Уважаемые родители!
Учебный год заканчивается. И теперь самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли.
Летние каникулы самое подходящее время для того, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год.
В этом учебном году была проделана большая работа по преодолению нарушения звукопроизношения. У всех детей появились в речи звуки, ранее им недоступные. Весь учебный год велась работа над обогащением словарного запаса, развитием связной речи, фонематического слуха, а также работа по развитию памяти, мышления, внимания и самоконтроля. За учебный год разучили большое количество стихотворений, скороговорок, чистоговорок, прочитали и пересказали множество текстов. Была проведена работа на дифференциацию (различение) согласных, имеющих сходство в произношении с целью предотвращения дальнейших ошибок на письме.
Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, которые занимались с логопедом , и летом нельзя забывать о занятиях. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.
Перед тем, как дети уйдут на каникулы, мне бы хотелось дать некоторые рекомендации. Звуки поставлены и введены в речь, но если не контролировать речь ребёнка, он легко может их вновь утратить, и всё придётся начинать сначала
Лето — время отдыха, но не стоит забывать и о книгах. Прочитайте ребенку вслух рассказ и пусть ребенок перескажет его, а еще скажет, что он думает о поступках героев, выскажет своё мнение, попытается рассуждать. Тем самым связная речь будет постоянно развиваться, а словарный запас вашего ребёнка станет богаче.
Во время прогулок, поездок вы также можете контролировать произношение «трудного» звука у ребёнка в спонтанной речи, попросив рассказать о чём-то, описать предмет. Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск — не упустите возможность использовать новые впечатления ребёнка для развития выразительности речи. При описании, например, моря, гор, пейзажа обращайте внимание ребёнка на использование прилагательных и других частей речи, делающих нашу речь богаче. Чаще говорите с ребёнком и не только на бытовом уровне, следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения.
Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:
· Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
· Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)
· Надувать воздушные шарики;
· Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;
· Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;
· Дуть на детские флюгера.
Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:
· Самообслуживание (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);
· Собирать, перебирать ягоды;
· Помогать взрослому полоть грядки;
· Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);
· Играть с глиной, мокрым песком;
· Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)
В дождливые дни можно:
· Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
· Перебирать крупы;
· Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
· Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);
· Вышивать (крупным крестиком);
· Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
· Плести из бисера;
· Лепить из пластилина, пластика, теста.
Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата (неспецифического)
· Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);
· Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши…);
· Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания -языка;
· Полоскать рот;
· Жевать боковыми зубами;
· Сосать сухарики из хлеба, булки (солёные);
· Лизать эскимо.
И в любое время можно поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют развитию грамматического строя речи, связной речи.
· Скажи наоборот (высокий-низкий)
· Посчитаем (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб)
· Скажи ласково (птица – птичка, ковер – коврик)
· Один – много (стул – стулья, много стульев; дом – много домов)
· Словообразование (напр.: стол из дерева – какой? – деревянный)
· Подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные …);
· Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет) (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
· Назвать слова с определённым слогом, звуком;
· Составлять предложения с заданными словами;
· «А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);
Играем, развивая фонематические процессы у детей старшего дошкольного возраста:
· Повтори за мной ( слоговые дорожки – па – ба – па, та-да-та и т.д);
· Назови первый (последний) звук в слове;
· Где спрятался звук - в начале? В середине? В конце? - ищем звук [Л] в слове ЛОПАТА, КОЛПАК, КОЛ;
· Уделяйте своему ребенку больше внимания, чаще находитесь на свежем воздухе, посещайте игровые площадки, парк.
· Желаю вам приятного отдыха и огромных успехов!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.