Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.
Оценка 4.8

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.

Оценка 4.8
docx
31.01.2021
Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.
ТКУ.docx

Технологическая карта урока

Фамилия, имя, отчество

Зарипова Зухра Магнавиевна

Учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия №3 г.Дюртюли

Предмет

Литература

Класс

5

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Тема

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.

Цели на достижение результата

 

- Личностные: способность к самооценке и саморазвитию на основе прочитанного, коррекция качеств характера.

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, уметь планировать последовательность действий  в соответствии с поставленной целью.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод.

 - Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, уметь извлекать информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), проводить сопоставительный анализ, делать выводы.

Планируемый результат

Предметные:

Знать содержание прочитанного произведения.

Уметь воспринимать и анализировать текст.

Уметь сравнивать характеры героев в начале произведения и в конце произведения, понимать зависимость поступков от качеств характера. Научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героя.

  Личностные:
Научиться  проводить самооценку личности  на основе прочитанного и использовать  возможность коррекции качеств своего  характера.

Формировать эмпатию как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающуюся в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте,  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия

Особенности изображения героев

Сопоставительный анализ характеров литературных героев

Ресурсы:

 

- основные

- дополнительные

 - Учебник.  Литература.  5 класс. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин

- Компьютер/ноутбук

- Мультимедийный проектор

- Презентация к уроку

- Карточки-таблицы

-Толковый словарь

-Диск «Фонохрестоматия к учебнику Литература 5 класс»

Формы работы на уроке

Фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа, работа в парах

 

 

                                                                          Технологическая карта предметного занятия по литературе

 

Этапы урока

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

 

Регла-мент

 

УУД

I.

Самоопределение к деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

Приветствие. 

- Доброе утро, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Меня зовут Зухра Магнавиевна. Я работаю в третьей гимназии учителем русского языка и литературы с такими же, как вы, ребятами. Я рада видеть вас, надеюсь, что сегодня мы с вами плодотворно поработаем, подружимся, обменяемся знаниями. Ведь не только ученики получают знания, но и учителя учатся у своих учеников. Улыбнитесь, ребята, друг дружке.

У нас сегодня гости. Подарите им свои улыбки. Посмотрите, как они улыбаются вам в ответ. Желаю, чтобы сегодняшний урок принес вам только радость. Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы сегодня пришли ко мне на урок. У вас на партах лежат карточки. Поднимите ту, которая соответствует вашему настроению. Я вижу у вас настрой на работу не плохой.

 Учащиеся демонстрируют свое настроение.

 

3 мин.

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества.

 

II.

Проверка домашнего задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с рассказом Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», а сегодня нам предстоит серьёзный разговор о прочитанном.

Дома вы должны были нарисовать иллюстрации к произведению и прочитать до конца рассказ. Давайте выполним тест. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

1.     Что заставило Жилина уехать с Кавказа?

-а- письмо матери,

-б- телеграмма брата,

-в- вызов начальства,

2. Жилин был …
-а-невелик ростом, а удал,
-б- высокий, храбрый, долговязый,
-в-трусливый, жалкий мужчина;

            3. У Жилина из оружия было…
               -а- ружье,
               -б- шашка,
               -в- пистолет;

4. Костылин был…
-а- худощавый, высокий мужчина,
-б- грузный, толстый, весь красный,
-в- среднего роста;

5. Что сделал Костылин, когда увидел татар?
-а- стал стрелять,
-б- ждал Жилина,
-в- поскакал к крепости.

(на экране появляются ключи:
1-а, 2-а, 3-б, 4-а, 5-в)

А теперь сверим свои ответы.

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы теста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка

 

 

 

 

5 мин.

 

III.
Актуализация и «выход» на объяснение нового материала.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

 

 

 

 

О том, чем будем заниматься на уроке, мы узнаем, решив ребус.

Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.

E х N а J р L а S к R т V е Z р Y и W с Q т F и U к X а

- ХАРАКТЕРИСТИКА

- Что обозначает это слово?

Я предлагаю вам поработать в группах. Давайте обратимся к словарю.

Характеристика - …
                           (по словарю Ожегова С.И.)

 

 

Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Ребята отвечают на вопросы.

 

Выдвигают предположение о теме урока, ставят цель, определяют задачу.

 

 

Работают со словарем.

 

Дают характеристику героям.

 

Формулируют цель урока на основе обобщения сказанного.

 

 

2 мин.

 

 

 

 

 

1-2 мин.

Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений (К).

IV.
Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднений.

 

 

 

 

Сравнительная характеристика героев

Исходя из темы, скажите, какие задачи на этом уроке вы можете поставить перед собой?

 

 

2016 год объявлен Годом кино.

Давайте посмотрим фрагмент из фильма «Кавказский пленник».

Здесь показаны образы двух офицеров. Какими качествами они должны обладать?

 

 

 

Ребята, когда вы впервые видите человека, на что обращаете внимание в первую очередь?

Чтобы лучше узнать человека, достаточно ли только этих признаков?

На что еще нужно обратить внимание?

 

 

Овал: Речь
Овал: Его чувства
 

 

 

 

 

 

 

 


А для чего нужно обращать внимание на все это?

Да, ребята, народная мудрость гласит: «Встречают по одежке, провожают по уму». Еще какие пословицы знаете?

 

           Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А

 

Ребята, порой требуются годы, чтобы понять человека, а мы с вами попытаемся узнать героев за урок. Задача не из легких, но вполне разрешима.

Сравним Жилина и Костылина. Какие у них сходства?

 

 

 

 

А каковы различия?

Автор наделил героев «говорящими» фамилиями.

Жилин – от слова «жила», жилистый;

Костылин – от слова «костыль».

Да, герои разные. Давайте попробуем сопоставить героев и посмотреть, как они ведут себя в той или иной ситуации. Для этого нам предстоит поработать в группах. Нужно ответить на предложенные вопросы и свои ответы подкреплять текстом.

Организует работу по группам

(формирование групп в зависимости от сложности задания).

1 группа. Найдите в тексте и выпишите детали, характеризующие внешность Жилина и Костылина. Заполните краткими цитатами таблицу. В словаре выясните значение слов: колода и удалой и охарактеризуйте героев.

 

 

 

 

2 группа. Как ведут себя Жилин и Костылин, когда с них требуют выкуп? Почему по–разному? Как вы относитесь к каждому из них?

 

 

 

 

 

 

 

3 группа. Перечислите причины, по которым Жилин и Костылин - офицеры оказались в плену. Могла ли ситуация разрешиться по–другому? При каких условиях?

 

 

 

 

 

 



4 группа
. Почему Костылин во время  побега оказался не помощником Жилина, а обузой? Что значит обуза? Чтобы правильно ответить, выпишите глаголы, обозначающие действия Жилина, и глаголы, обозначающие действия Костылина.

 

 

 

 

 

 

 

5 группа. Сравните второй побег с первым, в чём разница.

 

 

 


Исследование:
Какая часть речи  чаще всего используется при характеристике Жилина и Костылина?
Почему?

 

Анализировать рассказ, оценивать поступки героев, дать им сравнительную характеристику, обогащать словарный запас, учиться работать в группе.

 

 


Офицер должен быть смелым, преданным своему Отечеству, храбрым, отважным, ответственным, с твердым характером.

 На внешний вид

 

Нет

Овал: Портрет Овал: Поступки героя
На поступки, поведение, на отношение к окружающим людям.


 


Скругленный прямоугольник: Образ героя

 

 

 

 

 


Чтобы понять, что из себя человек этот представляет, какими нравственными качествами обладает

 

 



 

 


1 – дворяне,
2 – офицеры русской армии,
3 – служат на Кавказе,
4 – оба отправляются в отпуск и попадают в плен

 

У них разные фамилии

 

 

 

 

 

 

Работают в группах.

 

 

 



 


(1 группа). Костылин- мужчина грузный, толстый…Жилин хоть не велик ростом, а удал был.

Колода - о толстом неповоротливом человеке.

Удалой - полный удали.

 
(2 группа). Костылин пишет письмо родным, чтобы выкупили его, а Жилин сначала торгуется, потом пишет, но адрес указал неверно.

Костылин знает, что родные найдут деньги, а Жилин понимает, что матери взять денег негде, он надеется только на себя. Жилин достоин уважения.

(3 группа). Костылин струсил и бросил Жилина одного, ружьё было только у Костылина, один Жилин с татарами ничего сделать не смог, тем более без ружья, да ещё татары убили лошадь Жилина. Она упала и придавила ему ногу. Ситуация, может, разрешилась бы по-другому, если бы Костылин не ускакал.

 
(4 группа). Глаголы- действия Жилина: полез, выбрался, почёсывает, поднялся, примечает, снял, бросил, пошёл, попрыгивает, осмотрелся…

Глаголы-действия Костылина: зацепил, загремел стал отставать, изрезал, одёт покряхтывает, отстаёт, охает..

Обуза- то, что мешает, тяготит, лишнее.


(5 группа). 1 побег: двое, Костылин мешает, помощников нет, заблудились;

    2 побег: Жилин один, никто не мешает, была помощница - Дина.

Вывод:
при описании Жилина используются глаголы (придают динамизм действию), при описании Костылина – существительные и прилагательные (указывают только на ощущения героя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1-2 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 мин.

Осуществление необходимой информации для выполнения учебных задач (П),
Учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве (К), Принятие и сохранение учебной задачи (Р),
Формирование границ собственного знания и «незнания» (Л).

V.
Первичное закрепление.

Организует работу по вопросам:

От чего зависит, что люди, оказавшиеся в одних и тех же ситуациях, ведут себя по-разному?

 Почему героев, оказавшихся в плену, было двое, а рассказ называется «Кавказский пленник»?

Рассуждают, высказывают своё мнение. (Ответ: всё зависит от человека, автор имел в виду одного Жилина, он достоин уважения, внимания).

 

 

Выступают, высказывая не только свою точку зрения, но и соседа по парте.

2-3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

1 мин.

Поиск разнообразных способов решения задач (П), Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной (К), Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Р), Формирование границ собственного знания и незнания (Л).

VI. Самостоятельная работа

Цель этапа: тренировать способность к обобщению

 

Организует самостоятельную деятельность учащихся.

1.     Мы начали урок со слов ХАРАКТЕР и СУДЬБА, у вас на столах лежат карточки с фамилиями главных героев, составьте кластер, указав: какими качествами характера обладает каждый из них.

2.     Учитель читает финал рассказа

- Как вы думаете, почему так по-разному сложилась дальнейшая судьба героев?

Работают самостоятельно, осуществляют самопроверку, выступают, называя качества характера героев.

5 мин.

Регулятивные УУД: Умение самостоятельно обобщить и сделать вывод.

осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные УУД: самоопределение. Умение выражать свои мысли. 

VII
Домашнее задание.

 

Написать сочинение о понравившемся вам персонаже из произведения «Кавказский пленник».

Сочинение можно выслать на адрес моей электронной почты. Лучшие сочинения могут быть опубликованы на моем учительском сайте.

 

3 мин.

 

VIII.
Рефлексия.

Какую учебную задачу мы ставили на уроке? Как ее решали?

Что нового узнали? Чему научились?

Оцените свою работу на уроке.

 

Выполняли тестовые задания, разгадывали ребус, работали в группах, искали значение слов в словарях, анализировали рассказ, давали сравнительную характеристику героям, оценивали поступки героев.

 

5 мин.

 

Познавательные УУД:
делать выводы, обобщения.

Коммуникативные УУД:
умение слушать других и уважать чужое мнение

                                                            Литература.

1. Учебник. Литература 5 класс часть 1. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. Москва «Просвещение» 2013

2. .Аникин В.П. Русские пословицы и поговорки. М., изд. Художественная литература.1998

3 .Булгакова И.В. Золотая книга афоризмов. Ростов -на- Дону, изд. Владис,2009

4.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.,изд. Русский язык,1990


 

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Планируемый результат

Планируемый результат

Технологическая карта предметного занятия по литературе

Технологическая карта предметного занятия по литературе

Поднимите ту, которая соответствует вашему настроению

Поднимите ту, которая соответствует вашему настроению

Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с рассказом

Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с рассказом

I I I. Актуализация и «выход» на объяснение нового материала

I I I. Актуализация и «выход» на объяснение нового материала

IV . Открытие нового знания

IV . Открытие нового знания

На что еще нужно обратить внимание?

На что еще нужно обратить внимание?

Ребята, порой требуются годы, чтобы понять человека, а мы с вами попытаемся узнать героев за урок

Ребята, порой требуются годы, чтобы понять человека, а мы с вами попытаемся узнать героев за урок

Нужно ответить на предложенные вопросы и свои ответы подкреплять текстом

Нужно ответить на предложенные вопросы и свои ответы подкреплять текстом

Перечислите причины, по которым

Перечислите причины, по которым

Почему Костылин во время побега оказался не помощником

Почему Костылин во время побега оказался не помощником

Исследование: Какая часть речи чаще всего используется при характеристике

Исследование: Какая часть речи чаще всего используется при характеристике

Поиск разнообразных способов решения задач (П),

Поиск разнообразных способов решения задач (П),

VII . Домашнее задание.

VII . Домашнее задание.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2021