Лучшие технологии по энергосбережению и экологии
В настоящее время достаточно остро стоит проблема повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов. В связи с резким удорожанием стоимости энергоресурсов значительно увеличилась доля затрат на топливно-энергетические ресурсы в себестоимости продукции и оказания услуг. В условиях постоянного роста тарифов на энергоресурсы возрастает значение внедрения энергосберегающих технологий в организациях, финансируемых из бюджетов различного уровня.
Цель проекта: привлечь всех участников образовательного процесса учреждения образования к деятельности по сокращению потребления электроэнергии, что будет содействовать решению задач экологического и экономического образования.
Задача мероприятия: обсуждение лучших технологий по энергосбережению и экологии и выявление того общего, что может сплотить людей из разных стран; демонстрация примеров наи проектов.
Вовлечение участников образовательного процесса в процесс экономного использования энергоресурсов - Поиск методов эффективного использования энергии с целью уменьшения потерь при эксплуатации приборов электропотребления. Расчет эффективности замены традиционных источников освещения на альтернативные (энергосберегающие лампы).
Предметом исследования являются педагогические условия формирования экологических и экономических знаний и умений.
Мероприятия, реализуемые в рамках проектов, предусматривают формирование основных направлений деятельности «Объекта» в сфере эффективного использования энергетических ресурсов в соответствии с республиканским и областным законодательством.
Текущее состояние в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности учреждения образования: - на объекте присутствует потенциал снижения потребления энергоресурсов, который планируется достичь за счет реализации энергосберегающих мероприятий
В результате реализации проектов будут значительно сокращены затраты «Объекта» на оплату энергоресурсов. Освободившиеся бюджетные средства могут быть направлены на развитие системы энергоснабжения и решение иных социально значимых вопросов жизнедеятельности «Объекта» (учреждения образования).
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что успешность формирования экологических, экономических и энергетических знаний и умений учащихся в учреждении образования возможна в случае, если создана система, ориентированная на экологические проблемы глобального, регионального и локального уровня; обучение должно осуществляется с опорой на личный опыт взаимодействия учащихся с окружающей средой;
обеспечиваться самостоятельной деятельностью учащихся по изучению, анализу состояния окружающей среды, определению мер по улучшению энергетической ситуации и решению конкретных экологических проблем.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ |
Мероприятия |
Ожидаемый результат |
1. |
Энергетический аудит учреждения образования |
Получение промежуточных |
2. |
Экономический аудит энергосбережения |
Получение промежуточных экономических результатов |
3. |
Экологический аудит учреждения образования |
Получение промежуточных экологических результатов |
4. |
Замена технологического оборудования на энергоэффективное |
Экономия энергоресурсов |
5. |
Проведение практической работы мероприятий |
Распространение информации о результатах проекта |
Учреждение образования продолжает развивать ответственное отношение учащихся к природе, соблюдению нравственных и правовых принципов природопользования, а так же активизирует гражданскую сознательность.
Энергоэффективность означает рациональное использование энергии. Потенциал энергосбережения огромен.
Практическое значение: выявление фактов нерационального расходования энергии и выявление путей, помогающих уменьшить эти расходы.
ДАННЫЕ ПРОЕКТЫ ПОЗВОЛЯЮТ:
Решить ряд воспитательных задач: поддержка детских инициатив; получение практического опыта взаимодействия ребѐнка и социальной среды; воспитание экологической культуры личности.
Уменьшить воздействие человека на природу.
Сэкономить топливно- энергетические ресурсы. Сэкономить бюджетные деньги.
МЕТОДЫ ПРОЕКТА. Проекты направлены на работу педагогов, работников учреждения образования, учащихся и их родителей для совместной работы по реализации проекта «Энергосбережение».
Проект рассчитан на проведение активной, совместной работы педагогов, детей и их родителей во время образовательного процесса и во внеурочное время.
ЭТАПЫ
Этап 1.
Агитационная работа, информационные стенды по энергосбережению в учреждении образования, классные часы по теме энергосбережения. Проведение рекламной акции по распространению информации.
Этап 2.
Старт проекта. Конкурс плакатов, листовок, стенгазет. Развешиваются по учреждению образования с целью дать детям возможность критически осмыслить предоставленную информацию и задуматься над процессом выбора и принятия решения по экономии электроэнергии.
Этап 3.
Проведение мероприятия «Что нам стоит день прожить?». В ходе акции дети задумываются о путях сокращения количества потребляемой электроэнергии в учреждении образования и дома.
Этап 4.
Энергетический аудит - рассчитывает энергозатраты учреждения образования.
Этап 5.
Экономический аудит энергосбережения. Произвести расчет экономии при замене энергоресурсов.
Этап 6.
Занятия по экономии электроэнергии.
Этап 7.
Финиш проекта. Подведение итогов. Оценка достигнутых результатов.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.Укрепление взаимоотношений семьи и учреждения образования.
2.Реализации прав учащихся на непрерывное экологическое образование.
3.Научно- исследовательская деятельность учащихся.
4. Устранение пробелов в экологической грамотности учащихся.
5.Получение наглядно- практического опыта.
6. Распространение информации о проекте.
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ «ШАГ ЗА ШАГОМ»
В системе образования Республики Беларусь проводится работа в области энергосбережения, включающая организационно-управленческую, информационно-просветительскую деятельность, а также реализацию технических мероприятий.
Энергетика стратегически решает три основные задачи:
1. задачу экономного использования энергоресурсов;
2. задачу эффективного использования энергии (с целью уменьшения потерь в процессе ее производства, передачи и потребления);
3. задачу увеличения использования возобновляемых (альтернативных) энергоресурсов и стимулирования поиска, новых экологически безопасных источников энергии.
Анализ имеющегося опыта по энергосбережению в образовательной среде показал, что наиболее распространенным являются проект – проект использования ресурсов и энергии. Цель проекта - привлечение внимания детской общественности к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды.
Формирование осознанного отношения к приоритетности решения проблем эффективного использования топливно-энергетических ресурсов.
Деятельность центра будет включать включает в себя 3 подцентра:
1) работа по формированию энергосберегающей и энергоэффективной среды. Охватывает учащихся и работников учреждения образования, а также родителей учащихся.
2) информационная и методическая поддержка других учреждений образования города и района.
3) информационная работа, включая демонстрации возможностей нового оборудования, новых схем и технологий энергосбережения, проведение обучающих семинаров и выставок для населения и организаций города и района силами специалистов в подчинении Департамента энергетики области.
Основные направления работы для всех категорий получателей образовательных услуг центра:
Комплексная информационная система мониторинга энергосбережения.
Координация информационных потоков в сфере энергосбережения с использованием комплексной многоуровневой системы управления, учета и мониторинга энергоэффективности (в т.ч. модуль "энергоаудит"). Разработка и поддержка информационного портала для пропаганды и поддержки образовательных инициатив и проектов в сфере энергосбережения.
Демонстрация преимуществ современных систем энергосбережения. Для этого на базе учреждения образования должна быть создана площадка, представляющая передовые решения – демонстрационные стенды , оснащенные новейшими энергосберегающими системами и системами интерактивного контроля энергопотребления.
Учебно-практические лаборатории по ресурсо- и энергосбережению. Проведение практических занятий для учащихся с использованием комплектов инновационного учебно-лабораторного оборудования по ресурсо- и энергосбережению, а также альтернативным источникам энергии (ПРИ СОВМЕСТНОМ СООТРУДНИЧЕСТВЕ С МУЗЕЕМ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ г. Гомеля)
Консультации по вопросам повышения энергоэффективности. Разработка рекомендаций по оснащению и модернизации помещений в целях внедрения энергосберегающих технологий.
Решение задач профориентации молодежи в инновационной сфере. Организация для учащихся экскурсий на высокотехнологичные предприятия, посещения компаний из наукоемкого сектора экономики, ВУЗов, проведение лекций, семинаров, выставок.
Организация и проведение конкурсов и олимпиад. Организация конкурсов и олимпиад по энергосбережению. Подготовка команд к участию в городских, региональных и федеральных олимпиадах и творческих конкурсах, посвященных энергосбережению.
Содержание деятельности.
Учебная работа: актуализировать проблему энергосбережения в программах объединений по интересам, факультативов.
Проектно-исследовательская работа: организовать ряд учебных, социальных индивидуальных, групповых, проектов по вопросам энергосбережения, запустить телекоммуникационные проекты на район, город и область по вопросам энергосбережения; обеспечить участие учащихся и исследовательских работ по вопросам экологии и ресурсосбережения;
Воспитательная работа: выявить уровень представлений учащихся о проблемах, связанных с энергопотреблением (анкетирование. Анкета «Умеешь ли ты беречь энергию?»), регулярно проводить в каникулярное время лагеря по проблеме энерго- и ресурсосбережения.
Информационная работа: распространить информацию о деятельности по энергосбережению среди всех учащихся и педагогического коллектива для привлечения заинтересованных участников образовательного процесса
(страница на сайте учреждения образования, сменные стенды), наладить выпуск альманаха «Энергоэффективное учреждение образования»).
Организационно-педагогическая и методическая работа: разрабатывать, накапливать и тиражировать методические материалы по организации работы по тематике энергосбережения, регулярно проводить методические семинары, как для педагогов дополнительного образования, учителей-предметников, так и для воспитателей и классных руководителей; организовывать презентации опыта работы и ученических проектов по ресурсосбережению.
Взаимодействие с социумом: использовать возможности социума для формирования теоретических знаний и практических навыков учащихся в области энергосбережения, применять разные формы работы в микрорайоне, в семье, с другими учреждениями по вопросам повышения энергетической эффективности; установить отношения социального партнерства с учебными заведениями профессионального образования по профориентации выпускников на специальности, связанными с энергетическими системами.
Развитие учебно-материальной базы образовательного процесса в направлении применения современного ресурсосберегающего оборудования и приборов, использования эффективных технологий: обеспечить учреждение образования в качестве образовательного центра современным лабораторным оборудованием, мультимедийными средствами для дистанционной поддержки связи с другими учреждениями и партнерами, наглядными пособиями, учебными средствами; оснастить современными средствами электроосвещения учебные и лабораторные площадки.
Формы работы и тематика проектов:
1. Наблюдения и измерения расходования энергии в учреждении образования и дома.
2. Составление энергетического паспорта учреждения образования.
3. Выращивание растений на биотопливе («Огород на подоконнике»).
4. Экологический подход к организации собственной жизни: «Энергия и питание» - оценка энергозатрат и составление оптимального питания по энергетической ценности; «Упаковка и энергия» - исследование энергозатрат на производство упаковки, использование многоразовой упаковки; «Капала вода из крана» - измерение расхода воды.
5. Исследовательские работы по результатам экскурсий на энергетические объекты.
6. Выявление и исследование причин потери энергии в микрорайоне в учреждении образования, дома.
7. Оценка окупаемости приборов контроля расхода воды, газа, тепла.
8. Анализ использования природных ресурсов края через призму времени: в прошлом, в наши дни, прогноз на будущее.
9. Анализ влияния энергетических объектов на окружающую среду (реферат или исследование на примере влияния энергетических объектов в вашей местности на воду, воздух, почву, живых существ).
10. Создание карты «горячих точек», примеров потерь энергии. Это могут быть утечки из теплотрассы, дымящие котельные, дома со сломанными входными дверями.
Барьеры на пути повышения энергоэффективности в учреждениях образования и меры по их преодолению
№ |
Барьер |
Рекомендации по снижению барьера |
1. |
Устаревшие источники тепла и системы теплоснабжения многих зданий. |
Полная или частичная замена системы теплоснабжения школьных зданий, модернизация или реконструкция источников систем теплоснабжения. |
2. |
Недостаточность внедрения автоматизированных систем управления освещением и устройств секционного разделения освещения. |
Внедрение систем автоматизированного управления освещением с целью наиболее оптимального регулирования расхода электрической энергии. |
3. |
Отсутствие знаний об инновационных технологиях в области энергосбережения у администрации и специалистов. |
Создание базы данных о новых инновационных технологиях в области энергосбережения, проведение обучения. |
Среди информационных барьеров был отмечен недостаток имеющейся информации среди педагогов, об инновационных технологиях энергосбережения в зданиях и соответствующем оборудовании, методических (технических) подходах и возможностях для повышения уровня энергоэффективности. Для ликвидации информационных барьеров должна быть внедрена организация систематического обучения учителей и учащихся о практических методах энергосбережения в зданиях и использовании соответствующего инновационного энергосберегающего оборудования на специализированных курсах областных управлений по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов.
Несмотря на политику районных систем, реализация мероприятий в конкретных условиях сталкивается с рядом проблем, сдерживающие проведение энергосберегающей политики в учреждениях образования: недостаточная оснащенность приборами учета энергоресурсов в различных учреждениях образованиях, что приводит к отсутствию контроля за энергоресурсами; отсутствие энергетических паспортов на основе энергоаудита; отсутствие программы по энергосбережению; высокая доля устаревшего оборудования, изношенность зданий; недостаточное финансирование программных мероприятий; отсутствие специалистов по ведению энергоэффективной деятельности; отсутствие условий для формирования навыков поведения среди участников образовательного процесса в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Учреждения образования, как и все наше общество в целом, претерпевает глубокие преобразования, но, как и прежде, ее главная задача помимо преподавания ряда предметов, формировать взгляды, социальное мировоззрение, отношение детей к жизни, воспитание выпускника здорового, конкурентоспособного, самодостаточного, способного к саморазвитию и самореализации, поэтому вопросы энергосбережения становятся наиболее актуальными в наше время.
Проект по теме «Энергоэффективное учреждение образования» очень важный и своевременный, так как может помочь руководителям образовательных учреждений решить многие вопросы, как по энергосбережению, также по воспитанию у учащихся гражданской позиции и навыков рационального и экономного использования топливных и энергетических ресурсов, улучшить творческую деятельность педагогов по воспитанию у учащихся культуры энергосбережения, заинтересовать родителей работой учреждения образования, но и наряду с ними решить вопросы, касающиеся улучшения материально-технической базы учреждения образования. Для решения этого вопроса учреждению образования легче будет, опираясь на проект, привлечь и спонсоров.
Стратегия проекта базируется на следующих основных направлениях деятельности:
1. Энергоэффективное здание, в котором идет сокращение потребления тепловой и электрической энергии, воды и снижение энергопотерь.
2. Энергоэффективное поведение в образовательном социуме. Реализация первого направления строго учитывает особенности каждого образовательного учреждения.
Предложенные мероприятия основаны на специфике технических характеристик зданий и результатах энергетического аудита.
Реализация первого направления строго учитывает особенности каждого образовательного учреждения. Предложенные мероприятия основаны на специфике технических характеристик зданий учреждений образования и результатах энергетического обследования и устраняют выявленные проблемы.
Мероприятия, направленные на сокращение потребления энергетических ресурсов и снижение их потерь можно представить на схеме по трем областям.
Энергоэффективное здание
|
||
Электроэнергия |
Водоснабжение
|
Теплоэнергия |
Направление «Энергоэффективное поведение в образовательном социуме».
Формирование у участников образовательного процесса устойчивых навыков энергоэффективного поведения, включает в себя:
планирование деятельности учреждения образования по обеспечению экономного и рационального использования воды, тепловой и электрической энергии;
включение вопросов энергосбережения в образовательную деятельность, где будут формироваться знания о физико-химических и организационных принципах энергосбережения при преобразовании, передаче, распределении и потреблении энергоресурсов всех видов;
расширение и углубление познавательного интереса к исследованию и творчеству в области энергосбережения; просветительская и методическая работа с педагогическими кадрами, с родителями, с учащимися по вопросам энергосбережения.
Основными формами работы с партнерами являются:
переговорная площадка; рекламные акции, конкурсы.
Направления работы: |
Партнеры |
методическая |
Сотрудники Педагоги, Учащиеся Родители спонсоры |
внеурочная |
|
образовательная |
|
просветительская |
ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
Работа с сотрудниками строится по принципу постоянство, это значит, что все мероприятия по формированию навыков энергоэфективного поведения организуются и проводятся регулярно и систематически.
Работа с учащимися организуется и проводиться в совместной творческой, интеллектуальной, научно–исследовательской деятельности с педагогами, родителями и социальными партнерами. Перечень мероприятий, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических
Вопросы экономии ресурсов с каждым годом становятся все актуальнее. Их значимость связана, прежде всего, с экономическими и экологическими проблемами. Долгое время, экономические и экологические проблемы рассматривали в отдельности друг от друга. Однако доказано, что обе группы проблем могут и должны решаться в комплексе
Экономия энергии в учреждении образования, важная с экологической точки зрения, может оказаться выгодной экономически.
Реализация данного проекта позволит сэкономить бюджетные средства, внесет важный вклад в развитие экологического образования.
Объектом исследования является энергетическое состояние учреждения образования.
Предметом исследования являются педагогические условия формирования экологических и экономических знаний и умений учащихся.
Наименование мероприятия |
Цель мероприятия |
Применяемые технологии, оборудование и материалы |
Установка теплоотражающих пленок на окна |
1) Снижение потерь лучистой энергии через окна; 2) Рациональное использование тепловой энергии |
Теплоотражающая пленка |
Замена оконных блоков |
1) Снижение инфильтрации через оконные блоки; 2) Рациональное использование тепловой энергии; 3) Увеличение срока службы окон |
Современные пластиковые стеклопакеты |
Ремонт изоляции трубопроводов системы отопления в подвальных помещениях с применением энергоэффективных материалов |
1) Рациональное использование тепловой энергии; 2) Экономия потребления тепловой энергии в системе отопления |
Современные теплоизоляционные материалы в виде скорлуп и цилиндров |
Внедрение энергосберегающих светильников наружного освещения |
Экономия энергоресурсов Замена ламп накаливания на современные энергосберегающие лампы, в среднем, может снизить потребление электроэнергии в 2 раза! Затраты на их приобретение окупаются менее чем за год |
Современные светильники Наиболее энергоэффективной является светодиодная лампа. Преимущества перед другими типами ламп: длительный срок службы, экономичное использование электроэнергии, безопасность использования, незначительное тепловыделение. |
Перевод отопления на дежурный режим во внерабочее время |
Экономия энергоресурсов |
|
Внедрение в процесс обучения информационных технологий (увеличилось число компьютеров, сканеров, мультимедийных проекторов) что так же увеличило расход электроэнергии. Для решения данной проблемы предполагается заменить лампы накаливания на энергосберегающие источники освещения.
ВЫВОД ПО ПРОЕКТУ:
Экономия: руб/год. Помимо, экономического эффекта получаем эффект экологический, т. е. выброс в атмосферу СО2 снизиться. Таким образом, сокращение вредных выбросов положительно отразится на сбережении здоровья наших детей.
Формирование экологических
знаний невозможно без закрепления
их практическими занятиями. Они способствуют воспитанию бережного
отношения к природе, формированию навыков исследовательской работы.
Экологическое образование — это целенаправленное воздействие на учащихся, в процессе которого они усваивают научные основы решения проблем взаимодействия общества и природы и овладевают прикладными знаниями, практическими навыками охраны природы.
Мы пришли к выводу, что энергосберегающие мероприятия действительно позволяют экономить энергию, энергетические ресурсы, являются ключом к повышению уровня жизни.
Зеленые школы
В данном формате кративно, современно преподаются основы экологичного быта, прививаются положительные стереотипы осознанного поведения. Укрепляются связи семьи и учреждения образования.
«Энергосбережение – бюджетное решение».
Цель проекта: формирование экологической культуры учащихся и навыков эколого-сообразного поведения через образовательную проектную деятельность; экологическое просвещение и распространение образцов поведения среди учащихся, родителей и жителей района, города.
Задачи проекта:
1.Определить экологические проблемы района и города.
Акцентировать внимание участников проекта на экологических проблемах учреждения образования и микрорайона, возможных путях их решения.
2. Разработать и внедрить в практику жизни учреждения образования эколого-образовательные мини-проекты, направленные на решение эколого-образовательных проблем.
3.Способствовать созданию экологически благоприятной среды в учреждении образования и на ее и на территории, посредством организации практической природоохранной деятельности.
4.Способствовать формированию: – активной жизненной позиции учащихся в процессе практической деятельности по охране окружающей среды; инициативной, компетентной и деятельной личности с развитым чувством долга за состояние окружающей природной среды учреждения образования, района, города.
5.Приобретение практических навыков коллективной работы и взаимопомощи через организацию целенаправленных и продуктивных форм взаимодействия.
Механизм реализации проекта
Проект основывается на циклической реализации эколого-образовательных проектов, которые мы условно назвали «мини-проектами»; каждый из них реализуется ежегодно.
Группа педагогов – руководителей Эко-Проектов, организовывает и координирует работу экологической направленности.
Все мероприятия проводятся с привлечением к их организации молодежного и родительского актива, заинтересованных лиц. Каждый из участников проекта имеет определенные обязанности и выполняет определенные функции.
Ожидаемые результаты:
1.Организация интересной, содержательной, общественно значимой практической экологически ориентированной деятельности участников проекта в своем образовательном учреждении и районе и включение в нее учащихся, педагогов, родителей.
2.Улучшение экологической ситуации вокруг учреждения образования и в микрорайоне.
3.Повышение гражданской сознательности участников проекта, воспитание ответственности за состояние природы.
4.Повышение экологической грамотности участников проекта, повышение общекультурного уровня.
5.Превращение учреждения образования в районный (городской) центр экологического просвещения и воспитания.
Активная деятельность в сфере экологического образования и просвещения в образовательном масштабе, вовлечение всех учащихся в эколого-образовательные мини-проекты, объединенные в общий проект «Чистый город – чистая планета: сохраним планету вместе», создаёт образовательное пространство, которое: – даёт учащимся возможность участвовать в значимых проектах (делах) с конкретными задачами и явными результатами, понятными детям и подросткам. Которое являет собой образец среды обитания, качественно сделанной и продуманной, способствующей формированию экологического мировоззрения, заинтересованности учащихся, их познавательной активности; закладывается эталон качества и чистоты чего бы то ни было на подсознательном уровне.
Реализация основных социальных мини-проектов. Все мини-проекты реализуются циклически. Каждый год к ним присоединяются новые участники.
Этап аналитический (по итогам каждого года).
1. Анализ полученных результатов и обобщение опыта для определения направления дальнейших действий в сфере организации социально значимых проектов.
2. Издание материалов проектной деятельности и методических разработок.
3. Обобщение опыта работы и планирование дальнейших действий.
Осуществляется распространение экологических знаний и информации, экологическое просвещение.
Создание системы работы по приобщению взрослых (различных категорий) и школьников к проблеме загрязнения окружающей среды мусором, ориентированную на взаимодействие с семьей средствами проектной деятельности, поддержать новую традицию – эффективно вторично использовать отходы.
В условиях современной экологической ситуации переход к безотходным, замкнутым циклам производства видится особо актуальным. В этой связи возникает необходимость просвещения населения по вопросам рационального потребления, раздельного сбора и переработки бытовых отходов.
Программа объединения по интересам
«ОСНОВЫ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ»
Пояснительная записка
Для обучения используется краткосрочная программа, разработанная на основе типовых программ Министерства образования Республики Беларусь по энергосбережению «Энергия и энергоэффективность», рассчитанная на трехразовое посещение учащимися одного класса музея энергосбережения.
Цель – воспитание экологического сознания у детей, экономного использования энергии и энергоресурсов, создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии, воспитание навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни, вовлечение их в полезную деятельность по энергосбережению и ресурсосбережению, охране окружающей среды, так как сегодняшние школьники завтра станут специалистами, принимающими решения.
Цель работы объединения реализуется через решение следующих задач:
формировать систему знаний и умений в области энергии и энергопотребления;
привлекать детей к выполнению Республиканской программы по сохранению энергии;
развивать устойчивый интерес учащихся к проблемам изменения климата;
формировать навыки моделирования энергосберегающих установок;
развивать практические умения и навыки учащихся по сохранению энергии;
накапливать эмоционально-позитивный опыт общения с окружающей природой;
формировать навыки коммуникативного поведения и межличностного общения;
воспитывать экологическую культуры учащихся;
воспитывать гражданина с внутренней гуманистической патриотической позицией и осознанием того, что он хозяин на своей земле, ответственный за ее судьбу, развитие и процветание.
Программа рассчитана на 1 год обучения
Среди организационных форм проведения теоретических и практических занятий в музее энергосбережения, лекции, исследовательская работа в лаборатории музея энергосбережения, участие в конкурсах, создание презентаций. Организация работы по участию в областных и республиканских конкурсах по энергосбережению.
Ведущими методами реализации целей и задач Школы энергосбережения являются различные интерактивные методы, самостоятельная работа, практическая работа, лабораторная работа, беседа, демонстрация, а также пропаганда методов энергосберегающей деятельности среди населения путем организации участия в различных общественно-значимых акциях «Сбережем планету вместе», «Нет пластиковым пакетам», «Если не мы? То кто же?».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Разделы, темы |
Количество часов |
||
Всего |
В том числе |
|||
Теория |
Практика |
|||
1. |
Введение. История потребления энергии. Источники энергии. Понятие энергии. Первые шаги энергосбережения. |
2 |
1 |
1 |
2. |
Возобновляемые источники энергии. Энергосбережение в школе и дома. |
2 |
1 |
1 |
3. |
Местные виды топлива и их рациональное использование. Государственная политика энергосбережения. |
2 |
1 |
1 |
ИТОГО: |
6 |
3 |
3 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
1. Введение. История потребления энергии
Первые источники света. Первобытнообщинный строй, Древний Рим, Древняя Греция, факелы, масляные светильники, газовые фонари. Изобретение керосиновой лампы, и электричества.
Практические занятия: добывание огня с помощью подручных средств, изготовление и роспись свечей, письмо гусиными перьями, работа с калькуляторами в энергетической лаборатории музея, просмотр видеофильмов и презентаций, анкетирование; тестирование; решение экологических задач.
2.Нетрадиционные (альтернативные) источники энергии
Солнечная энергия. Солнечные батареи, станции и модули. Фотоэлементы. Геотермальная энергия, ветровая энергия. Движение воздушных масс. Энергия гидроэлектростанций. Экологические проблемы ГЭС. Энергия приливов и отливов. Сельскохозяйственные культуры, относящиеся к категории энергетических. Источники биомассы. Развитие биоэнергетики.
Практические занятия. Демонстрация фильмов об альтернативной энергетике, проекты по использованию нетрадиционных источников энергии; решение экологических задач; упражнение "Вопрос - ответ", тестирование, анкетирование; создание макетов по использованию нетрадиционных источников энергии; мини-эссе по использованию нетрадиционных источников энергии. Создание модели солнечной батареи. Составление таблицы по местным источникам энергии и их использование. Создание моделей: "Биоподогрев теплицы, парника", "Ветряная мельница", "Водяная мельница". Составление сравнительной таблицы положительных и отрицательных сторон возобновляемых источников энергии. Выявление наиболее выгодных мест по использованию возобновляемых источников.
3.Местные виды топлива и их рациональное использование, государственная политика в области энерго и ресурсосбережения. Природные ресурсы как источники энергии.
Понятие природные ресурсы. Экологическая классификация природных ресурсов. Невозобновляемые источники энергии (нефть, уголь, природный газ, стланцы, торф, урановые руды), Образование невозобновляемых источников энергии. История использования традиционных источников энергии. Добыча полезных «ископаемых. Нефтепереработка и нефтепродукты. Исчерпаемость невозобновляемых источников энергии. Экологические проблемы использования традиционных источников энергии. Возобновляемые источники энергии (вода, солнце, ветер, биоресурсы).
Практические занятия: Демонстрация фильмов из видеотеки экологических фильмов, упражнение "Найди ошибки в тексте", "Найди лишнее слово", "Допиши слово"; демонстрация коллекций полезных ископаемых; работа с определениями природных ресурсов; составление кроссвордов; работа с таблицами, схемами диаграммами; составление логических цепочек; конкурс плакатов по использованию источников энергии.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
виды энергии;
источники энергии;
использование энергоресурсов в различных отраслях человеческой деятельности;
влияние энергопотребления на окружающую среду;
последствия климатических изменений;
энергетические услуги и основные принципы энергосбережения;
Учащиеся должны уметь:
создавать модели по энергосбережению и потреблению энергоресурсов;
решать экологические задачи;
составлять кроссворды, ребусы;
проводить расчеты по домашнему потреблению энергоресурсов, экономии энергоресурсов;
выражать экологические проблемы энергопотребления в виде проектов;
вести пропаганду по экономному использованию ресурсов.
Формы подведения итогов реализации программы
Формы подведения итогов образовательного процесса: итоговое занятие, самостоятельная работа.
Формы и методы реализации программы
При организации занятий используются методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация, метод наблюдения, использование метода рефлексии.
Литература и информационные ресурсы:
Для учащихся:
Алексеев С. В. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса. СПб: СМИО Пресс, 2001. – 368 с.; ил.
Большая энциклопедия природы, том 10, Мир книги, Современная педагогика – М., 2002.
Десять самых популярных фактов о глобальном потеплении и Киотском протоколе. – М.:РРЭЦ, 2008.
Жевлакова, М.А. Ресурсосебережение в школе: как организовать проект по экономии энергии/Методическое пособие для учителей. – Спб, 2002. – 72 с.
Зверев А. Т. Экология: Учебник для 7 – 9 классов/ А.Т. Зверев, Е. Г. Зверева. Изд.3-е. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ЗАО «Дом педагогики», 2002.–336 с.
Кокорин, А.О. Изменение климата: Обзор состояния научных знаний об антропогенном изменении климата. - М.:РРЭЦ, 2005. – 20 с.
Лагунова, Т.В., Энергосбережение и решение проблемы изменения климата. – Пермь, ПГПУ, ООЦ «Экология», 2008.- 38 с.
Лануа П. Если растает полярный лёд //GEO № 12, 2007 год, с. 112-116.
Почему климат теплеет? – Мн., 2001. – 20 с.
Федотов А.К. О концепции создания
информационно-образовательной системы Республики Беларусь в области
энергосбережения.// "Энергоэффективность",-Мн.,1999,№1,c.7-10
Энергия и окружающая среда. Учебное пособие для средней школы. – Спб, 2008. –
86 с.
Энергосбережение. Пилотный проект учебника для 7-го класса средней школы. - СПб. 2002.
Для педагога:
Александров, Э.Л., Израэль, Ю.А., Король, И.Л., Хргиан, Л.Х. ”Озонный щит Земли и его изменения“. / Э.Л. Александров, Ю.А Израэль, И.Л. Король– СПб, 1992
Биологическое разнообразие верховых болот Беларуси./Составитель: БОО “Экологическая инициатива”. Авторы текста: Г.Ф.Рыковаский, И.В. Бернякович, А.А.Голденков– Мн.: УП “ОРЕХ”, 2002.
Будыко, М.И., Голицын, Г.С., Израэль, Ю.А. ”Глобальные климатические катастрофы“./ М.И Будыко, Г.С. Голицын, Ю.А. Израэль, – М., 1986.
Булыгина, Т.Г. ”Экология “./ Т.Г. Булыгина Мн.:1996;
Грачева, Е.Е. Энергосбережение и Интернет/Методическое пособие. – Челябинск, 2005. – 60 с.
Даценко, И.И. ”Воздушная среда и здоровье.“/ И.И Даценко. – Львов, 1981;
Деградация земель Беларуси: Состояние проблемы и основные направления ее решения/ Составитель: БОО “Экологическая инициатива”. Автор текста: В.М.Яцухно– Мн.: УП “ОРЕХ”, - 2004.
Жирина, В.С., Прокофьев И.Л. Энергосбережение/Образовательная программа 72 ч. для средней общеобразовательной школы. – Брянск, 2003. - 38 с.
Киселева Н.П., Литвинцева Э.В., Павлов А.Г. Выбери будущее сегодня: книга для тех, кому жить в 21 веке/Пособие для учителей, Спб., 2001ю – 68 с.
Климатическая программа Всемирного фонда дикой природы:www.wwf.ru/climate
Корякина Н.И. Уроки воды в школах Санкт-Петербурга // Экология и образование. 2006. № 1-2. с. 48 – 52.
Павлов, С.Е. Экология: будет ли страшный суд?/ С.Е. Павлов. – Мн.: Ураджай, 1999.
Пинигин, М.А. ”Охрана атмосферного воздуха. “ / М.А. Пинигин.– М., 1989
Рассказ об энергии/методическое пособие для учителей средней школы. – М., 2001. - 64
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.