The Tower of London was founded in 1078 when William the Conqueror ordered the White Tower to be built inside the SE angle of the City walls, adjacent to the Thames. This was as much to protect the Normans from the people of the City of London as to protect London from outside invaders. William ordered the Tower to be built of Caen stone, which he had specially imported from France, and appointed Gundulf, Bishop of Rochester as the architectThe Tower of London was founded in 1078 when William the Conqueror ordered the White Tower to be built inside the SE angle of the City walls, adjacent to the Thames. This was as much to protect the Normans from the people of the City of London as to protect London from outside invaders. William ordered the Tower to be built of Caen stone, which he had specially imported from France, and appointed Gundulf, Bishop of Rochester as the architect
000463b8-29c4efdd.docx
ДОКЛАД
Коррупция является негативным явлением современного общества,
требующим постоянного тщательного изучения, системного подхода,
комплексного и оперативного противодействия. Уровень и масштабы
существующей в стране коррупции сдерживают экономическое развитие,
негативно отражаются на инвестиционном климате, снижают имидж страны,
международную заинтересованность в сотрудничестве с Республикой
Казахстан. В этой связи борьба с коррупцией является основным приоритетом
государственной политики Казахстана.
За последние 12 лет в Республике Казахстан сформирована
определенная законодательная база для борьбы с коррупцией. Так,
нормативная правовая база в сфере борьбы с коррупцией усовершенствована
17 законами, которые приблизили национальное законодательство к
существующим международным стандартам.
Активная государственная поддержка развития институтов
гражданского общества в виде разработки и принятия соответствующих
нормативных правовых актов,
льгот и размещения социального
государственного заказа среди неправительственных общественных
организаций привело к возрастанию активности населения в
антикоррупционной деятельности.
Положительное влияние на результаты борьбы с коррупцией оказывает
активизация работы антикоррупционных общественных организаций и
политических партий, в частности Народнодемократической партии «Нур
Отан», которые плодотворно участвуют в законотворческой деятельности.
В целях реализации международных соглашений и международного
сотрудничества в области борьбы с коррупцией 4 мая 2008 года Республикой
Казахстан ратифицирована Конвенция Организации Объединенных Наций
против коррупции, подписаны 12 соглашений с правительствами Румынии,
Польши, Эстонии, Хорватии, Грузии, Словакии, Латвии, Китая, Турции,
Объединенных Арабских Эмиратов, Египта и Франции по вопросам
противодействия коррупции.
Так, в период 1998 – 1999 годы приняты законы Республики Казахстан
«О борьбе с коррупцией» и «О государственной службе», а также Указ
Президента Республики Казахстан от 3 мая 2005 года № 1567 «О Кодексе
чести государственных служащих Республики Казахстан», которые стали
действенным средством борьбы с коррупцией и определили статус, права и
обязанности государственных служащих, требования к их морально
нравственному облику и деловым качествам.
В частности, значимыми этапами в борьбе с коррупцией стало принятие:
Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в
некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам
совершенствования борьбы с коррупцией», которым введена конфискация имущества, добытого преступным путем и переданного осужденным в
собственность других лиц.
Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в
некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам
дальнейшего усиления борьбы с коррупцией» направленного на:
1) усиление ответственности должностных лиц за совершение
коррупционных преступлений и правонарушений путем увеличения
штрафных санкций и введения конфискации имущества;
2) возложение на руководителей
государственных органов,
государственных организаций и организаций с долей государственного
участия непосредственную обязанность по противодействию коррупции
с установлением за это персональной ответственности;
3) установление мер по стимулированию антикоррупционного поведения
граждан, включающие механизмы поощрения деятельности граждан,
направленные на оказание содействия в пресечении и раскрытии
коррупционных правонарушений;
4) выработку мер противодействия «корпоративной коррупции».
В целях предотвращения коррупционных проявлений Законом
Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной
службы и борьбы с коррупцией» в законодательство внесены поправки
направленные на установление:
1) оснований для определения перечней должностей с высоким риском
совершения коррупционных правонарушений;
2) повышенных требований для поступления и прохождения службы на
этих должностях;
3) обязательств для лиц, претендующих на занятие указанных должностей,
о возможности применения в отношении них специальных проверок на
предмет соблюдения ими антикоррупционного поведения.
Всеми государственными органами принимаются ведомственные
Программы и планы по борьбе с коррупцией, в которых заложены различные
антикоррупционные мероприятия.
В частности, налоговыми органами утверждены Стратегия борьбы с
коррупцией в органах налоговой службы Республики Казахстан, Перечень
коррупционных сфер в налоговых отношениях и мер по устранению в них
коррупционных проявлений, Кодекс профессиональной этики работника
органов налоговой службы, Хартия налогоплательщика. Положительную роль
в противодействии коррупции оказывает введение Программы «электронное
правительство» позволяющее создавать полноценную «обратную» связь
государства с населением посредством Интернетресурсов.
Верховный Суд в рамках мероприятий по противодействию коррупции
сотрудничает с такими международными и общественными организациями,
как Центр Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в Астане, (ЮСАИД),
Агентство Соединенных Штатов Америки по международному
сотрудничеству
Германское общество технического
сотрудничества (ГТЦ), Программа развития Организации объединенных наций
(ПРООН), Управление Верховного комиссара Организации объединенных
наций по делам беженцев (УВКБ ООН), Общественные фонды «Хартия за
права человека», «Трансперенси Казахстан» и другими, реализуя совместные
проекты по обеспечению доступа граждан к правосудию, прозрачности
судебного процесса.
Проблема борьбы с преступностью и коррупцией ежегодно освещается в
Посланиях Главы государства народу Казахстана. Так, в Посланиях «Новое
десятилетие – Новый экономический подъем – Новые возможности
Казахстана» и «Построим будущее вместе» определены основные приоритеты
в сфере повышения эффективности деятельности правоохранительной
системы путем ее оптимизации, смещения акцентов в сторону защиты прав
граждан и интересов государства, а также обеспечения бескомпромиссной
борьбы с коррупцией.
Республика Казахстан, располагая значительными возможностями для
проведения эффективной антикоррупционной политики, имеет сильные и
слабые стороны, возможности и угрозы, к которым согласно анализу
относятся:
в
сфере
Сильные стороны
1. Наличие нормативной правовой базы по
противодействию коррупции
2. Сформированный опыт противодействия
коррупции
3. Имеющийся потенциал государственных
органов
информационной
инфраструктуры
4. Противодействие коррупции является одним
из приоритетов государственной политики
Возможности
1. Высокий уровень жизни населения
2.
действующего
законодательства до уровня международных
стандартов
3. Улучшение инвестиционного климата
4. Повышение показателей Казахстана в
международных рейтингах оценки уровня
коррупции
5. Укрепление сотрудничества государственных
институтов с гражданским обществом
Совершенствование
Недостаточный уровень правовой
Слабые стороны
1. Широкое распространение коррупции во
всех сферах
2.
грамотности населения
3. Недостаточная открытость деятельности
государственных и местных исполнительных
органов власти
4. Менталитет населения и государственных
служащих
Угрозы
1. Увеличение уровня «теневой экономики»
2.
привлекательности
3. Рост стоимости государственных проектов,
за счет «коррупционной» составляющей
4.
эффективности
5. Снижение уровня жизни населения и рост
социальной напряженности
6.
гражданского общества
Утрата поддержки со стороны
инвестиционной
экономической
Уменьшение
Снижение Анализ действующей политики государственного регулирования
противодействия коррупции показывает, что в настоящее время, в Республике
Казахстан в основном сформированы и функционируют правовая и
организационная основы противодействия коррупции, которые представлены
следующими актами:
1. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года.
2. Уголовнопроцессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря
1997 года.
3. Уголовноисполнительный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря
1997 года.
4. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях
от 30 января 2001 года.
5. Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года.
6. Закон Республики Казахстан от 15 сентября 1994 года «Об оперативно
розыскной деятельности».
7. Закон Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года «О
государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации
филиалов и представительств».
8. Закон Республики Казахстан от 19 июня 1995 года «О правовом
положении иностранцев».
9. Закон Республики Казахстан от 15 июля 1996 года «Об
административном надзоре за лицами, освобожденными из мест
лишения свободы».
10.Закон Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года «О жилищных
отношениях».
11.Закон Республики Казахстан от 2 июля 1998 года «О борьбе с
коррупцией».
12.Закон Республики Казахстан от 15 марта 1999 года «О государственных
секретах».
13.Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года «О государственной
службе».
14.Закон Республики Казахстан от 19 октября 2000 года «Об охранной
деятельности».
15.Закон Республики Казахстан от 11 июля 2002 года «О социальной и
медикопедагогической коррекционной поддержке детей с
ограниченными возможностями».
16.Закон Республики Казахстан от 13 апреля 2005 года «О социальной
защите инвалидов в Республике Казахстан».
17.Закон Республики Казахстан от 4 мая 2008 года «О ратификации
Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции»;
18.Закон Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О
правоохранительной службе». 19.Закон Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О государственном
контроле и надзоре в Республике Казахстан».
20.Указ Президента Республики Казахстан от 20 апреля 2000 года № 377
«О мерах по совершенствованию системы борьбы с преступностью и
коррупцией».
21.Указ Президента Республики Казахстан от 2 апреля 2002 года № 839
«Об образовании Комиссии при Президенте Республики Казахстан по
вопросам борьбы с коррупцией».
22.Указ Президента Республики Казахстан 14 апреля 2005 года № 1550
«О мерах по усилению борьбы с коррупцией, укреплению дисциплины и
порядка в деятельности государственных органов и должностных лиц».
23.Указ Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года №858
«О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с
2010 до 2020 года».
В тоже время, существующая правовая система противодействия
коррупции отстает в ряде направлений от требований и норм международного
законодательства, что создает угрозу снижения эффективности проводимых
антикоррупционных программ и требует проведения дополнительной
нормотворческой работы.
Не смотря на определенное повышение уровня оценки страны в
рейтинге Индекса восприятия коррупции «Транспаренси Интернэшнл»,
занимаемое Казахстаном 105 место свидетельствует о необходимости
принятия дальнейшего комплекса антикоррупционных мер со стороны
государства и общества.
Республика Казахстан до сих пор не присоединилась к Конвенциям об
уголовной ответственности за коррупцию (27 января 1999 года, город
Страсбург) и о гражданскоправовой ответственности за коррупцию» (4
ноября 1999 года, город Страсбург).
Указанные Конвенции обязывают странучастниц предусматривать в
своем национальном законодательстве и квалифицировать в качестве
преступлений такие деяния, как активный и пассивный подкуп широкого
круга собственных государственных и иностранных должностных лиц.
Участники Конвенции обязуются принимать законодательные и иные меры,
дающие все основания осуществлять конфискацию или иным образом изымать
орудия совершения уголовных преступлений и доходы от них.
Таким образом, требуется присоединиться к этим Конвенциям и другим
международным договорам в данной отрасли для дальнейшей
безотлагательной и последовательной корректировки всего казахстанского
законодательства. Квалификация всех форм коррупции в качестве уголовных
преступлений в соответствии с международными стандартами благоприятно
отразится на оценке международного сообщества действий Казахстана по
противодействию коррупции. Необходимо разработать и утвердить Единый национальный реестр
разрешительных документов, предусматривающий исчерпывающий перечень
всех разрешительных документов (процедур), действующих на территории
Республики Казахстан. Данная мера позволит улучшить эффективность
противодействия проявления коррупциогенности в сфере регулирования
предпринимательской деятельности.
Изучение антикоррупционной политики стран с наиболее низким
уровнем коррупции показывает, что базовыми основами проводимых ими мер
являются прозрачность деятельности государственных органов и
неотвратимость наказания,
организованный контроль со стороны
гражданского общества за работой государственных органов, высокая
заработная
эффективная
профилактическая и упреждающая работа.
государственных
служащих,
плата
С самого начала социальноэкономических преобразований в России
провозглашалась борьба с коррупцией как в целом в системе государственной
власти, так и в отдельных ее звеньях. Так, в системе государственной службы
предупреждение и пресечение коррупции было определено приоритетом
государственной власти еще Указом Президента России от 4 апреля 1992 г.
«О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». Но, как
показала практика, многие из положений вышеупомянутого Указа так и
остались не востребованными в силу целого ряда обстоятельств как
объективного, так и по преимуществу субъективного порядка.
Его нормы о необходимости чиновникам предоставлять декларации о
доходах и имуществе начали реализовываться только через пять лет после
выхода дополнительного Указа в 1997 г. Кроме того, плохо выполнялся
Федеральный закон «Об основах государственной службы в Российской
Федерации»,
ограничительные
антикоррупционные меры. Одна из причин – отсутствие в законе механизмов и
процедур реализации заложенных в нем норм. Этот недостаток российского
нормотворчества весьма распространен и постоянно порождает новые
условия, благоприятствующие коррупции.
предусматривающий
некоторые
С 1997 года в России осуществляется переход к открытости конкурсов
на государственные заказы, укрепляется бюджетная дисциплина. Приняты
законы, которые должны способствовать сужению плацдарма коррупции:
«Закон об исполнительном судопроизводстве», «Закон о судебных
приставах», «Закон о приватизации», «Закон о банкротстве».
В настоящее время коррупция в Российской Федерации достигла такого
уровня, при котором она угрожает правам человека, верховенству закона,
стабильности демократических институтов и моральным устоям общества,
нарушает принципы равенства и социальной справедливости, подрывает
государственное управление и затрудняет экономическое развитие страны.
По данным исследования Фонда ИНДЕМ, на взятки в России ежегодно
тратятся суммы, равные примерно 37 млрд. долларов США (показательно, что вся доходная часть бюджета России составляет 40 млрд. долларов). Особую
актуальность коррупции придает ее высочайшая латентность. По экспертным
оценкам Россия опустилась со 127го на 147е место в мировом рейтинге
коррупции, ежегодно публикуемом международной неправительственной
организацией Transparency International.
Будучи Президентом России В.В. Путин в своих выступлениях
неоднократно подчеркивал, что «…корни коррупции находятся в самих
изъянах устройства экономической и административной жизни государства,
подпитываются некачественным законодательством и распространяются при
отсутствии эффективного контроля деятельности должностных лиц органов
государственной и муниципальной власти».
Ввиду обостренной криминальной ситуации в России и той опасности,
которую коррупция представляет для российской государственности, назрела
реформа
обеспечивающая
эффективную правовую защиту личности, общества и государства от
мздоимства и чиновничьего произвола.
антикоррупционного
законодательства,
В основе такой реформы должна быть бескомпромиссная воля
государства и принятие, благодаря ее усилию, комплексного закона,
предназначенного для борьбы с проявлениями коррупции. Однако он будет
реализован и эффективен при условии его прямого действия, наличия
собственного предмета правового регулирования, восполнения существующих
пробелов в праве и устранения недостатков, определения комплекса мер
борьбы с коррупцией и создания механизма их осуществления.
Но прежде необходимо проанализировать нормативноправовые акты,
которые напрямую касаются коррупционной проблемы.
Кроме Уголовного кодекса, в российском законодательстве существует
ряд других нормативных актов предусматривающих борьбу с коррупцией в
органах государственной власти. Закон «О государственной гражданской
службе РФ» (N 79ФЗ от 27.07.2004) запрещает госслужащим выполнять иную
оплачиваемую работу без уведомления нанимателя, а также, если эта
дополнительная работа влечет за собой конфликт интересов с должностными
обязанностями чиновника (ст. 14). Чиновники обязаны ежегодно
предоставлять сведения о доходах и имуществе, сообщать о личной
заинтересованности при исполнении обязанностей (ст. 15). Закон запрещает
участвовать на платной основе в деятельности органа управления
коммерческой организации,
предпринимательскую
деятельность, приобретать ценные бумаги, оставлять себе подарки дороже 5
МРОТ (500 руб.), получать денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату
развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения. После
увольнения бывший чиновник не может в течение двух лет занимать
должности в организациях, которые он курировал (ст. 17).
осуществлять
Законы РФ «О статусе судей в РФ» (N 31321 от 26.06.1992) и «О
статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (N 3ФЗ от 8.05.1994) накладывают аналогичные
ограничения на судей и парламентариев.
Взаимодействие государственных органов с коммерческими
структурами регламентируют законы «О размещении заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд» (N 94ФЗ от 21.07.2005), «О защите прав юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного
контроля (надзора)» (N 134ФЗ от 08.08.2001), «О лицензировании отдельных
видов деятельности» (N 128ФЗ от 08.08.2001), «О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (N 129
ФЗ от 08.08.2001), «О бухгалтерском учете» (N129ФЗ от 21.11.1996), «Об
аудиторской деятельности» (N 119ФЗ от 07.08.2001), «О развитии малого и
среднего предпринимательства в РФ» (N 209ФЗ от 24.07.2007).
В начале текущего года межведомственной рабочей группой при
президенте России под руководством Виктора Иванова подготовлен новый
законопроект «О противодействии коррупции» очень жесткий, очень
конкретный. Подготовлены также поправки в различные законодательные
акты (начиная с законов о милиции, прокуратуре и ФСБ и заканчивая
Уголовным и Трудовым кодексами).
«У нового законопроекта есть серьезное отличие по сравнению с
прежними вариантами, пояснила «Российской бизнесгазете» директор
Центра антикоррупционных исследований Transparency International Россия
Елена Панфилова. Страна ратифицировала два международных документа
Конвенцию ООН против коррупции 2003 года и Конвенцию Совета Европы об
уголовной ответственности за коррупцию 1999 года».
Под антикоррупционное расследование теперь могут попасть не только
физические, но и юридические лица, у которых могут быть свои интересы,
реализуемые противозаконным способом. Еще одним главным новшеством
законопроекта, состоит в том, что в российском законодательстве, наконец,
может появиться определение понятия «коррупция».
Кроме того,
серьезным фактором может стать введение
антикоррупционной экспертизы нормативных актов с целью выявления
«коррупциогенных положений». В пилотном режиме этот институт прошел
апробацию в Думе и подтвердил свою эффективность.
На сегодняшний день Россия готова к активному участию в
международных антикоррупционных усилиях, доказательством тому,
является участие многочисленных представительных российских
межведомственных делегации в работе двух важных Конференциях
государствучастников Конвенции ООН против коррупции в Иордании в 2006
г. и в Индонезии в 2008 г., в ходе которых мировое сообщество приложило
значительные усилия в целях продвижения реализации этой Конвенции –
стремясь выработать эффективные механизмы ревизии, а также изучая проблему возвращения финансовых средств, полученных преступным путем, и
развивая механизмы оказания технического содействия.
Россия продолжает придерживаться мнения о том, что глобальные,
международные усилия по борьбе с коррупцией необходимо развивать и
активизировать, однако данный процесс должен быть адекватным, т. е.
последовательным, проводимым шаг за шагом, что позволит мировому
сообществу двигаться вперед вместе, без внедрения какойлибо градации или
соревнования в сфере международного сотрудничества по борьбе с
коррупцией. Считаем, что это именно тот подход, который ООН использует
для разрешения вопросов, связанных с борьбой с коррупцией в рамках
механизмов, установленных в соответствии с Конвенцией ООН против
коррупции.
Россия последовательно вносит вопросы сотрудничества в сфере
борьбы с коррупцией в повестки дня в контактах со своими зарубежными
партнерами, включая мероприятия в рамках диалогов и сотрудничества
между министерствами и управлениями, а также правоохранительными
органами, напрямую задействованными в борьбе с коррупцией на территории
России.
Россия самым активным и конструктивным образом вовлечена в работу
по борьбе с коррупцией в рамках ряда европейских организаций, таких как
Совет Европы и ОБСЕ. В 2006 г. Россия ратифицировала Конвенцию
уголовного права Совета Европы по борьбе с коррупцией и таким образом
присоединилась к Группе государств против коррупции (ГРЕКО).
В настоящее время предложение подписать Конвенцию о гражданско
правовой ответственности за коррупцию со всеми компетентными
российскими министерствами и ведомствами и находится на рассмотрении
Правительства России.
Власти России и ОЭСР начали развивать контакты в целях изучения
путей развития взаимодействия, что будет включать присоединение России к
Конвенции ОЭСР по борьбе со взяточничеством.
3 февраля 2007 г. указом Президента Российской Федерации была
образована Межпарламентская рабочая группа (МРГ), возглавляемая
помощником Президента. В состав МРГ входили представители федеральных
и региональных исполнительных органов, парламентариев, представителей
высших судебных инстанций, гражданского общества, а также ведущих
ученых, специализирующихся в праве. Задачей МРГ являлась разработка
предложений по инкорпорированию положений международных конвенций по
борьбе с коррупцией в национальное законодательство, включая вопросы
создания специализированного органа для координации работы в сфере
борьбе с коррупцией.
В настоящее время указом Президента Российской Федерации от 19 мая
2008 г. в России создается новый орган по борьбе с коррупцией – Совет по
борьбе с коррупцией, возглавляемый Президентом Российской Федерации. Целью Совета является разработка предложений по государственной
политике в сфере борьбы с коррупцией, координация деятельности
центральных и местных властей по проведению государственной
антикоррупционной политики, а также осуществление соответствующего
контроля в этих вопросах. Данный Указ завершил работу МРГ.
Недавно на законодательном уровне был принят ряд мер, направленных
на совершенствование правовых механизмов предотвращения коррупции. В
числе законодательных актов, содержащих важные антикоррупционные
компоненты и положения по обеспечению прозрачности операций необходимо
отметить следующие федеральные законы: Федеральный закон «О системе
государственной службы в Российской Федерации» №58 от 25.05.2003; «О
государственной гражданской службе в Российской Федерации» №79 от
27.07.2004; «О муниципальной службе в Российской Федерации» №25 от
02.03.2007; «О размещении заказов на доставку товаров, выполнения работ,
предоставление услуг для общественных и муниципальных нужд» №94 от
21.07.2005, а также указ Президента Российской Федерации №885 от
12.08.2002 «Об общих принципах поведения гражданских государственных
служащих», которые призваны создать предпосылки для предотвращения
коррупции в сфере государственного и муниципального управления.
Другими принятыми законами, предназначенными для повышения
открытости и прозрачности власти, расширения доступа граждан к
информации, стали следующие законы: «Об информации, информационных
технологиях и защите информации» № 149 от 27.07.2006; «О процедуре
обсуждения предложений граждан Российской Федерации» №59 от
02.05.2006. В марте 2007 года Государственная Дума Федерального Собрания
Российской Федерации в первом чтении утвердила законопроект №3865254
«О предоставлении информации о деятельности государственных органов и
органов местного самоуправления».
В рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие
судебной системы России» на 20072011 годы Верховный суд Российской
Федерации вынес на рассмотрение Государственной Думы законопроект
№2877504 «О защите прав граждан и организации предоставления
информации о деятельности судов общей юрисдикции в Российской
Федерации» в целях обеспечения повышения прозрачности правосудия.
В соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации
1789р от 25 октября 2005 года было принято Положение об
административной реформе в Российской Федерации на 20062008 годы,
составной частью которого является План по предотвращению и истреблению
коррупции в государственном управлении.
Целью административной реформы является нахождение наиболее
подходящих способов функционирования государственной власти,
предполагающее развитие механизмов борьбы с коррупцией на федеральном
уровне с последующим внедрением его на окружных и региональных уровнях. Анализ действующего Уголовного кодекса РФ показывает, что
перечисленные в определении понятия «коррупция» составы уже получили
отражение в уголовном законодательстве. Это ст. 201 «Злоупотребление
полномочиями»; ст. 204 «Коммерческий подкуп»; ст. 285 «Злоупотребление
должностными полномочиями»; ст. 290 «Получение взятки»; ст. 291 «Дача
взятки».
Эти составы содержатся в главах УК РФ, объединяющих преступления
против интересов службы: гл. 23 «Преступления против интересов службы в
коммерческих и иных организациях»; гл. 30 «Преступления против
государственной власти, интересов государственной службы и службы в
органах местного самоуправления».
Особенностью отечественного законодательства в сфере борьбы с
коррупцией является то, что коррупционное поведение закрепляется в
качестве не только уголовных правонарушений (преступлений), но и
административных, хотя международные акты относят коррупцию к уголовно
наказуемым деяниям как правонарушения с высокой степенью общественной
опасности.
Именно поэтому вместе с принятием Федерального закона «О
противодействии коррупции» были внесены изменения в Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N
195ФЗ, который был дополнен ст. 19.28 «Незаконное вознаграждение от
имени юридического лица».
Объективной стороной указанного состава выступает незаконная
передача от имени или в интересах юридического лица должностному лицу
либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной
организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное
оказание ему услуг имущественного характера за совершение в интересах
данного юридического лица должностным лицом либо лицом, выполняющим
управленческие функции в коммерческой или иной организации, действия
(бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением.
Субъектом данного административного правонарушения выступает
юридическое лицо, в интересах или от имени которого осуществляется
незаконное вознаграждение должностных лиц либо лиц, осуществляющих
управленческие функции. Данный состав направлен на наказание тех
юридических лиц, в интересах которых совершаются преступления
коррупционного характера. Социальное назначение этого правила в том,
чтобы сделать экономически невыгодным и затратным использование
коррупционных способов достижения корпоративных целей. Использование
административноправовых методов выступает логическим дополнением
уголовноправовой политики в области противодействия коррупции.
В отличие от уголовного законодательства административное
законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и
ее субъектов.
что установление мер
Однако представляется, административной ответственности за коррупционные правонарушения
является прерогативой только Российской Федерации. Такая позиция
обусловлена предметами ведения Российской Федерации в области
законодательства об административных правонарушениях, к которым
относится установление административной ответственности по вопросам,
имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм,
предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации. Определение коррупционности того или иного
типа поведения выступает явной прерогативой Российской Федерации.
Правовую основу противодействия коррупции составляют и нормы,
определяющие порядок выявления, пресечения, раскрытия, расследования
коррупционных правонарушений.
Так как основная масса коррупционных правонарушений закреплена в
качестве преступлений в Уголовном кодексе РФ, то, следовательно, и
расследование данных деяний должно регламентироваться уголовно
процессуальным законодательством РФ, которое находится в исключительном
ведении федерального центра и может иметь только «законную» форму, т.е.
содержится в Уголовнопроцессуальном кодексе РФ от 18 декабря 2001 г. N
174ФЗ.
Что касается административных правонарушений коррупционной
направленности, то порядок производства по делам об административных
правонарушениях указан Кодексом РФ об административных
правонарушениях в качестве предмета ведения Российской Федерации.
В структуре правовой основы противодействия коррупции важную роль
играют нормативные акты, содержащие меры по предупреждению коррупции,
по выявлению и устранению ее причин.
Указанная цель реализуется посредством административноправового
регулирования, так как профилактическая антикоррупционная деятельность
государства выражается в основном в совершенствовании запретов,
ограничений, обязанностей в сфере государственной и муниципальной
службы. В силу изложенного правовую основу противодействия коррупции
составляют законодательные акты о различных видах службы, нормативные
акты, определяющие статус лиц, замещающих государственные должности.
Этими актами могут быть как федеральные законы, законы субъектов
Федерации, так и подзаконные нормативные акты.
London and the capital
London and the capital
London and the capital
London and the capital
London and the capital
London and the capital
London and the capital
London and the capital
London and the capital
London and the capital
London and the capital
London and the capital
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.