Логопедическая программа ФФНР 1-4 классы
Оценка 4.6

Логопедическая программа ФФНР 1-4 классы

Оценка 4.6
docx
16.11.2021
Логопедическая программа ФФНР 1-4 классы
логопедическая программа ФФНР 1-4 классы.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ханты - Мансийского района «Начальная общеобразовательная школа п. Горноправдинск».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа «Предупреждение

и коррекция нарушений устной и письменной

речи у учащихся 1 класса, имеющих фонетико-

фонематическое недоразвитие речи»

на 2021-2022год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила: учитель – логопед

Середюк Наталья Васильевна

2021г.

                                       Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе «Программно-методических материалов для организации коррекционно-логопедической работы с учащимися начальных классов». Сборника рабочих программ учителя-логопеда: Учебно-методическое пособие/ Ю.Е. Розовой, Т.В. Коробченко; Под научной редакцией О.В. Елецкой. — М.: Редкая птица, 2018 г.                   

В соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.2012 г. №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части «создание условий, способствующих получению качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья», обучающимися по основной образовательной программе начального общего образования, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к основной образовательной программе начального общего образования (НОО).                                      

В соответствии с требованиями ФГОС НОО (ФГОС для обучающихся с ОВЗ) деятельность МБОУ ХМР НОШ п. Горноправдинск направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения всеми обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО), адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО).       Важным условием для успешного обучения детей с ОВЗ является организация «социально-педагогической и психологической помощи, психолого-медико-педагогической коррекции» (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», №273-ФЗ от 29.12.2012)                                                                                  

- своевременная педагогическая и психологическая диагностика возможностей обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей;          

- оказание целевой коррекционно-логопедической, психологической помощи учащимся с нарушениями речи для устранения препятствий к их обучению;

- систематическая оценка динамики развития и образовательных достижений   

обучающихся в процессе оказания коррекционно-логопедической помощи.                          В последние годы анализ результатов исследований готовности первоклассников к обучению показывает увеличение числа детей, испытывающих трудности, связанные с недостаточной сформированностью предпосылок учебной деятельности. Изменился психосоматический, речевой статус детей, поступающих в школу. Значительно увеличился процент учащихся с недостатками слуха, зрения, сниженным уровнем развития познавательной деятельности, высших психических функций, что, в свою очередь, является основой для проявления речевых расстройств, начиная от устной и заканчивая письменной речью.                                             У учащихся первых классов, имеющих ФФНР, на начало обучения часто отмечается несформированность звуковой стороны речи, которая сочетается с пробелами формирования лексико-грамматических средств языка. Фонематические нарушения выражаются в том, что учащийся дефектно произносит звуки и недостаточно их дифференцирует. Вследствие этого дети не в полной мере овладевают навыком звукобуквенного анализа и синтеза слова, поэтому и появляются специфические ошибки при чтении и письме. Своевременная и адекватная в структуре речевой неполноценности организация коррекционного обучения позволяет скорректировать дефект на уровне устной формы речи и тем самым предупредить его вторичное проявление в виде нарушений чтения и письма.

 

Цель: Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 классов, имеющих ФФНР.

Задачи:

-развивать пространственно - временные  представления;

-развивать фонематический анализ и синтез;

-развивать и закреплять правильные слухопроизносительные дифференцировки фонем;

-развивать оптико-пространственные представления и дифференцировки;

-развивать языковой анализ и синтез на уровне слога, слова, предложения, текста;

-формировать и развивать связную выразительную речь, обогащать словарный запас;

-развивать анализаторы (слуховой, зрительный, кинестетический), участвующие в акте речи, письма и чтения;

-развивать ВПФ (высшие психические функции)

-развивать подвижность речевого аппарата;

-совершенствовать дифференцированность движений речевых органов;

-корректировать дефекты звукопроизношения;

-автоматизировать ранее поставленные звуки;

-учить дифференцировать звуки сходные по артикуляторно-акустическим признакам;

-обогащать имперссивный и экспрессивный словарь учащихся по заданным темам;

-учить употреблять в речи правильные грамматические конструкции.

Адресат: ученики 1 класса с ФФНР (фонетико-фонематическим недоразвитием речи) обучающиеся в общеобразовательной школе.

Концептуальность программы: программа написана в соответствии с основными принципами логопедии и реализует логопедические методы и приемы на всех этапах коррекции.

ФФНР – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка  у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.

 

Характеристика группы детей с ФФНР.

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.

1. Дефектное произношение 2—5 звуков, распространяющееся на одну-две группы оппозиционных звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным («смазанным»).

2. Недостаточная сформированность фонематических процессов.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;

в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

1. Лексический запас без грубых нарушений. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, возможны ошибки в употреблении слов, смешение слов по смыслу и т.п.

2. Грамматический строй может быть в пределах нормы. Возможны аграмматизмы в предложениях сложных синтаксических конструкций.

III. Психологические особенности.

1. Неустойчивое внимание.

2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

3. Недостаточное развитие способности к переключению.

4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

5. Недостаточная способность к запоминанию, преимущественно словесного материала.

6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Следствие:

а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;

б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

Концептуальность программы: программа написана в соответствии с основными принципами логопедии и реализует логопедические методы и приемы на всех этапах коррекции.

Программа опирается на следующие принципы:

- принцип системности (воздействие на все компоненты речевой системы);

- принцип дифференцированного подхода (учет этиологии механизмов, симптоматики нарушений, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся);

- принцип деятельностного подхода (поэтапное формирование умственных действий, учет ведущей деятельности возраста);

- онтогенетический принцип (учет закономерности онтогенетического развития, последовательности формирования психических функций).

 

Основные направления работы

1. Развитие звуковой стороны речи. Развитие фонематического восприятия (дифференциации фонем) с опорой на речеслуховой, речедвигательный, зрительный и другие анализаторы. Развитие фонематического, слогового анализа и синтеза.

а) Уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков:

- уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;

- выделение его на фоне слога;

- определение наличия и места в слове (начало, середина, конец);

- определение места звука по отношению к другим (какой по счету звук, после какого звука произносится, перед каким звуком слышится в слове);

- выделение его из предложения, текста.

б) Сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Однако основная цель — их различение, поэтому речевой материал включает слова со смешиваемыми звуками.

В процессе работы каждый из звуков соотносится с определенной буквой. Большое место занимают письменные упражнения, закрепляющие дифференциацию звуков.

2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

- развитие языкового анализа и синтеза (умение определять количество, последовательность и место слов в предложении): придумывание предложений по сюжетным картинкам и определение в нем количества слов; придумывание предложений с определенным количеством слов; распространение предложения; составление графических схем предложения; определение места слов в предложении; выделение предложения из текста с определенным количеством слов и т.д.;

- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

- уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

3. Формирование связной речи:

- развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;

- установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

- устойчивости внимания;

- наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

- способности к запоминанию;

-способности к переключению;

- навыков и приемов самоконтроля;

- познавательной активности;

- произвольности общения и поведения.

5. Формирование полноценных учебных умений:

- планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);

- контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

- работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);

- применение знаний в новых ситуациях;

- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

- умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);

- умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

- умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

- умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

- ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

- ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

- применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

- употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

- обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

- пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;

- развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;

- формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

- проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);

- соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);

- составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).

 

Планируемые результаты.

 

-Сформированность внимания на звуковую сторону речи;

-умение правильно произносить звуки;

-умение различать гласные и согласные фонемы, акустически сходные фонемы;

-умение выполнять количественный и оппозиционный анализ слов;

-умение выполнять слоговой анализ слов, определять место ударения;

-владение терминологией (звук, буква, гласные звуки, согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, слог, слово, предложение);

-умение оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей;

-умение устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

-умение понимать и различать текст, предложение, словосочетание, слово;

-правильный выбор языковых средств устного общения;

-соблюдение речевого этикета;

-овладение диалогической формой речи, умение выражать собственное мнение и аргументировать его;

-развитие устной речи как основы формирования чтения;

-развитие мелкой моторики пальцев и свободы рук;

-умение различать букву и звук;

-безошибочное чтение слов, предложений, текстов;

-правильное письмо под диктовку слов и предложений, безошибочное списывание;

-понимание функции небуквенных графических средств (пробел, знак переноса);

-различение слова и предложения, предложения и текста;

-умение анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, частей текста, выписывать из текста слова, словосочетания и предложения, отвечать на вопросы к тексту.

Содержание программы.

1.      Диагностический этап.  4ч.

Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной речи). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение.

2. Подготовительный этап. 2ч.

Работа на данном этапе направлена на восполнение пробелов в развитии психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом.     Уточнение пространственно-временных отношений       

3. Понятие о звуке. 8ч.

Понятие о звуке. Понятие о гласном и согласном звуках. Гласные звуки и буквы (А, О, И, Ы, У). Согласные звуки и буквы.

4. Гласные звуки. 25ч.

Гласные звуки I и II ряда. Дифференциация гласных А-Я в слогах, словах, предложениях. Дифференциация гласных У-Ю в слогах, словах, предложениях. Дифференциация гласных О-Ё в слогах, словах, предложениях. Дифференциация гласных И-Ы в слогах, словах, предложениях. Дифференциация гласных Е-Я в слогах, словах, предложениях. Дифференциация гласных Ё-Ю в слогах, словах, предложениях.

                                           5. Согласные звуки и буквы. 26ч.                                                            Дифференциация согласных звуков и букв Б-П в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных звуков и букв Д-Т в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных звуков и букв В-Ф в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных звуков и букв Г-К в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных звуков и букв З-С в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных звуков и букв Ж-Ш в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных звуков С-Ш и букв С-Ш в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных звуков З-Ж и букв З-Ж в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных звуков Ч-Ть и букв Ч-Т в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных звуков Сь-Щ и букв С-Щ в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных звуков С-Ц и букв С-Ц в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных звуков Ч-Ц и букв Ч-Ц в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных звуков Р-Л и букв Р-Л в слогах, словах, предложениях.

Оценочный этап. 1ч.

Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Фронтальное обследование.

 

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы  1 класс ФФНР.

Тема урока

Кол-во часов

Кален.сроки

Коррекционная работа

1

Исследование фонетико-фонематической

стороны речи.

 

1

 

Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Речевая моторика. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной речи). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма.

2

Исследование строения и функций артикуляторного анализа.

1

 

3

Исследование фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи.

1

 

4

Исследование моторики и неречевых психических функций.

1

 

5

Уточнение пространственно-временных отношений.

1

 

Развитие общей и мелкой моторики. Определение схемы тела, ориентировка в собственном теле. Определение правой,  левой стороны. Развитие общего внимания.

6

Понятие о звуке.

1

 

Дифференциация речевых и неречевых звуков. Знакомство с органами артикуляции.

7

Понятие о гласном и согласном звуках.

1

 

Условные обозначения звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков.

8

Гласные звуки и буквы (А, О, И, Ы, У).

1

 

Понятие звук-буква. Звуки мы слышим и произносим, буквы видим и пишем.

9

Дифференциация гласных звуков (А-О-И, И-Ы, А-О-У).

2

 

Развитие простых форм фонематического анализа и синтеза слов различной слоговой структуры.

10

 

 

 

 

 

Согласные звуки и буквы.

2

 

Определение, вычленение согласных звуков, уточнение характеристик. Развитие простых форм фонематического анализа и синтеза слов различной слоговой структуры. Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза.

11

Гласные звуки I и II ряда.

1

 

Уточнение характеристик.

12

Дифференциация гласных А - Я в слогах, словах.

2

 

Выделение гласных звуков из слова (ударных, безударных)

Сходство и различие артикуляции. От сопоставления изолированных звуков с указанием сходства и различия артикуляции и характеристик до дифференциации фонем в слогах, словах, предложениях.

13

Дифференциация гласных А - Я в предложениях.

2

 

14

Дифференциация гласных У-Ю в слогах, словах.

2

 

15

Дифференциация гласных У-Ю в предложениях.

2

 

 

16

Дифференциация гласных О - Ё в слогах, словах.

2

 

17

Дифференциация гласных О-Ё в предложениях.

2

 

18

Дифференциация гласных И-Ы в слогах, словах.

2

 

19

Дифференциация гласных И-Ы в предложениях.

2

 

20

Дифференциация гласных Е - Я в слогах, словах.

2

 

21

Дифференциация гласных Е - Я в предложениях.

2

 

22

Дифференциация гласных Ё- Ю в слогах, словах.

2

 

23

Дифференциация гласных Ё- Ю в предложениях.

2

 

24

Дифференциация согласных звуков и букв Б-П в слогах, словах.

2

 

Понятие о звонкости глухости звуков. Сходство и различие артикуляции. От сопоставления изолированных звуков с указанием сходства и различия артикуляции и характеристик до дифференциации фонем в слогах, словах, предложениях.

25

Дифференциация согласных звуков и букв Б-П в предложении.

1

 

26

Дифференциация согласных звуков и букв Д-Т в слогах, словах.

1

 

27

Дифференциация согласных звуков и букв Д-Т в предложении.

1

 

28

Дифференциация согласных звуков и букв В-Ф в слогах, словах.

1

 

29

Дифференциация согласных звуков и букв В-Ф в предложении.

1

 

Понятие о звонкости глухости звуков. Сходство и различие артикуляции. От сопоставления изолированных звуков с указанием сходства и различия артикуляции и характеристик до дифференциации фонем в слогах, словах, предложениях.

30

Дифференциация согласных звуков и букв Г-К в слогах, словах.

1

 

31

Дифференциация согласных звуков и букв Г-К в предложении.

1

 

32

Дифференциация согласных звуков и букв З-С в слогах, словах.

1

 

33

Дифференциация согласных звуков и букв З-С в предложении.

1

 

34

Дифференциация согласных звуков и букв Ж-Ш в слогах, словах.

1

 

35

Дифференциация согласных звуков и букв Ж-Ш в предложении.

1

 

36

Дифференциация согласных звуков С-Ш и букв С-Ш в слогах, словах, предложениях.

1

 

Понятие о звонкости глухости звуков. Сходство и различие артикуляции. От сопоставления изолированных звуков с указанием сходства и различия артикуляции и характеристик до дифференциации фонем в слогах, словах, предложениях.

37

Дифференциация согласных звуков С-Ш и букв С-Ш в слогах, словах.

1

 

38

Дифференциация согласных звуков С-Ш и букв С-Ш предложениях.

1

 

39

Дифференциация согласных звуков З-Ж и букв З-Ж в слогах, словах.

1

 

40

Дифференциация согласных звуков З-Ж и букв З-Ж предложениях.

1

 

41

Дифференциация согласных звуков Ч-Ть и букв Ч-Т в слогах, словах.

1

 

42

Дифференциация согласных звуков Ч-Ть и букв Ч-Т предложениях.

1

 

43

Дифференциация согласных звуков Сь-Щ и букв С-Щ в слогах, словах.

1

 

44

Дифференциация согласных звуков Сь-Щ и букв С-Щ в предложениях.

1

 

45

Дифференциация согласных звуков С-Ц и букв С-Ц в слогах, словах.

1

 

46

Дифференциация согласных звуков С-Ц и букв С-Ц предложениях.

1

 

47

Дифференциация согласных звуков Ч-Ц и букв Ч-Ц в слогах, словах.

1

 

Понятие о звонкости глухости звуков. Сходство и различие артикуляции. От сопоставления изолированных звуков с указанием сходства и различия артикуляции и характеристик до дифференциации фонем в слогах, словах, предложениях.

48

Дифференциация согласных звуков Ч-Ц и букв Ч-Ц в предложениях.

1

 

49

Дифференциация согласных звуков Р-Л и букв Р-Л в слогах, словах.

1

 

50

Дифференциация согласных звуков Р-Л и букв Р-Л в предложениях.

1

 

51

Проверочные работы.

1

 

 

52

ИТОГО:

66ч.

 

 

 

Занятия проводятся два раза в неделю продолжительностью 30 мин.

 

Учитель-логопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать темы логопедических занятий или добавлять, если это необходимо, количество часов для повторения. Постановка, автоматизация и дифференциация звуков являются сквозными темами и отрабатываются в зависимости от диагноза обучающихся.

 

Материально-техническое обеспечение

Касса букв и слогов.

Разрезные азбуки, таблицы слогов.

Тетради, ручки, карандаши.

Трафареты.

Материал для формирования кинестетического образа букв (природный материал, наждачная бумага, палочки, шнур, пластилин и т.п.).

Сигнальные карточки.

Разноцветные фишки, полоски для составления схем.

Разнообразный демонстрационный материал.

Серии сюжетных картин.

 Логопедические зеркала.

 Логопедические зонды для постановки звуков.

 Доска с набором магнитов.

Учащиеся могут уметь:

- правильно произносить звуки;

- различать гласные и согласные фонемы, акустически сходные фонемы;

- выполнять количественный и оппозиционный анализ слов;

- выполнять слоговой анализ слов, определять место ударения;

-владеть терминологией (звук, буква, гласные звуки, согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, слог, слово, предложение);

- оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей;

- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

- понимать и различать текст, предложение, словосочетание, слово;

-соблюдать речевой этикет;

-овладеть диалогической формой речи, уметь выражать собственное мнение и аргументировать его;

- различать букву и звук;

-безошибочно читать слова, предложения, тексты;

-правильно писать под диктовку слова и предложения, безошибочно списывать;

-понимать функции небуквенных графических средств (пробел, знак переноса);

-различать слова и предложения, предложения и тексты;

- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, частей текста, выписывать из текста слова, словосочетания и предложения, отвечать на вопросы к тексту.

Для реализации программы используются следующие образовательные технологии:

развивающего обучения;

системно-деятельностного подхода;

здоровьесберегающая;

ИКТ обучение;

личностно-ориентированные технологии обучения;

игровые технологии;

технологии оценивания достижений обучающихся.

Методы реализации программы: практический;  объяснительно-иллюстративный;  проблемный;  частично-поисковый; аналитико-синтетический; наблюдение; информативный.

Виды контроля:

индивидуальный опрос;

словарный диктант;

контрольное списывание;

слуховой диктант;

итоговая проверочная работа.

 

Список литературы.

1.Ефименкова Л.Н. “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов”, Москва, “Просвещение”, 1991 г.

2.Ишимова О.А., Шаховская С.Н.,Алмазова А.А «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо» М. Просвещение 2014 год

3.Карцева Т.В. “Планирование логопедической работы в начальной школе” ж-л “Логопед” № 6, 2009 г.

4.Сукач Л.М. “Дидактический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма у младших школьников”, Москва, “Просвещение”, 1985 г.

5.Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе”. – М.: “Когито – Центр”, 1999.

6.Ястребова А.В. “Преодоление общего недоразвития у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений” – М.: АРКТИ, 1999.

7.Коноваленко С.В., Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповые занятия. М.: Просвещение, 1998г.

8.Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика». Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста-СПб.: КАРО. 2006г.

9.Пожиленко  Е.А. «Методические рекомендации по постановке у детей звуков С, Ш, Р, Л», Санкт- Петербург: Каро, 2006 г.

10.Пожиленко  Е.А.  «Волшебный мир звуков», Москва – Владос, 1999 г.

11.Ткаченко  Т.А. «Коррекция фонетических нарушений у дошкольников», Москва, 2005 г.

12.Ткаченко Т.А. «Формирование лексико-грамматических представлений», сборник упражнений и практических рекомендаций.

13.Филичева Т.Б., Туманова Т.В.. Дети с ФФНР. Воспитание и обучение. М., 2009г.

14. Учебно-методическое пособие/ Ю.Е. Розовой, Т.В. Коробченко; Под научной редакцией О.В. Елецкой. — М.: Редкая птица, 2018 г.   

 15.Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.- М.:МГОПИ,1993

16.Г.А.Каше, Т.Б.Филичева. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи.-М.:Просвещение,1978

17.Г.В.Чиркина. Коррекция нарушений речи.-М.: Просвещение, 2009

18.О.И.Крупенчук. Научите меня говорить правильно.-С.П.:Литера,2001

19.Е.А.Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов.-М.:Владос,2002

20.А.В.Ястребова. Как помочь детям с недостатками речевого развития.-М.:АРКТИ,1999

21.Р.А.Кирьянова. Комплексная диагностика детей, имеющих нарушения речи.-С.П.:КАРО,2002

22.Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием.-М.:ГНОМ и Д,2000

23.О.В.Тырышкина. Индивидуальные логопедические занятия.-Волгоград:Учитель,2011

24.А.Ф.Рыбина. Коррекция звукопроизношения у детей. Речевой материал.-Волгоград:Учитель,2001

25. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. - М., 2008.

26. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. - М., 2007.

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пояснительная записка. Рабочая программа разработана на основе «Программно-методических материалов для организации коррекционно-логопедической работы с учащимися начальных классов»

Пояснительная записка. Рабочая программа разработана на основе «Программно-методических материалов для организации коррекционно-логопедической работы с учащимися начальных классов»

Цель: Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 классов, имеющих

Цель: Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 классов, имеющих

II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы

II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы

Сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане

Сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане

Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению: - умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т

Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению: - умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т

Содержание программы. 1.

Содержание программы. 1.

Дифференциация согласных звуков

Дифференциация согласных звуков

Понятие о звуке. 1

Понятие о звуке. 1

Дифференциация гласных И-Ы в предложениях

Дифференциация гласных И-Ы в предложениях

Дифференциация согласных звуков

Дифференциация согласных звуков

Занятия проводятся два раза в неделю продолжительностью 30 мин

Занятия проводятся два раза в неделю продолжительностью 30 мин

ИКТ обучение; личностно-ориентированные технологии обучения; игровые технологии; технологии оценивания достижений обучающихся

ИКТ обучение; личностно-ориентированные технологии обучения; игровые технологии; технологии оценивания достижений обучающихся

Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2021