Луганщина в годы советской модернизации.
«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать… А спокойствие – душевная подлость».
Лев Толстой
Цели:
1. Охарактеризовать Луганщину в годы советской модернизации.
2. Развивать умения и навыки анализировать факты и закономерности становления Луганского края. Привить умения приобретать и постоянно обновлять знания, применять их в различных ситуациях.
3. Воспитывать учащихся на ярких примерах героизма, храбрости, мужества, любви к своему Отечеству, чувства национальной гордости за Луганчан, проявивших патриотизм в годы социалистической модернизации. Воспитывать взаимопонимание в общении, готовности к самостоятельному творчеству, к пользованию гражданскими правами.
Тип урока – комбинированный.
I. Какие основные события произошли в 20-е–30-е годы в молодом Советском государстве?
Политические события 20-е-30-е гг. |
Экономические события 20-е-30-е гг. |
· Политика военного коммунизма (1918-1921 гг.); · Разгром войск адмирала Колчака (восточный фронт, 1919-1920, январь); · Борьба против сил генерала Н.Юденича (сев.-зап. фронт, 1919-1920, март); · Борьба против сил А. Деникина и П. Краснова (южный фронт, 1919-1920, январь); · Борьба против сил генерала П.Н. Врангеля (Крым, 1920, апрель-ноябрь); · Советско-польская война. Командующие КА-М.Н. Тухачевский и А.И. Егоров (1920, апрель-ноябрь); · Период «Малой Гражданской войны» (1920-1922); · Избрание И.В. Сталина Ген. секом ЦК РКП(б); · Образование СССР (30 декабря 1922); · Принятие Конституции СССР (январь 1924); · Убийство С.М. Кирова (декабрь 1934, начало сталинских репрессий); · Принятие СССР в Лигу Наций (1934); · Принятие Конституции СССР (Конституция победившего социализма-1936); · Вооруженные столкновения СССР и Японии (1938-1939, у оз. Хасан и в районе р. Халхин-Гол); · Заключение Советско-германского Пакта о ненападении (23 августа 1939); · Нападение Германии на Польшу, начало Второй мировой войны (1 сентября 1939); · Ввод советских войск восточные районы Польши (З.Укр. и З. Белоруссия, сентябрь 1939); · Советско-финляндская война (ноябрь 1939-март 1940); · Присоединение Прибалтики к СССР (ноябрь 1939-июнь 1940); · Передача СССР Бессарабии и Сев. Буковины (Румынии), образование Молдавской ССР (июль 1940); · Реализация плана «Барбаросса» и плана «Ост» (декабрь 1940); · Начало Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 года. |
· Переход к НЭПу, в результате кризиса политики «военного коммунизма» (1921, март, 10 съезд РКП(б); · Курс на индустриализацию народного хозяйства (декабрь 1925, 14 съезд ВКП(б)); · Коллективизация с/х (1928-1937); · Создание колхозов (1928); · Первый пятилетний план развития нар. хозяйства (1928-1932); · Голод (1932-1933, умерло до 7 млн. человек); · Второй пятилетний план (1933-1937); · Культурная революция (1933-1937); · Рекорд по добыче угля на шахте «Центральная-Ирмино», установленный Алексеем Стахановым (31 августа 1935). Начало Стахановского движения. · Завершение коллективизации (1937, крестьянские хозяйства были объединены в колхозы |
С какой целью, был взят курс на индустриализацию?
Превратить СССР из страны ввозящей в страну машины и оборудование, в страну производящую эти машины и оборудование.
С какой целью, был взят курс на коллективизацию сельского хозяйства СССР?
Перекачка средств на нужды индустриализации из аграрного сектора экономики в промышленный + ликвидация кулачества + образование крупных коллективных хозяйств (колхозов).
С какой целью, была проведена культурная революция?
Необходимость в грамотных специалистах + формирование «нового человека», разделявшего взгляды марксистско-ленинского учения + создание системы общеобразовательных школ + развитие науки и искусства.
II. МОТИВАЦИЯ
Что вы знаете о людях советского государства, наших земляках совершивших трудовой подвиг, в 20-е – 30-е гг.? Каков их вклад в экономику и политику советского государства?
Что вы читали, какие фильмы смотрели характеризующие период становления новой Советской государственности? Как вы думаете, почему, происходило противостояние крестьян и официальной власти? Что сыграло главную роль в становлении и развитии новой экономической политики? Почему, большинство крестьян, в условиях развития НЭПа, отошло от антисоветского повстанческого движения и вернулось к мирной жизни?
III. АКТУАЛИЗАЦИ
Вспомните, что означает понятие тоталитарный и дайте определение?
Разновидность антидемократического политического режима.
Отличительные признаки тоталитарного режима. |
Монополия на власть одной политической партии (однопартийность). |
Обязанность граждан подчиняться законам. |
Установление личной диктатуры. |
Абсолютный контроль. |
Жесткая цензура. |
Репрессии и террор. |
Уничтожение оппозиции. |
Манипуляция массовым сознанием населения. |
Политический режим, при котором осуществляется полный контроль над всеми сферами жизни. |
Годы советской модернизации (1921 – 1941 гг.) на Луганщине, как и всего Советского государства, явились годами тоталитарного режима, подлинной трагедией нашего народа. Способом государственного управления страной в 20-е-30-е годы стал ТЕРРОР.
Подумайте и сделайте выводы, кого в первую очередь объявляли «врагом народа» и почему? Что происходило с членами семьи и их ближайшими родственниками? Кем они становились? ИЗГОЯМИ ОБЩЕСТВА
В 20-е – 30-е гг. были предприняты административно-территориальные реформы в нашем крае.
1923 г. были созданы округа (вместо уездов) – Луганский и Старобельский.
1925 г. ликвидированы губернии.
1930 г. упразднены округа.
1932 г. создаются области, 2 июля образована Донецкая обл. (включающая и территорию современной Луганской области).
1938 г. 3 июня принят Указ о разделении Донецкой обл. на две: Сталинскую ( с 1961 г. – Донецкая) и Ворошиловградскую (в 1958 – 1970 гг. – Луганская; в 1970 – 1990 гг. – Ворошиловградская; с 4 мая 1990 г. – Луганская).
В начале 20-х гг. наш край испытывал экономические трудности. В критическом положении находились угольная, металлургическая, машиностроительная, химическая отрасли промышленности, безработица, недовольство крестьян политикой «военного коммунизма», разруха и голод.
В чем был главный акцент на преодоление трудностей (голод, разруха) в экономике, от чего зависело восстановление экономики? От результатов работы, одной из главных отраслей народного хозяйства – УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.
1921 г. добыча угля в Донбассе составила 5,8 млн.т., была в 4,5 раза меньше, чем в 1913 г.
1927-1928 гг. добыча угля в Донбассе, составила 27,3 млн.т. и превзошла уровень 1913 г. (9,36 млн.т. выдали на гора шахтеры Луганского округа).
Курс на модернизацию экономики, ее индустриализацию осуществлялся «военно-комунистическими» методами. Рыночное регулирование, в условиях сворачивания НЭПа, упразднялось, управление промышленностью централизировалось.
1928-1932 гг. в Донбассе введено в эксплуатацию 90 новых шахт. Поиск новых форм организации труда – беспрерывная добыча угля.
1932 г. появление новой горной техники в Первомайске. А.И. Бахмутский сконструировал первый в мире угольный комбайн.
1935 г. Луганщина стала родиной стахановского движения.
Что вы можете рассказать о Алексее Стаханове? Повысил производительность труда в 14,8 раз. Герои стахановцы – Мирон Дюканов, Дмитрий Концедалов, Никита Изотов, Федор Артюхов… Стаханов вошел в историю как пионер новой организации труда (разделение добычи угля между забойщиком и крепильщиками). В 1970 г. А.Г. Стаханову присвоено звание Героя Социалистического Труда, а в 1978 г. на карте мира появился город Стаханов (Кадиевка), единственный город названный в честь трудового человека.
Благодаря трудовым подвигам советских тружеников, были восстановлены и значительно увеличены мощности металлургической промышленности (завод ДЮМО-Алчевский металлургический звод им. Ворошилова, 1926 г.), мощности химической и стекольной промышленности (1921 г. в Лисичанске создан «Химуголь», «Донсода», 1922 г. завод «Пролетарий»).
1922-1923 гг. на Луганском паровозостроительном заводе было построено 49 паровозов серии «Э», а за последующие пять лет – 447 паровозов различных серий. В 1929 г. рабочими была выдвинута идея «пятилетку в четыре года», одобренная партийным руководством и подхваченная по всей стране Советов. В 1933 г. реконструированный завод стал крупнейшим паровозостроительным заводом в Европе.
В целом, в 20-е-30-е гг. промышленный потенциал Луганщины значительно вырос, она стала одним из наиболее развитых регионов УССР, были достигнуты результаты, в основе которых лежал тяжелый труд рабочих. Тоталитарный режим достиг огромных успехов, осуществляя эксплуатацию трудящихся и подменяя достойное материальное стимулирование труда идеологическим давлением командно-административной системы и репрессиями против советского народа – народа труженика.
С введением НЭПа началось быстрое возрождение сельского хозяйства, создание рыночных отношений, передача земли, конфискованной у помещиков – крестьянам, образование земельного банка, это были положительные черты в развитии аграрного сектора. Большинство крестьян отошло от антисоветского повстанческого движения и вернулось к мирной жизни. Отрицательными, являлись, стремление государства к жесткому контролю над всеми сферами жизни общества, в том числе и в сельском хозяйстве.
1921-1923 гг. голод на Луганщине. Старобельщина поставляла пшеницу в голодающее Поволжье, несмотря на растущую смертность.
1928 г. компания по созданию колхозов и раскулачиванию приобрела формы произвола. 1 февраля 1930 г. Советы приняли постановление «О мероприятиях переустройства с/х и борьбе с кулачеством». Крестьян Луганщины, сельсоветы поделили на КУЛАКОВ (первой, второй и третьей категории), СЕРЕДНЯКОВ, БЕДНЯКОВ и ПОДКУЛАЧНИКОВ. Кулаки первой категории выселялись за пределы УССР, второй – из сел на выселки, третьей – в хаты развалюхи бедняков.
Голод 1932-1933 гг.
Подумайте и сделайте вывод к чему приводила политика раскулачивания и активность рабочих-активистов для сплочения бедноты и создания колхозов?
Убийства, покушения, поджоги, порча колхозного имущества…
Коллективизация привела к резкому падению произодительности сельского хозяйства. Большинство колхозов были мелкими и экономически слабыми.
IV. Так что же такое индустриализация? Какие отрасли промышленности нашего края развивались, преодолевая экономическую отсталость? Определите чем отличалась НЭП от коллективизации с/х?
Выскажите свое отношение к событиям происходившим на Луганщине в период раскулачивания. Почему советская власть ликвидировала слой зажиточных крестьян? Кто и с какой целью совершил первый трудовой подвиг? Как стало называться движение передовиков производства?
V. ОБОБЩЕНИЕ
Что такое тоталитаризм? Каким образом крестьяне боролись с произволом рабочих-активистов?
Межпредметные связи: литература, история, право, экономика.
VI. ДЗ: Профильный уровень. История Луганского края, с. 316-329. Локотош Б.Н. «Очерки истории Луганска», с. 88-108.
Подготовить сообщения о политлидерах СССР. Практическая работа, с. готовят_____________________, в помощь использовать интернет-ресурс (задание для сильных).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.