую чуждую для него жизнь. Костылин: словно на костылях, подпорках. – Почему первый побег не удался? Кто в этом виноват?
(прослушивание песни Высоцкого «Песня о друге») (10)
Если друг оказался вдруг, И не друг, и не враг, а так. Если сразу не разберёшь, Плох он или хорош, – Парня в горы тяни, рискни, Не бросай одного его. Пусть он в связке с тобой в одной – Там поймёшь – кто такой.
Если парень в горах – не ах, Если сразу раскис – и вниз, Шаг ступил на ледник – и сник, Оступился – и в крик, Значит, рядом с тобой чужой, Ты его не брани – гони: Вверх таких не берут и тут, Про таких не поют.
4. Работа по иллюстрациям. – Выберите цитаты, которые соответствуют той или иной иллюстрации – Мы не случайно вспомнили именно эти эпизоды – Расставим их в нужном порядке и запишем в виде плана рассказа. (12) 5. Тестирование по образам. – Проверим знание текста. Работа в парах. Задания имеют тестовый вид (взаимопроверка). Жилин. 1. Что заставило Жилина уехать с Кавказа? А) письмо матери; Б) телеграмма брата; В) вызов начальства. 2. Лошадь под Жилиным была… А) гнедая; Б) породистая; В) охотницкая. 3. Жилин… А) невелик ростом, а удал; Б) высокий, храбрый, долговязый; В) трусливый, жалкий мужчина. 4. У Жилина из оружия было… А) ружье; Б) шашка; В) пистолет. 5. Когда Жилина пленили, его поместили… А) в сарай; Б) в яму; В) в тюрьму. 6. Что Жилину больше всего хотелось в сарае? А) есть; Б) пить; В) освободить руки. 7. Сколько Жилин у татар за себя выкуп выпросил? А) 500 рублей; Б) 1000 рублей; В) 3000 рублей. 8. Что он делал в плену? А) старался найти контакт с татарами; Б) рукодельничал и старался найти путь побега; В) шил одежду. 9. Что сделал Жилин и поставил на крышу? А) свисток; Б) кувшин; В) куклу. 10. Какая слава про Жилина среди татар прошла? А) что он мастер; Б) что он колдун, В) что он мусульманин. 11. Что Жилин делал по ночам в сарае? А) спал; Б) рукодельничал; В) копал подкоп. 12. Как Жилин узнал дорогу к русским? А) спросил у Дины; Б) поднялся на гору и посмотрел; В) вычислил по карте.
Костылин. 1. Костылин… А) худощавый, высокий мужчина; Б) грузный, толстый, весь красный; В) среднего роста, средней комплекции. 2. У Костылина было… А) ружье; Б) пистолет; В) автомат. 3. Что сделал Костылин, когда увидел татар? А) стал стрелять; Б ) ждал Жилина; В) поскакал к крепости. 4. Сколько попросил выкупа за себя Костылин в письме домой? А) 1000 монет; Б) 3000 монет; В) 5000 монет. 5. Что делал Костылин в сарае у татар? А) считал дни, когда придет письмо, и спал; Б) строил план побега; В) рыл подкоп под сараем. 6. Кого во время побега Костылин испугался в лесу? А) оленя; Б) медведя; В) кабана. 7. Почему Костылин отставал от Жилина во время побега? А) было лень идти; Б) задыхался от быстрой ходьбы; В) натер ноги. 8. Почему татарин, который гнал коров, узнал про беглецов? А) Костылин свистнул; Б) Костылин вскрикнул; В) Костылин выстрелил. 9. Что стало с Костылиным яме? А) он разболелся; Б) он расхрабрился; В) спал сутками. 10. Что сделал Костылин, когда Жилин предложил бежать во второй раз? А) отказался; Б) согласился; В) выдал план татарам. 11. Через сколько времени после побега Жилина привезли Костылина? А) через неделю; Б) через месяц; В) через полгода. 12. Как Костылин освободился от татар? А) его освободили казаки; Б) бежал; В) внес выкуп. 7. Сравнительная характеристика героев. Работа в творческих группах. – Теперь, когда мы осмыслили содержание рассказа, выделили основные проблемы, пора подвести первые итоги. – Какими же предстали перед нами герои? Работа с таблицей синонимов: составить характеристику из словосочетаний (письменно). Жилин: добрый (думает о матери, жалеет ее); надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прижиться в ауле (он – Жилин!); работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам – татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный (простил Костылина за то, что тот его бросил в бою). Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; очень ленивый; способен на предательство (бросил Жилина); раскис, упал духом; не понимает других людей, думает только о себе. 8. Работа по иллюстрациям учащихся. Самооценка. – Чей портрет передаёт реальный образ героев Л.Н. Толстого? 9. Небольшой перерыв в уроке для разминки. Физминутка. Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать начинаем. 10. Составление вывода по уроку. – Пришло время делать выводы. Жилин стал своим, пользовался некоторой свободой, смог разведать дорогу домой, нравился Дине, которая ему помогала. 2) Словарная работа по статьям этимологического словаря. (13) – Какое, по-вашему, значение слова «свой» подходит к определению положения Жилина? – Как сложилась судьба Костылина? – Кто же кавказский пленник? Видеосюжет: мнение двух старшеклассников о кавказском пленнике. – Один считает, что пленник – это Жилин, другой Костылин. Кто из них прав? (14)
11. Заключительное слово учителя. Л.Н. Толстой показывает, что люди могут не понимать и даже ненавидеть друг друга, но у них есть возможность понять друг друга, хотя для этого надо приложить определенные усилия. Костылин – не только в татарском плену, но и в плену своей слабости, своего эгоизма и из этого плена он не выбирается. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, так как он сумел расположить к себе даже своих врагов; он решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других; каким был сильным, «жилистым» не был. Жилин сумел убежать из плена, а Костылин остался не только и не столько в татарском плену, сколько в плену своей слабости, своего эгоизма. Л.Н.Толстой показывает, каким беспомощным, каким слабым физически оказывается Костылин, как он надеется только на выкуп, который пришлет его мать. Костылин находится в двойном плену, о чем мы говорили выше. Писатель, рисуя данный образ, как бы говорит, что, не выбравшись из внутреннего плена, нельзя выбраться и из плена внешнего. Жилин, наоборот, на мать не рассчитывает, не хочет перекладывать на ее плечи свои трудности. Он включается в жизнь татар, аула, постоянно что-то делает, умеет расположить к себе даже своих врагов – он силен духом. Именно эту мысль, прежде всего, хочет донести до нас автор. 12. Задание на дом: (15) написать сочинение « С кем бы я пошёл в разведку?». Рекомендации. (18) 13. Заключительный момент урока. Рефлексия. – Спасибо за урок, ребята. Урок закончен, до свидания. А напоследок хочу вам предложить оценить урок. Какие чувства вызвал у вас он? Выберите один из листков цветика-семицветика и, уходя из класса, прикрепите его, пожалуйста, на доску.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.