Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.
Термин «логопедия» происходит от греческих корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) — ив переводе означает «воспитание правильной речи».
Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.
Объект изучения — человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.
Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.
1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений.
2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи.
3. Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности поведения.
4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата).
5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений.
6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.
7. Систематизация речевых расстройств.
8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений.
9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств.
10. Разработка вопросов организации логопедической помощи.
Исходя из определения логопедии как науки, можно выделить следующие ее задачи:
Разрабатывая вопросы классификации речевых нарушений у детей, исследователи как бы разделились на два направления:
сторонники одного направления сохранили традиционную номенклатуру речевых нарушений, имеющую обращение в общей логопедии, но наполнили ее новым содержанием;
сторонники другого направления отказались от традиционной для логопедии номенклатуры речевых нарушений и ввели новую их группировку.
Классификация нарушений
Таким образом, в настоящее время в отечественной логопедии в обращении находятся две классификации речевых нарушений:
Клинико-педагогичекая
Психолого-педагогическая
Все виды нарушений, рассматриваемые в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная.
ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ В КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ
Нарушения устной речи, в свою очередь, могут быть разделены на два типа:
фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи, и
структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными или полиморфными нарушениями речи.
Расстройства фонационного оформления высказывания могут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена:
голосообразования,
темпоритмической организации высказывания,
интонационно-мелодической,
звукопроизносительной организации.
Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных комбинациях, в зависимости от чего в логопедии выделяются следующие виды нарушений:
Дисфония (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.
Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка.
Дисфония (афония)
Брадилалия — патологически замедленный темп речи.
Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной.
Брадилалия
Тахилалия — патологически ускоренный темп речи.
Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, органической или функциональной. При замедленном темпе речь оказывается тягуче растянутой, вялой, монотонной. При ускоренном темпе — торопливой, стремительной, напористой.
Тахилалия
Заикание — нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка.
Заикание
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Проявляется в неправильном звуковом оформлении речи: в искаженном произнесении звуков, в заменах звуков или в их смешении. Дефект может быть обусловлен тем, что у ребенка не полностью или неправильно сформировались артикуляторные позиции, вследствие чего продуцируются ненормированные звуки.
Дислалия
Ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс.
Ринолалия
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Наблюдаются несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты. Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи.
Дизартрия
Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Афазия — полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
Нарушения структурно - семантического (внутреннего) оформления высказывания представлены двумя видами: алалией и афазией.
Подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен.
при нарушении продуктивного вида отмечаются расстройства письма;
при нарушении рецептивной письменной деятельности — расстройства чтения.
Нарушения письменной речи.
1. Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.
Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.
2. Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма.
Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений.
Психолого-педагогическая классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости ее в педагогическом процессе, каким является логопедическое воздействие. Такой анализ оказался необходимым в связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с нарушениями развития речи.
Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы.
Психолого-педагогическая классификация
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Первая группа — нарушение средств общения
Сюда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.
Вторая группа — нарушения в применении средств общения
Самым крупным достижение Розы Евгеньевны является построение концепции общего недоразвития речи. Ей разработана классификация общего недоразвития речи и раскрыты пути его преодоления. Роза Евгеньевна обосновала новый подход к организации системы коррекционной работы по преодолению речевых нарушений на основе выделении дифференцирующих признаков речевого дефекта. Значительным вкладом в развитие организации логопедической помощи в системе образовательных учреждений явилась разработанная ею психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.
ЛЕВИНА РОЗА ЕВГЕНЬЕВНА (1908—1989)
Впервые в истории логопедии Верой Константиновной было проведено сравнительное лингвистическое исследование таких сложных речевых расстройтв, как афазия и алалия. В разработанной ею лингвистической классификации представлены не только ведущие расстройства, но и характер неполноценности языковых систем, их соотношение с гностико-практическими расстройствами, подробно описаны симптомы языковых расстройств, проявления нарушений фонематической, морфологической, синтаксической систем языка.
ОРФИНСКАЯ ВЕРА КОНСТАНТИНОВНА (1899 – 1971)
Артикуляторы Пискунова – набор проволочно-металлических или проволочно-пластмассовых съемных приспособлений, фиксируемых на зубах клиента. Используются как вспомогательное приспособление при формировании требуемого артикуляционного уклада.
Основные технические средства
Зонды логопедические (фр. sonde щуп) – инструменты, предназначенные для механического воздействия на язык при постановке и коррекции произношения некоторых звуков речи
Зонды логопедические
Фонендоскоп М.Зеемана – это довольно простой в изготовлении инструмент для создания которого подходит обыкновенный медицинский фонендоскоп с резиновыми трубками. Обычно в комплекте имеются два набора ушных олив (большие и маленькие). Небольшой отрезок трубки, отрезанный от стетоклипа, закрепляется на втором конце и на него надевается запасная ушная олива. М.Зееман предложил вариант одинарного фонендоскопа.
Фонендоскоп М.Зеемана
Шпатель медицинский (нем. Spatel лопатка) – инструмент для отведения (оттеснения) органа или ткани при обследовании или хирургической операции, представляющий собой прямую или изогнутую продолговатую пластинку с закругленными краями.
Шпатель медицинский
Бумарскова К.П. История логопедии в лицах. Персоналии: методическое пособие. – Саратов: Изд.«Наука образования», 2014. - 70 с.
Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений /под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 703 с.
Хватцев М.Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студ. высш. учеб. заведений. В двух книгах. Книга 1/ под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 272 с.
Список литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.