Логопедические игры, как средство повышения мотивации обучающихся.

  • docx
  • 15.04.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Логопедические игры.docx

 

Логопедические игры, как средство повышения мотивации обучающихся.

Работая с нашими  " особенными» детьми,  я думаю многие  сталкиваются с такой проблемой, как удержать внимание детей в процессе занятия, сделать его более интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка?

ž  Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям  приходится постоянно придумывать что то новое, использовать более интересные и разнообразные приёмы своей работы.  Творческие задания, новые подходы к старым  играм и упражнениям.

ž   Для повышения мотивации ребенка в логопедии необходимы различные логокоррекционные игры. Наша основная задача, как педагога,  сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным и интересным.

ž  Именно через игру естественно, тонко и ненавязчиво   мы можем устранять речевые недостатки. Игра дает возможность многократно повторять трудные логопедические упражнения, в ней формируется, воспитывается, развивается речевая деятельность детей.

Все мы знаем, что дети любят игрушки, одна из самых известных и любимых детьми игрушек сегодня – игрушка из киндер-сюрприза. В своей коррекционной работе я часто использую киндеры. Эти маленькие игрушки являются прекрасным материалом для множества игр. С их помощью можно делать артикуляционную гимнастику, закреплять правильное произношение поставленных звуков в речи, развивать внимание, память, воображение, связную речь, работать над правильным употреблением разных грамматических категорий.

Использование игр с киндерами позволяет решить сразу несколько задач:

  • пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
  • расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
  • повысить познавательную активность и работоспособность детей;
  • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
  • плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
  • увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

 

 

 

1. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.

- Коротенькие стихотворения.

- Сказка о «Веселом язычке»

- Артикуляционное лото.

- Загадки (с практическими заданиями)

Сто дощечек – грудь вперед
Окружили огород.
Сто еще таких же - рядом
Встали дружно перед садом.
Получился ровный он,
Деревянный наш ….(Забор)

Кошечка на заборе                                                              Дорисуй.

Взял я ножик, прутик срезал,
И в нём дырочек нарезал.
И запела дудочка!
Да ведь это – (Трубочка)

                 Дудочка                                                       Раскрась.

 

- Гимнастика в картинках

 

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/082b/00021782-c83e041d/img6.jpg

-Гимнастика с игрушками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагаю игры:

1.«Волшебный колодец»

Ёмкость из-под мороженого заполнена фасолью, на дне спрятаны игрушки с автоматизируемым звуком. Ребенок достает игрушку, называет ее и определяет место звука в слове.

2. «Найди предмет с заданным звуком»

Выставляется ряд игрушек. Ребенок должен найти игрушки, в названии которых есть звук «С» или другой закрепляемый звук. Придумать предложение с этим словом.

3. «Прятки»

Игрушки выставлены в ряд. Ребенок закрывает глаза, одна из игрушек прячется. Ребенок называет чего (кого) не стало?

Закрепляется не только правильное произношение звука, но и развивается внимание, память.

4. «В магазине»

Игрушки выставлены на полки, как в магазине. Скажи: «Много чего мама купила в магазине?»

Закрепляем правильное употребление существительных множественного числа в родительном падеже.

5. « Кого много в лесу?»

Декорация леса и дикие животные. Скажи «Кого много в лесу?»

Закрепляем правильное употребление существительных множественного числа в родительном падеже.

6. «В зоопарке»

Ребенок называет выставленных животных.

Кто живет в зоопарке? Кого ты увидел в зоопарке? Кого много в зоопарке?

Кого ты хочешь погладить, покормить? С кем ты хочешь поиграть?

Закрепляем правильное употребление существительных в косвенных падежах.

7. «В гостях у гнома»

-У гнома все предметы очень маленькие. Скажи о предмете ласково.

Учим образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением и закрепляем правильное произношение звука «Ч» в словах.

8. «Предлоги»

Игрушки с автоматизируемым звуком стоят в ряд.

Кто за кем стоит, что за чем едет? Кто за кем зайдет в гости? Между чем?

Где игрушка? (мишка на стуле, машина под столом, улитка под листом).

В этой игре закрепляется правильное употребление предлогов в речи.

9. «Будь внимательным»

Расставь игрушки в том порядке, как я скажу: мышка-мишка-кошка. Порядок слов меняется.

10. «Опиши игрушку»

Ребенок выбирает любую игрушку и рассказывает о ней. Расскажи "Какой мишка?"

Учим детей подбирать как можно больше прилагательных к существительному.

11. «Найди игрушку»

Взрослый описывает игрушку, ребенок должен ее найти среди других.

12. «Отгадай загадку, найдешь отгадку!»

Несколько игрушек стоят в ряд. Предлагаю ребенку отгадать загадку - о каком предмете идет речь? Например:

Пьет бензин как молоко,

Может бегать далеко,

Возит грузы и людей,

Ты знаком, конечно, с ней (Машина).

13. «Посчитай, не ошибись»

Учим правильно согласовывать существительные с числительными.

Перед ребенком игрушки. Ребенок берет любую карточку с цыфрой и называет соответствующее количество предметов.

14. «Разложи правильно»

Учим классифицировать предметы: найди животных, птиц, транспорт среди ряда предметов.

Можно делить на съедобное и несъедобное, живое и неживое, животных на диких и домашних.

15. «Что изменилось?»

Ребенок называет расставленные перед ним игрушки. Предложите ребенку отвернуться, поменяйте героев местами, уберите кого-то или добавьте. Спросите: «Что изменилось?»

16. «Доскажи слово»

Учим изменять существительные по падежам. Выбираем предмет. Взрослый задает вопросы, ребенок добавляет существительное, употребляя его в нужном падеже:

По реке плывет…(лодка). Мне купили … (лодку). Я расскажу о …(лодке). И т.д.

17. «Учим стихи»

Ребенок выбирает героя. Про него вспоминается стишок или разучивается новый. Например: выбирается мишка и про него рассказываем стихотворение «Мишка косолапый».

            Эти и другие игры и упражнения с киндерами могут применять и родители, играя с ребенком, обучать его, закреплять полученные умения и знания.

 

 

2. Автоматизация звука - важный, но малоинтересный для ребёнка вид работы, заключающийся в многократном повторении слогов, слов, предложений и текстов. Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука.

      Автоматизация звука в словах требует более длительной систематической тренировки. Игровой материал был подобран так, чтобы автоматизируемый звук отрабатывался в начале, середине и конце слов. Параллельно с автоматизацией звуков в словах совершенствуется и лексико-граматический строй речи, развивается фонематическое восприятие, навыки слогового анализа и синтеза, развитие речи и обогащение словаря.

  Например детям предлагались такие задания:

- разложи картинки по месту нахождения звука в слове (вначале, середине и конце)

- разложи по лексическим темам (животные, овощи, одежда и т.д.)

- придумай стишок по картинкам (лошадь, седло, белка, дупло)

Есть у лошади седло, а у белочки – дупло.

-  придумывание чистоговорок ( можно показать картинку подсказку)

 ла-ла-ла – заводная…..(юла), ла-ла-ла – у девочки….(кукла)

- автоматизация звуков с игрушками (животные, герои сказок, мультфильмов)

  • расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
  • повысить познавательную активность и работоспособность детей;
  • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
  • плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
  • увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

Предлагаю игры:

Дидактическая игра «Киндеры в стране Речи»

Задачи: - формировать связную речь, расширять словарный запас; развивать фонематический слух; автоматизировать и дифференцировать звуки.

Участникам игры предлагается тема:

«Животные в Африке»

«Животные на Севере».

«Животные в лесу»

Ребенок составляет предложение об одном из животных. В конце игры дети придумывают поучительные и развлекательные истории, обыгрывая сюжет.

II вариант Игра «Звуки заблудились» 

 Неизвестно, как случилось,Только звуки заблудились.

Заскочили в чей-то дом И хозяйничают в нем.

 

• Шел по джунглям носорог у него сломался бок.

• Бегемот разинул кот, но не слышно, что поет.

• Крокодилы африканцы целый день танцуют ранцы.

• Должен быть лев всех сильней, потому что царь дверей.

Робот длинный дан слону, во всем помощник он ему.

• Лейку вытянул жираф, стоит гордый словно граф.

• Каа умный змей, хоть очень стар, мудрый, опытный удар.

Прослушав рифмы, дети определяют, в каком слове и какой звук «заблудился».

 

Разложи животных по первым звукам

Классификация игрушек по лексическим темам

ž  Автоматизация звука - важный, но малоинтересный для ребёнка вид работы, заключающийся в многократном повторении слогов, слов, предложений и текстов. Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука.