Л.П. Кабанюк, Т.В. Бабанова «Литературная студия «Пегас»
Литературный калейдоскоп. «Царскосельский лицей – твой большой юбилей».
(195 лет со дня основания). - / Авт.: Бабанова Т.В., Кабанюк Л.П.
1 блок. День рождения Царскосельского лицея.
Вед.1:
Крохотное финское поселение Сари-мойс, расположенное в живописнейшем месте к югу от строившегося Санкт-Петербурга, еще в 1708 году было подарено Петром Великим его жене, будущей императрице Екатерине 1.
Вед.2:
Вторая половина ХУIII . Дочери Петра , Елизавете, пришла в голову счастливая мысль – отстроить для себя еще одну загородную резиденцию, но сделать её особенно роскошной и величественной. Выбор царицы пал на Сари-мойс. Местечко получило новое, более приемлемое для русского слуха название – Сарское Село, и работа закипела.
Вед.1:
После Елизаветы владелицей Сарского Села становится Екатерина II. Ей это местечко тоже приглянулось. И вот уже Михайло Ломоносов – поэт придворный – славит достоинства своей мудрой правительницы, столь красящие Сарское Село.
Чтец: Фрагмент оды М. Ломоносова «На Сарское Село августа 24 дня 1764 года».
Вед.2:
Гавриил Романович Державин в один из периодов своей жизни тоже был придворным поэтом: Екатерина и все её деяния восхищали его безмерно. Поэт воспел царицу в своей знаменитой оде «Фелица».
Чтец: Стих. Г.Р. Державина «Прогулка в Сарском Селе».
Вед.1:
Эстафета воспевания Сарского Села передана Карамзину. Ну, а что же великий летописец земли русской, «соловей в прозе»? Прославил ли он прибежище муз? Уже тем лишь, что посетил его.
Вед.2:
Май 1816 г. Семья Карамзиных занимает угловой дом на пересечении Леонтьевской и Садовой улиц. Теперь здание известно именно под этим названием – «домик Карамзина». И он расположился совсем рядом с большим дворцом. Напротив – Екатерининский парк, за углом, метрах в 200, - здание пристроенного ко дворцу флигеля, в котором уже пятый год расположен первый в России лицей, а в нём учатся Пушкин, Дельвиг, Кюхельбекер… Карамзин переехал сюда из Москвы, чтобы получить разрешение на печатание восьми законченных томов «Истории государства Российского». А юный Пушкин «…всякий день после классов прибегал к Карамзину и проводил в его доме целые вечера» (из воспоминания Пущина). Здесь он читал книги из великолепной библиотеки. Здесь же проходили долгие беседы 16-летнего и 50-летнего литераторов.
Вед.1:
Но коль уж речь зашла о лицее, то надо рассказать о нем подробнее. Открытие этого принципиально нового учебного заведения, самими звуками своего названия поражавшего публику, в России, именно в Сарском – к тому времени уже Царском – Селе, было не случайно, а весьма закономерно и наполнено глубоким и таинственным смыслом.
Вед.2:
некогда еще до начала нашей эры, одна из окраин греческого города Афины носила название Ликей. Там находился храм Аполлона, окружённый прекрасным садом. Аполлон, или Феб, что значит «Блистающий», по верованиям древних – бог Солнца, покровитель искусства. И одним из его прозвищ (по местоположению храма) было «Ликейский» (или в другой транскрипции – «лицейский»). А в саду при храме располагался знаменитый «гимнасий» - школа великого учителя и философа древности Аристотеля. Вот откуда ведёт своё название, наполненное глубочайшим смыслом и оправданное дельнейшей судьбой многих его воспитанников, первый русский лицей. Задуман он был как преемник мудрой древней школы и приравнивался по значению своему к российским университетам. Это было первое из закрытых учебных заведений в России , где не применялись телесные наказания.
Блок 2. Царское Село..
Вед.1: Начало ХIХ века. Царскосельский лицей…Такая далекая и в то же время такая близкая знакомая эпоха. До нас дошло множество документов, писем, записей стихов. Кажется, что мы можем полностью восстановить удивительную лицейскую атмосферу: услышать смех, голоса, соприкоснуться с этим удивительным племенем – первыми лицеистами.
Пушкин:
Златые дни! Уроки и забавы,
И черный стол, и бунты вечером,
И наш словарь, и плески мирной славы,
И критики лицейских мудрецов. (19 окт., черновик)
Куницын:
В январе 1811 года вышло постановление о Лицее «Учреждение лицея имеет целью образование юношества…Лицей составляется из отличнейших воспитанников, а также наставников, знанием и нравственностью заслуживающих доверие. Лицей в правах и преимуществах уравнивается с российскими университетами».
19 октября состоялось торжественное открытие Лицея.
Пушкин:
Вы помните, когда возник лицей,
Как царь для нас открыл чертог Царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей… («Была пора, наш праздник молодой…)
И. Пущин:
Смело, торжественно раздавался голос профессора политических наук Александра Петровича Куницына.
Пушкин:
Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…
Вед.2:
Первый директор Лицея , Василий Фёдорович Малиновский, замечательный человек, мечтающий о реформах, добился, чтобы карцер не заводили (он появится позднее), телесных наказаний не было. С преподавателями воспитанники чувствовали себя без страха, на равных.
Пушкин:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда б ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Блок 3. «Из русского языка Пушкин сделал чудо» (В.Белинский)
Вед. 1:
Многие яркие и выразительные слова и образные изречения, содержащиеся в поэтических и прозаических сочинениях Пушкина, стали крылатыми , живут в современном русском языке и русской литературе, ученые их изучают, включают в словари, сборники пословиц, поговорок, крылатых выражений.
Вед.2:
Вот только некоторые образные изречения, мысли, афоризмы поэтического и прозаического наследия нашего великого поэта:
1. Привычка свыше нам дана:
Замена счастию она. (Евг.Онегин»)
2. Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен , кто вовремя созрел. («Евг.Онегин»)
3. В одну телегу впрячь не можно
Коня и трепетную лань. («Полтава»)
4. Всё куплю, - сказало злато;
Всё возьму, - сказал булат. («Золото и булат»)
5. Да, жалок тот, в ком совесть не чиста. («Борис Годунов»)
6. И хором бабушки твердят:
«Как наши годы-то летят». («Евг.Онегин»)
7 Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!.. («Евг.Онегин»)
8. Мы все учились понемногу,
Чему-нибудь и как-нибудь. («Евг.Онегин»)
9. Народ безмолвствует. («Борис Годунов»)
10. Обычай – деспот меж людей. («Евг.Онегин»)
11. Ох, тяжела ты, шапка Мономаха! («Борис Годунов»)
12. Охота к перемене мест. («Евг.Онегин»)
13. Печной горшок тебе дороже,
Ты пищу в нём себе варишь. («Поэт и толпа»)
14. С корабля на бал. («Евг.Онегин»)
15. Следовать за мыслями великого человека
Есть наука самая занимательная. («Арап Петра Великого»)
16. Служенье муз не терпит суеты. («19 октября»)
17. Там русский дух…там Русью пахнет! («Руслан и Людмила»)
18. Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман. («Герой»)
19. Чтение – вот лучшее учение. (Из письма брату 21 июля 1822 г.)
20. Что день грядущий мне готовит… («Евг.Онегин»)
21. Что пройдёт, то будет мило. («Если жизнь тебя обманет»)
22. Что слава! – яркая заплата
На ветхом рубище певца. («Разговор книготорговца с поэтом»)
23. Любви все возрасты покорны. («Евг.Онегин»)
24. Откуда ты, прекрасное дитя? («Русалка»)
25. Унылая пора, очей очарованье! («Осень»)
26. А счастье было так возможно,
Так близко!.. («Евг.Онегин»)
27. Все флаги в гости будут к нам. («Медный всадник»)
28. Здравствуй, племя младое, незнакомое! («Вновь я посетил…»)
29. Глаголом жги сердца людей. («Пророк»)
30. Бойцы вспоминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они. («Песнь о вещем Олеге »)
31. В Европу прорубить окно. («Медный всадник»)
32. Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой. («Руслан и Людмила »)
Вед.1:
Из биографии поэта нам известно, что Пушкин, слушая чтение комедии А.С. Грибоедова, сказал о ней: «О стихах не говорю – половина войдёт в пословицы».
Эти слова можно отнести и к стихам А.С.Пушкина.
Блок 5. Поэты о Пушкине.
Игорь Михайлов «19 октября 1964 года».
Лицейский зал набит. В лицейском зале тесно.
Какой пустыней был, наверно, он в тот день,
когда Державин здесь воссел тяжеловесно,
лелея старческую лень.
Здесь только начат путь – и вечный, и недолгий…
Тот юношеский глас, возникнув, не стихал.
Сюда идёт народ, как бы к истокам Волги,
к истокам русского стиха.
К подножью твоего блистательного дара
склонилось множество ни в чем не схожих лиц:
поэты всех племен, всех рас земного шара,
не признающие границ.
Народная тропа дорогой стала торной –
народная тропа асфальтом залита…
А ты такой же всё –простой, нерукотворный
и молодой не по летам. …
И в звуках имени, что избежало тленья,
им слышен светлый звон спадающих оков…
Ты – солнце их души, ты – знамя единенья,
ты – зов свободы, вечный зов…
Пётр Вегин «Лицейское» (диалог)
Как на станции Залазы
две жандармские заразы
разнимали двух друзей,
обнимающихся пылко.
Бледнолицый ехал в ссылку
и из ссылки – что смуглей.
Два поэта-лицеиста:
один нумер был четырнадцатый
и девятым был другой.
Жандармерии плечистой
не понять слезы пречистой,
а России – не впервой.
Кто посмел прервать объятья?
Кто посмел – тому проклятье!
Лицеистам – бронзоветь…
Над всечасной суетою
их объятие святое
нам осталось как завет.
Царскосельского музея
нету – есть душа лицея,
неизбывная вовек!
Иль у нынешних пиитов
набирается петитом
прописное – ЧЕЛОВЕК ?
Или мы совсем потухли
после Пушкина и Кюхли ?
Нас один язык вскормил!
Наши души не чернильницы.
…Пушкин нумер был четырнадцатый,
а девятым Кюхля был…
Николай Рубцов «О Пушкине»
Словно зеркало русской стихии,
Отстояв назначенье своё,
Отразил он всю душу России !
И погиб, отражая её…
Блок 6. «И блеск, и шум, и говор бала …»
Вед.1:
Балы в жизни российского дворянства занимали значительное место, являясь не только развлечением, но и формой общения. Там создавалось общественное мнение, добивались признания света, в непринужденной обстановке обсуждались государственные и дипломатические проблемы. Раут был строго регламентирован. Сегодня мы попытаемся воссоздать некоторые его элементы.
Вед.2 :
О балах в русской литературе написано немало прекрасных строк. Бал в эпоху Онегина открывался торжественным полонезом, который к тому времени пришел на смену жеманному менуэту. Танцы являлись основой вечера и следовали в общепринятом порядке. Вот их очередность: полонез, вальс, экосез, галоп, мазурка – венец бала, кадриль, котильон (танец-шутка, исполнялся в течение двух часов).
Вед.1:
Конечно, вы не раз видали
Уездной барышни альбом,
Что все подружки измарали
С конца, с начала и кругом.
Сюда назло правописанью
Стихи без меры, по преданью
В знак дружбы верной внесены,
Уменьшены, продолжены.
…И на последнем прочитаешь:
«Кто любит более тебя,
Пусть пишет далее меня».
Вед.2:
И сегодня на нашем балу можно встретить барышень с альбомами. Господа! В течение вечера милые барышни могут обратиться к любому из вас с просьбой написать что-нибудь или сделать зарисовку в альбом. Не отказывайте им, пожалуйста.
Вед.1:
Стихи в альбом – жанр особый, лёгкий, сродни мазурочной болтовне, им не пренебрегал сам Пушкин. Вот какие строки он написал Е.Вульф, А.П. Керн, кн. А.Д. Абамелек:
Вот, Зина, вам совет: играйте,
Из роз весёлых заплетайте
Себе торжественный венец –
И впредь у нас не разрывайте
Ни мадригалов, ни сердец. (Е.Н.Вульф)
Мне изюм
Нейдёт на ум,
Цуккерброд
Не лезет в рот,
Пастила нехороша
Без тебя, моя душа. (А.П. Керн)
Когда-то (помню с умиленьем)
Я смел вас нянчить с восхищеньем,
вы были дивное дитя.
Вы расцвели – с благоговеньем
Вам ныне поклоняюсь я.
За вами сердцем и глазами
С невольным трепетом ношусь
И вашей славою и вами,
Как нянька старая, горжусь. (кн. А.Д. Абамелек)
Вед. 2
Лицей вооружил Пушкина знанием основ балетной грамоты. Праздновались дни рождения, поощрялись занятия танцами, музыкой, фехтованием…Пушкин был прекрасным танцором и очень любил балы.
Три года пребывания в Петербурге после выпуска из Лицея богаты театральными впечатлениями. Балеты и дивертисменты занимают в них немалое место.
Сейчас вы увидите танец, который в эпоху Пушкина считался опасным и даже непристойным для юных кавалеров и дам. Танцевали его только молодые люди, а представители старшего поколения осуждали их. Несмотря на это, танец быстро стал популярным, любимым. Привлекало в нём отсутствие сложных фигур, простота движений и поз, пленительность мелодии. ( на сцену выходят пары в бальных костюмах, танцуют вальс).
Вед 1.:
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный, чета мелькает за четой. («Евг. Онегин», гл.5)
Здесь ритм стиха соответствует плавному, ускоряющемуся темпу танца. На первый взгляд, выражение «мелькает» как будто не подходит к вальсу. Но нет, и здесь Пушкин прав – его описание, как всегда, точно. В то время вальс танцевали в два, а не в три «па» , как сейчас. И вращение вальсирующих пар происходило быстрее, чаще. Точнее слова «мелькает» не придумаешь. А вот строки, посвященные мазурке…
Чтец:
…Толпа мазуркой занята,
Бренчат кавалергарда шпоры,
Летают ножки милых дам,
По их пленительным следам
Летают пламенные взоры.
Вед.2:
Пушкин замечает, что в деревнях, усадьбах, куда столичные моды доходят с опозданием, еще сохраняются черты прежней мазурки.
Чтец:
… Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале всё дрожало,
Паркет трещал под каблуком.
Тряслися, дребезжали рамы;
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.
Но в городах, по деревням
Еще мазурка сохранила
Первоначальные красы:
Припрыжки, каблуки, усы
Все те же; их не изменила
Лихая мода, наш тиран.
Вед.1:
В коротких строках передается стремительность прыжкового бега, особая молодцеватость , свойственная мазурке, праздничная приподнятость, заражающая всех. В одной из черновых рукописей «Онегина» на балу у Лариных мазурку танцуют по старинке.
Финал
Вед.2:
В начале 1840-х годов существование Царскосельского лицея подошло к концу. ХII курс, выпущенный в декабре 1842 года, был последним. Акт выпуска происходил 31 января 1843 года, а через год, 1 января 1844 года, лицей, уже Александровский, так он стал называться, был переведен в Петербург на Каменноостровский проспект, в здание бывшего Сиротского дома.
Вед.1:
Значение Царского Села невозможно переоценить, и многие знаменитые люди, почти что наши современники , имели отношение к Царскому селу.
Это поэт Иннокентий Анненский, который приехал туда в 1896 году для работы директором одной из гимназий.
Именно здесь родилась, училась и жила Анна Ахматова .
Проживала в Царском Селе и семья Гумилёва , и Николай учился в тамошней гимназии.
Именно там в 1905 году Н. Гумилёв издал сборник стихов «Путь конквистодора», подарил его кстати Анненскому.
Любил бывать в Царском Селе Осип Мандельштам.
Вед.2:
Если Вам доведётся побывать в Царском Селе, найдите Леонтьевскую улицу, на которой находится и гимназия, где училась Ахматова, и домик Карамзина. Напротив него – Екатерининский парк, а за поворотом – лицей, в котором учился Пушкин, сказавший за всех нас и обо всех нас: «…Отечество нам Царское Село».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.