В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного детства, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Последнее десятилетие этот материал завоёвывает все большее признание у педагогов и родителей нашей страны.
Консультация_для_родителей.docx
Консультация для родителей
«Логические блоки Дьенеша –
дидактический материал».
Одна из важнейших задач воспитания маленького
ребёнка – развитие его ума, формирование таких
мыслительных умений и способностей, которые
позволяют легко осваивать новое. На решение этой
задачи должны быть направлены содержание и
методы подготовки мышления дошкольников к
дошкольному обучению, в частности предматематической
подготовки. Какие это мыслительные умения? С помощью каких дидактических
средств их следует формировать? Как осуществлять руководство этим сложным
процессом? Как обеспечить постепенное продвижение каждого ребёнка вперёд? На
все эти вопросы отвечает знакомство с уникальным по своим возможностям
дидактическим материалом – логическими блоками Дьенеша, а также с системой по
развитию у дошкольников логикоматематических представлений и умений,
основанной на использовании игр и упражнений с этим материалом.
«Что такое блоки Дьенеша»:
В методической и научнопопулярной литературе этот материал можно
встретить под разными названиями: «логические фигуры», «логические кубики»,
«логические блоки», но в каждом из названий подчеркивается направленность на
развитие логического мышления. Плоский вариант логических блоков (логические
фигуры) используется в начальной школе при изучении математики.
Что же представляет собой этот материал?
Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур,
различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.
Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом,
формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем
свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный,
круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие,
которые дети легко распознают и называют.
В набор блоков входят: 12 кругов – 6 больших (красный толстый, красный
тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий) и 6
маленьких (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый
толстый, желтый тонкий), 12 таких же квадратов, 12 прямоугольников, 12
треугольников.
Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и
действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки
зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся:
выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение,
кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». Более
того, используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной
алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в Затем они овладевают умениями анализировать,
осваивать представления о числах и геометрических фигурах,
уме,
пространственную ориентировку.
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от
оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя
свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают
умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер,
толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих
свойств.
сравнивать,
классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме,
форме и размеру, размеру и толщине и т.д.), несколько позже – по трем (цвету,
форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по
четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же
упражнении всегда можно варьировать правила выполнения задания с учетом
возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от дома медведя,
чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но одному ребенку
предлагается построить дорожку так, чтобы рядом не было блоков одинаковой
формы (оперирование одним свойством), другому – чтобы рядом не было
одинаковых по форме и цвету блоков (оперирование сразу двумя свойствами),
третьему – чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков
(оперирование одновременно тремя свойствами).
В зависимости от возраста детей, можно использовать не весь комплект, а
какуюто его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по
размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но
одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце – полный комплект фигур (48 штук). А
это очень важно. Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни
свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.
С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает,
меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками
и т.д., а по ходу действий рассуждает.
Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм –
геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник),
они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего
возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами, при решении многих
других развивающих задач.
Интеллектуальное путешествие будет увлекательным и радостным для детей,
если, вопервых всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным
участником игр или упражнений, способным, как и ребенок, ошибаться, и вовторых,
если не спешить указывать детям на ошибки.
Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям
возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они
используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе
разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную
форму, цвет, размер, толщину. После такого самостоятельного знакомства можно
перейти к играм и упражнениям. Игры и упражнения с логическими блоками можно предлагать детям на занятиях и в
свободные часы. Если их дополнить другими развивающими играми и игровыми
заданиями, насытить новыми игровыми элементами, то это только поможет детям
преодолевать интеллектуальные препятствия.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.