Л.Н.Толстой "Акула"

  • Работа в классе
  • doc
  • 27.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по литературному чтению. Тип урока: изучение нового материала. Цель: познакомить учащихся с рассказом Л.Н.Толстого «Акула». Задачи: 1. Знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого; 2. Будут продолжать осваивать анализ литературного образа героев. 3. Продолжат обогащать словарный запас и кругозор в процессе лексической работы над понятиями: «артиллерист», «якорь», «палуба», «хобот», «фитиль»; 4. Будут учиться, работать с рассказом: -анализировать поступки героев; -интонационно передавать настроения героев и их отношения друг к другу. 5. Ученики смогут после анализа текста: -охарактеризовать поступки героев; -обосновать своё отношение к каждому из них; Оборудование: учебник литературного чтения УМК «Школа России» 3 класс, часть 1, стр. 152 – 155;
Иконка файла материала Л.Н. Толстой.doc
Конспект урока по литературному чтению.  Дата: 12.11.2018 г. Предмет: литературное чтение. Школа: Новониколаевская СШ № 1 Класс: 3 Учитель: Есикова Марина Александровна  Методист: Арсёнова Людмила Генриховна. Проводящий: Афрамеева Татьяна Александровна. УМК: Школа Россия  Тема: Л.Н.Толстой «Акула». Тип урока: изучение нового материала. Цель: познакомить учащихся с рассказом Л.Н.Толстого «Акула». Задачи: 1. Знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого; 2. Будут продолжать осваивать анализ литературного образа героев. 3. Продолжат обогащать словарный запас и кругозор в процессе лексической работы над понятиями: «артиллерист», «якорь», «палуба», «хобот», «фитиль»; 4. Будут учиться, работать с рассказом: ­анализировать поступки героев; ­интонационно передавать настроения героев и их отношения друг к другу.   5. Ученики смогут после анализа текста: ­охарактеризовать поступки героев; ­обосновать своё отношение к каждому из них;          Оборудование: учебник литературного чтения УМК «Школа России» 3 класс, часть 1, стр. 152 – 155;  1Этапы урока I. Организационный момент Ход урока: Деятельность учителя ­ Здравствуйте, садитесь. ­Итак, у нас урок чтения. Проверьте: у вас   на   парте   должен   быть   учебник тетрадь, дневник и пенал. Деятельность учащихся Приветствуют учителя.  Садятся за парты. II. III.   проверки задания Этап   домашнего (контроль) Этап   подготовки   к восприятию произведения. ­Сегодня мы продолжаем знакомство с уже известной вами писателем. Посмотрим   на   доску.   Чей   же   это портрет? ­Верно. ­Какие   произведения   этого   автора   вы уже знаете? ­Давайте   продолжим   знакомство   с писателем. ­Под   городом   Тула   есть   такое   место Формируемые УУД Коммуникативные: учебного Планирование   сотрудничества   с   учителем   и сверстниками. Регулятивные: Организация личного пространства. Коммуникативные: уметь   с   достаточной   полнотой   и точностью выражать свои мысли. ­Это Лев Николаевич Толстой. ­«Старый дед и внучек», «Отец и сыновья»,   «Ученый   сын»,   «Как мальчик   рассказывал   про   то,   как его в лесу застала гроза», «Осел и Лошадь», «Котенок», «Филиппок». Познавательные: уметь   структурировать   знания   и определять способы действия. 2Слово о поэте. После   Ясная   Поляна,   где     родился   великий русский   писатель   Лев   Николаевич Толстой.   Лев   Толстой   начальное образование получил дома, уроки ему давали   французские   и   немецкие преподаватели.     армии вернувшись   обратно  в Ясную  Поляну, родовое имение Лев Толстой открывает школу   для   крепостных   детей.   Раньше даже в городах школ было не много, и в них учились только дети из богатых и знатных семей. В деревнях жили люди и были   они   поголовно   безграмотны. Лев Николаевич   Толстой   объявил,   что школа будет бесплатная, что в ней не будет   телесных   наказаний.   Сперва крестьяне пожимали  плечами:  где это видано,   чтоб   бесплатно   учили.   Люди сомневались,   будет   ли   прок   от   таких уроков,   если   не   посечь   озорного,   да ленивого ребенка.  В Толстовской школе, ребята учились читать,   писать,   считать,   были   у   них уроки   по   истории,   естествознанию, рисованию и пению. Дети чувствовали себя   в   школе   свободно   и   весело.   В классе ученики рассаживались,   кто,   где   хотел:   на лавках, на столах, на подоконнике, на полу.   Каждый   мог   спросить   учителя обо   всем,   о   чем   ни   пожелает, разговаривал   с   ним,   советовался   с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки   превращались   в   общую маленькие       Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения. Познавательные: овладевать умениями подводить под понятия,   осознанно   и   произвольно строить   речевое   высказывание   в устной   форме;   осуществлять сравнение, делать выводы. 3дом     уроков интересную беседу, а иногда и в игру. На не задавали. Произведения,   написанные Львом Николаевичем Толстым, хранят полезные   и   мудрые   советы,   учат понимать   окружающий   мир   и взаимоотношения между людьми. Словарная работа. IV.   Этап восприятия произведения первичного ­В   произведении   Льва   Николаевича Толстого   вас   встретятся   незнакомые слова.   Послушайте   внимательно   эти слова.  Артиллерист – военнослужащий при  огнестрельном орудии. Якорь – металлический стержень с  лапами, укреплённый на цепи и  опускаемый на дно для удержания  судна на месте. Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна. Хобот – упирающаяся в землю задняя  часть пушки. Фитиль – горючий шнур для  воспламенения заряда.   ­  Сегодня мы  с  вами  познакомимся  с одним из рассказа Толстого «Акула». Чтение учителем рассказа. ­Я буду читать, а вы следите по тексту. Учитель читает, дети слушают и следят книги. Познавательные: Усвоение новых знаний. Регулятивные: Освоение технологии продуктивного   которая   обеспечивает чтения, ребёнка алгоритмом самостоятельного освоения текста.   4V. Постановка   учебной задачи ­–   Какое   чувство   вы   переживали слушая рассказ? ­ Страх. VI. Физмиутка. ­Его   сковал   страх   за   детей,   за сына. ­Он   не   знал,   что   делать.   Был бессилен против акулы. Выполняют упражнения ­Почему,   когда   все   пытались   спасти мальчиков,   артиллерист   стоял,   не предпринимая ничего? У меня спина прямая У меня спина прямая, (Ходьба на  месте, руки за спину.) Я наклонов не боюсь: (Наклон вперед.) Выпрямляюсь, прогибаюсь, (Наклон  назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь.  (Повороты туловища.) Раз, два. три. четыре. Три. четыре, раз. два. (Наклон вперед и  выпрямиться.) Я хожу с осанкой гордой. (Повороты  туловища.) Прямо голову держу, (Наклон вперед и  выпрямиться.) Никуда я не спешу. (Ходьба на месте,  руки за спину.) Раз. два. три. четыре, (Повороты  туловища.) Три. четыре, раз, два. (Ходьба на месте, руки за спину.) Я могу и поклониться. (Поклон и  выпрямиться.) И присесть, и наклониться, (Присед,  наклон вперед.) Регулятивные: способность   фиксировать   учебную проблему, способность принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: Умение   структурировать   знание, определять способы действия. 5VII. Повторное восприятие и анализ текста Повернись туда ­ сюда! (Повороты  туловища направо ­налево.) Ох,  прямешенька спина! (Наклон вперед и  выпрямиться.) Комбинированное чтение. Чтение 1 части.  ­Сейчас я начну читать, а потом когда остановлюсь,  скажу  кто будет дальше читать,   Поэтому   слушайте   и   следите. Потом будем работать над этой частью. Чтение рассказа. ­Следующий читает ________. ­Как назовём 1 часть? ­ Куда приплыл корабль? ­   Давайте   проследим   за   изменениями, которые   происходили   со   сменой событий.   Прочитайте   в   тексте,   как изменялась погода в течение дня? ­Давайте продолжим читать. Я начну, а вы продолжите. Слушают   текст, книгам.   следят   по Читают рассказ. ­ 1 часть ­корабль у берега Африки. ­Корабль приплыл к берегу Африки. ­День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из   топленной   печки   несло   на   нас горячим   воздухом   с   пустыни Сахары. Познавательные:  Умение   структурировать   знания; постановка   и   формулировка проблемы;   умение   осознанно   и произвольно   строить   речевые высказывания. Коммуникативные: Умение   правильно   формулировать свои мысли. Регулятивные: Саморегуляция, целеполагание, планирование, коррекция, контроль, инициативность и самостоятельность.      6Чтение 2 части. Продолжит читать __________.  ­Как назовем 2 часть? – Где и почему моряки устроили  купальню?  ­ С какой целью купались матросы?  ­2 часть весёлое купание в море. ­ В парусе. Было безопасно. ­ С какой целью купались   мальчики?  ­Охладиться  Как   случилось, оказались в открытом море?   что   мальчики ­Посоревноваться. –  Как   артиллерист   отнёсся   к   забавам ребят? ­Было очень жарко, капитан дал команду купаться. ­   ­   Найдите   в   тексте   слова, подтверждающие это. ­Он стоял на палубе и любовался на своего сына. ­  Отец   мальчика   старый артиллерист   стоял   на   палубе   и любовался   на   своего   сына.   Когда он стал отставать, отец крикнул ему: Не выдавай! Понатужься!) ­Спокойное. – Какое настроение было на корабле?  ­ Давайте продолжим читать. Я начну, а вы продолжите. Чтение 3 части. Продолжит читать __________.  7­Как назовем 3 часть? ­  Какое настроение вызвала эта часть? ­ Кого увидели матросы с палубы?  ­ Какими словами автор называет  акулу? Почему?  ­ 3 часть – Встреча с акулой. ­Волнение. ­ Матросы увидели акулу.   ­Морским хищница ­ вызывает тревогу, опасность. чудовищем. Она страх,   ­ Да, автор называет так акулу за тем,  чтобы мы могли почувствовать страх за мальчиков. Над ними нависла беда. ­ Итак, акула плыла прямо на  мальчиков, как автор описывает отца  мальчика? Как вы думаете, что он  чувствовал? Прочитайте его реплику. ­ Как отреагировали дети на его слова?  ­ С чем сравнивает автор артиллериста? Почему автор использует это  сравнение?  ­ Назад! Назад! Вернитесь! Акула! ­   Они   не   слышали   его,   плыли дальше,   смеялись   и   кричали   еще веселее и громче. ­   С   полотном,   потому   что артиллерист   от   испуга   стал 8­ Какие чувства испытывает в этот  момент артиллерист?  бледный как белая ткань. ­Артиллерист испугался за своего сына  и его друга. ­ Как матросы решили помочь  мальчикам?  ­   Что   почувствовали   мальчики,   когда увидели   акулу?   А   как   автор   это передает?  ­ Давайте продолжим читать. Я начну, а вы продолжите. Чтение  части. Продолжит читать __________.  ­Как назовем 4  часть? ­ Как подействовал визг мальчика на  отца?  ­ Что автор хотел передать словами  “сорвался с места”?  ­ Какое решение принимает  артиллерист?  ­Схватил   ужас,   оцепенел   от ужаса, страх. ­ Они спустили лодку, бросились в нее и поплыли к мальчикам. ­Мальчики испугались,  пронзительный визг и мальчики  поплыли в разные стороны. ­ 4 часть ­ Артиллерист  выстрелил в акулу. ­ Сорвался, побежал. ­ Стремительность действия,  нельзя было терять ни секунды, он делал все быстро. ­ Побежал к пушкам, повернул  9хобот, прилёг к пушке, прицелился  и взял фитиль, раздался выстрел. ­ Не было другого выбора,  последний шанс. ­Нет, он боялся, что попадет в  ребенка. ­ Чувства тревоги, опасности,  страха. ­ Замерли от страха и ждали, что будет. ­ Что этот визг разбудил лишь  одного артиллериста. – Почему он пошёл на этот шаг?  – Как вы думаете, легко ли ему было  принять решение стрелять из пушки? ­В минуту опасности сильные  отцовские чувства придали ему  уверенности. Когда он понял что  ребёнок на волосок от смерти, то  сильные отцовские чувства, смелость,  ответственность придали ему  уверенности ­ Как вы думаете, какие чувства он  испытал в этот момент?  ­ А что в это время делала команда?  Как автор говорит об их бездействии?  ­ Какой из этого можно сделать вывод?  ­ Почему после выстрела артиллерист  закрыл лицо руками? 10­ Сделал всё что мог; Так боялся,  что не мог смотреть. Он не знал,  застрелил акулу, и остались ли  мальчики в живых. ­ 5 часть – Спасение ребят. ­Мальчики спасены. ­Но, когда дым разошёлся над  водою, со всех сторон послышался  сначала тихий ропот, потом этот ропот стал сильнее, и, наконец, со  всех сторон раздался громкий ,  радостный крик. ­Чувство счастья, успокоения. ­ По волнам колыхалось жёлтое  брюхо мёртвой акулы. Привезли их на корабль. ­ Давайте продолжим читать. Я начну, а вы продолжите. Чтение  части. Продолжит читать __________.  ­Как назовем 5  часть? – Чем закончилась эта история? ­ Прочитайте. В какой момент  артиллерист понял, что трагедию  удалось избежать?    ­ Какое он сейчас испытывает чувство?  ­ Что его успокоило?  ­Почему Лев Николаевич Толстой свой рассказ назвал «Акула»? 11VIII. Этап обобщения ­ Акула в рассказе Толстого ­ это  символ страшной опасности, которая  нависла над ничего не подозревающими детьми, которые слишком увлеклись  купанием в море и оторвались от  остальной команды. Акула таким образом стала главным  отрицательным героем, вокруг нее  завязалась основная интрига рассказ и  поэтому Толстой именно так назвал  свой рассказ. Тем самым автор сразу  сказал нам о чем и о ком пойдет речь. Беседа. ­Почему,   когда   все   пытались   спасти мальчиков,   артиллерист   стоял,   не предпринимая ничего? – Чему нас научила история, описанная в рассказе? ­ Правильно, никогда не теряться в  различных ситуациях, стараться найти  правильное быстрое решение, дорожить близкими, думать перед тем, что что­то сделать, предпринять. ­ Лев Толстой назвал свой рассказ о  происшествии в водах возле берегов  Африки "Акула" потому что именно акула стало той реальной  опасностью, которая могла угрожать героям рассказа Регулятивные: Осуществление итогового контроля ­   Его   сковал   страх   за   детей,   за сына. ­Не теряться. 12IX. Этап домашнего задания   объяснения Стр. 152 ­ 155 Прочитать рассказ и на странице 155 ответить на вопросы.­ Записывают домашнее задание. ­ Урок окончен, до свидания. Оценка: _______________________ Методист: ______________________ Учитель: ______________________ 13