Лучшие практики наставничества

  • Особые потребности
  • docx
  • 23.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Наставничество в образовании — важнейшее условие в профессиональном становлении, в повышении педагогического мастерства. В настоящее время тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование». Возможность тиражирования практики: универсальность форм, приёмов и инструментов практики наставничества даёт возможность её тиражирования в образовательных организациях различного уровня, общественных объединениях любой организационно-правовой формы. Стоит отметить, как основная деятельность, так и позиция личной наставнической практики в школе имеют определённые ролевые ситуации и реализуются мною через организацию работы наставнической пары. В зависимости от условий реализации наставнической деятельности в образовательном учреждении, каждая форма наставничества имеет свою цель и частные задачи. Форм наставничества существует доказательно-убедительное количество: «ученик-ученик», «студент-ученик», «учитель-ученик», «учитель-студент», «учитель-учитель», «учитель- родитель». Каждая форма имеет как положительные характеристики, так и определённые проблемы, заключающиеся в низкой мотивации у обучающихся к учёбе и саморазвитию по причине вторичных нарушений в развитии слухового анализатора. Для глухих и слабослышащих школьников свойственен низкий уровень сформированности социально-жизненных ориентиров и позиций; у детей с нарушениями слуха слабо развиты вербально-коммуникативные навыки, поэтому, включение такой формы наставничества как «ученик-ученик» способствует качественному формированию вербально-коммуникативных и познавательных компетенций. В целом наставничество является мировой тенденцией, и оно охватывает все сферы деятельности: предприятия различных форм собственности, предпринимательство, социальную сферу, государственную службу и, безусловно, образование.
Иконка файла материала Раиса Моисеева_Лучшие практики наставничества 2025.docx

Департамент общего образования Томской области                                                   

ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ТОМСКА

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

634041, г. Томск, ул. Дзержинского, д. 19, тел. директора: (3822) 43-54-53

Адрес электронной почты образовательной организации: internat-osns@gov70.ru официальный сайт: si15.tomsk.ru; страница Вконтакте: vk.com/hibs15.

 

 

 

 

 

«Лучшие практики наставничества»

Материалы

Моисеевой Раисы Ивановны, учителя высшей квалификационной категории


Томск 2025 год


 

П/№

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

I.

Аналитическая информация о наставнике………………………………………..

3

II.

Современно-развивающая система педагогической деятельности

наставника……………………………………………………………………..........

4

III.

Неограниченные возможности тиражирования практики………………………

3.1.     Наставническое взаимодействие с молодыми педагогами, студентами и

5-8

 

родительской общественностью…………………………………………..

8

 

3.2.     Наставническое взаимодействие с профессиональным сообществом…..

8

 

3.3.     Наставническое взаимодействие с сетевыми педагогическими

 

 

сообществами………………………………………………………………..

8

 

3.4.     Наставническое взаимодействие с организациями социально-

 

 

общественной значимости………………………………………………….

8

 

3.5.     Наставническое взаимодействие с благотворительным фондом РХТУ им. Д.И. Менделеева………………………………………………………..

8-9

 

3.6.     Наставническое взаимодействие с «Центром научной мысли»…………

9

 

3.7.     Наставническое взаимодействие с ООО « НОУ «Вектор науки»………..

10

 

3.8.          Наставническое взаимодействие с журналистами, СМИ………………..

3.9.          Новая форма наставнического взаимодействия обучающихся с

10

 

дошкольниками …………………………………………………………….

10-11

IV.

Широкие возможности масштабирования практики……………………….........

12

 

4.1.          Организация мастер-классов для студентов и магистрантов ТГПУ……..

12-13

 

4.2.     Квалификационные категории……………………………………………..

14

 

4.3.     Профессиональная переподготовка………………………………………..

15

 

4.4.     Курсы повышения квалификации………………………………………….

16-18

V.

Методическое обеспечение практики наставничества………………………….

5.1.     Методические документы для работы с наставляемым молодым

19-20

 

педагогом…………………………………………………………………….

5.2.     Положительная оценка, рецензии, содержащиеся в методических

20-21

 

материалах……………………………………………………………………

21-23

VI.

Результативность практики наставничества……………………………………...

23

 

6.1.    Определённо-практические результаты и профессиональный рост

 

 

наставляемой личности ……………………………………………………..

23-24

 

6.2.    Критерии оценки эффективности практики………………………………..

24-25

VII.

Уровень профессионализма наставника………………………………………......

25

 

7.1.    Нестандартные, авторские методы, приёмы взаимодействия с

 

 

наставляемым…………………………………………………………………

25-26

 

7.2.    Результативность авторской практики взаимодействия с наставником….

26

 

7.3.    Резюмирование представленной информации по наставничеству……….

26-27


I.       АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О НАСТАВНИКЕ

1.     Должность: учитель, сурдопедагог.

2.     Дополнительно:

·       член    Всероссийского   сетевого    методического    объединения    педагогов-наставников ТГПУ. Протокол №1от 23.11.2017 г. https://cloud.mail.ru/public/Ccj7/MpjZXnYNv ;

·       член союза дефектологов с 12.12.2019 г. https://cloud.mail.ru/public/yCN2/MmTEnRJcY ;

·       член экспертной комиссии некоммерческой образовательной организации ИПКиПП Министерства Юстиции Российской Федерации по оценке методических материалов Серия В

№714 /2021 https://cloud.mail.ru/public/xRW1/4RbVsHWtf ;

·       член экспертной комиссии ТГПУ https://cloud.mail.ru/public/Q48P/vnTUV1tnh;

·       участник Ассоциации наставников РЦРО Томской области, член Региональной программы

«Развитие наставничества в системе общего образования Томской области на 2020-2024 гг.»;

·       участник инновационной площадки на базе ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» – сопровождение студентов-практикантов ТГПУ г. Томска;

·       участник Федеральной инновационной площадки «Доброшкола». Программа развития на

2021-2024 годы в рамках реализации мероприятий регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» http://si15.tomedu.ru/naczionalnye-proekty/;

·       Руководитель        школьной         театральной        студии        «Театральный               кузовок» https://cloud.mail.ru/public/34na/4AVd4knkC;

·       Участник форума педагогических работников «Точка роста» 31.10 01.11.2022 г. Томск ТОИПКРО.

3.     Педагогический стаж: 52 года.

4.     Категория: высшая квалификационная категория.

5.     Тема самообразования: «Моделирование жизнедеятельности младших школьников с дефицитарным развитием слухового анализатора на основе коррекционных и инновационных образовательных технологий».

6.     Публикации более 100 публикаций с 1999 г. по 2025 г. https://phsreda.com/ru/author/98683 https://my.1sept.ru/portfolio/constructor/                https://infourok.ru/backOffice/publications https://znanio.ru/person/z88554138 https://phsreda.com/ru/backend/articles https://phsreda.com/ru https://elibrary.ru/item.asp?id=48596976 https://planetatspu.ru/user-cabinet по темам: психолого- педагогической, коррекционно-методической, инновационно-образовательной, нравственно- патриотической направленности.

7.     Награды https://cloud.mail.ru/public/4U2v/NV7gaR9H6.

·       Медаль «За службу образования» во всероссийском конкурсе «Мой лучший урок» Благотворительный фонд наследия Менделеева Почётная грамота Мин. Обр.РФ г. Москва 2012 год.

·       Почётная грамота победителя конкурса лучших учителей Российской Федерации. Приказ

Минобрнауки России от 15 августа 2014 года №1012 г. Москва 2014 год.

·       Диплом лауреата премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры, оказывающие эффективное влияние на развитие экономики и социальной сферы Томской области г. Томск 2016 год.

·       Почётная грамота лауреата регионального этапа XIII Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» г. Томск 2018 год. https://cloud.mail.ru/public/52Nx/2nfUqTLBN.

·       Победитель Международного конкурса педагогического мастерства «Педагог года 2022»

«Столичный университет» г. Москва 2022 год. https://cloud.mail.ru/public/vAaH/p6dSg6Tfd.

·       Победитель конкурса на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности г. Томск 2022 год.

·       Победитель конкурса на назначение стипендии Губернатора Томской области лучшим учителям областных государственных и муниципальных образовательных организаций (2013 год, 2015 год, 2016 год).


II.  СОВРЕМЕННО-РАЗВИВАЮЩАЯ СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСТАВНИКА

Профессиональное самоопределение личности наставника рассматривается мною как непрерывность наставнической деятельности в образовательной организации и представлено следующими направлениями: I – с обучающимися, II – со студентами, магистрантами, III – с начинающими учителями – молодыми педагогами, IV – с учителями со стажем и родителями.

 

 

I – с обучающимися

·  Сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся, с привлечением наставляемого – молодого педагога: «Курить – здоровью вредить», «Наш горох совсем не плох, вырос на окошке, подставляй ладошки», «Большая тайна маленького зёрнышка», «Дай лапу, друг!», «Все профессии важны, все нужны и служат людям!».

 

 

II со студентами, магистрантами

·  Привлечение студентов и магистрантов ТГПУ к проведению мастер-классов, открытых уроков, творческих мероприятий на базе О/У – школы-интерната.

·  Взаимодействие со студентами и магистрантами ТГПУ в процессе педагогической практики.

·  Мотивирование к участию в конкурсах, вебинарах, конференциях, семинарах.

 

 

III с начинающими учителями молодыми педагогами

· Сопровождение в педагогических конкурсах, викторинах, мастер-классах.

· Привлечение к активному участию в инновационных и творческих школьных

проектах, викторинах, праздничных мероприятиях.

· Вовлечение в организацию проведения важных и статусных торжествах.

· Участие в школьных выставках, экспозициях, спектаклях, выступлениях.

 

 

 

IV с учителями со стажем и родителями

· Организация и проведение открытых уроков и мастер-классов в рамках Региональной программы «Развитие наставничества в системе общего образования Томской области» с 2021 по 2024 гг. РЦРО (освоение новых технологий).

· Выступление  в  рамках  организации  и  проведения  конференций  ТГПУ

«Педагогическая планета» https://planetatspu.ru/event-list?cid=613. (за 38)

· Представление наставнического опыта, современных технологий в работе с обучающимися с нарушениями слуха для учителей-стажистов через Институт Повышения Квалификации и Профессиональной Переподготовки (ИПКиПП) https://www.institute-of-education.com/?guest_token=ZmKamMYLkFNrV1mWxJ2S.

· Проведение лекций и мастер-классов на курсах повышения квалификации ТОИПКРО.

· Обмен знаниями в среде профессионалов Издательского дома «Среда» https://phsreda.com/ru .

· Организация и проведение родительских собраний, круглых столов, бесед.


III.   НЕОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТИРАЖИРОВАНИЯ ПРАКТИКИ

Возможность тиражирования практики: универсальность форм, приёмов и инструментов практики наставничества даёт возможность её тиражирования в образовательных организациях различного уровня, общественных объединениях любой организационно-правовой формы. Стоит отметить, как основная деятельность, так и позиция личной наставнической практики в школе имеют определённые ролевые ситуации и реализуются мною через организацию работы наставнической пары. В зависимости от условий реализации наставнической деятельности в образовательном учреждении, каждая форма наставничества имеет свою цель и частные задачи.

Форм наставничества существует доказательно-убедительное количество: «ученик-ученик»,

«студент-ученик», «учитель-ученик», «учитель-студент», «учитель-учитель», «учитель- родитель». Каждая форма имеет как положительные характеристики, так и определённые проблемы, заключающиеся в низкой мотивации у обучающихся к учёбе и саморазвитию по причине вторичных нарушений в развитии слухового анализатора. Для глухих и слабослышащих школьников свойственен низкий уровень сформированности социально-жизненных ориентиров и позиций; у детей с нарушениями слуха слабо развиты вербально-коммуникативные навыки, поэтому, включение такой формы наставничества как «ученик-ученик» способствует качественному формированию вербально-коммуникативных и познавательных компетенций.

Форма «ученик-ученик» предоставляет возможность взять роль «Учителя» более успешному ученику и провести урок, организовать мастер-класс для одноклассников, также позволяет старшеклассникам представлять театральные постановки для дошколят, обучающихся начальных классов; организованно проводить познавательные беседы, викторины, помогать осваивать технику под моим руководством. https://cloud.mail.ru/public/tqJe/W8mGMTZoK

«Мой первый урок! Я учитель!»

«Моя первая презентация! Я учитель!»

«Мой первый мастер- класс! Я – учитель!»

Форма «студент-ученик» активизирует, под моим кураторством, будущего специалиста на успешное желание продолжить образовательную деятельность в конкретной образовательной организации, повышает его профессиональный уровень, создаёт комфортную профессионально- педагогическую среду, что в целом способствует реализации актуальных педагогических задач на достаточно-высоком уровне. Также, через выше обозначенную форму наставничества привлекаю студентов к активному участию в мероприятиях, регулярно проходящих в ОГБОУ «Школа- интернат для обучающихся с нарушениями слуха»: «Декада инвалидов», «День народного единства», «Мы сильные и смелые», «Театр – наша жизнь!», «Праздник наших мам» и др.

«Мы смелые и умелые!»

«В единстве наша сила!»

 

«Мы разные – но равные!»


Форма «учитель-ученик» обеспечивает благоприятные условия для наших взаимодействий (педагога-наставника с обучающимися). Данная форма повышает мотивацию детей к учёбе и улучшает образовательные ресурсы школьников с нарушениями слуха, развивает их творческие и вербально- коммуникативные навыки, а также способствует адаптации в школьном коллективе. В качестве учителя- наставника работаю в тесном контакте с родителями, учителями-предметниками, педагогом-психологом.

«Очень важно научить детей учиться, а не вдалбливать в них какие-то знания. Важно, чтобы между учителем и учениками сложились доверительные отношения». Марина Зудина

«Осень, в гости просим!»

«История нашей страны!»

«Мы соблюдаем ПДД!»

Форма «учитель-студент» благоприятствует созданию мотивационной и профессиональной поддержке, необходимой для дальнейшего осознанного выбора будущей карьеры. Несмотря на тот факт, что данная форма взаимодействия краткосрочная, в процессе взаимодеятельности студенту или группе студентов предоставляется перспективная возможность выбора конкретного места работы. Из сопровождающей группы №643 ТГПУ три педагога, благодаря моей профессиональной поддержке, методической и консультационной помощи, продолжили работать учителями в школе-интернате. https://cloud.mail.ru/public/5z7J/PLEkonb2M

«Наша школа лучшая!»

«Язык родной, дружу с тобой!»

«Путешествие в сказку!»

Форма «учитель-учитель – молодой педагог». Опыт работы с молодым начинающим учителем Анастасией Игоревной Белеховой обобщён. Знания, умения и навыки представлены на конференциях, вебинарах, семинарах разного уровня. В том числе, инновационная, творческо- педагогическая деятельность молодого педагога – Анастасии Игоревны показана на V Международном конкурсе «Учёный года-2022». https://cloud.mail.ru/public/gfhy/sP6ApBRhs

Анастасия Игоревна

Урок: «Мой родной город!»

Урок: «Где кто живёт?»


Форма системы отношений «учитель-родитель». Важно отметить, что родители – это первые представители и защитники своего ребёнка. Поэтому, я, в качестве наставника, при работе с семьёй или с одним из родителей, прежде всего, даю возможность почувствовать им свою компетентность в успешном воспитании ребёнка. Предлагаю удобные стратегии, даю качественные советы, утверждаю родителей в партнёрстве, приглашаю на уроки и другие школьные мероприятия. Выше-обозначенные направления доношу до Наставляемой личности, студента, магистранта, молодого педагога.

Кроме того, подробно описываю сложности во взаимоотношениях членов семьи: глухие родители воспитывают ребёнка с нормой слуха или родители с нормой слуха воспитывают глухого ребёнка, их большую потребность в наставничестве по причине отсутствия знаний по воспитанию детей с особенностями в развитии. У молодого, неопытного педагога, также у студента-практиканта может возникнуть конфликт с родителями, законными представителями. Данный документ поможет решить проблему, предупредить тяжёлые последствия.

«Последовательность действий при проблемной ситуации»  Таблица 1

П/№

Позиция алгоритма

Содержание этапа (что сделано)

1.

Ознакомиться с ситуацией

 

2.

Сесть за стол переговоров

 

3.

Выявить    спровоцировавшую    ситуацию

ключевую проблему

 

4.

Определить           причинно-следственную

связь

 

5.

Рассмотреть    ситуацию    с    позиции    её

основных участников

 

6.

Подойти  к  определению  возможностей

наставничества с целью решения данной проблемы

 

7.

Уточнить      модель      наставничества                      с помощью, которой можно безболезненно

решить проблему

 

8.

Спрогнозировать позитивные результаты

наставнической помощи

 

В план мероприятий, в обязательном порядке входят родительские собрания, круглые столы, беседы, консультации, на которых я, в качестве наставника, в присутствии наставляемого – молодого педагога, рассказываю родителям о нормативных документах школы, о деятельности и обязанностях родителей в воспитании детей, также раскрываю роль и значение обязательного соблюдения этикета. Вместе обсуждаем, подбираем и определяем выражения речевого этикета, которыми важно пользоваться как в школе, социуме, так и дома, какая форма одежды больше подходит для ношения в школе, правила социального, присутственного этикета, и др.

 

P1170211.JPG

Мастер-класс: «Права моего ребёнка»

P1180265.JPG

Игра: «Дорогой гость!»

Тренинг: «Смотри на меня, делай как я!»


Конечно, как выше было замечено, каждая форма наставничества имеет свою индивидуальность,  своеобразие,  исключительность  и  полностью  зафиксирована  в  ОГБОУ

«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха». Кроме этого, форма наставничества представлена за пределами школы-интерната и отражает моё сотрудничество и взаимодействие с различными фондами, центрами, научными организациями, научными обществами.

3.1.  Наставническое взаимодействие с молодыми педагогами, студентами и родительской

общественностью

·       Обмен опытом работы между молодыми педагогами и педагогами-стажистами специальных (коррекционных) и общеобразовательных организаций.

·       Выступление на общешкольных, классных родительских собраниях, круглых столах.

·       Организация и курирование прохождения педагогической практики студентов ТГПУ, наставничество на базе ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха».

«Сертификат наставника»

 

«Технологии, опыт, проблемы»

«Обмен опытом, знаниями»

3.2.  Наставническое взаимодействие с профессиональным сообществом

·       Сотрудничество с Институтом коррекционной педагогики РАО г. Москва.

·       Участие в практических мероприятиях, организуемых РЦРО, ТОИПКРО, ТГПУ г. Томска.

·       Проведение мастер-классов в рамках курсовой подготовки педагогов.

·       Распространение опыта работы с детьми с ОВЗ ч/з СМИ.

·       Разработка и реализация проектов с ТГПУ «Педагогическая планета» г. Томска.

3.3.  Наставническое взаимодействие с сетевыми педагогическими сообществами

·       Участие в видеовстречах с деятелями образования в режиме онлайн.

·       Членство в клубе «ИД Первое сентября» с 2007-2025 уч. год.

·       Представление методических     разработок: уроков, статей, мастер-классов, программ, планов в сети Интернет.

·       Функционирование в проектах: ООО «НОУ «Вектор науки», «Центр научной мысли» г. Таганрог, ИПКиПП г. Санкт-Петербург.

3.4.  Наставническое взаимодействие с организациями социально-общественной

значимости

·       Благотворительный фонд РХТУ им. Д.И. Менделеева.

·         ОГАУК            Томская      областная      детско-юношеская       библиотека                «Основы изобразительного искусства», участие в конкурсах, посещение выставок.

·       Городской проект    «Изменим город вместе» Организаторы Администрации г. Томска, ОАО «БАНК УРАЛСИБ», Благотворительный Фонд «Селена».

3.5.  Наставническое взаимодействие с БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫМ фондом РХТУ им. Д.И. Менделеева

·       Организация        дистанционных        образовательных               технологий.               Защита исследовательских конкурсных работ. https://e.mail.ru/inbox/0:16756799991853442208:0/

·       Проект: «Наш горох совсем не плох, вырос на окошке, подставляй ладошки». Авторы: обучающиеся 1 класса. 2022 г.


·       Проект: «Курить здоровью вредить!». Автор: Иванов Тимур 5 класс. 2022 г.

В финале Всероссийского фестиваля творческих

открытий и инициатив Иванов Тимур защищал

работу в формате онлайн.

https://cloud.mail.ru/public/srsd/2VkYhCfBH

 

 

 

В финале Всероссийского конкурса научно-

исследовательских работ Спыну Елизавета защищала работу в формате онлайн

 

 

 

 

3.6.   Наставническое взаимодействие с «Центром научной мысли»

·       Иванов Тимур победитель VII Всероссийского конкурса «Дорога добра» посвящён волонтёрству в России. Ростовская обл. г. Таганрог.


3.7.  Наставническое взаимодействие с ООО « НОУ «Вектор науки»

·       Купаев Амир – победитель в IX Международной учебно-образовательной выставке, посвящённой Победе в ВОВ «Пусть живые запомнят, пусть поколения знают!». Ростовская обл. г. Таганрог.

 

 

3.8.  Наставническое взаимодействие с журналистами, СМИ

https://phsreda.com/ru/author/98683

https://toipkro.ru/content/files/documents/podrazdeleniya/uprav/Sbornik_luchshix_praktik      klassnogo_rukovodstva

.pdf (страница 38)

Газета

Когда к нам приходят гости, они понимают, какое бесценное значение в жизни человека имеет наличие хорошего слуха. Вот что пишет журналист Сергей Макиенко, побывавший на нашем уроке: «И даже небольшое погружение в мир глухоты показывает, насколько важен и тяжёл труд учителя, позволяющего не слышащему ребёнку адаптироваться в обычной жизни. И не просто адаптироваться, а получить нормальное среднее образование. Да, жизнь не выучишь наизусть!»

 

 

3.9.  Новая форма наставнического взаимодействия обучающихся с дошкольниками ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

·       Охрана здоровья  через укрепление физического и психического состояния ребёнка дошкольного возраста, совершенствование   общих способностей дошкольников.

·       Развитие коммуникативности, уверенности, произвольно-познавательной активности.

·       Обеспечение эмоционального благополучия и успешного образования на следующих этапах: предшкольное образование, дополнительный 1-ый класс, 1-ый основной класс.

«Будем всегда здоровы!»

Сказка: «Весёлый ГНОМ»

Сказка: «КОЛОБОК»


Таким образом, закономерно-правильная организация включённости наставнической деятельности во все образовательные, социальные, культурно-просветительные, педагогические процессы, вне всякого сомнения, оказывает положительное влияние на эмоциональный фон всех участников наставнического взаимодействия. Стоит отметить факт получения обучающимися с нарушениями слуха стимула к вербальному совершенствованию, самореализации, качественному росту речевого развития. В тоже время, факт профессионализма, самоопределения студента, молодого педагога способствует личностному наполнению, верному профессиональному выбору.

В 2016-2017 году студенты 643 группы ТГПУ педагогического факультета, под моим наставничеством, проходили практику в ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха». С самого начала все студенты были вовлечены в школьные урочные и внеурочные мероприятия. Практика подтвердила, что профессия «Учитель» выбрана целенаправленно студентами: Фирсовой Марией Фёдоровной, Князевой Евгенией Андреевной, Исаевой (Леонтьевой) Анной Сергеевной. В 2019 году указанные выше молодые педагоги пришли работать в ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» учителями. Начинающие молодые педагоги успешно работают в школе-интернате, систематически участвуют в различных конкурсах, применяют в работе современные педагогические технологии, активно организуют работу с обучающимися по развитию слухового восприятия и формированию произносительной  стороны  речи  (РСВ  и  ФПСР).                                                                                                                                 https://www.institute-of- education.com/my/lib_materials/171604   (rimoiseeva@list.ru)

«Внимательно послушай, загадку отгадай!»

«Громко прочитай картинку выбирай!»

«Что услышал повтори, карточку подбери!»

Также, мои бывшие ученицы: Ибраева Альфия Маратовна, Косова Олеся Евгеньевна – студентки ОГБПОУ «Томский государственный педагогический колледж», проходили практику в своей родной школе – ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха». После окончания колледжа молодые специалисты: Альфия Маратовна и Олеся Евгеньевна вернулись в школу, работают воспитателями (в настоящее время в декретном отпуске). В процессе прохождения практики, под моим руководством – я выступила в качестве наставника, Олеся Евгеньевна написала статью: «Воспитание основ толерантности у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» https://interactive-plus.ru/e-articles/417/Action417-463039.pdf

 

«Мария Фирсова – студентка ТГПУ»

«Михаил Кастюк студент- практикант ТГПУ»

«Олеся Косова - студентка ОГБПОУ»


IV.  ШИРОКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МАСШТАБИРОВАНИЯ ПРАКТИКИ

Возможность масштабирования практики предъявляет большее количество участников, но при этом качество результата остаётся без изменения. Для увеличения количества наставляемых, без изменения качества результатов, необходимо обеспечение методического сопровождения деятельности наставников на всех этапах реализации процесса наставничества, в том числе и посредством дистанционных технологий. Для масштабирования практики, в ОГБОУ «Школа- интернат для обучающихся с нарушениями слуха» имеются возможности для увеличения наставляемых студентов, молодых педагогов. Таблицы указывают на увеличение количества наставляемых студентов, молодых педагогов при положительном результативном качестве.

Таблица 2

Студенты, магистранты ТГПУ

2016-2017

2017-2018

2019-2020

2020-2021

2021-2022

2022-2023

10

10

3 (пандемия)

2 (пандемия)

2 (пандемия)

12

Таблица 3

Молодые специалисты, начинающий учитель

2017-2018

2018-2019

2019-2020

2020-2021

2021-2022

2022-2023

2

3

3

3

1

3

 

Таблица 4

 

Общее количество наставляемых личностей

2016-2017

2017-2018

2019-2020

2020-2021

2021-2022

2022-2023

12

13

6

5

3

15

 

Таблица 5

4.1. Организация мастер-классов для студентов и магистрантов ТГПУ

 https://planetatspu.ru/event-action?cid=613&m=11904

https://planetatspu.ru/user-cabinet

Год

Мероприятие

Форма участия

10.10.

2017

Всероссийская научно-практическая конференция                             «Новые образовательные                технологии: наставничество, мастерство, карьера»

(Опыт наставничества)

Доклад: «Театральная терапия как фактор развития и коррекции устной речи детей с ОВЗ во внеурочное время». Мастер-класс по театральной    педагогике,    организации

театральной студии в школе.

18.03.

2018

Всероссийская научно-практическая конференция                             «Новые образовательные технологии: опыт,

проблемы, перспективы» (Опыт наставничества)

Статья-доклад: «Формирование активной жизненной позиции для взаимодействия с центром  «Содружество»  для  бездомных

животных в рамках проекта «Дай лапу, друг!». https://cloud.mail.ru/public/qbN5/AqG8AddPJ

20.12.

2019

Всероссийский                          сетевой педагогический проект «Оформление авторских разработок: рабочие программы, педагогические проекты, сценарии            уроков»            (Опыт наставничества)

Мастер-класс: «Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Театральный кузовок». Рецензия Е.В. Дозморовой – к.п.н. начальник управления доп. образованием и довузовской                                       подготовки. https://cloud.mail.ru/public/1rwg/qjSycSLoq

https://cloud.mail.ru/public/MPEa/ELu4H8aUx

10.01.

2020

Всероссийская научно-практическая конференция                             «Новые образовательные                технологии: наставничество, мастерство, карьера»

(Опыт наставничества)

Статья: «Наставничество студентов в процессе организации внеурочной деятельности младших              школьников,              имеющих

сенсоневральную тугоухость». Мастер-класс, презентация.


10.12.

2020

Научно-практическая      конференция

«Новые образовательные технологии: наставничество, мастерство, карьера»

(Опыт наставничества)

Статья-мастер-класс:                 «Эффективность современных образовательных технологий как основа   качества   обучения   детей   с

нарушениями слуха».

2021-

2022

Методическое                   объединение педагогов-наставников              (Опыт

наставничества)

Представление         проекта         «Дорога         к педагогическому                              мастерству».

https://cloud.mail.ru/public/RCDQ/pagDD2R12

10.11.

2022

Научно-практическая      конференция

«Новые образовательные технологии: наставничество, мастерство, карьера»

(Опыт наставничества)

Статья-доклад: «Создание ситуации успеха в организации жизнедеятельности младших школьников  с  особенностями  в  развитии

слухового анализатора».

 

«Представление опыта»

«Актуальность мастер-класса»

 

 

 

 

 

 

 

 

https://planetatspu.ru/user-cabinet

С 2017 года личное сотрудничество с ТГПУ г. Томска предоставляет возможность обучающимся принимать участие в интеллектуально-творческих конкурсах, научно-практических конференциях, где ребята, под моим руководством, делятся своим опытом, знаниями, в направлении наставнической деятельности. «Это целое искусство, действительно, быть учителем и давать ученику больше, чем просто знания». Елена Подкаминская:

Всероссийский конкурс творческо-познавательной деятельности школьников, дошкольников

«Планета увлечений»: Екатерина Багаева, https://planetatspu.ru/event-action?cid=148&m=1014 Семён Морозов. https://planetatspu.ru/event-action?cid=257&m=2417

Всероссийская научно-практическая конференция школьников и студентов  «Сократ»:

Валерия Иванова. https://planetatspu.ru/event-action?cid=138&m=1013

С 2014 года сотрудничество с Учреждением Дополнительного Профессионального образования «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки» (ЧОУ ДПО «ИПК и ПП») 198510, Санкт-Петербург, город Петергоф, Санкт-Петербургский пр., д. 60, лит. Ю, пом. 7 Н, (офис 425). Совместная деятельность даёт возможность загружать и представлять методические материалы в Методичку. https://www.institute-of- education.com/my/lib_materials Являюсь членом экспертно-педагогического состава, а также экспертом по разработке методических рекомендаций и оценки педагогических квалификаций. Взаимосотрудничество, наставническая деятельность осуществляется с применением дистанционных образовательных технологий, авторских статей, докладов, круглых столов, мастер-классов, уроков, прохождением курсов повышения квалификации. https://www.institute-of- education.com/my/lib_certificates https://www.institute-of-education.com/account

Настоящий наставник такой, он правдивый, душевный, не злой, Он корысти и лести не знает, окружающим всем помогает!

Настоящий наставник такой, он к коллегам с открытой душой.

Он поддержит, поможет, поправит и плечо, когда трудно, подставит! Настоящий наставник обучит, засучив рукава всех научит

Как добиться, достичь своей цели, чтобы все его труд лицезрели! Настоящий наставник такой, он богат добротою людской!

Он готов поделиться добром, всеми знаниями – целиком! https://infourok.ru/user/lugovskaya-natalya-viktorovna1/blog/nastoyaschiy-uchitel-150452.html (Луговская Наталья Викторовна в интерпретации Моисеевой Раисы Ивановны)


 

4.2. Квалификационные категории в соответствии с гармоничной соразмерностью и сферой образовательной деятельности педагога:

учитель-методист, учитель-наставник, ведущий учитель

 

 

 

 

 

«К победам мастерства!»

«Наш творческий успех!»

«Трудиться никогда не лень!»


4.3. Профессиональная переподготовка

30.06.2021 ООО «Инфоурок» по программе «Организация деятельности учителя- наставника в образовательной организации». Итоговый экзамен – отлично.


 


4.4. Курсы повышения квалификации (К/П 2020, 2021, 2022, 2023 гг.)

 

 

 

 

 

 

«Повышение квалификации это обновление личных теоретических и практических знаний, совершенствование навыков в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации» (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской            Федерации»).             Профессия            учителя            требует                                постоянного совершенствования, регулярного обновления знаний, использования современных наиболее результативных технологий и обучающих методов. Всё это возможно лишь при непрерывном обучении, повышении квалификации. Поэтому, в число моих обязанностей, определённых ч. 1 ст.

48 Закона об образовании, входит обязанность «систематически повышать свой профессиональный уровень». Следуя данному требованию, постоянно повышаю свой квалификационный уровень, работая по ФГОС начального общего образования (НОО).


 

 

 

Scan_0009.jpg

 

Scan_0047.jpg

 

 

«День УЧИТЕЛЯ!»

 

«Наши награды!»

 

«Яркий ДЕНЬ!»

 

Грамота от Эфтимович Л.А.


 

 

 

Компетентность наставнической деятельности базируется на моей профессиональной переподготовке и систематическом повышении квалификации – курсов подготовки, в том числе, в процессе участия на семинарах, конференциях, фестивалях, съездах, вебинарах, медианарах. Личный опыт, в качестве наставника, предложен разным категориям наставляемых участников педагогического процесса: обучающимся (опыт по организации проектно-исследовательской деятельности), студентам, молодым специалистам, начинающим учителям, а также учителям- стажистам, в том числе родителям (современные образовательные технологии, внеурочная деятельность, формы работы наставника).

Таким образом, возможность масштабирования личной наставнической практики не привязана к какому-либо учебному предмету. Она основана на деятельностном сопровождения Наставляемой личности, а это делает наставническую практику эластичной, гибкой, мягкой и мобильной (я в качестве педагога-наставника обучаю не только одного наставляемого, а разнопредметную группу педагогов, студентов, обучающихся).

Это обрамляет наставническую деятельность в принципиальную диалогичность, так как наставническая практика построена на прямых ценностях сотрудничества, взаимодействия, что позволяет привлечь к обсуждению всех участников, а для детей с нарушениями слуха – это, прежде всего, вербальная коммуникация и социальная адаптация, для других – это методический, технический, педагогический, психологический ресурс партнёрства. А самое важное и актуальное – возможность масштабирования обеспечивает реализацию требований ФГОС в части организации сотрудничества и общего дела, формирования универсальных учебных действий (УУД) и функциональной грамотности у всех участников совместной деятельности, но, в большей степени, детей с нарушениями слуха: глухих и слабослышащих. https://www.institute-of- education.com/my/lib_materials/213785


V.  МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ НАСТАВНИЧЕСТВА

(методические документы, описывающие практику в организации)

В настоящее время, в России, наставничество признано самым важным и успешным методом, способствующим повышению профессионального уровня и личностного роста всех субъектов наставничества, включая самого наставника. https://my.1sept.ru/portfolio/constructor/

Распространение педагогического опыта, в том числе и через наставническую деятельность с педагогическими (руководящими) работниками сферы общего и дополнительного образования осуществляется мною посредством сотрудничества с ТГПУ г. Томска. Я умело сопровождаю студентов, проходивших практику профессиональной адаптации в ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» (наставничество) 2022-2023 учебном году. На портале ЗАВУЧ, для педагогической общественности, поместила рекомендации по сопровождению студентов.

Являюсь  активным  участником  пилотной  площадки  по  реализации  программы

«НАСТАВНИК» по направлению «Социальное партнёрство» в рамках реализации социального проекта «Классный руководитель. Перезагрузка» при финансовой поддержке фонда Президента РФ. Сертификат №1 – 29/КР -31 ТОИПКРО г. Томск. По направлению педагогической деятельности НАСТАВНИЧЕСТВО, взаимодействую со студентами через свой «Авторский сайт учителя». Диплом №030/ос/16.

В 2019-2020 учебном году приняла активное участие в работе Всероссийского сетевого методического объединения ПЕДАГОГОВ-НАСТАВНИКОВ. В течение учебного года реализовывала образовательные мероприятия индивидуального плана педагога-наставника. Присвоен статус педагога-наставника. Протокол № 1, от 23.11.2017 ТГПУ «Педагогическая планета» г. Томск. По решению ЧОУ ДПО «Института повышения квалификации и профессиональной подготовки» вручён Сертификат учителя-наставника. Номер:22289 / Серия Л г. Санкт-Петербург 21 февраля 2021 г.

08.04.2021 года приняла активное участие в онлайн-конференции «Учитель: вертикальный рост внутри профессии. НАСТАВНИЧЕСТВО

как универсальная технология передачи опыта» РЙ 16425821 г. Смоленск.

Инновационная                                              деятельность, представленная педагогическому сообществу, оказывает                 действенную                                        помощь административным органам, учителям, классным руководителям                                      общеобразовательных организаций. Учителя-дефектологи, учителя- логопеды, психологи, методисты и руководители коррекционных и общеобразовательных школ также получают качественную помощь от представленной инновационной деятельности.

Новая система моего учительского роста показывает личный профессиональный уровень, отражает личное мастерство в сфере образовательных услуг. Выражаю благодарность ООО «Минобр.орг» за присвоение мне новых квалификационных категорий в соответствии с гармоничной соразмерностью и сферой образовательной      деятельности,         что предоставлено на сайте Минобр. Орг (minobr.org): «Учитель-методист», «Учитель- наставник», «Ведущий учитель». Факт признания наставнического опыта моей личной

педагогической деятельности зафиксирован организаторами различных уровней:


https://konkurs2016.ru/admin/index/results «Твори! Участвуй! Побеждай!». https://connect.vk.com/account/#/personal Видео уроки в Интернете. https://znanio.ru/person/z88554138

http://nadezhdy-russia.ru/konkursy-k-godu-teatra-v-rossii Московский Институт Психоанализа. https://infourok.ru/user/moiseeva-raisa-ivanovna Инфоурок.

https://www.institute-of-education.com/my/test_certificates прохождение тестирования. https://my.1sept.ru/festival/18/     Фестиваль «Открытый урок» сезон с 2007/2008 по 2022/2023.

Для меня значимо признание и оценка моего профессионального, наставнического труда, как администрацией и коллегами в образовательном учреждении, так и в педагогическом сообществе. Поэтому, стараюсь активно разрабатывать и изучать инновационные педагогические технологии, внедрять их в частно-персональную профессионально-педагогическую деятельность. Систематически повышаю квалификацию, прохожу курсы, посещаю семинары, выступаю на различных конкурсах профессионального мастерства, даю мастер-классы, круглые столы. https://cloud.mail.ru/public/pgCY/UUaLeyU8M,                                                                                       https://cloud.mail.ru/public/PyMW/eqfHE7S3d Обобщаю и распространяю собственный педагогический опыт, в том числе посредством публикаций в различных изданиях СМИ, в том числе и в Интернет-изданиях совместно с Наставляемыми личностями. https://fond21veka.ru/publication/11/27/471002/

Имею достаточно высокий профессиональный рост учителя со свойственной мне педагогической умелостью, мастерством, творчеством и новаторством. Являюсь экспертом по проверке итоговых работ курсов повышения квалификации «Психолого-педагогические технологии организации инновационной деятельности педагога в условиях реализации ФГОС». Активно демонстрирую опыт молодым учителям-дефектологам, оказываю персональную и адресную методическую помощь в процессе сопровождения студентов, проходящих практику в образовательном учреждении. Отзывы студентов подтверждают наставническую деятельность по сопровождению в процессе практики, в том числе Сертификат Р№ 002, Благодарность, справка, указывающая на экспертную деятельность в качестве педагога-наставника, за подписью и.о. декана ФПК и ПК ТГПУ доцента, канд. пед. наук Е.В. Дозморовой.

С 02.09.2021 года являюсь педагогом-наставником молодого специалиста – Анастасии Игоревны Белеховой. Прежде всего, обратила внимание Наставляемой личности на требования к организации учебно-воспитательного процесса на начальной ступени обучения и на ведение документации, её коррекционной составляющей.

Под моим руководством Анастасия Игоревна осваивает приёмы и методы работы по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи – (РСВ и ФПСР). Совместно с молодым педагогом разрабатываем и изготавливаем дидактические пособия для занятий по развитию речи, по формированию произносительной стороны речи. Активно и в содружестве с Анастасией Игоревной занимаемся написанием статей, делимся педагогическим и наставническим опытом в СМИ. Авторские методические разработки, представленные на различных интернет-сайтах и площадках, апробированы педагогической общественностью.

5.1.  Методические документы для работы с наставляемым молодым педагогом

Для работы с молодым педагогом – наставляемой Анастасией Игоревной Белеховой, необходимо выделить несколько разных видов методических документов:

·     программа (составляется каждый год); https://cloud.mail.ru/public/nqEv/Yiqh1eCo8

·     план профессионального самообразования молодого специалиста (начинающего учителя); https://cloud.mail.ru/public/Pue5/gf5SnbaMJ

·     индивидуальная      образовательная      траектория     (ИОТ)      (организация                                  образовательной деятельности у обучающихся); https://cloud.mail.ru/public/gG9N/jhxXMf73N

·     анкеты для молодых специалистов; https://cloud.mail.ru/public/onoa/TdvB8V1JM

·     печатные работы по современным образовательным технологиям, внеурочной деятельности https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48596976;  https://phsreda.com/article/102419/discussion_platform;                                                                                                                                              https://xn---- 7sbababizacpt8agknjd9an7ah6rkam.xn--


p1ai/%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0

%B8/42593/3655590/

·     методические материалы, созданные с использованием школьной музейной педагогики, школьной библиотеки;

·     творческая деятельность молодого педагога в составе школьной группы по организации внеурочной деятельности с привлечением обучающихся в активный учебно-внеучебный процесс (Анастасия Игоревна выступает в роли кролика).

  

«Новый год к нам идёт, нас подарков много ждёт!»

 

5.2.  Положительная оценка, рецензии, содержащиеся в методических материалах

Собственную наставническую деятельность выстраиваю таким образом, что в процессе взаимодействия по форме «учитель-ученик», каждый слабослышащий и глухой ребёнок отрабатывает приёмы умственной активности, речевого оживления в соответствии с личной траекторией индивидуального развития. Это позволяет повышать обучаемость, а включение в задания нейропсихологических методик – материала, направленного на развитие речи, логического мышления и творческих способностей, положительно сказывается на когнитивной сфере ребёнка и является существенным моментом формирования его личности.

Структура и содержание наставнической деятельности в процессе взаимодействия с обучающимися чётко и качественно обобщает сурдопедагогические и сурдопсихологические техники и приёмы коррекции психомоторики, сенсорных процессов, слухового и речевого анализаторов. Без знаний психологических особенностей детей с нарушенным слухом невозможно создать адекватные условия ни для их обучения и воспитания, ни для наставнического сопровождения, ни для успешной, в последующем, адаптации детей в социуме.

 

 

«Мы – дружные котята!»

«Поросята весёлые ребята!»

«Моя любимая игрушка!»

Соответствующе-целесообразную, отвечающую всем требованиям наставническую значимость методического материала, имеет адаптированная авторская образовательная программа «Знаю, умею, могу». https://cloud.mail.ru/public/tEDZ/nVWbZJKDE Программа наполнена сурдопедагогическими, сурдопсихологическими, коррекционно-педагогическими компонентами. Данный методический материал имеет Сертификат Качества №72 от 16.07.2021 г. Документ прошёл независимую оценку качества образования по педагогическим измерительным критериям (ПИК), сопровождается Рецензией д-ра пед. наук С.П. Акутина от 09.07.2021 г


В процессе взаимодействия по форме «учитель-учитель» педагоги ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»: Е.В. Гальстер, Т.Н. Дутова, П.М. Ткаченко, И.Н. Павлова, Н.А. Шацкая, О.В. Григорьева, Е.Г. Киреева, Т.Я. Тихонова, Т.П. Мурина, И.Г. Крицкая, работают по программе «Знаю, умею, могу». Педагоги-стажисты ориентируются на особенности обучающихся, их индивидуальные возможности восприятия речевого материала и развитие личностных качеств, таких как:

·       произвольность психической деятельности;

·       виды праксиса;

·       перцептивно-гностические следствия;

·       пространственное восприятие;

·       временные представления;

·       восприятие особых свойств предметов;

·       слухо-речевые функции;

·       внимание и саморегуляция.

Также педагоги опираются на принцип дифференцированного подхода (индивидуальность для каждого ученика); на принцип доступности (работа в зоне ближайшего развития); на принцип щадящего режима (подача материала в дозированной форме); на принцип соразмерности (не навреди). Создают оптимальные условия для личностного и познавательного развития младших школьников с нарушениями слуха.

Программа «Знаю, умею, могу» используется также педагогами МАОУ СОШ № 30, в частности Н.Б. Голиковой – учителем начальных классов. Игровые методики данной программы применяются в педагогической деятельности учителем-сурдопедагогом МАДОУ № 13 Е.Г. Киреевой, учителями РФ. https://www.institute-of-education.com/my/lib_materials/214054

Данный методический материал получил положительную оценку Центра оценки качества педагогических квалификаций, Сертификат серия 0 № 307224 /2022; программа рекомендована к тиражированию в педагогических коллективах как передовой педагогический опыт, Сертификат серия Т № 307222-1 / 2022; также программа «Знаю, умею, могу» включена для тиражирования в курсы повышения квалификации ИПКУ и ПП, Сертификат серия Т № 307222-2 / 2022; представленный материал прошёл экспертную оценку и получил положительное заключение редакционного совета, Сертификат серия Р № 307223 / 2022.

Личный кабинет - Главная | Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки (institute-of-education.com)

«На мой взгляд, хороший учитель, безусловно, должен обладать и хорошими актерскими качествами. Прямо по Станиславскому: яркость, убедительность, заразительность, внимание, сосредоточенность и умение захватить внимание аудитории и донести ту цель, ту задачу, которая перед тобой стоит. И если урок будет в такой форме, он будет, на мой взгляд, интереснее, чем безэмоциональная, сухая доставка знаний до учеников. Это живое, это живая энергия». Дмитрий Харатьян

Для успешного сопровождения младших школьников с нарушениями слуха во внеурочное время разработала рабочую долгосрочную программу по курсу внеурочной деятельности (КВД)

«Театральный кузовок».

https://cloud.mail.ru/public/MPEa/ELu4H8aUx Программа направленна на повышение качества образования. https://cloud.mail.ru/public/z1Td/45VhRFW8e, составлена с учётом требований к программам для специальных (коррекционных) образовательных учреждений. https://cloud.mail.ru/public/fKV3/Egn6zVxhq

Достоинством данной программы является представление обобщённых техник и приёмов театральной педагогики, позволяющих корректировать психомоторику, сенсорные процессы, слуховой анализатор, речевую деятельность глухих и слабослышащих обучающихся. Программа опирается на методический материал основателя и режиссёра театра для детей с нарушениями слуха «Пиано» В.Н. Чикишева. https://cloud.mail.ru/public/AWAN/H89Bhhtwi

Данный методический материал отмечен Сертификатом качества ООО «НОУ «Вектор науки»


№67 от 15 июля 2020 г. Таганрог, рецензией начальника управления дополнительного образования и довузовской подготовки, к.п.н. Е.В. Дозморовой ТГПУ, Дипломом ТГПУ № 007/оар/19 г. Томск. За участие в Международном конкурсе научно-исследовательских работ «Научная лаборатория Совушка» программа отмечена Дипломом 1-ой степени №65516Р1.1.2020.2 от 08 мая 2020 г.

Педагогической общественности представлены презентации: «Рабочая программа по КВД

«Театральный кузовок», «Пилотная площадка по программе «Театральный кузовок». Данные факты подтверждены справкой директора образовательной организации Н.В. Филипповой. https://cloud.mail.ru/public/qyiL/u4VjY5Qok

В отношении выше означенного, в качестве наставника и автора, по форме «учитель- учитель» в содружестве с педагогом-соавтором Дутовой Татьяной Николаевной, мною была разработана программа по воспитанию этнической толерантности с учётом национальных и региональных интересов – «Стирая границы» на 2019-2024. Программа была утверждена на методическом объединении образовательной организации 29 октября 2019 года, протокол №2 ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха».

Важным направлением программы «Стирая границы» определена социализация и воспитание с учётом региональных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда». Национальный проект «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.» выступает качественной основой по воспитанию этнической толерантности на ценностях и традициях народностей, населяющих Томскую область.

Цель программы «Стирая границы»: создание условий для воспитания нравственных чувств у обучающихся с нарушениями слуха на основе ценностей многонационального российского общества, а также принципов соблюдения прав и свобод человека.

Содержание программы «Стирая границы» построено с учётом развития основных особенностей индивидуального подхода к детям с особенностями в развитии, с учётом принципов:

«Спираль», «От простого к сложному». Прогнозируемый результат программы заключается в сотрудничестве семьи и школы, их тесном взаимодействии по вопросам воспитания толерантности, основ нравственно-духовного направления. Данная программа имеет Сертификат качества ООО

«НОУ «Вектор науки» №70 от 03 февраля 2021 года, г. Таганрог, рецензию С.П. Акутина – доктора педагогических наук ФГАОУ ВО «НИН государственного университета им. Н.И. Лобачевского». https://cloud.mail.ru/public/oGTd/GLVBUrb26

Программа «Стирая границы» представлена широкому кругу общественности. На XI Международном конкурсе работников образовательной сферы «Навстречу детям» данная программа заняла почётное 1 место. На XI Международной научно-практической конференции

«Современный ребёнок и общество» программа заняла 1-ое место – секция №3 «Воспитание ребёнка-инвалида в современном мире». По решению членов оргкомитета мне присуждена награда в виде Диплома и медали.  По материалам конференции издан сборник научных трудов

«Современный ребёнок и общество», куда вошла представленная программа «Стирая границы».

 

VI.    РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРАКТИКИ НАСТАВНИЧЕСТВА

«Унылой дидактикой молодежь сегодня не пробьешь. Человек, который что-то рассказывает другому человеку, и хочет, чтобы другой человек его услышал, понял, принял те важные постулаты, которые ему вкладывают в голову, – должен быть мастером. И в этом смысле учитель – мы просто себе в этом не признавались – это шоумен». Эрнест Мацкявичюс

Критериальная эффективность наставнической практики отмечена и зафиксирована положительными результатами. Результативность наставнической деятельности фиксируется наградными материалами молодого педагога – Анастасии Игоревны Белеховой – моей наставляемой, на различных уровнях. Обобщение педагогического опыта молодого специалиста под моим руководством и в тесном сотрудничестве, представлено в таблице достижений.

6.1.   Определённо-практические результаты и профессиональный рост наставляемой

(профессиональные конкурсы, конференции, форумы, фестивали, олимпиады)

Профессиональный рост, положительные результаты педагогической деятельности представлены в таблице 6 «Достижения Анастасии Игоревны» (работает второй год).


Таблица 6

П/№

Название мероприятия

Дата

Уровень

Результат

1.

Научно-практическая конференция

«Наставничество в современной школе»

24.04.21

Муниципальный

Сертификат

автора научной работы

2.

Научно-практическая конференция «Наука, образование, общество: тенденции к

перспективному развитию»

20.01.22

Международный

Свидетельство автора научной

работы

3.

«Большой этнографический диктант-2022»

30.04.22

Всероссийский

Сертификат

4.

Интернет-олимпиада «Разработка рабочих

программ по ФГОС»

03.05.22

Международный

Сертификат

5.

Конференция по логопедии «Секреты

правильной речи»

15.08.22

Международный

Сертификат

6.

Конференция «Правовая компетентность

педагога»

31.08.22

Международный

Сертификат

7.

Вебинар «Формирование цифрового

пространства в школе с образовательным сервисом – «Лаборатория проектов»

02.09.22

Всероссийский

Сертификат

8.

Конференция «Влияние внеурочной

деятельности на развитие межпредметных компетенций и успеваемости обучающихся»

09.09.22

Всероссийский

Диплом            в

качестве докладчика

9.

Публикация в СМИ Долгосрочный проект по родительскому просвещению «Мы вместе всё

преодолеем»

25.09.22

Всероссийский

Свидетельство автора научной

работы

10.

Вебинар «Теория развития», «Письмо с

секретом

10.10.22

Всероссийский

Сертификат

11.

Конференция «Педагогические технологии для

реализации требований ФГОС»

05.11.22

Международный

Сертификат

12.

Конференция «Образовательные и новые

технологии»

23-24.11.22

Международный

Сертификат

13.

Конференция «ФГОС начального общего

образования»

25.11.22

Международный

Сертификат

14.

Вебинар «Особенности психолого-

педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями слуха»

15.12.22

Всероссийский

Сертификат

15.

Образовательная олимпиада «Как устроен

человек»

13.12.22

Международный

Сертификат

эксперта

16.

V    Международный   конкурс   «Учёный   года-

2022» в номинации «Магистрант-аспирант»

16.12.22

Международный

Диплом          III

степени

17.

Открытый конкурс молодых/начинающих

учителей и наставников «Совместный проект»

2022

Межрегиональный

Диплом          III

степени

 

6.2.       Критерии оценки эффективности практики

Важно оценить следующие критерии определения эффективности практики для обучающихся, студентов, магистрантов, молодых педагогов-специалистов (наставляемых).

Для обучающихся с нарушениями слуха:

1- ый критерий это сформированность вербально-коммуникативных действий и учебно- значимых компетенций (с целью коррекции вторичных нарушений);

2- ой критерий это приобретение знаний, умений, навыка и опыта работы в учебной, проектной, исследовательской деятельности с последующим применением на практике;

3- ий критерий это развитие познавательного интереса, передача глухим и слабослышащим


дошкольникам, младшим школьникам в форме деловых игр, имитационных игр, мастер-классов старшими школьниками.

Для студентов:

1- ый критерий – это развитие умений и навыков взаимодействия с участниками педагогического процесса в школе;

2- ой критерий – это формирование целостной картины педагогической деятельности;

3- ий критерий – это закрепление теоретических психолого-педагогических знаний.

Для магистрантов:

1- ый критерий – это адаптация к новой социальной роли учителя в школе;

2- ой критерий – это формирование умения применять полученные в университете знания в работе с детьми в соответствии с современными требованиями к организации и содержанию учебно-воспитательной работы;

3- ий критерий – это включённость магистрантов в различные урочные и внеурочные праздничные и торжественные мероприятия школы.

Для молодых педагогов-специалистов (наставляемых):

1- ый критерий – это адаптация в роли учителя в педагогическом коллективе;

2- ой критерий – это участие в различных инновационно-творческих проектах школы;

3- ий критерий это устойчивость, стабильная динамика образовательных результатов, деятельности обучающихся (в том числе и проектно-исследовательской деятельности).

Для родителей (законных представителей):

1- ый критерий – это возможность заинтересованности в успешном воспитании ребёнка, в его участии в конкурсах, фестивалях с положительным результатом;

2- ой критерий это освещение родителей полезной информацией в плане организации жизнедеятельности обучающихся в школе и за её пределами;

3- ий критерий – это координирование, стимулирование, благоприятное сопровождение.

Исходя из вышеозначенных данных критериев и фактического материала, можно отметить эффективность наставнической практики.

 

VII.       УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА НАСТАВНИКА

«Как почётно наставником быть, и учить, и учиться самой, детям знанья и душу дарить, хоть бывает и трудно порой» – педагогическая фраза старшего преподавателя ТГПУ Елены Анатольевны Филимоновой, сотрудничество с которой является маяком моей профессионально- наставнической деятельности. Данная словесная формула помогает мне разумно расставлять педагогические, психологические, наставнические, и жизненные приоритеты, взаимодействовать с выдающимися представителями русского искусства и отечественной педагогики, перенимать их безценный педагогический опыт и качество знаний, отражающих объективную действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов педагогической науки.

7.1.     Нестандартные, авторские методы, приёмы взаимодействия с наставляемым

В педагогической практике наставнической деятельности следует отметить качественное и продуктивное взаимодействие с Белеховой Анастасией Игоревной – это авторские и нестандартные приёмы взаимодействия:

·       включение молодого специалиста в инновационно-творческое функционирование с самого начала коррекционно-педагогической деятельности;

·       активное участие молодого педагога в разработке викторин, олимпиад, участие в профессиональных конкурсах, конференциях, мастер-классах, семинарах;

·       использование современных образовательных технологий (сотворчество, визуализация, вербализация, ИКТ);

·       привлечение магистрантов (наставляемых) к разработке конкурсных заданий, викторин;

·       участие в праздничных внеурочных мероприятиях, школьных социальных проектах;

·       совместное участие в интегрированных мероприятиях и их успешная реализация. Например, благодарность за участие в VI Межрегиональной научно-практической конференции имени Светланы Николаевны Чистяковой: «Современные практики трудового воспитания и


профессионального самоопределения обучающихся: ОПЫТ НАСТАВНИЧЕСТВА» 2022 г.;

·           Анастасия Игоревна, по моей рекомендации, очно прослушала семинар Королёвой И.В. – профессора, доктора психологических наук «Слуховой метод в научно-развивающей работе с детьми с нарушениями слуха, использующими кохлеарные импланты и слуховые аппараты». Новосибирск – 25.01.2023 г. В школе-интернате педагогам представила отчётную презентацию;

·       организация мастер-классов, театральных представлений, открытых занятий старшими школьниками  для  младших  школьников,  воспитанников  детского  сада  в  рамках  проекта

«Доброшкола».

7.2.   Результативность авторской практики взаимодействия с наставником

Авторская практика взаимодействия с Наставляемой личностью – Анастасией Игоревной Белеховой была представлена профессиональному сообществу на семинарах, конференциях, мастер-классах разного уровня от муниципального до международного.

1.        Анастасия  Игоревна  награждена  кубком  и  Дипломом  за  III  место  в  номинации

«Магистрант, аспирант» в V Международном конкурсе «Учёный года - 2022».

2.        Анастасия Игоревна получила Диплом за I место в номинации «Литературный конкурс» в III Международном фестивале «Творческое вдохновение» 2023 г.

3.        Анастасия Игоревна удостоилась медали и Диплома I степени за участие в VI Международном конкурсе научно-исследовательских работ и презентаций «Наукоград», посвящённом Дню российской науки 2023 г.

4.        Коррекционно-педагогическая деятельность наставляемой – Белеховой Анастасией Игоревной  выступает  ведущим  фактором  в  работе  с обучающимися  в  рамках  программы

«Доброшкола» по выполнению образовательных дисциплин, по ознакомлению с окружающим миром (ОЗМ), русскому языку посредством участия в олимпиадах и викторинах.

С Анастасией Игоревной не можем не отметить и не выразить душевную радость от полученной информации. 6 января 2023 года в эфире телеканала «Россия 1» состоялась премьера нового телешоу. Мы были активными слушателями. Одновременно был организован грандиозный финал федерального проекта «Классная тема!», по поручению Президента России Владимира Путина Министерством просвещения Российской Федерации и телеканалом «Россия 1» при информационной поддержке VK. Семь педагогов представили авторские оригинальные уроки по математике, физике, биологии, химии, географии, истории и русскому языку. Все они доказали, что каждый из предметов школьной программы достоин того, чтобы стать зрелищным интеллектуальным шоу. Победителем проекта, призванного поднять престиж важнейшей профессии будущего, стал самый яркий и современный педагог страны. Он увлёк аудиторию и максимально доступно объяснил материал своего любимого предмета – это классный учитель физики Аслан Зарифович Кашежев, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, МКОУ Лицей

№2. Проект действительно уникален своей важностью и необходимостью, проект имиджевый, даёт возможность взглянуть на профессию педагога совсем с другой стороны. Нам есть на кого ровняться! Для нас честь за кем идти!

С Анастасией Игоревной и всеми педагогами школы-интерната приняли участие в мероприятии, где осуществилась закладка капсулы времени в честь открытия Года педагога и наставника 17.02.2023 года на площадке ТОИПКРО. «От профессионализма педагогов, отношения к делу и детям зависит качество образования, а, в конечном счете – будущее нового поколения и всей стран…» – подчеркнул Владимир Мазур. https://www.tvtomsk.ru/news/83734-tomskij- gubernator-otkryl-god-pedagoga-i-nastavnika-v-regione.html

7.3.    Резюмирование представленной информации по наставничеству

·       Наставничество это для меня есть желание делиться всем, что у меня есть, при этом я чувствую душевное обогащение, психологическое удовлетворение, имею прекрасное настроение.

·       Наставничество – это для меня есть потребность понять глубже те знания, которые я даю, а также осознать: почему всё так устроено?; как можно облегчить восприятие информации?

·       Наставничество – это для меня есть стремление сделать людям больше добра, выразить к ним уважение и искреннюю благодарность, заслужить у них почтение и уважение через труд.

·       Наставничество это для меня есть необходимость пережить удивительный опыт радости


от взаимодействия, сотрудничества, сотворчества с Наставляемой личностью.

·       Наставничество – это для меня есть способ многократно усилить эффективность личного обучения и активизировать на обучение Наставляемого индивида – молодого педагога.

Таким образом, моя убеждённость в необходимости, высокой многозначительности и актуальности НАСТАВНИЧЕСТВА в образовательной организации базируется, в том числе, на личном важном факте. Я прошла сложный жизненный путь – нелёгкое детство – детский дом с трёхлетнего возраста. После школы, окончила педагогическое училище, приступила к работе… Да- а, необходимость в наставнике была для меня важна, весьма и весьма высока, необычайно востребована и необходима! Но…

Но, не буду о печальном, жизнь мне всё преподнесла: научила, показала, объяснила, помогла. Каждый день сама готова помогать, распространять личный опыт, с одной целью, чтоб смогли мы продолжать созидательно, красиво всю работу выполнять. Благодарю судьбу за возможность передавать опыт, знания, умения, компетенции и ценности через:

·       неформальное      взаимообогащающее      доверительное     общение,      основанное               через сотрудничество, взаимодействие и партнёрство;

·       творчество, новизну, оригинальность, демонстрацию более современных способов работы;

·       авторские модифицированные программы, проекты, дидактический материал;

·       алгоритм проведения различных видов деятельности на базе методических приёмов;

·       видеоматериалы (фотоматериалы, компьютерные презентации, основанные на опыте);

·       выступления      на      методических      мероприятиях,      представление               коррекционно- педагогического опыта работы;

·       материалы, подтверждающие результативность, педагогическую диагностику;

·       публикации, статьи, тезисы в СМИ, креативно-творческие работы, мастер-классы, круглые столы.

Посмотрите также