Логопедические игры, как средство повышения мотивации обучающихся.
Работая с нашими " особенными» детьми, я думаю многие сталкиваются с такой проблемой, как удержать внимание детей в процессе занятия, сделать его более интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка?
ž Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям приходится постоянно придумывать что то новое, использовать более интересные и разнообразные приёмы своей работы. Творческие задания, новые подходы к старым играм и упражнениям.
ž Для повышения мотивации ребенка в логопедии необходимы различные логокоррекционные игры. Наша основная задача, как педагога, сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным и интересным.
ž Именно через игру естественно, тонко и ненавязчиво мы можем устранять речевые недостатки. Игра дает возможность многократно повторять трудные логопедические упражнения, в ней формируется, воспитывается, развивается речевая деятельность детей.
Все мы знаем, что дети любят игрушки, одна из самых известных и любимых детьми игрушек сегодня – игрушка из киндер-сюрприза. В своей коррекционной работе я часто использую киндеры. Эти маленькие игрушки являются прекрасным материалом для множества игр. С их помощью можно делать артикуляционную гимнастику, закреплять правильное произношение поставленных звуков в речи, развивать внимание, память, воображение, связную речь, работать над правильным употреблением разных грамматических категорий.
Использование игр с киндерами позволяет решить сразу несколько задач:
1. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.
- Коротенькие стихотворения.
- Сказка о «Веселом язычке»
- Артикуляционное лото.
- Загадки (с практическими заданиями)
Сто дощечек – грудь вперед |
|
Взял я ножик, прутик срезал, |
|
- Гимнастика в картинках
-Гимнастика с игрушками.
Предлагаю игры:
1.«Волшебный колодец»
Ёмкость из-под мороженого заполнена фасолью, на дне спрятаны игрушки с автоматизируемым звуком. Ребенок достает игрушку, называет ее и определяет место звука в слове.
2. «Найди предмет с заданным звуком»
Выставляется ряд игрушек. Ребенок должен найти игрушки, в названии которых есть звук «С» или другой закрепляемый звук. Придумать предложение с этим словом.
3. «Прятки»
Игрушки выставлены в ряд. Ребенок закрывает глаза, одна из игрушек прячется. Ребенок называет чего (кого) не стало?
Закрепляется не только правильное произношение звука, но и развивается внимание, память.
4. «В магазине»
Игрушки выставлены на полки, как в магазине. Скажи: «Много чего мама купила в магазине?»
Закрепляем правильное употребление существительных множественного числа в родительном падеже.
5. « Кого много в лесу?»
Декорация леса и дикие животные. Скажи «Кого много в лесу?»
Закрепляем правильное употребление существительных множественного числа в родительном падеже.
6. «В зоопарке»
Ребенок называет выставленных животных.
Кто живет в зоопарке? Кого ты увидел в зоопарке? Кого много в зоопарке?
Кого ты хочешь погладить, покормить? С кем ты хочешь поиграть?
Закрепляем правильное употребление существительных в косвенных падежах.
7. «В гостях у гнома»
-У гнома все предметы очень маленькие. Скажи о предмете ласково.
Учим образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением и закрепляем правильное произношение звука «Ч» в словах.
8. «Предлоги»
Игрушки с автоматизируемым звуком стоят в ряд.
Кто за кем стоит, что за чем едет? Кто за кем зайдет в гости? Между чем?
Где игрушка? (мишка на стуле, машина под столом, улитка под листом).
В этой игре закрепляется правильное употребление предлогов в речи.
9. «Будь внимательным»
Расставь игрушки в том порядке, как я скажу: мышка-мишка-кошка. Порядок слов меняется.
10. «Опиши игрушку»
Ребенок выбирает любую игрушку и рассказывает о ней. Расскажи "Какой мишка?"
Учим детей подбирать как можно больше прилагательных к существительному.
11. «Найди игрушку»
Взрослый описывает игрушку, ребенок должен ее найти среди других.
12. «Отгадай загадку, найдешь отгадку!»
Несколько игрушек стоят в ряд. Предлагаю ребенку отгадать загадку - о каком предмете идет речь? Например:
Пьет бензин как молоко,
Может бегать далеко,
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней (Машина).
13. «Посчитай, не ошибись»
Учим правильно согласовывать существительные с числительными.
Перед ребенком игрушки. Ребенок берет любую карточку с цыфрой и называет соответствующее количество предметов.
14. «Разложи правильно»
Учим классифицировать предметы: найди животных, птиц, транспорт среди ряда предметов.
Можно делить на съедобное и несъедобное, живое и неживое, животных на диких и домашних.
15. «Что изменилось?»
Ребенок называет расставленные перед ним игрушки. Предложите ребенку отвернуться, поменяйте героев местами, уберите кого-то или добавьте. Спросите: «Что изменилось?»
16. «Доскажи слово»
Учим изменять существительные по падежам. Выбираем предмет. Взрослый задает вопросы, ребенок добавляет существительное, употребляя его в нужном падеже:
По реке плывет…(лодка). Мне купили … (лодку). Я расскажу о …(лодке). И т.д.
17. «Учим стихи»
Ребенок выбирает героя. Про него вспоминается стишок или разучивается новый. Например: выбирается мишка и про него рассказываем стихотворение «Мишка косолапый».
Эти и другие игры и упражнения с киндерами могут применять и родители, играя с ребенком, обучать его, закреплять полученные умения и знания.
2. Автоматизация звука - важный, но малоинтересный для ребёнка вид работы, заключающийся в многократном повторении слогов, слов, предложений и текстов. Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука.
Автоматизация звука в словах требует более длительной систематической тренировки. Игровой материал был подобран так, чтобы автоматизируемый звук отрабатывался в начале, середине и конце слов. Параллельно с автоматизацией звуков в словах совершенствуется и лексико-граматический строй речи, развивается фонематическое восприятие, навыки слогового анализа и синтеза, развитие речи и обогащение словаря.
Например детям предлагались такие задания:
- разложи картинки по месту нахождения звука в слове (вначале, середине и конце)
- разложи по лексическим темам (животные, овощи, одежда и т.д.)
- придумай стишок по картинкам (лошадь, седло, белка, дупло)
Есть у лошади седло, а у белочки – дупло.
- придумывание чистоговорок ( можно показать картинку подсказку)
ла-ла-ла – заводная…..(юла), ла-ла-ла – у девочки….(кукла)
- автоматизация звуков с игрушками (животные, герои сказок, мультфильмов)
Предлагаю игры:
Дидактическая игра «Киндеры в стране Речи»
Задачи: - формировать связную речь, расширять словарный запас; развивать фонематический слух; автоматизировать и дифференцировать звуки.
Участникам игры предлагается тема:
«Животные в Африке»
«Животные на Севере».
«Животные в лесу»
Ребенок составляет предложение об одном из животных. В конце игры дети придумывают поучительные и развлекательные истории, обыгрывая сюжет.
II вариант Игра «Звуки заблудились»
Неизвестно, как случилось,Только звуки заблудились.
Заскочили в чей-то дом И хозяйничают в нем.
• Шел по джунглям носорог у него сломался бок.
• Бегемот разинул кот, но не слышно, что поет.
• Крокодилы африканцы целый день танцуют ранцы.
• Должен быть лев всех сильней, потому что царь дверей.
• Робот длинный дан слону, во всем помощник он ему.
• Лейку вытянул жираф, стоит гордый словно граф.
• Каа умный змей, хоть очень стар, мудрый, опытный удар.
Прослушав рифмы, дети определяют, в каком слове и какой звук «заблудился».
Разложи животных по первым звукам
Классификация игрушек по лексическим темам
ž Автоматизация звука - важный, но малоинтересный для ребёнка вид работы, заключающийся в многократном повторении слогов, слов, предложений и текстов. Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.