Л.Толстой.Начало литературной деятельности."Кавказский пленник"-рассказ-быль
Оценка 4.7

Л.Толстой.Начало литературной деятельности."Кавказский пленник"-рассказ-быль

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
30.12.2021
Л.Толстой.Начало литературной деятельности."Кавказский пленник"-рассказ-быль
Л.Толстой"Кавказский пленник"
Л.Н.Толстой.Начало литературной деятельности._Кавказский пленник_- рассказ-БЫЛЬ.docx

 Л. Н. Толстой: детство, начало литературной деятельности.

«Кавказский пленник» — рассказ-быль

Цели урока:

образовательные- учить путем самостоятельной работы добывать знания;

развивающие -формулировать полный вопрос на поставленный вопрос; развивать интерес к чтению;

воспитательные -формировать навыки культуры поведения.

 

ХОД УРОКА

 

 «Не зная…(Толстого) нельзя считать себя знающим

свою страну, нельзя считать себя культурным человеком»

М.Горький

 

I. Организационный момент

Прошла перемена,

Услышан звонок.

Пора поскорее начать

Наш урок!

 

II. Мотивация учебной деятельности учащихся

-работа с эпиграфом, с портретом писателя;

-определение темы урока учащимися, запись темы на доске;

-постановка задач урока.

 

III. Работа над новой темой

- Человек, читающий книги о других людях и их судьбах, многому учится и на многое по- другому начинает смотреть, задумываться над своими действиями. А ведь это и есть истинный смысл чтения – задумываться.

Именно так относился к чтению в детстве Л.Н.Толстой. Каким же было детство будущего писателя, когда началась его литературная деятельность вы узнаете, работая со статьей учебника

 

1) Самостоятельная работа.

Чтение статьи «Л.Н.Толстой» стр.229

-Работа в группах- подготовка ответов на вопросы

 

1 группа

-Где и когда родился Л.Толстой?

-Что известно о семье и детских годах будущего писателя?

-Рассказать об образовании писателя.

2 группа

-Начало литературной деятельности

-Какой период жизни Л.Толстого связан с нашим Крымом?

-Почему Л Н Толстого называют национальной гордостью российского

народа?

 

Учитель; Давайте сделаем вывод- Почему Л.Н.Толстой стал писателем?

 

Физкультминутка

 

2) «10 уроков жизни» Толстого

 Л.Н. Толстой любил детей, больше он любил с ними разговаривать Его слушали как родные внуки, так и крестьянские дети. Он написал много произведений для детей. В начальной школе вы знакомились с отдельными из них- это сказки, басни, рассказы Их содержание представляют «10 уроков жизни»:

-Делай все по возможности сам, не будь «барином»

-Не будь назойлив

-Будь внимателен

-Не надо жадничать

-Не нервничай, держи себя в руках

-Будь тверд и спокоен

-В игре, спорте и в труде будь разумен

-Будь организованным

-Глубоко вникай в то, что тебе преподают

-Имей свое мнение

Вывод: «Уроки Толстого» - это тропинка, по которой пойдешь и выйдешь на правильную успешную дорогу жизни. Мудрые и поучительные, они являются жизненным указателем для детей, а иногда и для взрослых.»

 

3) Из истории военных событий на Кавказе

 Последующие уроки мы будем изучать рассказ-быль «Кавказский пленник». А сейчас нам необходимо познакомиться с историей написания данного произведения

-Краткая информация учителя о военных событиях на Кавказе в 70-х годах 19 века (с одновременной демонстрацией иллюстраций). Именно эти события подсказали идею создания произведения «Кавказский пленник»

23 года было Льву Толстому, когда брат Николай убедил его поехать с ним на Кавказ. Кавказ в то время был самым опасным местом в Российской империи. В начале XIX в. по настойчивым просьбам грузинского царя Георгия XII Грузия была присоединена к России. Затем в ходе русско-иранской и русско-турецкой войн к России был присоединен Азербайджан, а затем и Армения. Таким образом, все Закавказье оказалось под властью русского царя. Но на Кавказе жили горцы, которые препятствовали свободному движению по дорогам, грабили и разбойничали.

В 1817 г. царское правительство начало Кавказскую войну, которая продолжалась до 1864 г., то затихая на время, то возобновляясь с новой силой. В результате Кавказ был присоединен к России. В начале войны на границе были построены крепости Грозная, Внезапная, Прочный Окоп и другие, в них стояли войска. По всей границе были поселены казаки. Они жили с семьями в станицах, возделывали землю и принимали участие в воинских операциях. По другую сторону границы жили черкесы (так называли чеченцев и ингушей). Они боролись против власти русского царя, нападая на отряды, крепости и станицы. Кавказская война была очень жестокой.

***

В ту пору Л. Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо. Вот так это было.

Незадолго до этого случая Садо купил молодого коня, оказавшегося хорошим скакуном. Друзья – Толстой и Садо – по кавказскому обычаю поменялись лошадьми. Садо подарил Толстому своего коня, а тот отдал ему своего крепкого иноходца. И вот, когда друзей стали настигать чеченцы, Толстой легко мог уйти от них на резвом скакуне, но ни за что на свете не согласился бы бросить товарища в беде. У Садо было ружьё, но оно оказалось незаряженным. Однако Садо не растерялся. Он грозно целился из ружья в приближавшихся преследователей, кричал на них. А те захотели взять Садо и Толстого в плен живыми и потому не стреляли. Особенно они были злы на своего соплеменника Садо, дружившего с русским офицером. Преследуемые чеченцами, Толстой и Садо приблизились к крепости Грозный настолько, что погоню увидел часовой и поднял тревогу. Из крепости тотчас же появились конные казаки; чеченцы, гнавшиеся за Толстым и Садо, повернули обратно и умчались в горы. В память об этом случае Садо подарил Толстому свою саблю.

 

«Воспоминания кавказского офицера» Ф. Ф. Торнау.

Работая над романом «Война и мир» Толстой познакомился с напечатанными в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф. Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан, почему была неудачной его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник».

- К какому выводу вы пришли, слушая сообщения?

 

— Как вы думаете, что такое рассказ-быль? (Писатель в художественной форме рассказывает историю, которая действительно приключилась в жизни).

- Действительно, «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого основан на реальных событиях.   В связи с этим родилась редкая жанровая форма – «рассказ-быль».

Под термином рассказ понимают любое небольшое повествовательное произведение. Слово«быль» дает возможность понять, что события, описанные в рассказе (происходили на самом деле).

 

— Сколько лет уже длилась война к моменту приезда туда Толстого?

Война длилась 31 год (с 1817 по 1851 г., когда Л. Н. Толстой прибыл на Кавказ).

Лев Толстой думал найти на Кавказе невероятные приключения и был сначала разочарован. В дальнейшем Л. Толстой понял, в чем особенность людей, с которыми ему пришлось встретиться. Кавказ навсегда остался в душе писателя. Через двадцать лет специально для детей Толстой написал рассказ «Кавказский пленник», который назвал рассказ-быль.

— Сколько лет было Толстому, когда он написал рассказ «Кавказский пленник»?

 

4) Чтение статьи «Из истории рассказа „Кавказский пленник“» стр. 230

 

5) Просмотр презентации о Северном Кавказе.

 

6) Прослушивание аудиозаписи начала рассказа «Кавказский пленник».

Предваряя знакомство с рассказом, объясним, что Толстой называет горцев татарами, но это не обозначение национальности: во времена Толстого так называли всех мусульман вообще.

 

- Рассказ был написан для «Азбуки», предназначенной крестьянским детям, и в нем много слов и выражений, которые в современной речи считаются устаревшими. Некоторые из этих слов и выражений можно комментировать по ходу чтения, над другими стоит поработать особо.

 

7) Беседа.

- Итак, вы прослушали начало рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» в исполнении народного артиста России С. Сазонтьева. Как вы думаете, удалось ли актеру создать ощущение того, что мы слушаем рассказ старого солдата, очевидца событий, описанных Толстым?

 

- Назовите причину, заставившую Жилина отправиться в путь. Можно зачитать. (2 абзац).

- В чем заключалась опасность пути? («На Кавказе тогда война была. По дорогам …»).

- Как вы думаете, что произойдет дальше? (Герой попадет в плен).

 

IV. Итог урока

Беседа.

- К какому жанру относится произведение Л. Н. Толстого? (Рассказ-быль).

- Это значит, что события, описанные в рассказе … (произошли на самом деле).

- Следовательно, Толстой расскажет обо всех тяготах, которые выпали на долю Жилина.

- Как вы думаете, зачем Толстой написал этот рассказ? (Автор убеждает нас в том, что любое насилие, война – это страшно! И люди, развязывающие войны – преступники!)

- Можете ли вы сказать, почему произведение Л. Н. Толстого и в 21 веке пользуется популярностью? (Актуальна проблема, так как до сих пор проливается кровь, гибнут в бесконечных войнах люди.)

- Это не единственная, хотя самая важная, причина популярности данного рассказа. А чтобы сделать более глубокие выводы, найти другие причины, необходимо дочитать рассказ до конца.

 

V. Домашнее задание

с.232-258 читать. Подготовить устную характеристику Дины с использованием цитат. Подобрать материал о Жилине и Костылине.

 

Сравните (подберите цитаты) Жилина и Костылина по следующему плану:

1 Внешность.

2 Предусмотрительность.

3 Отношение к лошади.

4 Храбрость – трусость.

5 Поведение в плену.

6 Мнение татар о пленниках.

7 Наблюдательность, любознательность.

8 Выносливость, мужество.

9 Верность, преданность.

10. Смысл фамилий героев (Жилин, Костылин)


 

Л. Н. Толстой: детство, начало литературной деятельности

Л. Н. Толстой: детство, начало литературной деятельности

Л.Н. Толстой любил детей, больше он любил с ними разговаривать

Л.Н. Толстой любил детей, больше он любил с ними разговаривать

Садо, дружившего с русским офицером

Садо, дружившего с русским офицером

Назовите причину, заставившую Жилина отправиться в путь

Назовите причину, заставившую Жилина отправиться в путь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.12.2021