Логопедический проект "Умный язычок"
Оценка 4.7

Логопедический проект "Умный язычок"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
русский язык
Детсад
11.07.2022
Логопедический проект "Умный язычок"
проект для работы в группах дошкольного возраста с детьми с ОВЗ
логопед проект Умный язычок.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  № 33

ДЕТСКИЙ САД «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://karusel31.ucoz.ru/graffiti/otrisovat_kopiya.jpg

Проект

развития речи дошкольников в условиях ДОУ

 

«Умный язычок»

 

 

 

Старший воспитатель: Аникина Г.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Сургут,

2016

Пояснительная записка

Развитие речи детей в течение многих десятков лет входило составной частью во все программы дошкольного воспитания. ФГОС ДО впервые поставил задачу речевого развития детей. Это неоднозначные понятия. Рассматривая речевое развитие ребёнка, мы смотрим на то, как он пользуется речью для общения, насколько эффективно может применять её «для выражения своих мыслей, чувств и желаний»,      как того требует     пункт 4.6. ФГОС ДО. [7]

Зачастую тем, кто плохо говорит, ставят диагноз «задержка развития», хотя в данном случае страдает не речевое развитие, а речь.

Говоря о развитии речи, мы в первую очередь представляем себе устную речь и обращаем внимание на чёткость произношения, постановку звуков, сложность фраз и предложений.

ФГОС ДО, отдавая предпочтение речевому развитию как коммуникативной образовательной области, не отрицает развитие речи. Дифференциация этих понятий особенно актуальна в тех случаях, когда образовательное учреждение посещают дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). [5]

 

Актуальность

В штате МБДОУ два учителя-логопеда, списочный состав детей 420 человек, функционирует 16 дошкольных групп.

Диагностика  развития речи детей, проведённая в мае 2016 года, охватила  12 групп (всего 137 детей). Обследование проводилось с детьми от 3 до 6 лет.

Результаты  диагностики выявили:

·        у 18 детей речевое развитие соответствует возрасту.

·        С  логопедическим заключением НР (недоразвитие речи, задержка психического развития)-  2 детей ,

·        13 детей ОНР (общее недоразвитие речи),  ( III уровень речевого развития ) ,

·        8 ОНР ( I-II уровень речевого развития ) ,

·        96 детей с ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи)

Этим детям должен быть обеспечен:

-  комплексный подход всех специалистов (логопед, невролог, психолог, дефектолог),

- в отдельных случаях медикаментозное лечение,

- более продолжительное время коррекционно- развивающей работы,

- ежедневное закрепление результатов.

         В штате ОУ  2 логопеда, которые могут обеспечить сопровождение этих детей не более 2-3 раз в неделю.  Согласно Положению об оказании логопедической помощи детям МБДОУ детского сада п.4.7. предельная численность воспитанников, которым оказывается логопедическая помощь, составляет не более 25 воспитанников (на одну ставку) в течение учебного года. В связи с этим возникает необходимость продолжения коррекционной логопедической работы с этими детьми воспитателями на группах и родителями в семье.

Проект создан в результате возникшей необходимости охвата большего количества детей, нуждающихся в коррекционно-развивающей помощи в развитии речи, в образовавшихся условиях.

Проект направлен на организацию системы в работе педагогов учреждения (учителя логопеда, воспитателя, педагога психолога) и родителей по коррекции и профилактики нарушений в развитии речи дошкольников (3-7 лет). Проект определяет функции участников педагогического процесса, в частности воспитателей, образовательной организации, с опорой на Положение об оказании логопедической помощи детям МБДОУ детского сада (п. 5.2., раздел 5 «Участники коррекционной работы по оказанию логопедической помощи»).

Цель: Реализация мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в развитии речи дошкольников

Задачи:

·        Создавать предметно-развивающую среду для своевременного речевого развития и профилактики нарушений в развитии речи воспитанников группы;

·        Планировать по рекомендациям учителя логопеда индивидуальную работу по развитию речи дошкольников;

·        Осуществлять дополнительно к занятиям учителя –логопеда коррекцию и контроль за развитием речи ребёнка с ОВЗ

·        Вовлекать в коррекционную работу родителей (законных представителей) воспитанников, зачисленных для оказания логопедической помощи.

 

 

Механизм реализации проекта

 

Воспитатели участвуют по заданию учителя-логопеда в реализации задач по развитию речи детей, зачисленных для оказания логопедической помощи. Наполняют предметно-пространственную среду, в частности Центр развития речи, специальными моделями (например для формирования струи воздуха), логопедическими карточками для автоматизации звуков в начале, середине, конце слов; формируют картотеки игр по развитию речи; создают  схемы для определения звука в слове, создания фраз и предложений, формирования грамматических форм; подбирают карточки и картины для развития связной речи, схемы для последовательного изложения событий, составляют необходимый перечень интерактивных игр.

 Воспитатели на основании рекомендаций специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога) разрабатывают индивидуальные маршруты развития речи детей.

В циклограмме планирования воспитатели определяют место для подгрупповой работы с детьми по развитию речи ежедневно: либо НОД, либо в режимные моменты; для индивидуальной работы. Воспитатели периодически контактируют с педагогами-специалистами через тетрадь взаимодействия по конкретным воспитанникам.

Воспитатели проводят с родителями работу по разъяснению форм и методов коррекционной и своевременной работы с дошкольниками по формированию грамматически правильной связной речи, по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения.

Срок коррекционно-развивающего обучения детей при оказании логопедической помощи в образовательном учреждении составляет:

          - для детей категории «обучающийся с ОВЗ» - до завершения срока действия заключения коллегиального органа ТМПМПК;

         - для детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи – 1 год;

         - для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи до 9-ти месяцев;

         - для детей с нарушением произношения отдельных звуков от3-х до 6-ти месяцев;

         для заикающихся детей – 1 год.

 

Формы взаимодействия воспитателей и специалистов

·                   Тетрадь взаимодействия

·                   Карта индивидуального маршрута

·                   Методическое сопровождение воспитателей

 

 

 

Этапы реализации

 

Этап

Содержание

Деятельность педагогов

 

1 этап - Подготовительный

 

1.                  Изучение рекомендаций логопеда

2.                  Консультация учителя-логопеда

(и педагога-психолога) по организации взаимодействия

 

3.                  Методическая деятельность:

разработка плана методической деятельности

4. Приобретение интерактивных логопедических игр «Мерсибо»

5. Подбор литературы с разнообразными методиками организации работы по развитию речи дошкольников (оснащение методического кабинета)

1. Подбор картотек пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики, упражнений артикуляционной гимнастики

2. Подготовка материалов и оборудования Центра развития речи

3. Включение деятельности в циклограмму планирования

4. Разработка плана мероприятий по работе с родителями на год

5. Разработка карт индивидуального маршрута

 

2 этап  – Реализация проекта

·                    Методическое сопровождение воспитателей:

·                    Знакомство с новыми технологиями по теме проекта

·                    Предоставление литературы, информации и видеоматериалов в помощь воспитателям и родителям

для использования в работе с детьми по развитию речи

·                   Открытые просмотры НОД, режимных моментов

·                   Контроль по развитию речи дошкольников

1.      Практическая работа с детьми по  реализации мероприятий – карте индивидуального маршрута

2.      Создание РППС: Центра логопедической помощи или Центра развития речи

3.      Творческая совместная деятельность с детьми по развитию речи

4.      Вовлечение родителей в мероприятия группы по развитию речи детей

3 этап  - Заключительный

1.                  Мониторинг на конец учебного периода (раздел «Речевое развитие»)

 

1.      Диагностика на конец года работы в проекте (количественный и качественный анализ деятельности воспитателя с детьми в проекте)

2 Взаимопосещение Центров развития речи

 

Направления деятельности по развитию речи детей

·        Звукопроизношение (работа над артикуляцией, автоматизация поставленных звуков)

·        Расширение словарного запаса,

·        Активизация словаря

·        Работа над лексико-грамматическим строем  речи

·        Звуковой анализ и синтез

·        Связная речь

Формы работы c детьми

·        Дыхательная гимнастика

·        Артикуляционная гимнастика

·        Пальчиковая гимнастика

·        Развитие мелкой моторики

·        Словесные игры

·        Настольно-печатные

·        Рассказывание /театрализация

·        Разучивание считалок, чистоговорок, скороговорок

·        Подвижные игры с текстом

·        Компьютерные логопедические игры

 

План методической деятельности в проекте

 

Дата

Название мероприятия

Форма проведения

Ответственный

сентябрь

Знакомство с  компьютерными логопедическими играми, сайтом «Мерсибо»

 

Выставка пособий - дисков

Просмотр

Логопед

Новикова А.Д.

 

«Логопедический раздел литературного центра в развивающей среде группы»

«Слайдовая презентация»

(на сайте учреждения)

 

Старший воспитатель

октябрь

«Проектирование индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ в условиях детского сада и школы»

Просмотр материалов вебинара

Автор Н.В. Микляева

Воспитатели

 

ноябрь

Артикуляционная гимнастика

Просмотр

вебинара сайта «Мерсибо»

Старший воспитатель

Г.А. Аникина

декабрь

«Особенности проведения группового занятия с применением интерактивных игр с детьми с ОВЗ»

Просмотр материалов вебинара сайта «Мерсибо»

Заместитель заведующего по УВР,

Ревнивцева О.Н.

январь

«Музыкальная деятельность в работе с детьми с ОВЗ»

Консультация из опыта работы

Музыкальный руководитель

февраль

1. Обучение дошкольников рассказыванию по картине

 

2. «Обычная гимнастика? И – да, и-нет…»

Мастер – класс

 

 

 

 

консультация

Воспитатель

И.А. Григорьева

 

 

Учитель-логопед О.А. Скрынникова

 

март

«Речевое развитие ребёнка»

Семинар-практикум для родителей

Воспитатели групп

Лингвистическая лаборатория

Мастер-класс

Старший воспитатель

Г.А. Аникина

апрель

Развивающая предметно-пространственная среда группы

Взаимопосещения

Воспитатели групп

май

«Игры в пути»

Интерактивный кейс

Педагог-психолог

С.А. Лешкевич

 

 

Ресурсное обеспечение проекта

 

кадровое

 

· воспитатели, дети (3 – 7 лет), родители

· заместитель

заведующего по УВР, старший воспитателем

· заведующий

 

- участники

 

- координаторы деятельности в проекте

 

- контролирующий орган

информационное

·        Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах под общей редакцией М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой

·        Детская художественная литература

·        Серия наглядно-дидактических пособий «Рассказы по картинкам»

·        Серия книг «Читают малыши»

·        Раздаточный материал «Развитие речи в детском саду»

·        «Играем в сказку» - наглядно-дидактическое пособие

·        «От слова к букве» - наглядно-дидактическое пособие

·                    Учебный план методической деятельности по сопровождению проекта в ДОУ

·                    Компьютерные игры по логопедии, Сайт «Мерсибо»

·                    Картотека мультимедийных программ по развитию речи

Информация для педагогов по вопросам развития речи дошкольников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вебинары

 

Видеоролики

материально-техническое

  • Ноутбуки
  • Проекторы
  • Интерактивный стол
  • Интерактивная доска
  • Интерактивный пол
  • Дидактические пособия Фрёбеля
  • сайт «Мерсибо» (mersibo.ru)

- на группах

- в методическом кабинете

- в кабинете информатики (посещение согласно графику)

В РППС групповых помещений

 

 

 

Ожидаемые результаты

1. Реализация мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в развитии речи дошкольников позволит улучшить результаты мониторинга по развитию речи дошкольников в полном объёме.

2. В дошкольных группах ОУ будет создана насыщенная эффективная РППС для профилактики и коррекции отклонений в развитии речи детей за счёт возникновения в Центре литературы логопедического подраздела.

3. Родители всех детей, зачисленных в логопедическую группу, будут вовлечены воспитателями в совместную деятельность по проекту в течение всего образовательного периода.

Литература

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения. М., 2005.

2.     Бородич А.М. Методика развития детей: Курс лекций. М., 1974.

3.     Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Наглядно-дидактические пособия «Играем в сказку». М, «Мозаика-Синтез», 2012.

4.     Гербова В.В. Наглядно-дидактические пособия «Развитие речи в детском саду». М, «Мозаика-Синтез», 2012.

5.     Иванова А.И., Карпухина Г.А. ст. «К вопросу о диагностике речевого развития ребёнка», ж. Управление дошкольным образовательным учреждением №7(122), 2015. – с. 110-121

6.     Микляева Н.В. Интеграция образовательного процесса в контексте обучения языку. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с. – (Библиотека журнала «Управление ДОУ»). (7)

7.     Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

8.     Федосова Н.А. «От слова к букве». М. «Просвещение», 2013.

9.     Янушко Е. Серия книг «Читают малыши». М, «Мозаика-Синтез», 2010.

10.  Материалы сайта «Мерсибо» ((mersibo.ru)

 

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

Пояснительная записка Развитие речи детей в течение многих десятков лет входило составной частью во все программы дошкольного воспитания

Пояснительная записка Развитие речи детей в течение многих десятков лет входило составной частью во все программы дошкольного воспитания

В штате ОУ 2 логопеда, которые могут обеспечить сопровождение этих детей не более 2-3 раз в неделю

В штате ОУ 2 логопеда, которые могут обеспечить сопровождение этих детей не более 2-3 раз в неделю

Воспитатели на основании рекомендаций специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога) разрабатывают индивидуальные маршруты развития речи детей

Воспитатели на основании рекомендаций специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога) разрабатывают индивидуальные маршруты развития речи детей

Подготовительный 1.

Подготовительный 1.

Пальчиковая гимнастика ·

Пальчиковая гимнастика ·

Пальчиковая гимнастика ·

Пальчиковая гимнастика ·

Ожидаемые результаты 1. Реализация мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в развитии речи дошкольников позволит улучшить результаты мониторинга по развитию речи дошкольников в полном объёме

Ожидаемые результаты 1. Реализация мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в развитии речи дошкольников позволит улучшить результаты мониторинга по развитию речи дошкольников в полном объёме
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.07.2022