Дата: ____________
Класс: ____________
Тема: Понятие о косвенной речи. Цитата.
научить заменять прямую речь косвенной, учитывая особенность
Цели:
предложений по цели высказывания; развивать умение работать самостоятельно по
изученной теме, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;
воспитание интереса и бережного отношения к русскому языку, желания
совершенствовать свою речь.
Ход урока.
І. Организационный момент. Приветствие. Готовность класса к уроку.
Позитивный настрой. Цели и задачи урока. Мотивация.
ІІ. Проверка домашнего задания:
А) Проверка Д\З в тетради
Б) Фронтальный опрос
1. Синтаксис и пунктуация
2. Перечислите группы сочинительных союзов
3. Какие придаточные обстоятельства вы знаете?
4. Однокоренные слова – это…
5. Объясните значения переносное и прямое…
6. По цели высказывания предложения бывают…
7. Какие слова называют антонимами?
8. Расскажите о видах сказуемых
9. Какие сущ являются нарицательными, какие собственными?
III. Новая тема:
А) – Чем прямая речь отличается от косвенной?
1.Непрямой, идущий в косом направлении. Косвенный взгляд. Косвенные лучи солн
ца.
2. Осуществляемый окольными путями, не непосредственно; непрямой
Цитата это выдержка из текста какоголибо автора или чьилибо слова,
приводимые без какихлибо изменений. Слово цитата произошло от латинского
слова citatio, которое имеет несколько значений. Так, в юридической латыни это
слово переводится как доказываю правоту.
Интересно, что в русском языке слово цитата появилось примерно в 1820м году, а
в словарях и того позднее: в 1861 году. Цитирование используется в первую
очередь в научной литературе, поскольку именно для науки важна точность, а,
значит, нужно без искажений передать слова других учёных.
Уместно использовать цитирование в произведениях публицистического стиля.
Наполеон Бонапарт: «Невозможность слово из словаря глупцов...»
Чтение правила.
В) Устный вывод. Косвенная речь один из способов передачи чужой речи.
IV. Закрепление.
А) Задание 1: «Определи и составь»
Б) Задание 2: (из учебника)
V. Подведение итогов урока.
Какие вопросы у вас возникли?
Комментарии по сегодняшнему уроку.
Что осталось непонятным и что следует повторить. Выводы.
1.
2.
3.VI. Домашнее задание. Привести примеры понравившихся цитат, выучить правила.
VII. Выставление оценок. (Комментарий «кому за что?»)