Лучший инновационный образовательный проект по подготовке к ГИА по математике

  • docx
  • 29.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Лучший инновационный образовательный проект по подготовке к ГИА по математике.docx

Республиканский конкурс

«Лучший инновационный образовательный проект»

 

 

 

 

 

 

 

Номинация: «Лучшая методика подготовки к ГИА по отдельным предметам»

Тема: «Методика подготовки к ОГЭ по математике»

 

 

 

 

 

Подготовила учитель математики

МКОУ «СОШ №8» г.Хасавюрт:

Шамхалова Аминат Микаиловна

 

 

 

 

 

2022 – 2023 учебный год

 

 

Заявка для участия в Конкурсе

«Лучший инновационный образовательный проект»

 

1

Наименование ОО (полностью)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» г.Хасавюрт

 

МКОУ «СОШ№8» г.Хасавюрт

2

Должность заявителя

Учитель математики

3

ФИО автора

Шамхалова Аминат Микаиловна

4

Номинация

«Лучшая методика подготовки к ГИА по отдельным предметам»

5

Контактный телефон

8 928 588 44 28

6

Адрес электронной почты

aminat.shamkhalova.88@mail.ru

7

Название работы

«Методика подготовки к ОГЭ по математике»

8

Краткая аннотация

Актуальность выбранной темы заключается в том, что с изменениями в системе образования педагогу необходимо применять активные методы обучения, которые обеспечивают формирование познавательного интереса, творческого потенциала и развитие личности, активности и самостоятельности, которые необходимы в настоящее время для успешной сдачи государственной итоговой аттестации.

Цель : разработать организационно-методические материалы для подготовки к ОГЭ по математике с применением методов активного обучения.

Объект : процесс обучения математике учащихся 9-х классов.

Практическая значимость: разработанную авторскую методику можно использовать в качестве пособия для учителей математики при подготовке к ОГЭ.

 

 

 

 

 

Содержание

 

1.Введение

2.Основная часть

               2.1 Ошибки подготовки к ОГЭ

               2.2 Дифференцированный подход при подготовке к ОГЭ

               2.3 Использование ИКТ и интернет – ресурсов при подготовке к ОГЭ

               2.4 Использование уникальных дидактических карточек при подготовке к ОГЭ

               2.5 Обратная связь с родителями при подготовке к ОГЭ

               2.6 Проведение экзаменов предельно близких к настоящим экзаменам

3. Использованная литература

4. Приложение1, приложение2, приложение3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

            Образование — это важный процесс, во время которого человек получает знания, учится взаимодействовать, приобщается к культуре и перенимает ценности общества. В последнее время в России, как и повсюду в мире, набирают обороты дискуссии о ценности получения образования. И преодоление испытаний в форме Государственной итоговой аттестации красной нитью проходит через образовательный процесс каждого выпускника школы и учителя, который готовит этих выпускников к сдаче экзаменов.

        Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин, и вызывает затруднения у многих учащихся. Подготовка к выпускным экзаменам – это очень ответственный процесс. И от того, насколько мы, учителя, грамотно построим его, зависит результат нашей работы.

         Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по математике — это очень важно для каждого выпускника, поскольку полученный балл прямо влияет на дальнейшую возможность поступления в престижное учебное заведение.

Экзамен по математике - это итог работы и ученика, и учителя на протяжении всего обучения в школе, поэтому подготовка к нему является важной составляющей учебного процесса.

        В данной конкурсной работе я хотела бы поделиться с вами своим опытом работы в области стратегического развития образовательных организаций и инновационных педагогических технологий, направленных на модернизацию образования. А также поделиться своей методикой подготовки к ГИА, в частности методики подготовки к ОГЭ по математике.

           Я считаю, что эта тема очень актуальна, так как соответствует основным направлениям развития образования. От того, как мы заложим фундамент становления молодого поколения сегодня, зависит будущее страны.  Образованные люди нужны  стране. Для того, чтоб процветать, в наше время стране нужна высокоразвитая экономика, опирающаяся на знания, а не на ресурсы.

           И первым шагом достижения этих целей является успешная сдача основного государственного экзамена.

 

Основная часть.

         «Российская математическая школа – это мощный интеллект с большим творческим потенциалом, который не знает государственных границ и может реализоваться и за пределами своей страны, но корнями уходит в родную землю и питается её животворными соками», – В.А. Садовничий, ректор МГУ им. Ломоносова, академик.

           Не раз приходилось слышать фразу о том, что математика - страна без границ. Несмотря на то, что фраза  о математике  очень банальна, тем не менее она  имеет под собой очень веские основания. Именно с математики началось такое осмысление мира, которое лежит в основе становления и развития научного знания.

               Будучи учителем математики на протяжении 10 лет я поняла, что для успешной сдачи экзаменов девятиклассникам необходима определённая система подготовки. Её формирование мной продолжается и по сей день.

При подготовке учащихся к ОГЭ учителю необходимо:

  • формировать у учащихся навыки самоконтроля;
  • формировать умения проверять ответ на правдоподобие;
  • систематически отрабатывать вычислительные навыки;
  • формировать умение переходить от словесной формулировки соотношений между величинами к математической;
  • наладить обратную связь с родителями, что немаловажно
  • работать над повторением материала и систематизацией знаний
  • Использовать дифференцированный подход при подготовке к ОГЭ.

             Чтобы хорошо подготовить учащихся к ОГЭ, нужно самому много и постоянно учиться, совершенствовать свое мастерство, и наряду с традиционными подходами использовать инновационные технологии и методы обучения так же использовать ресурсы сети Интернет.

ОШИБКИ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ.

                Можно условно выделить следующие ошибки подготовки к ОГЭ:

1.     Школьная программа и ОГЭ – не одно и то же. Это как ходьба и бег на 100 метров. Вроде бы, и там и там нужно перебирать ногами, но, чтобы хорошо пробежать бег на 100 метров необходимо отдельно тренироваться. К примеру, задачи на шины в №1-5 из ОГЭ не всегда разбираются в школах. Поэтому необходимо отдельно готовиться к ОГЭ, по отдельным задачам непосредственно относящихся именно к экзамену.

2.     Курсы подготовки к ОГЭ полезны только в том случае, если выпускник понимает учителя и ему с ним комфортно. Психологический аспект при подготовке к ОГЭ немаловажен.

3.     Купить сборник и нарешивать варианты - полезно для тренировки,  но тогда учащиеся будут решать  только то, что итак знают, для быстрого прогресса необходимо проходить задачи по типам.

4.     Решать только задачи с сайта «Решу ОГЭ» - полезно для общего развития, но там много неактуальных задач, которые по моему опыту на ОГЭ не встречаются. Если моя цель – это получить хороший %качества знаний при сдаче ОГЭ, то лучше все-таки решать задачи из банка ФИПИ, именно они чаще всего встречаются на ОГЭ.

5.      Готовиться без четкого плана занятий. Это как ехать без навигатора – заблудишься или опоздаешь из-за пробки. Каждый учитель должен знать,  что изучать на каждом занятии.

 

 

 

 

 

 

 

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ.

          Задача учителя – в условиях “обучения всех”, прежде всего, научить каждого на максимально возможном для него уровне. Дифференциация обучения позволяет обоснованно и эффективно вести работу с учащимися, выстраивать индивидуальные траектории их обучения и развития. В основе уровневой дифференциации лежат два основных принципа. Первый – это достижение всеми учащимися уровня обязательной подготовки, второй – создание условий для усвоения материала на более высоких уровнях теми школьниками, которые проявляют интерес к математике и желание освоить больше.

        При подготовке к ОГЭ я делю выпускников на три группы: сильная группа, группа со средним уровнем знаний и группа риска. Весь образовательный и учебный процессы, начиная с обычных уроков и завершая индивидуальными занятиями, основываются именно на этом делении на три группы. Особое внимание уделяется группе риска, для которых назначаются коррекционные занятия, составляется план работы и ведется отдельный журнал (Приложение 1).

                                            План работы.

 

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1

Составление списков слабоуспевающих учащихся.

Разработка индивидуальных планов по ликвидации пробелов в знаниях учащихся

Сентябрь

октябрь

Учитель математики

2.

Работа факультатива  «Математический практикум»

По расписанию

Учитель математики

4.

Индивидуальные консультации для слабоуспевающих учащихся. Ознакомление и уведомление родителей о возможностях учащихся.

По отдельному

графику

Учитель математики

5.

Определение планируемого результата для слабоуспевающих  учащихся

Ноябрь

Учитель математики

6.

Составление расписания каждодневных домашних самостоятельных занятий по подготовке ОГЭ  (под контролем родителей)

октябрь

Учитель математики,

родители

7.

Ознакомление  учащихся и их родителей с правилами проведения ОГЭ.

Февраль

Учитель математики

Кл.руков

8.

Выработать навыки работы с тестовыми заданиями:

- научить избегать «слабые» места при выполнении тестов.

- учить учащихся  технике выбора ответа методом «исключения» явно неверного ответа.

- обучать приему «спирального движения» по тесту.

- учить обратить внимание на ключевые слова «верно», или «неверно», и т.д.

 

 

 

В течение года

 

 

Учитель математики

9.

Научить учащихся правильно заполнять бланки

 Ноябрь –

март

Учитель математики

10.

Решение  тренировочных  работ с сайта фипи.ру. Анализ результатов.

В течение

года

Учитель математики

11.

Использование интернет ресурсов: открытый банк заданий  сайта ФИПИ.

В течение года

Учитель математики

12

Еженедельное выполнение домашней контрольной работы (тренировочных работ ОГЭ  прошлых лет)

Декабрь – май

Учитель математики

13

Выступление в родительских собраниях по вопросам подготовки к ОГЭ

По плану школы

Учитель математики

14

Индивидуальные консультации

В течение года

Учитель математики

15.

Организация повторения основных тем для подготовки к ОГЭ:

- линейные уравнения;

- квадратные уравнения;

- функции и их графики;

- применение формул сокращенного умножения;

- вычисления;

- основные геометрические фигуры и их свойства;

- площади фигур;

- соотношения между сторонами и углами треугольника.

 

 

Октябрь- май

 

 

Учитель математики

16.

Участие учащихся в пробных экзаменах на муниципальном уровне

По графику

Родители,

Учитель математики

17.

Родительское собрание по итогам пробных экзаменов, состоянием учёбы и подготовки  к  ОГЭ

Апрель

Учитель математики

Кл.руков

18.

Психологическая  поддержка учащихся и родителей при подготовке к  ОГЭ.

В течение года

Учитель математики

 

       Следующим этапом является  выстраивание подготовки по темам, и я начинаю её с 8 класса. Это база для решения заданий первой части экзаменационной работы.

         Исходя из содержания и спецификации экзаменационной работы, выделяю следующие темы:

- линейные уравнения;

- квадратные уравнения;

- функции и их графики;

- применение формул сокращенного умножения;

- вычисления;

- основные геометрические фигуры и их свойства;

- площади фигур;

- соотношения между сторонами и углами треугольника.

-  числа и вычисления;

- алгебраические выражения;

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ И ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСОВ ПРИ ПОДГОТВКЕ К ОГЭ.

            Невозможно подготовить к экзаменам без использования информационно-коммуникационных технологий. Главным достоинством инновационных технологий является наглядность, так как большая часть информации усваивается с помощью зрительной памяти. Инновационные технологии помогают сделать образовательный процесс творческим и ориентированным на учащегося.

          Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедиа возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным для учащихся.

         Учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу. Использую ИКТ на разных этапах урока: устный счёт, новый материал, закрепление, повторение, на этапе контроля. Уроки с применением ИКТ повышают мотивацию обучения.

            И любая подготовка к ОГЭ обязательно подразумевает использование интернет – ресурсов.

               Один из самых лучших и эффективных способов подготовки к ОГЭ – это изучение теории и закрепление теории на практике: теория + практика = результат. Теоретические источники – это в первую очередь учебники и видео-уроки. Практику же можно брать из совершенно разных источников. И первое, что приходит на ум – это различные порталы и сайты, на которых выкладываются задания. Я перечислю некоторые сайты, которые я лично чаще всего использую обычно при подготовке к ОГЭ.

1.      Сайт который у всех на слуху - Решу ОГЭ: https://oge.sdamgia.ru/?ysclid=lc9dfg4jah264429562. Здесь, конечно необходимо быть очень внимательными, потому что здесь есть как актуальные, так и не очень актуальные задания. 

2.     https://yandex.ru/tutor/oge/?ysclid=lc9dkfafwr444229378 – Яндекс-репетитор. Здесь также есть пояснения к заданиям, есть ответы.

3.      https://alexlarin.net/?ref=xranks&ysclid=lc9dnlgn56923043486 – сайт Алекса Ларина, где размещены усложненные задания для сильной группы детей, одаренных детей

4.     https://www.time4math.ru/oge?ysclid=lc9dpjbn6l35534083 -  здесь выкладываются полезные материалы для подготовки к ОГЭ по математике: тренировочные варианты, тематические тренажеры и различный справочный материал.

5.     https://fipi.ru/?ysclid=lc9dt0c1ju271051435.  Не очень удобный в использовании сайт, но по функционалу-замечательный. Все задания ОГЭ именно там.

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УНИКАЛЬНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ КАРТОЧЕК ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ

При подготовке к ОГЭ я использую разные виды карточек, которые носят разноуровневый характер. Это могут быть карточки-информаторы, задания с выбором ответов, задания с пропусками, дидактические карточки. (Приложение 2). Здесь же прослеживается у меня групповая работа

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ С РОДИТЕЛЯМИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ.

              Работая с детьми и подготавливая их к сдаче ОГЭ, я для себя уяснила одну важную деталь –  и это обратная связь с родителями.

             Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта  (ФГОС) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта - это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.

             При подготовке к ОГЭ по математике и при ведении консультационных и коррекционных занятий я всегда готовлю отчет по проделанной работе. Далее образец одного из таких отчетов

ОТЧЕТ

ПО РАБОТЕ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ

Ф.И.О. учителя – предметника: Шамхалова Аминат Микаиловна

Класс: Предмет: Математика

Ф.И.О. ученика

Причины неуспеваемости (учитель указывает выявленные причины)

Использованн. виды опроса

Формы ликвидации пробелов

Информация классному руководителю (дата)

Информация родителям (дата)

Результат работы

Хайрулаева Сапият

Низкая эффективность учебной деятельности 

Индивидуальный

Письменный

Устный 

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий; своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях

 07.12.21

Не было посещено

одно занятие

07.12.21

Не было посещено

одно занятие

Было проведено 4 занятия выявлены пробелы.

Регистрации работы  со слабоуспевающим учащимся

Дата проведения коррекционных занятий

Цель проведенной работы

Отработанные темы

Результативность работы со с/у учащимися

Роспись учащегося

09.11.21 

Подготовка к ОГЭ, выявление пробелов 

Типичные ошибки ОГЭ в 2017-2018 году 

 

Занятие не было посещено  

 

 16.11.21

Подготовка к ОГЭ, выявление пробелов   

Типичные ошибки ОГЭ в 2020-2021 году  

Выполнили первые 5-6 заданий 2019 года самостоятельно. Есть ошибки при выполнении работы, которые были разобраны на занятии.

 

 23.11.21

Подготовка к ОГЭ , выявление пробелов  

Типичные ошибки ОГЭ в 2020-2021 году  

Научились выполнять простейшие вычисления с десятичными дробями

 

30.11.21

Подготовка к

ОГЭ, выявление пробелов 

Разбор демоварианта ОГЭ в 2022 году

Был выполнен и разобран один вариант ОГЭ базового уровня 2020 года. Другой вариант был задан домой.

 

 

Выводы: Хайрулаева Сапият входит в группу риска сдачи ОГЭ по математике. Очень слабо знает материал. Наблюдается низкий уровень знаний и чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, что мы и делаем на дополнительных занятиях по работе со слабыми детьми. Очень много пробелов в учебной деятельности, начиная с 7 класса. Есть темы, которые вообще не запомнились и их необходимо заново вспоминать.

Подпись ученика __________________________________________________

Подпись родителя_______________________________________________

 

Можно выделить также следующие пункты работы с родителями

1. Ознакомление с нормативными документами (в течение года).

2.  Проведение разъяснительной работы о целях и технологии проведения ОГЭ на родительских собраниях, в индивидуальных беседах (в течение

года).

3.  Ознакомление родителей с источниками информации о ОГЭ перечень

необходимых  сайтов (сентябрь).

4.  Систематическое информирование родителей на родительских собраниях, в индивидуальных беседах, на консультациях о подготовке к ОГЭ (ЕГЭ):

-  ознакомление с результатами диагностических работ;

-  ознакомление с результатами индивидуальной работы;

5.  Индивидуальная работа, консультирование родителей (в течение года).

 

ПРОВЕДЕНИЕ ЭКЗАМЕНОВ ПРЕДЕЛЬНО БЛИЗКИХ К НАСТОЯЩИМ ЭКЗАМЕНАМ

Здесь можно отметить формирование умений грамотного заполнения бланков ОГЭ, а также проведение экзаменов близких к настоящему экзамену. Что я и организовывала в течении года.

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

Как показала практика, применение описанных выше способов, приемов, методов, технологий в работе работы с учащимися в ходе подготовки к государственной (итоговой) аттестации, позволило обеспечить получение прочных знаний, и успешной сдачи ОГЭ в 2021 – 2022  учебном году. Справка – подтверждение прилагается (Приложение3).

 

 

 

 

 

Использованная литература

 

1.       О преподавании математики в учебном году. Методическое письмо /под ред. И. В.Ященко, А. В.Семенова. – М.: МИОО, 2016.

2. ЕГЭ – 2015. Математика. Тематические тренировочные задания /В. В.Кочагин, М. Н.Кочагина. –М.:Эксмо, 2015.

3.ЕГЭ 2016. Математика: Сборник тренировочных работ /Под ред. А. Л.Семенова и И. В.Ященко. – М.: МЦНМО, 2016.

4.Ященко И. В., Шестаков С. А., Захаров П. И. Подготовка к ЕГЭ по математике в 2015 году. Методические указания. – М.: МЦНМО, 2015.

5.ЕГЭ 2016. Математика. Задачи(1-12) базовый уровень. Рабочие тетради / Под ред. А. Л.Семенова и И. В.Ященко. – М.: МЦНМО, 2016.

6.Шестаков С. А., Захаров П. И. ЕГЭ 2014. Математика. Задача 12 профильный уровень / Под ред. А. Л.Семенова и И. В.Ященко. – М.: МЦНМО, 2014.

7.Смирнов В. А. ЕГЭ 2015. Математика. Задача 13 профильный уровень/ Под ред. А. Л.Семеноваи И. В.Ященко. – М.: МЦНМО, 2015.

8.Сергеев И. Н., Панферов В. С. Задача 14профильный уровень / Под ред. А. Л.Семенова и И. В.Ященко. – М.: МЦНМО, 2015.

9.Панферов В. С., Сергеев И. Н. Отличник ЕГЭ. Математика. Решение сложных задач; ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2016.

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

Журнал регистрации индивидуальных (коррекционных) занятий

со слабоуспевающими учащимися 9 класса

учителя математики МКОУ СОШ №8 г. Хасавюрт  Шамхаловой Аминат Микаиловны.

Группа№1                                                Четверг   13:15

ФИО

Дата

Роспись

Дата

Роспись

Дата

Роспись

1

Ахмедов Магомед

 

 

 

 

 

 

2

Гаджиявов Камиль

 

 

 

 

 

 

3

Аджакавов Эльдар

 

 

 

 

 

 

4

Мугудинов Темирлан

 

 

 

 

 

 

Группа№2                                                  Суббота 13:15

ФИО

Дата

Роспись

Дата

Роспись

Дата

Роспись

1

Аминарсланов Даниял

 

 

 

 

 

 

2

Курбанова Мадина

 

 

 

 

 

 

3

Мадаев Али

 

 

 

 

 

 

4

Сапарова Асиль

 

 

 

 

 

 

5

Хайрулаева Сапият

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3


 

Скачано с www.znanio.ru