Основная проблема, которая сложилась в отечественном школьном образовании в том, что школьники не достаточно хорошо умеют применять свои знания в повседневной жизни, что приводит к снижению личной успешности и конкурентоспособности.
Главная задача педагога – развитие компетентности обучающихся, их самостоятельности, способности к самообучению и способности к применению полученных знаний.
Эффективными средствами, помогающими учителю решать поставленные задачи являются наглядные и интерактивные средства обучения. Одним из таких средств является логико-смысловая модель (далее ЛСМ) представления информации.Цели моей работы – облегчить деятельность старшеклассников по усвоению, систематизации, повторению и использованию предметных знаний для более качественной подготовки их к итоговой аттестации по математике в форме ЕГЭ и обеспечить такой уровень знаний, который необходим выпускникам школы для осуществления их дальнейшей образовательной перспективы
логико-смысловые модели в обучении математике.docx
«ЛОГИКОСМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ»
В настоящее время в отечественном школьном образовании сложилась непростая
ситуация: современная школа не отвечает запросам семьи, общества и государства.
Основная проблема в том, что школьники не достаточно хорошо умеют применять
свои знания в повседневной жизни, что приводит к снижению личной успешности и
конкурентоспособности.
Главная задача педагога – развитие компетентности обучающихся, их
самостоятельности, способности к самообучению и способности к применению
полученных знаний.
Эффективными средствами, помогающими учителю решать поставленные задачи
являются наглядные и интерактивные средства обучения. Одним из таких средств
является логикосмысловая модель (далее ЛСМ) представления информации.
Впервые в Российском образовании логикосмысловые модели предложил
Штейнберг Валерий Эммануилович – доктор педагогических наук. Являясь автором
технологии дидактических многомерных инструментов (ДМИ), В.Э. Штейнберг
определяет «дидактические многомерные инструменты как универсальные образно
понятийные модели для многомерного представления и анализа знаний на естественном языке во внешнем и внутреннем планах учебной деятельности. Такие
инструменты пользуются в качестве основных инструментов дидактической
многомерной технологии»
Цели моей работы – облегчить деятельность старшеклассников по усвоению,
систематизации, повторению и использованию предметных знаний для более качественной
подготовки их к итоговой аттестации по математике в форме ЕГЭ и обеспечить такой уровень
знаний, который необходим выпускникам школы для осуществления их дальнейшей
образовательной перспективы
Логикосмысловые модели являются инструментом технологии ДМИ.
В основе логикосмысловой модели лежит опорноузловая система координат
кругового типа. В центре системы координат помещают объект исследования (тему
занятия, название раздела, название предмета, проблему). Затем определяются
основные направления темы, которые рекомендуется разбивать на 8 частей,
выделяются дополнительные подразделы (главы). Из каждой части выбираются
ключевые понятия (словосочетания, аббревиатура, метафоры), которые и
фиксируются в «узловых» точках модели, называемых координатами. Модель
позволяет отразить межузловые связи и отношения. Каркас ЛСМ приведен на рис.1.
Данная модель получила название логикосмысловой по той причине, что схема
содержит два компонента: логический в виде системы расстановки координат и
узлов и смысловой в виде кодирующих понятий, названий координат и узлов. Рис. 1. «Каркас» логикосмысловой модели Достоинством ЛСМ является то, что она позволяет представить элементы
учебной деятельности наглядно, установить взаимосвязи между ними, провести
анализ изучаемого объекта. Применение ЛСМ будет уместно на любом этапе урока и
на уроке любого типа.
При изучении нового материала можно предложить учащимся готовую ЛСМ,
которая может служить планом изучения темы, поможет акцентировать внимание
учащихся на ключевых понятиях, алгоритмах, примерах.
Возможно создание ЛСМ в процессе изучения темы вместе с учащимися, что
предполагает обсуждение основных вопросов и проблем, поиска путей решения,
возможности применения материала в практической деятельности.
На уроке закрепления и развития знаний модель может дорабатываться,
уточняться, изменяться в зависимости от уровня подготовки учеников и на основе
ранее усвоенных знаний и умений.
ЛСМ, отражающая алгоритм решения какойто типовой задачи будет полезна на
уроке формирования умений и навыков.
Удобно применение ЛСМ на обобщающих уроках, при подготовке к экзаменам и
зачетам. В этом случае ЛСМ может служить опорным конспектом. Возможна и самостоятельная разработка логикосмысловых моделей учащимися
и разработка логикосмысловых моделей по шаблонной модели или указанным
координатам.
При проектном методе обучения разработка логикосмысловой модель может
быть отнесена к разработке задачи проекта, а в дальнейшем служить планом проекта,
руководством к действию. Кроме того, совместная работа над ЛСМ способствует
активизации работы в группах, что решает проблему коммуникативно
деятельностного подхода в обучении. Благодаря наглядности и логичности при
представлении материала моделями, большинство учеников, даже имея различный
уровень обученности, могут продемонстрировать свои знания и умения, что
стимулирует развитие успешности ученика на уроке.
При изучении темы «Обыкновенные дроби» в 6 классе можно использовать
следующие ЛСМ:
«Обыкновенные дроби» (рис.2)
«Десятичные дроби» (рис.3)
«Дроби» (рис.4). Рис.2. ЛСМ «Обыкновенные дроби» Рис.3. ЛСМ «Десятичные дроби» Рис. 4. ЛСМ «Дроби» Алгоритм составления логикосмысловых моделей содержит следующие этапы:
1. Определение числа координат, их взаимное расположение. При этом не всегда
удается следовать технологии, т.е. распределить материал по восьми направлениям.
2. Определение узловых элементов.
3. Установление связей между координатами и узловыми элементами.
Определение очевидных (элементарных) связей возможно даже в классах со слабой
подготовкой, поэтому на данном этапе большинство учащихся активны и
заинтересованы, что сказывается на качестве и объеме усваиваемой информации.
4. Кодирование узловых элементов ключевыми понятиями. На этом этапе у
учащихся формируются познавательные универсальные учебные действия умение
структурировать знания, умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать
содержание текста, определение основной и второстепенной информации.
Несмотря на простоту алгоритма, при разработке ЛСМ могут возникнуть
проблемы такого характера:
Не всегда удается сохранить 8 направлений – координат, особенно при
разработке модели учащимися самостоятельно, т.е. существует эффект упрощения
ЛСМ. В некоторых ситуациях возможно и усложнение схемы. Учитель должен предусмотреть в ЛСМ или шаблоне ЛСМ все необходимые
наглядные обобщенные действия по решению задачи или проблемы, что требует
отбора материала, его структурирование и логическое представление.
Несмотря на указанные трудности использования ЛСМ можно отметить,что
дидактические многомерные инструменты модели удобны – наглядны, компактны,
содержат основную информацию по теме и способствуют процессу запоминания
учебного материала учащимися, формализуют его запись, дают алгоритм изучения,
развивают творческое воображение.
Логикосмысловые модели отражают
межпредметные и внутрипредметные связи. Составление ЛСМ подразумевает
огромную работу с учебником и дополнительной справочной литературой по
предмету. Ученики учатся мыслить логически, креативно, выходя за рамки
стандарта.
Технология ДМИ позволяет использовать и другие методы обучения:
проблемное
объяснительноиллюстративный,
изложение изучаемого материала, эвристический или исследовательский метод
с использованием средств обучения: рабочих тетрадей по предмету, справочной
литературы, мультимедиа средств, учебных электронных изданий и
компьютерных обучающих систем.
репродуктивный метод, Литература
Аствацатуров Г.О. О многомерном конструировании образовательного
процесса с помощью ИКТ. www.didaktor.ru/omnogomernomkonstruirovanii
obrazovatelnogoprocessaspomoshhyuikt.
В.С. Лукьянова и др. Линейноматричные модели как дидактический
инструмент сгущения знаний. Школьные технологии №1. 2007
Е.А.Лях. Использование логикосмысловых моделей в обучении
биологии. www
.gymn19.minsk.edu.by.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. –
М.: Народное образование, 1998.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования. 2010. www. standart.edu.ru.
Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты: теория,
методика, практика. М.: Народное образование, 2002.
"ЛОГИКО-СМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ»
"ЛОГИКО-СМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ»
"ЛОГИКО-СМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ»
"ЛОГИКО-СМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ»
"ЛОГИКО-СМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ»
"ЛОГИКО-СМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ»
"ЛОГИКО-СМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ»
"ЛОГИКО-СМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ»
"ЛОГИКО-СМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ»
"ЛОГИКО-СМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ»
"ЛОГИКО-СМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ»
"ЛОГИКО-СМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.