Люби и знай свой Донской край
Оценка 5

Люби и знай свой Донской край

Оценка 5
docx
05.02.2020
Люби и знай свой Донской край
proekt-donskoe-kazachestvo 17-19гг.docx

                         Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Чебурашка» г. Волгодонска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект

информационно-творческий долгосрочный

 

« Люби и знай свой

              Донской край»          

Старшая группа №10

 

 

 

 

                                                                                    Разработали и реализовали

                                                                                    воспитатели:

                                                                                    Бурлакова С. В.

                                                                                    Тарасова А.Д.

         

 

 

   

Волгодонск

2017 – 2019гг.

   

Паспорт проекта

 

Вид проекта: информационно - творческий

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Наименование учреждения: муниципальное дошкольное образовательное учреждение  Детский сад «Чебурашка» г. Волгодонска.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, специалисты, родители воспитанников.

Актуальность: Одной из основных тенденций современного дошкольного образования является ориентация на национально – культурные ценности. Поэтому такой подход к дошкольному образованию требует создание условий для приобщения ребенка 21века к национальным ценностям, истории родного края.

Основополагающие принципы обновления содержания образования, как личностная ориентация, культуросообразности, гуманизация, предполагает приобщение детей к национальным ценностям, формирования у него толерантного сознания, разнообразных познавательных интересов.

История и культура донского казачества определяет специфику Ростовской  области в целом и наполняет в качестве регионального компонента содержания образования.

Для детей из казачьих семей это станет средством познания своих корней,  формирования ментальности, жизненных планов. Остальные дети лучше узнают историю края, где они проживают, будут готовы к продуктивному сотрудничеству с ним. Через внедрение в народную культуру, ее осмысление и познание, мы будем развивать  не только духовно-нравственную сферу ребенка, но и его творческие способности. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории, принадлежности к великому народу, дать  детям то ценное, что создано казачеством за его историю!

Цель проекта: Создать систему работы по приобщению дошкольников к национальным традициям и обычаям донского казачества, к духовному богатству многих поколений, творчеству и декоративно-прикладному искусству казаков средствами проектной деятельности.

Задачи проекта:

 1.Привлечь внимание детей к изучению истории развития донского казачества.

2. Познакомить детей с особенностями жизни и быта казачества, традициями и праздниками этого народа.

Принципы, которые учитывались при отборе содержания проекта:

- Принцип личностно-ориентированного подхода, предполагающий создание условий, обеспечивающий становление личного опыта ребенка, поддержку, развитие его индивидуальности и самобытности.

- Принцип культуросообразности, предусматривающий освоение
богатейшего опыта донского казачества, как систему культурных ценностей, способствующих воспитанию и развитию личностной культуры ребенка.

- Принцип природосообразности, предполагающий не только учет возрастных, индивидуальных, психологических особенностей ребенка, но и национально-специфических его наклонностей и стереотипов в поведении, обусловленных этическими семейно-бытовыми традициями и обычаями.

- Принцип гуманистической ориентации на общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколения образцы, социально – этические нормы поведения, уважения достоинства и прав человека, забота о родных и близких, проявления миролюбия, доброжелательного отношения, терпимости к окружающим людям, независимо от национальности и личных свойств.

- Принцип интеграции, предполагающий комплексное включение  содержания программы в сферы жизнедеятельности образовательного процесса ДОУ. Освоение ребенком различных элементов фольклора казачества Дона в соответствии с ценностями общественной жизни.

 

 

                     

 

           Предполагаемые результаты

 

 

 Должны

    знать

1.Знать историю и традиции народа, устное народное  творчество казаков, праздники и народные игры.

2. Предметы деревенского быта, домашней утвари, кухни.

3. Особенности народного костюма, музыкальный фольклор.

4. Исконно-народные слова и понятия Донских казаков.

 

 

  Должны 

    уметь                  

1.Осознавать свою национальную принадлежность.

2.Украшать национальными декоративными элементами  поделки, посуду, костюмы.

3. Применять полученные знания о культуре Донского казачества в разных видах деятельности и самостоятельном творчестве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1-этап: Подготовительный (рождение проблемы):

В ходе беседы с детьми выяснилось, что многие дети не знают историю и культуру донского казачества, духовное богатство многих поколений, не знакомы с традициями и народными праздниками казаков , с особенностями музыкального фольклора и исконно народными   понятиями и словами казаков.

Изучив интересы детей, проведя анкетирование и диагностику детей, мы обогатили развивающую среду в нашей группе различными  книгами и альбомами, энциклопедиями и фотографиями.

 Проблема: Как обратить внимание детей к истокам  национальной культуры с целью возрождения традиций  донского казачества, для воспитания гражданина  любящего свою Родину.

 

Перспективная разработка проекта

 

 

Мероприятия или основные направления деятельности.

  Этапы проекта.

 Сроки.

 

 

Деятельность педагогов.

 

Деятельность детей.

   1.

 

Анкетирование детей по      данному направлению.

Диагностика дошкольников с целью выявления уровня знаний по данной проблеме.

 

Рассматривание иллюстрированного материала и видеосюжетов.

Предварительное чтение литературы, сказок, загадок и пословиц.

Беседа с детьми: «Наша малая Родина - Донской край ».

 

 

Сентябрь – октябрь 2017г.

 

Подготовка анкет.

Заполнение диагностических   карт.

Подбор данного материала.

Подбор литературного материала.

Разработка вопросов для беседы.

 

 

Ответы детей

на вопросы

анкет.

Ответы детей.

 

 

Знакомство с материалом.

 

Знакомство с литературой и фольклором.

 

 

Ответы детей.

 

 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Насыщение предметно-развивающей среды.

 

 

 

 

Составление плана работы по реализации проекта.

Тематический праздник «Казачьи Покрова»

 

 

 

 

 

 

Размещение информации в родительском уголке

 

 

Помощь родителей в оформлении альбомов «Казачья одежда», «Казачий уклад ».

 

Октябрь – ноябрь 2017г.

 

 

 

 

   октябрь

 

 

октябрь

 

 

 

 

 

 

 

Сентябрь – октябрь 2017г.

 

 ноябрь декабрь 2017г.

 

 

 

Подбор фоно-видео-аудиотеки, настольно-дидактически игр, тематических иллюстраций.

  

Перспективное планирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сбор информации и

просвещение родителей.

 

 

Помощь в сборе информации и иллюстраций к альбому.

 

Знакомство с материалом, изучение национальных особенностей донского народа.

 

Высказывания детей по интересующей тематике – что хотят узнать, чему научится, в каких народных играх поучаствовать.

Рассматривание иллюстраций.

 

 

Совместная деятельность родителей и детей.

   3.

 

Разработка консультаций для родителей «Воспитание детей в казачьих семьях»,

«Казачьи праздники».

 

Сбор и подготовка материалов для организации образовательной деятельности, игр, игровых уголков по тематике.

 

Ноябрь – декабрь 2017г.

 

 

 

 

 декабрь

 

Консультирование

родителей.

 

 

 

 

 

Подготовка материала для практической реализации проекта.

 

Перспектива   получения дополнительных знаний от родителей.

 

 

Помощь педагогу в подготовке.

 

 

 

 

2-й  этап: Основной  «Мероприятия и образовательная деятельность», (реализация намеченных планов):

 

Проблема: Чему  и как нужно научиться, чтобы овладеть знаниями и умениями, связанными с познанием истории родного казачьего края.

 

  №

Мероприятия или основные направления деятельности

Этапы проекта Сроки

Деятельность педагогов

Деятельность детей

 

Раздел. Яркие страницы в истории

Донского казачества

 

Виртуальное путешествие в музей.

Возникновение «Донского

казачества – первые казаки Ростовской области».

 

Беседа: Ермак могучий – один из самых почитаемых героев в истории донского казачества

 

Экскурсия в детскую библиотеку - экспозиция: Донские писатели

 

Тема: Кто мы, откуда, где наши корни.

 

Занятие: Донские казаки  - прославленные защитники Отечества.

 

Беседа: Из истории казачьей символики  – гимн и флаг Всевеликого Войска Донского.

 

 

 

 

 

    январь

 

 

 

 

 

Показ слайдов, рассказ.

 

 

Рассказ – беседа.

 

 

 

 

Рассматривание иллюстраций

 

 

 

 

Иллюстрированный рассказ с элементами  исследовательской деятельности.

 

 

 

 

Беседа

 

 

 

 

Виртуальная экскурсия.

 

Исследовательская деятельность: «Мы внуки деда - Ермака».

 

Знакомство с казачеством (экскурсия)

 

 

 

Исследовательская деятельность.

 

 

 

 

 

    

Беседа

 

 

 

Раздел 2. Народная культура, быт, традиции казаков.

 

Экскурсия в виртуальный музей  Ростовской области «Казачий курень»

 

Тема: Быт и культура

донского казачества».

 

Лепка

Тема: Изготовление гончарных изделий»

 

Беседа

Тема  «Казачьи домотканные изделия.

Аппликация

Тема: Украшение национального костюма казачки».

 

 

 

 

 

 

 

 

    февраль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

Рассказ педагога

 

 

 

 

Образовательная деятельность

 

Показ техники лепки

 

 

 

Иллюстрированный рассказ – беседа

 

 

Показ, объяснение, индивидуальная помощь.

 

 

 

 

 

Посещение        виртуального музея

 

 

 

Образовательная деятельность

    

Продуктивная деятельность     

 

 

Беседа

 

 

 

Продуктивная деятельность .

 

 

Детские рисунки:

«Казачий костюм»,

«Казачья утварь»,

«Казачий курень».

 

Знакомство с казачьим  фольклором, сказками

«Митяй – казак бесстрашный », «Горе – злосчастье», «Иван Светильник ».

 

Знакомство с устоями казачьей жизни:

«Маленькая  казачка - главная помощница своей матери», «Обычаи посадки маленького  казака на коня».

 

Родительское собрание:

Тема: «Роль отца и матери в казачьей семье».

 

Приготовление родителями  блюд казачьей кухни:

Картофель с мясным фаршем по-донскому,

«Каша пшенная с каймаком, изюмом

«Атаманская»».

 

Раздел 3.

Обычаи, праздники, музыкальный фольклор казаков.

Знакомство с казачьими песнями и плясками.

 

Знакомство с праздниками:

- Крещение

- Масленица

- Пасха

-Троица

- Покров

 

Знакомство с кратким казачьим словарем.

 

 

Народные игры казачат

 

 

 

Работа с родителями

«Изготовление поделок и атрибутов для игр».

 

 

 

 

 

 

 

 

    март

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

март

 

 

 

апрель

 

 

 

 

 

апрель

 

 

 

апрель

 

 

 

 

 

апрель

 

Показ образцов и техники  рисования

 

 

 

Чтение художественной литературы, беседа по содержанию.

 

 

 

 

Иллюстрированный рассказ – беседа

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка родительского   собрания.

 

 

 

Подборка рецептов казачьей кухни для            родителей.

 

 

 

 

 

 

Рассказ – беседа на виртуальном сайте о

«Традиции и обычаи казаков».

Разучивание с детьми песен и плясок.

 

 

Рассказ, объяснение.

 

 

 

 

 

Совместная деятельность педагога с детьми в играх.

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультирование, подбор материала и образцов.

 

Продуктивная деятельность

 

 

 

Знакомство с фольклором, беседа.

 

 

 

 

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

Участие родителей в обсуждении вопросов по данной теме.

 

 

Посильная помощь детей в приготовлении блюд родителям.

 

 

 

 

 

Беседа, рассматривание иллюстраций.

Исполнение детьми песен и плясок.

 

 

 

Обогащение словаря

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровая деятельность.

 

 

 

 

 

Совместная деятельность родителей с детьми.

 

 

Мероприятия или основные виды деятельности.

Этапы проекта Сроки

 

Деятельность педагога

Деятельность детей.

1.

Развлечение: «Казачьи посиделки на Покрова Пресвятой Богородицы».

 

март

Совместная деятельность педагога, музыкального руководителя с детьми

 

Совместная деятельность

2.

Презентация проекта:

«Люби и знай, Донской край».

 

март

Презентация проекта

Участники проекта.

 


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Паспорт проекта Вид проекта: информационно - творческий

Паспорт проекта Вид проекта: информационно - творческий

Принцип культуросообразности , предусматривающий освоение богатейшего опыта донского казачества, как систему культурных ценностей, способствующих воспитанию и развитию личностной культуры ребенка

Принцип культуросообразности , предусматривающий освоение богатейшего опыта донского казачества, как систему культурных ценностей, способствующих воспитанию и развитию личностной культуры ребенка

Подготовительный (рождение проблемы):

Подготовительный (рождение проблемы):

Донской край ». Сентябрь – октябрь 2017г

Донской край ». Сентябрь – октябрь 2017г

Ноябрь – декабрь 2017г. декабрь

Ноябрь – декабрь 2017г. декабрь

Занятие: Донские казаки - прославленные защитники

Занятие: Донские казаки - прославленные защитники

Занятие: Донские казаки - прославленные защитники

Занятие: Донские казаки - прославленные защитники

Знакомство с праздниками: -

Знакомство с праздниками: -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2020