«Логические блоки Дьенеша –дидактический материал».

  • Работа с родителями
  • docx
  • 16.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного детства, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики. Последнее десятилетие этот материал завоёвывает все большее признание у педагогов и родителей нашей страны.
Иконка файла материала Консультация_для_родителей.docx
Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша – дидактический материал». Одна из важнейших задач воспитания маленького  ребёнка – развитие его ума, формирование таких  мыслительных умений и способностей, которые  позволяют легко осваивать новое. На решение этой  задачи должны быть направлены содержание и  методы подготовки мышления дошкольников к  дошкольному обучению, в частности предматематической  подготовки. Какие это мыслительные умения? С помощью каких дидактических  средств их следует формировать? Как осуществлять руководство этим сложным  процессом? Как обеспечить постепенное продвижение каждого ребёнка вперёд? На  все эти вопросы отвечает знакомство с уникальным по своим возможностям  дидактическим материалом – логическими блоками Дьенеша, а также с системой по  развитию у дошкольников логико­математических представлений и умений,  основанной на использовании игр и упражнений с этим материалом.  «Что такое блоки Дьенеша»:         В   методической   и   научно­популярной   литературе   этот   материал   можно встретить   под   разными   названиями:   «логические   фигуры»,   «логические   кубики», «логические блоки», ­но в каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического мышления. Плоский вариант логических блоков (логические фигуры) используется в начальной школе при изучении математики.         Что же представляет собой этот материал?         Набор   логических   блоков   состоит   из   48   объемных   геометрических   фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.        Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.         В   набор   блоков   входят:   12   кругов   –   6   больших   (красный   толстый,   красный тонкий,   синий   толстый,   синий   тонкий,   желтый   толстый,   желтый   тонкий)   и   6 маленьких (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый,   желтый   тонкий),   12   таких   же   квадратов,   12   прямоугольников,   12 треугольников.         Логические  блоки  помогают   ребенку   овладеть  мыслительными  операциями  и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения   общего   интеллектуального   развития.   К   таким   действиям   относятся: выявление   свойств,   их   абстрагирование,   сравнение,   классификация,   обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». Более того, используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать вЗатем   они   овладевают   умениями   анализировать,   осваивать   представления   о   числах   и   геометрических   фигурах, уме, пространственную ориентировку.         Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств.   сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.), несколько позже – по трем (цвету, форме   и   размеру;   форме,   размеру   и   толщине;   цвету,   размеру   и   толщине)   и   по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении   всегда   можно   варьировать   правила   выполнения   задания   с   учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от дома медведя, чтобы   помочь   Машеньке   убежать   к   дедушке   и   бабушке.   Но   одному   ребенку предлагается   построить   дорожку   так,   чтобы   рядом   не   было   блоков   одинаковой формы   (оперирование   одним   свойством),   другому   –   чтобы   рядом   не   было одинаковых   по   форме   и   цвету   блоков   (оперирование   сразу   двумя   свойствами), третьему – чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами).         В   зависимости   от   возраста   детей,   можно   использовать   не   весь   комплект,   а какую­то   его   часть:   сначала   блоки   разные   по   форме   и   цвету,   но   одинаковые   по размеру   и   толщине   (12   штук),   затем   разные   по   форме,   цвету   и   размеру,   но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце – полный комплект фигур (48 штук). А это очень важно. Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.         С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т.д., а по ходу действий рассуждает.         Поскольку   логические   блоки   представляют   собой   эталоны   форм   – геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник), они   могут   широко   использоваться   при   ознакомлении   детей,   начиная   с   раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами, при решении многих других развивающих задач.         Интеллектуальное путешествие будет увлекательным и радостным для детей, если, во­первых  всегда  помнить  о  том,  что  взрослый  должен  быть  равноправным участником игр или упражнений, способным, как и ребенок, ошибаться, и во­вторых, если не спешить указывать детям на ошибки.         Прежде   чем   приступить   к   играм   и   упражнениям,   предоставьте   детям возможность   самостоятельно   познакомиться   с   логическими   блоками.   Пусть   они используют   их   по   своему   усмотрению   в   разных   видах   деятельности.   В   процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. После такого самостоятельного знакомства можно перейти к играм и упражнениям.Игры и упражнения с логическими блоками можно предлагать детям на занятиях и в свободные   часы.   Если   их   дополнить   другими   развивающими   играми   и   игровыми заданиями, насытить новыми игровыми элементами, то это только поможет детям преодолевать интеллектуальные препятствия.