Дата: ____________
Класс: ____________
Тема: Виды подчинительной связи. Однородное подчинение.
Цели: углубление понятия об СПП с несколькими придаточными; формирование навыков конструирования и расстановки знаков препинания в СПП с однородным подчинением; развитие пунктуационных навыков, практических навыков анализа сложного предложения; развитие аналитического мышления учащихся и способности систематизировать знания; воспитание интереса и бережного отношения к русскому языку, желания совершенствовать свою речь.
Ход урока.
І. Организационный момент. Приветствие. Готовность класса к уроку. Позитивный настрой. Цели и задачи урока. Мотивация.
ІІ. Проверка домашнего задания:
А) Проверка Д\З в тетради
Б) Фронтальный опрос
1. Синтаксис и пунктуация
2. Перечислите группы сочинительных союзов
3. Какие придаточные обстоятельства вы знаете?
4. Как определить придаточную часть в предложении?
5. В чем отличия СПП от ССП
6. Чем различаются СПП с несколькими придаточными от первоначальных придаточных?
7. Какие виды подчинения вам известны?
8. Что определяет параллельное подчинение?
9. Как вы понимаете это слово?
10. Что такое в вашем понимании параллель? И почему данное подчинение называется именно так?
11. Как построить схему параллельного подчинения?
12. Назовите особенности параллельного подчинения?
В) Работа по таблице с видами связи словосочетаний (вспомнить материал!)
III. Новая тема:
А) – Сегодня мы продолжим изучение придаточных СПП. А именно однородное подчинение придаточных. Давайте вспомним, какие придаточные вы еще знаете?
– Составим схему СПП
1. [ ], (когда …) (придумайте предложение)
2. Когда (….), [ ], что (…).
– Что означает слово «однородный»? (одинаковый)
– Чем одинаково и неодинаково предложение?
Предложение с однородным подчинением состоит двух, трех, четырех простых. Первое из них — главное, последующие — придаточные, которые все относятся к главному. Каждое отвечает на одинаковый вопрос. Одинаковый союз связывает все дополнительные элементы. Таким образом, мы имеем однородное подчинение придаточных.
Схемы СПП желательно составлять, чтобы не ошибиться в определении типа.
Простым языком говоря, при однородном подчинении главное предложение находится в начале, союзы придаточных обязательно одинаковые.
Б) Работа с учебником (чтение правила)
В) Работа у доски: Она знала, что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь, что чувствуют себя скованно. (запись на доске)
Г) Устный вывод
IV. Закрепление.
А) Задание 1: «Определи и составь»
V. Подведение итогов урока.
1. Что нового вы узнали на уроке, в точности, о СПП?
2. Какие вопросы у вас возникли?
3. Комментарии по сегодняшнему уроку.
4. Что следует запомнить? Выводы.
VI. Домашнее задание. Упражнение ____________, страница _______ правило знать.
VII. Выставление оценок. (Комментарий «кому за что?»)
Дата: ____________
Класс: ____________
Тема: Двоеточие в БСП
Цели: углубление знаний о БСП; формирование навыков конструирования и
расстановки знаков препинания в БСП; развитие пунктуационных навыков,
практических навыков анализа сложного предложения;
развитие
аналитического мышления учащихся и способности систематизировать
знания; воспитание интереса и бережного отношения к русскому языку,
желания совершенствовать свою речь.
Ход урока.
І. Организационный момент. Приветствие. Готовность класса к уроку.
Позитивный настрой. Цели и задачи урока. Мотивация.
ІІ. Проверка домашнего задания:
А) Проверка Д\З в тетради
Б) Фронтальный опрос
Дайте определение бессоюзного сложного предложения.
Расскажите о понятии «равноправие и неравноправие».
Почему ССП, СПП, БСП являются сложными?
С помощью чего связываются друг с другом простые предложения в
БСП?
Можно ли превратить БСП в СПП или ССП?
Расскажите о понятии «интонация» (Звуковые средства языка,
оформляющие высказывание: тон, тембр, интенсивность и длительность
звучания)
В) Фонетический разбор слова.
III. Новая тема:
А) Сегодня мы продолжим изучение БСП. А именно о знаках препинания в
данных предложениях.
Он поднял глаза: над городом торжественно и радостно сияло небо.
Он поднял глаза и увидел, что над городом торжественно и радостно
сияло небо.
Я помню чудное мгновенье, потому что передо мной явилась ты.
Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты.
Я знаю: город выживет. Я знаю, что город выживет.
– Обратимся к учебнику. (чтение правила)
Если вторая часть указывает основание, причину того, о чем
говорится в первой части (между обеими частями можно вставить
союз потому что, так как, поскольку). Двоеточие обязательно ставится, если в первой части бессоюзного
сложного предложения имеются слова так, таков, такой, одно и
т.п., конкретное содержание которых раскрывается во второй части
Смысловые отношения: дополнения (что), причины (потому что), пояснения
(А, а именно)
Б) Работа у доски: Запишите схемы трех подчинений. (запись на доске)
В) Устный вывод
IV. Закрепление.
А) Задание 1: Конструирование предложений. Собрать «рассыпавшееся»
предложение.
1. Я путешествовал мало: не позволяло здоровье.
Путешествовал, я, мало, не, здоровье, позволяло.
2. Вдруг я чувствую: ктото берет меня за плечо.
Меня, я, вдруг, ктото, за, плечо, берет, чувствую.
3. Маша очень обрадовалась: она в первый раз получала подарки.
Обрадовалась, она, в, подарки, Маша, получала, раз, очень, первый.
4. Неожиданно погода испортилась: поднялся сильный ветер, пошел снег.
Снег, неожиданно, пошел, погода, ветер, испортилась, сильный, поднялся.
Б) Задание 2: (из учебника)
V. Подведение итогов урока.
Что нового вы узнали на уроке, в точности, о БСП?
Чему сегодня научились?
Какие вопросы у вас возникли?
Комментарии по сегодняшнему уроку.
Что понравилось и что следует повторить. Выводы.
Что нового вы сегодня узнали на уроке?
1.
2.
3.
4.
5.
6.
VI. Домашнее задание. Упражнение ____________ страница_____________
VII. Выставление оценок. (Комментарий «кому за что?»)
Л.Н.Толстой "Холстомер"
Л.Н.Толстой "Холстомер"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.