Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ханты - Мансийского района «Начальная общеобразовательная школа п. Горноправдинск».
Рабочая программа «Предупреждение
и коррекция нарушений устной и письменной
речи у учащихся 1 класса, имеющих фонетико-
фонематическое недоразвитие речи»
на 2021-2022год
Составила: учитель – логопед
Середюк Наталья Васильевна
2021г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе «Программно-методических материалов для организации коррекционно-логопедической работы с учащимися начальных классов». Сборника рабочих программ учителя-логопеда: Учебно-методическое пособие/ Ю.Е. Розовой, Т.В. Коробченко; Под научной редакцией О.В. Елецкой. — М.: Редкая птица, 2018 г.
В соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.2012 г. №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части «создание условий, способствующих получению качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья», обучающимися по основной образовательной программе начального общего образования, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к основной образовательной программе начального общего образования (НОО).
В соответствии с требованиями ФГОС НОО (ФГОС для обучающихся с ОВЗ) деятельность МБОУ ХМР НОШ п. Горноправдинск направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения всеми обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО), адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО). Важным условием для успешного обучения детей с ОВЗ является организация «социально-педагогической и психологической помощи, психолого-медико-педагогической коррекции» (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», №273-ФЗ от 29.12.2012)
- своевременная педагогическая и психологическая диагностика возможностей обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей;
- оказание целевой коррекционно-логопедической, психологической помощи учащимся с нарушениями речи для устранения препятствий к их обучению;
- систематическая оценка динамики развития и образовательных достижений
обучающихся в процессе оказания коррекционно-логопедической помощи. В последние годы анализ результатов исследований готовности первоклассников к обучению показывает увеличение числа детей, испытывающих трудности, связанные с недостаточной сформированностью предпосылок учебной деятельности. Изменился психосоматический, речевой статус детей, поступающих в школу. Значительно увеличился процент учащихся с недостатками слуха, зрения, сниженным уровнем развития познавательной деятельности, высших психических функций, что, в свою очередь, является основой для проявления речевых расстройств, начиная от устной и заканчивая письменной речью. У учащихся первых классов, имеющих ФФНР, на начало обучения часто отмечается несформированность звуковой стороны речи, которая сочетается с пробелами формирования лексико-грамматических средств языка. Фонематические нарушения выражаются в том, что учащийся дефектно произносит звуки и недостаточно их дифференцирует. Вследствие этого дети не в полной мере овладевают навыком звукобуквенного анализа и синтеза слова, поэтому и появляются специфические ошибки при чтении и письме. Своевременная и адекватная в структуре речевой неполноценности организация коррекционного обучения позволяет скорректировать дефект на уровне устной формы речи и тем самым предупредить его вторичное проявление в виде нарушений чтения и письма.
Цель: Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 классов, имеющих ФФНР.
Задачи:
-развивать пространственно - временные представления;
-развивать фонематический анализ и синтез;
-развивать и закреплять правильные слухопроизносительные дифференцировки фонем;
-развивать оптико-пространственные представления и дифференцировки;
-развивать языковой анализ и синтез на уровне слога, слова, предложения, текста;
-формировать и развивать связную выразительную речь, обогащать словарный запас;
-развивать анализаторы (слуховой, зрительный, кинестетический), участвующие в акте речи, письма и чтения;
-развивать ВПФ (высшие психические функции)
-развивать подвижность речевого аппарата;
-совершенствовать дифференцированность движений речевых органов;
-корректировать дефекты звукопроизношения;
-автоматизировать ранее поставленные звуки;
-учить дифференцировать звуки сходные по артикуляторно-акустическим признакам;
-обогащать имперссивный и экспрессивный словарь учащихся по заданным темам;
-учить употреблять в речи правильные грамматические конструкции.
Адресат: ученики 1 класса с ФФНР (фонетико-фонематическим недоразвитием речи) обучающиеся в общеобразовательной школе.
Концептуальность программы: программа написана в соответствии с основными принципами логопедии и реализует логопедические методы и приемы на всех этапах коррекции.
ФФНР – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.
Характеристика группы детей с ФФНР.
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.
1. Дефектное произношение 2—5 звуков, распространяющееся на одну-две группы оппозиционных звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным («смазанным»).
2. Недостаточная сформированность фонематических процессов.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).
II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.
1. Лексический запас без грубых нарушений. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, возможны ошибки в употреблении слов, смешение слов по смыслу и т.п.
2. Грамматический строй может быть в пределах нормы. Возможны аграмматизмы в предложениях сложных синтаксических конструкций.
III. Психологические особенности.
1. Неустойчивое внимание.
2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
3. Недостаточное развитие способности к переключению.
4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
5. Недостаточная способность к запоминанию, преимущественно словесного материала.
6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Следствие:
а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).
Концептуальность программы: программа написана в соответствии с основными принципами логопедии и реализует логопедические методы и приемы на всех этапах коррекции.
Программа опирается на следующие принципы:
- принцип системности (воздействие на все компоненты речевой системы);
- принцип дифференцированного подхода (учет этиологии механизмов, симптоматики нарушений, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся);
- принцип деятельностного подхода (поэтапное формирование умственных действий, учет ведущей деятельности возраста);
- онтогенетический принцип (учет закономерности онтогенетического развития, последовательности формирования психических функций).
Основные направления работы
1. Развитие звуковой стороны речи. Развитие фонематического восприятия (дифференциации фонем) с опорой на речеслуховой, речедвигательный, зрительный и другие анализаторы. Развитие фонематического, слогового анализа и синтеза.
а) Уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков:
- уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;
- выделение его на фоне слога;
- определение наличия и места в слове (начало, середина, конец);
- определение места звука по отношению к другим (какой по счету звук, после какого звука произносится, перед каким звуком слышится в слове);
- выделение его из предложения, текста.
б) Сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Однако основная цель — их различение, поэтому речевой материал включает слова со смешиваемыми звуками.
В процессе работы каждый из звуков соотносится с определенной буквой. Большое место занимают письменные упражнения, закрепляющие дифференциацию звуков.
2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
- развитие языкового анализа и синтеза (умение определять количество, последовательность и место слов в предложении): придумывание предложений по сюжетным картинкам и определение в нем количества слов; придумывание предложений с определенным количеством слов; распространение предложения; составление графических схем предложения; определение места слов в предложении; выделение предложения из текста с определенным количеством слов и т.д.;
- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
- уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
3. Формирование связной речи:
- развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
- установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
- устойчивости внимания;
- наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
- способности к запоминанию;
-способности к переключению;
- навыков и приемов самоконтроля;
- познавательной активности;
- произвольности общения и поведения.
5. Формирование полноценных учебных умений:
- планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
- контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
- работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
- применение знаний в новых ситуациях;
- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
- умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
- умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
- умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
- ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
- ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
- применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
- употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
- обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
- пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
- развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
- формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
- проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);
- соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);
- составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).
Планируемые результаты.
-Сформированность внимания на звуковую сторону речи;
-умение правильно произносить звуки;
-умение различать гласные и согласные фонемы, акустически сходные фонемы;
-умение выполнять количественный и оппозиционный анализ слов;
-умение выполнять слоговой анализ слов, определять место ударения;
-владение терминологией (звук, буква, гласные звуки, согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, слог, слово, предложение);
-умение оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей;
-умение устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
-умение понимать и различать текст, предложение, словосочетание, слово;
-правильный выбор языковых средств устного общения;
-соблюдение речевого этикета;
-овладение диалогической формой речи, умение выражать собственное мнение и аргументировать его;
-развитие устной речи как основы формирования чтения;
-развитие мелкой моторики пальцев и свободы рук;
-умение различать букву и звук;
-безошибочное чтение слов, предложений, текстов;
-правильное письмо под диктовку слов и предложений, безошибочное списывание;
-понимание функции небуквенных графических средств (пробел, знак переноса);
-различение слова и предложения, предложения и текста;
-умение анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, частей текста, выписывать из текста слова, словосочетания и предложения, отвечать на вопросы к тексту.
Содержание программы.
1. Диагностический этап. 4ч.
Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной речи). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение.
2. Подготовительный этап. 2ч.
Работа на данном этапе направлена на восполнение пробелов в развитии психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом. Уточнение пространственно-временных отношений
3. Понятие о звуке. 8ч.
Понятие о звуке. Понятие о гласном и согласном звуках. Гласные звуки и буквы (А, О, И, Ы, У). Согласные звуки и буквы.
4. Гласные звуки. 25ч.
Гласные звуки I и II ряда. Дифференциация гласных А-Я в слогах, словах, предложениях. Дифференциация гласных У-Ю в слогах, словах, предложениях. Дифференциация гласных О-Ё в слогах, словах, предложениях. Дифференциация гласных И-Ы в слогах, словах, предложениях. Дифференциация гласных Е-Я в слогах, словах, предложениях. Дифференциация гласных Ё-Ю в слогах, словах, предложениях.
5. Согласные звуки и буквы. 26ч. Дифференциация согласных звуков и букв Б-П в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных звуков и букв Д-Т в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных звуков и букв В-Ф в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных звуков и букв Г-К в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных звуков и букв З-С в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных звуков и букв Ж-Ш в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных звуков С-Ш и букв С-Ш в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных звуков З-Ж и букв З-Ж в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных звуков Ч-Ть и букв Ч-Т в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных звуков Сь-Щ и букв С-Щ в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных звуков С-Ц и букв С-Ц в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных звуков Ч-Ц и букв Ч-Ц в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных звуков Р-Л и букв Р-Л в слогах, словах, предложениях.
Оценочный этап. 1ч.
Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Фронтальное обследование.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 1 класс ФФНР.
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Кален.сроки |
Коррекционная работа |
1 |
Исследование фонетико-фонематической стороны речи.
|
1 |
|
Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Речевая моторика. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной речи). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. |
2 |
Исследование строения и функций артикуляторного анализа. |
1 |
|
|
3 |
Исследование фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи. |
1 |
|
|
4 |
Исследование моторики и неречевых психических функций. |
1 |
|
|
5 |
Уточнение пространственно-временных отношений. |
1 |
|
Развитие общей и мелкой моторики. Определение схемы тела, ориентировка в собственном теле. Определение правой, левой стороны. Развитие общего внимания. |
6 |
Понятие о звуке. |
1 |
|
Дифференциация речевых и неречевых звуков. Знакомство с органами артикуляции. |
7 |
Понятие о гласном и согласном звуках. |
1 |
|
Условные обозначения звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков. |
8 |
Гласные звуки и буквы (А, О, И, Ы, У). |
1 |
|
Понятие звук-буква. Звуки мы слышим и произносим, буквы видим и пишем. |
9 |
Дифференциация гласных звуков (А-О-И, И-Ы, А-О-У). |
2 |
|
Развитие простых форм фонематического анализа и синтеза слов различной слоговой структуры. |
10
|
Согласные звуки и буквы. |
2 |
|
Определение, вычленение согласных звуков, уточнение характеристик. Развитие простых форм фонематического анализа и синтеза слов различной слоговой структуры. Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза. |
11 |
Гласные звуки I и II ряда. |
1 |
|
Уточнение характеристик. |
12 |
Дифференциация гласных А - Я в слогах, словах. |
2 |
|
Выделение гласных звуков из слова (ударных, безударных) Сходство и различие артикуляции. От сопоставления изолированных звуков с указанием сходства и различия артикуляции и характеристик до дифференциации фонем в слогах, словах, предложениях. |
13 |
Дифференциация гласных А - Я в предложениях. |
2 |
|
|
14 |
Дифференциация гласных У-Ю в слогах, словах. |
2 |
|
|
15 |
Дифференциация гласных У-Ю в предложениях. |
2 |
|
|
16 |
Дифференциация гласных О - Ё в слогах, словах. |
2 |
|
|
17 |
Дифференциация гласных О-Ё в предложениях. |
2 |
|
|
18 |
Дифференциация гласных И-Ы в слогах, словах. |
2 |
|
|
19 |
Дифференциация гласных И-Ы в предложениях. |
2 |
|
|
20 |
Дифференциация гласных Е - Я в слогах, словах. |
2 |
|
|
21 |
Дифференциация гласных Е - Я в предложениях. |
2 |
|
|
22 |
Дифференциация гласных Ё- Ю в слогах, словах. |
2 |
|
|
23 |
Дифференциация гласных Ё- Ю в предложениях. |
2 |
|
|
24 |
Дифференциация согласных звуков и букв Б-П в слогах, словах. |
2 |
|
Понятие о звонкости глухости звуков. Сходство и различие артикуляции. От сопоставления изолированных звуков с указанием сходства и различия артикуляции и характеристик до дифференциации фонем в слогах, словах, предложениях. |
25 |
Дифференциация согласных звуков и букв Б-П в предложении. |
1 |
|
|
26 |
Дифференциация согласных звуков и букв Д-Т в слогах, словах. |
1 |
|
|
27 |
Дифференциация согласных звуков и букв Д-Т в предложении. |
1 |
|
|
28 |
Дифференциация согласных звуков и букв В-Ф в слогах, словах. |
1 |
|
|
29 |
Дифференциация согласных звуков и букв В-Ф в предложении. |
1 |
|
Понятие о звонкости глухости звуков. Сходство и различие артикуляции. От сопоставления изолированных звуков с указанием сходства и различия артикуляции и характеристик до дифференциации фонем в слогах, словах, предложениях. |
30 |
Дифференциация согласных звуков и букв Г-К в слогах, словах. |
1 |
|
|
31 |
Дифференциация согласных звуков и букв Г-К в предложении. |
1 |
|
|
32 |
Дифференциация согласных звуков и букв З-С в слогах, словах. |
1 |
|
|
33 |
Дифференциация согласных звуков и букв З-С в предложении. |
1 |
|
|
34 |
Дифференциация согласных звуков и букв Ж-Ш в слогах, словах. |
1 |
|
|
35 |
Дифференциация согласных звуков и букв Ж-Ш в предложении. |
1 |
|
|
36 |
Дифференциация согласных звуков С-Ш и букв С-Ш в слогах, словах, предложениях. |
1 |
|
Понятие о звонкости глухости звуков. Сходство и различие артикуляции. От сопоставления изолированных звуков с указанием сходства и различия артикуляции и характеристик до дифференциации фонем в слогах, словах, предложениях. |
37 |
Дифференциация согласных звуков С-Ш и букв С-Ш в слогах, словах. |
1 |
|
|
38 |
Дифференциация согласных звуков С-Ш и букв С-Ш предложениях. |
1 |
|
|
39 |
Дифференциация согласных звуков З-Ж и букв З-Ж в слогах, словах. |
1 |
|
|
40 |
Дифференциация согласных звуков З-Ж и букв З-Ж предложениях. |
1 |
|
|
41 |
Дифференциация согласных звуков Ч-Ть и букв Ч-Т в слогах, словах. |
1 |
|
|
42 |
Дифференциация согласных звуков Ч-Ть и букв Ч-Т предложениях. |
1 |
|
|
43 |
Дифференциация согласных звуков Сь-Щ и букв С-Щ в слогах, словах. |
1 |
|
|
44 |
Дифференциация согласных звуков Сь-Щ и букв С-Щ в предложениях. |
1 |
|
|
45 |
Дифференциация согласных звуков С-Ц и букв С-Ц в слогах, словах. |
1 |
|
|
46 |
Дифференциация согласных звуков С-Ц и букв С-Ц предложениях. |
1 |
|
|
47 |
Дифференциация согласных звуков Ч-Ц и букв Ч-Ц в слогах, словах. |
1 |
|
Понятие о звонкости глухости звуков. Сходство и различие артикуляции. От сопоставления изолированных звуков с указанием сходства и различия артикуляции и характеристик до дифференциации фонем в слогах, словах, предложениях. |
48 |
Дифференциация согласных звуков Ч-Ц и букв Ч-Ц в предложениях. |
1 |
|
|
49 |
Дифференциация согласных звуков Р-Л и букв Р-Л в слогах, словах. |
1 |
|
|
50 |
Дифференциация согласных звуков Р-Л и букв Р-Л в предложениях. |
1 |
|
|
51 |
Проверочные работы. |
1 |
|
|
52 |
ИТОГО: |
66ч. |
|
|
Занятия проводятся два раза в неделю продолжительностью 30 мин.
Учитель-логопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать темы логопедических занятий или добавлять, если это необходимо, количество часов для повторения. Постановка, автоматизация и дифференциация звуков являются сквозными темами и отрабатываются в зависимости от диагноза обучающихся.
Материально-техническое обеспечение
Касса букв и слогов.
Разрезные азбуки, таблицы слогов.
Тетради, ручки, карандаши.
Трафареты.
Материал для формирования кинестетического образа букв (природный материал, наждачная бумага, палочки, шнур, пластилин и т.п.).
Сигнальные карточки.
Разноцветные фишки, полоски для составления схем.
Разнообразный демонстрационный материал.
Серии сюжетных картин.
Логопедические зеркала.
Логопедические зонды для постановки звуков.
Доска с набором магнитов.
Учащиеся могут уметь:
- правильно произносить звуки;
- различать гласные и согласные фонемы, акустически сходные фонемы;
- выполнять количественный и оппозиционный анализ слов;
- выполнять слоговой анализ слов, определять место ударения;
-владеть терминологией (звук, буква, гласные звуки, согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, слог, слово, предложение);
- оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
- понимать и различать текст, предложение, словосочетание, слово;
-соблюдать речевой этикет;
-овладеть диалогической формой речи, уметь выражать собственное мнение и аргументировать его;
- различать букву и звук;
-безошибочно читать слова, предложения, тексты;
-правильно писать под диктовку слова и предложения, безошибочно списывать;
-понимать функции небуквенных графических средств (пробел, знак переноса);
-различать слова и предложения, предложения и тексты;
- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, частей текста, выписывать из текста слова, словосочетания и предложения, отвечать на вопросы к тексту.
Для реализации программы используются следующие образовательные технологии:
развивающего обучения;
системно-деятельностного подхода;
здоровьесберегающая;
ИКТ обучение;
личностно-ориентированные технологии обучения;
игровые технологии;
технологии оценивания достижений обучающихся.
Методы реализации программы: практический; объяснительно-иллюстративный; проблемный; частично-поисковый; аналитико-синтетический; наблюдение; информативный.
Виды контроля:
индивидуальный опрос;
словарный диктант;
контрольное списывание;
слуховой диктант;
итоговая проверочная работа.
Список литературы.
1.Ефименкова Л.Н. “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов”, Москва, “Просвещение”, 1991 г.
2.Ишимова О.А., Шаховская С.Н.,Алмазова А.А «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо» М. Просвещение 2014 год
3.Карцева Т.В. “Планирование логопедической работы в начальной школе” ж-л “Логопед” № 6, 2009 г.
4.Сукач Л.М. “Дидактический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма у младших школьников”, Москва, “Просвещение”, 1985 г.
5.Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе”. – М.: “Когито – Центр”, 1999.
6.Ястребова А.В. “Преодоление общего недоразвития у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений” – М.: АРКТИ, 1999.
7.Коноваленко С.В., Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповые занятия. М.: Просвещение, 1998г.
8.Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика». Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста-СПб.: КАРО. 2006г.
9.Пожиленко Е.А. «Методические рекомендации по постановке у детей звуков С, Ш, Р, Л», Санкт- Петербург: Каро, 2006 г.
10.Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков», Москва – Владос, 1999 г.
11.Ткаченко Т.А. «Коррекция фонетических нарушений у дошкольников», Москва, 2005 г.
12.Ткаченко Т.А. «Формирование лексико-грамматических представлений», сборник упражнений и практических рекомендаций.
13.Филичева Т.Б., Туманова Т.В.. Дети с ФФНР. Воспитание и обучение. М., 2009г.
14. Учебно-методическое пособие/ Ю.Е. Розовой, Т.В. Коробченко; Под научной редакцией О.В. Елецкой. — М.: Редкая птица, 2018 г.
15.Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.- М.:МГОПИ,1993
16.Г.А.Каше, Т.Б.Филичева. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи.-М.:Просвещение,1978
17.Г.В.Чиркина. Коррекция нарушений речи.-М.: Просвещение, 2009
18.О.И.Крупенчук. Научите меня говорить правильно.-С.П.:Литера,2001
19.Е.А.Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов.-М.:Владос,2002
20.А.В.Ястребова. Как помочь детям с недостатками речевого развития.-М.:АРКТИ,1999
21.Р.А.Кирьянова. Комплексная диагностика детей, имеющих нарушения речи.-С.П.:КАРО,2002
22.Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием.-М.:ГНОМ и Д,2000
23.О.В.Тырышкина. Индивидуальные логопедические занятия.-Волгоград:Учитель,2011
24.А.Ф.Рыбина. Коррекция звукопроизношения у детей. Речевой материал.-Волгоград:Учитель,2001
25. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. - М., 2008.
26. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. - М., 2007.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.