ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ И ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Логопедическая ритмика - как один из методов комплексной коррекции речевых и психофизических нарушений у дошкольников с ОНР Логопед проводит занятия по комплексной коррекции речи с использованием логоритмики. Эти занятия служат цели нормализации двигательных функций и речи, объединяют как работу по коррекции моторики и речи, так и психотерапевтические, психологические, общевоспитательные мероприятия. В предлагаемую систему занятий, построенную на основе имеющихся методических разработок, нами были введены новые разделы упражнений, дополнено их содержание, разработаны способы различной подачи единого дидактического материала для дошкольников с речевыми нарушениями, с диагнозом ОНР. Подбор музыкально-ритмического и речевого материала происходит с учетом структуры речевых и двигательных нарушений (тип, тяжесть диагноза, характер расстройств фонетической и лексико-грамматической сторон речи, развитие отдельных компонентов движений, ритмических способностей и др.). Музыкально-ритмические занятия тесно связаны с логопедическими, и их содержание изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Для успешного осуществления поставленных коррекционных задач они проводятся с использованием игровых приемов. Учитывая большое значение эмоционального влияния музыки, целесообразно использовать апробированные чаще использовать «образные» движения (например -прыгать, как зайчики), учитывая их положительное влияние на речевую и двигательную активность ребенка, а также на его эмоциональную сферу.
Особенности работы с детьми-логопатами состоят в следующем:
1. Увеличивается индивидуализация заданий.
2. Применяется подетально расчлененная подача материала с демонстрацией отдельных элементов упражнений.
3. В целях развития двигательной сферы больше внимания уделяется совершенствованию координации и переключений с одного движения на другое постепенным усложнением заданий.
4. Ввиду повышенной утомляемости детей следует чередовать статические и динамические упражнения, материал преподносить в расчлененном виде.
5. Показ упражнений сочетается со словесным объяснением педагога.
6. На каждом занятии проводится работа по общему развитию речи, а также развитию слухового внимания и восприятия.
7. Объем заданий по разделам постепенно расширяется на протяжении всего курса логоритмических занятий. В наиболее трудных случаях коррекционная работа по упрощенной программе. Построение занятий. Виды упражнений. Для достижения оптимальных результатов логоритмических занятий, с нашей точки зрения, целесообразно строить их, предусматривая равномерное распределение психофизической нагрузки, и проводить по следующей схеме. I. Вводная ходьба.
II. Некоторые из видов музыкально-ритмических упражнений:
а) развивающие основные свойства внимания;
б) регулирующие мышечный тонус;
в) развивающие чувство темпа и ритма;
г) направленные на развитие координации движений; упражнения на координацию речи с движением.
III. Слушание музыки (I произведение).
IV. Пение (1-2 песни)
V. Упражнения на развитие тонких движений пальцев рук.
VI. Упражнения на развитие речевых и мимических движений.
VII. Игра.
VIII. Заключительная ходьба под марш спокойного характера.
Таким образом, в первой части занятия, когда ребенок еще не устал, даются музыкально-ритмические упражнения, которые направлены на тренировку внимания, памяти, ориентировки, тормозных реакций, координации движений. Особое место занимают упражнения, регулирующие мышечный тонус, которые пронизывают все разделы работы. Ко второй части занятия - слушанию музыки и пению - переходим, когда нарастает утомление. Слушание музыки целесообразно проводить в середине занятия, чтобы дать возможность ребенку отдохнуть и подготовиться к игре. Затем начинается пение. После спокойного вида деятельности переходят к подвижной игре в целях разрядам и закрепления выработанных навыков. Заключительная ходьба нормализует дыхание, успокаивает детей, организует их для последующих занятий. Содержание занятий и дифференцированная методика подачи материала. Занятие начинается с вводной ходьбы под марш бодрого характера с соблюдением четкости линий построения. В качестве разминки разучиваются движения ходьбы на носках и на пятках, бег, прыжки, галоп, элементы физкультурных и танцевальных движений, статические упражнения. Задания предлагаются в форме имитации движений.
Упражнения на развитие внимания. Упражнения на развитие переключаемости внимания включают смену движений в соответствии с изменяющимся характером музыки, под которую они выполняются. Например, предлагается на торжественную музыку идти, на веселую - бежать. Или иное задание: на звучание в низком регистре идти, подражая движениям медведя, на звуки среднего регистра - изображать ходьбу цирковых лошадок, на высокие звуки - прыгать, как зайчики. В других упражнениях ребенок наблюдает за движениями педагога, затем самостоятельно повторяет их. Это способствует развитию устойчивости внимания. Упражнения на объем внимания включают воспроизведение ребенком несложных движений после одновременного их показа двумя детьми. При выполнении упражнений на распределение внимания дети должны выполнить сразу два и более действий (например, по сигналу передают по кругу в одну сторону флажок, в другую - бубен). Или под музыку на сильную долю такта ребенок делает шаги и одновременно подбрасывает вверх мяч. В качестве упражнений используются также различные игры, воспитывающие внимание: «Запрещенное движение», «Пройди путь так же», «Сделай наоборот», «Ищи» и т.д.
В целях развития активного внимания можно использовать формы его тренировки:
I. Дети от лица сказочного персонажа производят движения по преодолению различных препятствий (перепрыгивание, подскоки, лазание и т.д.).
2. Это же предлагается в соревновательных ситуациях. Объяснение движений детьми после их выполнения; знакомых упражнений до выполнения. В результате всех этих упражнений внимание детей к деталям движений и четкости их выполнения становится все более активным, направленным, а восприятие собственных движений - осознанным, вербализуемым. Упражнения, регулирующие мышечный тонус. Применяются упражнения на расслабление и напряжение мышц. Например, свободно раскачивать руками, потряхивать рукой или ногой, «уронить» туловище, имитационные движения: «Самолеты летят», «Тряпичные куклы», «Полоскание платочков» и т.п. Полезно использовать упражнения на смену напряжения и расслабления, например: «Жуки летают -жуки играют лапками», руки вперед, напрячь, сжать в кулак, бросить и др. Упражнения на развитие чувства темпа и ритма. На занятиях разучивают любые движения под музыку, построения, упражнения с предметами, этюды, пляски. Все это служит цели развития чувства темпа и ритма. Постоянно ведется работа над различением медленного и быстрого темпов, постепенного замедления и ускорения, словесное определение детьми разного темпа движений. Упражнения на развитие координации движений. Даются статические и динамические упражнения, задания на совмещение разнородных движений в одном направлении (по материалу программы детского сада). Включаются упражнения с предметами: мячом, флагами, обручем, скакалкой. Больше внимания уделяется выразительности, пластичности вьшолнения изученного упражнения. Систематически используются наглядный показ и словесное пояснение. Упражнения на координацию речи с движением (по В.А. Гринер) могут проводиться без музыкального сопровождения. При этом сначала разучивается речевой текст, затем движения. Слушание музыки. Подбираются разнообразные по характеру музыкальные произведения с учетом их эмоционального воздействия и возможности решения программных задач. Основное внимание обращается на создание нужного фона настроения. При этом учат различить звучание спокойной, торжественной, грустной, веселой музыки. Используются контрастные музыкальные произведения, например: «Медведь и зайцы», «Воробьи и автомобиль», «Ручеек и море», «Колыбельная и плясовая» и др. В дальнейшем дети, различая части музыкального произведения, должны отмечать это с помощью сигналов (хлопки, удары в бубен). Проводится работа по развитию речи. Пение. Пение корригирует темп речи, нормализует дькание. В ходе работы над текстом разучиваем песни проводится работа по коррекции устной речи. Упражнения на развитие речевых и мимических движении На логоритмических занятиях проводится работа над развитием силы, точности, переключаемости речевых движений. При этом применяются общепринятые в логопедии упражнения. Включается также работа по формированию правильной артикуляции дефектных звуков, автоматизации их в процессе проговаривания специально подобранных песен. Детям-логопатам необходимо тренировать все движения язьжа, губ, щек, мягкого неба. Это ведет к развитию кинестетического контроля. Проводится автоматизация поставленных звуков. В тесной связи с работой по развитию речевых движений применяются и мимические упражнения. Например: улыбнуться (растянуть губы), удивиться (поднять брови), прищурить глаза («светит солнце»),надуть щеки и др. Упражнения на развитие тонких движений пальцев рук. В процессе занятий мы считали необходимым применять специально подобранные игровые упражнения на развитие тонких дней пальцев рук. Например: «Фонарики», «Кошка выпускает когти», «Пальчики спрятались», «Пальчики здороваются» и т.д. можно соединить ряд тонких движений с речевым текстом. Работаем с детьми над ловкостью, точностью, переключаемость тонких движений. Формируем координацию, силу тонких движений, навык выполнения действий с мелкими предметами. Игра Подвижная игра служит закреплению навыков, полученных на занятии. Проводим такие известные речевые игры, как: «Серый зайка умывается, «Не пора ль нам пробежаться и местами поменяться, «Лиса и гуси», «Птицы в гнездах», «Вокруг домика хожу», «Два поезда» и др. Заключительная ходьба проводится под марш спокойного характера. В конце занятий подводится итог работы Устная речь вводится на занятиях логопедической ритмикой систематически и максимально в следующих формах. Вербализация игровых ситуаций, словесные объяснения упражнений детьми до и после их выполнения; разучивание песен и беседы о музыкальном произведения, в ходе которых уточняются трудные слова, отрабатывается их ритмическая структура, четкость произношения звуков. Проводится работа над обогащением словаря, формируются грамматические обобщения. При работе над плавностью и слитностью речи поэтапно усложняются ее форм Широко используются индивидульние выступления детей, инсценировки в Психотерапевтических целях. Проводятся утренники, эстафеты. Дифференцированный подход в процессе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста, страдающих ОНР, способствует нормализации двигательных и речевых функций.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.