Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мосоловская школа-интернат»
РАССМОТРЕНО: на заседании МО учителей-логопедов Протокол № 1 от _________________ 2019 г. |
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР ______________/Сафонкина Г.В./ от ______________________ 2019 г. |
УТВЕРЖДАЮ: Директор ОГБОУ «Мосоловская школа - интернат» _______________/Никитин А.Д./ от _____________________ 2019 г. |
Руководитель МО учителей - логопедов:
Булганина Н.Н.
Адаптированная логопедическая программа
по преодолению
дисграфии на основе нарушений фонемного распознования
у младших школьников с ОВЗ
Автор-составитель программы:
учитель-логопед Булганина Н.Н
2019/2020 учебный год
Пояснительная записка
Дисграфия на основе нарушений фонемного распознования (акустическая) сопряжена с недостаточностью фонематического слуха, при которой страдает дифференциация фонем, нарушается установление правильных звукобуквенных соответствий. Произношение звуков у детей, как правило, нормальное. Это обусловлено тем, что для выделения фонемы и правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация, чем для устной речи. В устной речи небольшая недостаточность слуховой дифференциации звуков может компенсироваться смысловой избыточностью, а также за счет автоматизированных в речевом опыте моторных стереотипов, кинестетических образов слов. В процессе письма для правильного различения и выбора фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, причем этот анализ осуществляется во внутреннем плане, на основе следовой деятельности, по представлению. Иногда у детей с этой формой дисграфии отмечается неточность кинестетических образов звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и ее соотнесению с буквой.
При этом виде дисграфии у детей отмечается также неполноценность операций звукового анализа и синтеза, вследствие чего в письме детей с акустической дисграфией помимо смешений букв, соответствующих акустически близким звукам, наблюдаются пропуски и перестановки букв.
Задачи коррекционного обучения:
Ø развивать фонематическое восприятие;
Ø обучать простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;
Ø уточнять произношение звуков с опорой на зрительное и слуховое восприятие, а также на тактильные и кинетические ощущения;
Ø учить выделять определенные звуки на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста;
Ø определять положение звука по отношению к другим звукам;
Ø учить сопоставлять звуки в произносительном и слуховом плане.
Срок реализации: учебный год, второй год обучения - по необходимости.
Тематическое планирование (подгрупповых/индивидуальных) занятий по преодолению дисграфии на основе нарушений фонемного распознования
Форма занятий |
Этап. Тема |
Период |
К/ч |
Подгрупповая, индивидуальная |
Звук. Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и неречевых звуков. |
15.09 – 22 .09 |
2 |
Подгрупповая, индивидуальная |
Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме. |
22.09- 30.09 |
2 |
Подгрупповая, индивидуальная |
Дифференциация гласных А-Я, У-Ю, О-Ё, Ы-И, Э-Е Гласные буквы Я, Ю, Е, Ё. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных букв для обозначения мягкости на письме. |
30.09-07.10 |
2 |
Подгрупповая, индивидуальная |
Дифференциация гласных А-Я Гласная буква Я. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Я. Дифференциация гласных букв А-Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте. |
07.10-15.10 |
2 |
Подгрупповая, индивидуальная |
Дифференциация гласных У-Ю Гласная буква Ю. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ю. Дифференциация гласных букв У-Ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. |
15.10-22.10 |
2 |
Подгрупповая, индивидуальная |
Дифференциация гласных О-Ё Гласная буква Ё. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ё. Дифференциация гласных букв О-Ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. |
22.10-30.10 |
2 |
Подгрупповая, индивидуальная |
Дифференциация гласных Ы-И Гласная буква И. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы И. Дифференциация гласных букв Ы-И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. |
07.11-15.11 |
2 |
Подгрупповая, индивидуальная |
Дифференциация гласных Э-Е Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация гласных букв Э-Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. |
15.11- 22.11 |
2 |
Подгрупповая, индивидуальная |
Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется Ь. Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация Ь в функции смягчения и разделения. |
22.11-30.11 |
2 |
Подгрупповая, индивидуальная |
Звонкие и глухие согласные. Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. |
30.11-07.12 |
2 |
Подгрупповая, индивидуальная |
Звуки Б-Б’, П-П’. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. |
07.12-15.12 |
2 |
Подгрупповая, индивидуальная |
Звуки В-В’, Ф-Ф’. Дифференциация звуков В-В’, Ф-Ф’ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. |
15.12-22.12 |
2 |
Подгрупповая, индивидуальная |
Звуки Г-Г’, К-К’, Х-Х’. Дифференциация звуков Г-Г’, К-К’, Х-Х’ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. |
22.12-30.12 |
2 |
Подгрупповая, индивидуальная |
Звуки Д-Д’, Т-Т’. Дифференциация звуков Д-Д’, Т-Т’ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. |
10.01-15.01 |
2 |
Подгрупповая, индивидуальная |
Звуки З-З’, С-С’. Дифференциация звуков З-З’, С-С’ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. |
16.01-22.01 |
2 |
Подгрупповая, индивидуальная |
Звуки Ж-Ш. Дифференциация звуков Ж-Ш изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. |
22.01-30.01 |
2 |
Подгрупповая, индивидуальная |
Закрепление знаний о гласных звуках О-У. Соотнесение звуков с символами и буквами. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений. |
30.01-07.02 |
2 |
Подгрупповая, индивидуальная |
Буквы Ё-Ю. Соотнесение букв с символами. Дифференциация гласных букв Ё-Ю изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза. |
07.02-15.02 |
2 |
Подгрупповая, индивидуальная |
Звуки Р-Р’-Л-Л’. Дифференциация звуков Р-Р’-Л-Л’ в слогах, словах, словосочетаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. |
15.02-22.02 |
3 |
Подгрупповая, индивидуальная |
Звуки Л-Л’-Й. Дифференциация звуков Л-Л’-Й в слогах, словах, словосочетаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. |
22.02-02.03 |
3 |
Подгрупповая, индивидуальная |
Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Знакомство с понятиями «сложные» и «простые» звуки. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. |
02.03-10.03 |
2 |
Подгрупповая, индивидуальная |
Звуки С-С’, Ш. Дифференциация звуков С-С’, Ш в слогах, словах, словосочетаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. |
10.03-17.03 |
2 |
Подгрупповая, индивидуальная |
Звуки З-З’, Ж. Дифференциация звуков З-З’, Ж в слогах, словах, словосочетаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. |
17.03-24.03 |
2 |
Подгрупповая, индивидуальная |
Звуки С-С’, Ц. Дифференциация звуков С-С’, Ц в слогах, словах, словосочетаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. |
01.04-07.04 |
2 |
Подгрупповая, индивидуальная |
Знакомство со звуками ТС-Ц. Дифференциация звуков Ц-ТС в слогах, в слогах, словах, словосочетаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. |
07.04-15.04 |
2 |
Подгрупповая, индивидуальная |
Звуки Ч-ТЬ. Дифференциация звуков Ч-ТЬ в слогах, в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. |
15.04-22.04 |
2 |
Подгрупповая, индивидуальная |
Звуки Ч-Ш. Дифференциация звуков Ч-Ш в слогах, в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие слуховых дифференцировок. |
22.04-30.04 |
2 |
Подгрупповая, индивидуальная |
Звуки Ч-Ц. Дифференциация звуков Ч-Ц в слогах, в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. |
30.04-10.05 |
2 |
Подгрупповая, индивидуальная |
Развитие связной речи. В коррекционной работе используются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение, изложение, сочинение. |
10.05-30.05 |
5 |
Литература:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.