Дата: _________
Класс: ________
Тема: Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество. «Холстомер».
Цель: Познакомить с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого, его произведением «Холстомер»
Задачи:
1.сформировать знания уч-ся о жизни и творчестве Л.Н. Толстого и его произведением «Холстомер», с понятием «гротеск» ,
2.развивать умение самостоятельно мыслить, иметь свое суждение о прочитанном;
3.воспитывать отрицательное отношение к паразитизму в жизни аристократической верхушки.
Эпиграф к уроку: «В человеке должно быть все
прекрасно: и лицо и одежда, и душа, и мысли»
1. Организационный момент. Приветствие учителя и учащихся. Подготовка к работе. Готовность класса к уроку. Цели и задачи урока. Работа с эпиграфом. Как вы понимаете эти слова?
2. Проверка домашнего задания.
А) Выразительное чтение отрывков из поэмы.
Б) Сравнительная характеристика героев
В) Устная работа по вопросам.
3. Новая тема: В произведениях Толстого нет никаких следов фантастики и изощрённости. Великий писатель пытливо всматривается в жизнь, внимательно следит за биением её пульса, напряжённо слушает, чутко обоняет и осязает - и вот со страниц его произведений встают картины действительности, трепещущие как сама жизнь. Так, вооружённый методом тончайшего реализма, рисует Толстой «непревзойдённые картины русской жизни» «самым трезвым реализмом.
4.Словарная работа: Идея – это главная мысль произведения. Лев Толстой - русский писатель, классик отечественной и мировой литературы. Табун лошадей и жизнь одной лошади среди других в рассказе «Холстомер» — метафора современного общества. Лошади очеловечены, наделены людскими чувствами: жестокостью и жалостью, весельем и грустью, завистью и гордостью, беспечностью молодости и угрюмым сознанием своей дряхлой старости. Более всего очеловечен главный персонаж – мерин Xолстомер, печальная история жизни которого мы прочитали сегодня…
Тема – это круг жизненных явлений, изображённых в произведении. Круг событий, образующих жизненную основу произведения Холстомер. Рассказ «Холстомер» был задуман Толстым еще в 1856 г., но к работе над ним писатель приступил лишь в 1863 г. Однако и на сей раз рассказ остался незаконченным. Лишь через 20 с лишним лет, в 1885 г., Лев Толстой окончательно обработал его для печати.
В рассказе «Холстомер» Лев Толстой описывает жизнь рысака — от рождения до жалкой и печальной старости. Но к этому не сводится содержание рассказа. Лев Толстой с большой силой осудил в нем ложь и уродство жизни людей аристократического круга.
Гротеск – художественный приём: изображение какого - либо явления в фантастическом, уродливо-комическом виде, основан на резких контрастах и преувеличениях.
Повесть Л.Н. Толстого «Холстомер» - это история о пегом мерине – лошади, который рассказывает сам о своей жизни. Он прожил долгую и богатую событиями жизнь, но не был счастлив, так как родился не таким как все, а пегим, за что его не оставили среди графских знатных лошадей, а отдали конюшему. Толстой наделяет Холстомера умением рассуждать, чувствовать. Лучшие годдва года он провёл у гусара Серпуховского. На склоне лет они вновь встречаются. Холстомер, в отличие от Серпуховского, никогда не бездельничал. Эти две жизни Холстомера и Серпуховского как бы сопоставляются, обнажая социальный смысл повести. Серпуховский, промотав два миллиона, опустился физически, морально и денежно. А Холстомер даже после своей смерти послужил людям своей кожей и даже костями, а Серпуховский, хоть и пережил Холстомера, принёс людям своей смертью только хлопоты.
Таков герой повести «Холстомер» (законченной в 1885 г.) князь Серпуховской. Повесть построена на контрасте фальшивой, бессмысленной, искусственной жизни барина и естественного, народного начала, воплощенного в лошади по кличке Холстомер. Для писателя природа-, близость к ее вечным законам всегда были критериями гармонии и красоты.
В конце повести Толстой рассказывает, как просто, в соответствии с законами природы заканчивается жизнь лошади, и что случилось с барином, который был внутренне мертв всегда: «Ходившее по свету, евшее и пившее мертвое тело Серпуховского убрали в землю гораздо после».
4.Выборочное чтение по главам:
1. «Старый Холстомер в табуне», « Молодость Холстомера », «Холстомер у кн. Серпуховского», «Холстомер в старости».
Анализ по вопросам учебника, стр. ____________
5. Итог: Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой рассказе? (нравственность, через этот образ автор хочет показать нравственное состояние человека. В конце повести Толстой рассказывает, как просто, в соответствии с законами природы заканчивается жизнь лошади ,и что случилось с барином, который был внутренне мертв всегда: «Ходившее по свету, евшее и пившее мертвое тело Серпуховского убрали в землю гораздо после)
– В чём смысл названия рассказа?
– Каким чувством проникнуты воспоминания автора о лошади?
– Что еще запомнилось автору в портрете лошади?
– Как относилась в конюшне к старому мерину?
– Почему автор «невольно» содрогнулся, когда прочитывали конец рассказа?
Уч-ся делают письменно выводы. Затем зачитывают (выборочно)
Давайте закончим наш разговор об этом рассказе словами известного поэта Н.Рубцова:
«То, что мы сделаем сегодня, может отражаться на завтрашнем дне.
На всё добро ответим мы добром,
На всю любовь ответим мы любовью»
Комментирование оценок (кому за что?)
6. Домашнее задание: Составить небольшой рассказ на тему: «История жизни старой лошади».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.