Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Брюховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Логопедическое занятие в соответствии с ФГОС НОО с ОВЗ
«В гостях у снеговика»
6б класс «Особый ребёнок»
Подготовила: Масленникова Маргарита Валерьевна,
учитель-логопед, высшая квалификационная категория
с.Брюхово, 2019 г.
Предмет: логопедия.
Класс: 6Б
Тема: В гостях у снеговика.
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.
Задачи:
Образовательная: закрепить знания о зиме; уточнить признаки зимы; активизировать словарный запас по темам «Зима», «Зимние забавы детей».
Коррекционно-развивающая: пополнить словарь синонимами; употреблять формы единственного и множественного числа имен существительных; образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен существительных; научить подбирать родственные слова к словам снег и мороз; формировать навыки связного высказывания; развивать общую и мелкую моторику; развивать зрительное и пространственное восприятие; внимание; память; мыслительные процессы.
Воспитательная: воспитывать доброту, отзывчивость, готовность прийти на помощь.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.
Формы работы с обучающимися: фронтальная, индивидуальная.
Методы работы: частично – поисковый, объяснительно-иллюстративный, беседа.
Форма урока: урок-игра.
Материальное оснащение урока: компьютер, экран, проектор.
Дидактическое обеспечение: картинка-фигурка снеговика, зимние загадки, пронумерованные снежки из картона,
конверт с заданиями; компьютерная презентация, снежки-камешки.
Вид деятельности обучающихся: познавательный, практический.
Этапы урока |
Задачи, решаемые на конкретном этапе урока |
Формы взаимодействия учителя и учащихся |
Деятельность |
Базовые учебные действия |
Результат \продукт деятельности |
||||
учителя |
учащихся |
личностные |
регулятивные |
познавате
льные |
коммуникативные |
||||
1.Организационный этап (слова приветствия) |
Проверить готовность обучающихся к занятию |
Фронтальная «Прозвенел уже звонок, начинается урок. Все пришли? Тогда начнём. В гости вместе мы пойдём…» |
Приветствует ребят, проверяет их готовность к уроку. |
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. |
Осознание себя как заинтересованного ученика. |
Входить в учебное помещение со звонком. |
Понимать устное высказывание учителя. |
Вступать в контакт учитель-класс. |
Готовность к началу занятия. |
2.Мотивация к учебной деятельности (письмо-загадка) |
Заинтересовать обучающихся на работу на уроке |
Фронтальная. А к кому мы узнаем из письма-загадки: Мы слепили снежный ком, шляпу сделали на нём, нос приделали и в миг получился…» А вы хотите к нему в гости попасть? Тогда закройте глаза, я в это время произнесу волшебные слова, которые нам в этом помогут: (но прежде я вам должна сообщить, что за правильные ответы я вам буду вручать «ледяные комочки») крибле, крабле, бумц! А вы повторяйте вместе со мной. |
создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Знакомит с письмом-загадкой о снеговике. Открывает снеговика со снежками. |
Отгадывают загадку про снеговика. Повторяют вместе с учителем волшебные слова. Отвечают, что попали в гости к снеговику. |
Осознание себя как заинтересованного ученика. |
Принимать цели, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану. |
Наблюдать, работать с информацией, понимать речь учителя. |
Вступать в контакт работать в коллективе, сотрудничество со взрослым.
|
Уметь слушать и понимать речь учителя и вступать с ним в диалог. |
3.Актуализация знаний по предложенной теме. (ответы на вопросы, подбор родственных слов) |
Актуализировать знания по предложенной теме («подбор сло-признаков») и осуществление первого пробного действия. |
Фронтальная К кому мы попали в гости? Когда можно увидеть снеговика у нас во дворе? Из чего сделан снеговик? Чем он с нами поиграет? Какая погода может быть зимой, используя слова: снег - …, мороз - …, вьюга - …, стужа - …? Чем покрыта вся земля зимой? |
Предлагает ответить на вопросы, помогает формулировать ответы по наглядной опоре за правильные ответы выдаёт ледяные комочки. Предлагает подобрать родственные слова к слову «снег». |
Формулируют ответы на вопросы учителя, с опорой на наглядность, получают за правильные ответы фишки-комочки. Подбирают родственные слова к слову «снег» |
Проявление самостоятельности в выполнении учебного задания. |
Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников. |
Применять начальные сведения о природных явлениях в своих ответах. |
Вступать и поддерживать коммуникацию.
|
Дети отвечают на предложенные вопросы учителя, называют родственные слова. |
4. Физкультминут ка для снятия мышечного утомления и развития двигательной активности на занятии. (Игра «Снеговики»). |
Создать условия через упражнения для воспроизведения решений учебных задач. |
Фронтальная. Между ёлок, Вдоль реки Разбрелись снеговики. Каждый ищет и зовёт снежных баб на хоровод. |
Предлагает ребятам повторять действия за учителем, согласно слов игры. Воздействие на слуховой, тактильный анализатор, мыслительную деятельность. за правильные действия выдаёт ледяные комочки. |
Повторяют действия за учителем: рисуют в воздухе ёлку, имитируют движения указательными и средними пальцами ходьбы «ножками» в разные стороны, ставят руку «козырьком», «рупором» ко рту, рисуют в воздухе снежную бабу. |
Проявление самостоятельности в выполнении учебного задания. |
Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников. |
Наблюдать за действиями учителя и согласовывать свои действия с действиями учителя. |
Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
|
Дети выполняют предложенную игру совместно с учителем. |
5. Применение знаний и умений в новой ситуации. (игра «Собери друзей снеговика») |
Создать условия через игровые упражнения для поиска решений учебных задач. |
Фронтальная, индивидуальная. Перед вами конверты, я предлагаю их взять и собрать самостоятельно друзей для снеговика. |
Воздействие на тактильный анализатор, на мыслительную деятельность. за правильные действия выдаёт ледяные комочки. |
Располагают части фигурки снеговика в нужной последовательности. |
Осознание себя, как заинтересованного ученика. |
Следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности. |
Выделять существенные общие признаки снеговика. Делать простейшие обобщения, сравнения на наглядном материале. |
Доброжелательное взаимодействие с одноклассниками и учителем, слушать и понимать инструкцию к учебному материалу в разных видах деятельности. |
Располагают части снеговика в необходимой последовательности, объясняют свой выбор. |
6.Физкультминутка для глаз «Весёлый снеговик» для снятия зрительного и мышечного напряжения. |
Создать условия через упражнения для воспроизведения решений учебных задач. |
Фронтальная. Предлагает обратить внимание на экран и глазами проследовать за друзьями снеговика. |
Организует и направляет работу по выполнению упражнений физкультминутки для глаз. Воздействует на зрительный анализатор. |
С помощью весёлого друга снеговичка проводят гимнастику для глаз. |
Готовность к восприятию работать по предложению учителя. |
Активно участвовать в деятельности; следовать предложенному плану. |
Наблюдать и выполнять действия по образцу. |
Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
|
Дети выполняют предложенную игру совместно с учителем. |
7. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция. (игра «Что лишнее», «Один-много», «Назови ласково», «Отгадай загадки») |
Создать условия через упражнения для воспроизведения решений учебных задач. |
Фронтальная, индивидуальная. Просит определить лишнее слово: -снег, снежинка, снегопад, мороз; -мороз, жара, холод, стужа; -санки, снегокат, велосипед, коньки; -шуба, валенки, шапка, панамка. Образовать форму множественного числа по образцу: снеговик-снеговики-снеговиков. (снежинка, ком, конёк). Назвать слова ласково: ком, снег, снежки, санки. Отгадать загадки: про зиму, ёлку, снег, иней, снежинку, снежную горку. |
Организует и направляет работу по определению лишнего слова, образованию множественного числа существительногопо предложенному образцу, называнию ласкового слова, отгадыванию загадок. за правильные ответы выдаёт ледяные комочки. |
Самостоятельно определяют лишнее слово, по образцу учителя образуют форму множественного числа, называют ласковые слова, отгадывают загадки. |
Готовность к восприятию работать по алгоритму и самостоятельно. |
Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников. |
Делать простейшие обобщения, сравнения; работать с информацией, использовать логические действия на наглядном материале. |
Вступать в диалог и поддерживать его. |
Работа по предложенному алгоритму. |
8.Рефлексия учебной деятельности на занятии. Подведение итогов. (игра «Попади в цель») |
Заинтересовать в подведении итогов совместной деятельности. |
Фронтальная. Предлагает выбрать по цвету снежные комочки: розовые – если все получилось и не было трудно, голубые – если испытывали затруднения. Задувают в ворота шарики.
|
Организует подведение итогов совместной деятельности. |
Самостоятельно проводят оценку собственной учебной деятельности и на занятии и деятельности своих одноклассников. |
Осознание себя как субъекта учебной деятельности. |
Осуществляют оценку собственной деятельности на занятии и деятельности одноклассников. |
Делают простейшие обобщения. |
Договариваются и изменяют своё поведение с учётом поведения других ребят. |
Подведение итогов совместной деятельности урока. Подсчёт полученных фишек-камешков. Выявление победителя игры. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.