Цель урока – создать условия для формирования у детей чувства любви и уважения к Отечеству.
Задачи урока:
а) поразмышлять вместе с детьми о многогранном чувстве любви;
б) уточнить значение понятий Родина, Отечество, патриотизм;
г) развивать познавательный интерес к истории нашей Родины; развивать устную речь учеников.
Тема: «Люби Родину свою, как мать родную.»
Тема урока: «Люби Родину свою, как мать родную.»
Цель урока – создать условия для формирования у детей чувства любви и
уважения к Отечеству.
Задачи урока:
а) поразмышлять вместе с детьми о многогранном чувстве любви;
б) уточнить значение понятий Родина, Отечество, патриотизм;
г) развивать познавательный интерес к истории нашей Родины; развивать устную
речь учеников.
Глоссарий к уроку: Родина, Отечество, страна, город, малая Родина, семья, добрые
дела, патриотизм.
Оборудование и наглядный материал: компьютер, проектор, экран, презентация к
уроку.
Методы и приёмы работы на уроке: слово учителя, фронтальная беседа, учебный
диалог, работа с иллюстративным материалом, работа со статьёй учебника, работа в
группах, игра.
Ход урока
1. Организационный момент:
– Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ожидает необычный и очень интересный
урок! Давайте улыбнёмся друг другу, и пусть нам сопутствует удача!. Итак, мы
начинаем!
2. Присоединение к теме урока:
– Прослушайте стихотворение и подумайте, о чём мы с вами сегодня будем
говорить? ) Один из учеников, заранее подготовленный, выходит к доске и
выразительно наизусть рассказывает следующее стихотворение:
На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь.
И даже улицы родной
Мы не найдём на карте той.
Но мы всегда на ней найдём
Свою страну – наш общий дом!
– Спасибо! Итак, ребята, о чём это стихотворение?
+ Это стихотворение о нашем общем доме, о нашей стране, о нашей Родине.
– Верно, ребята! А что есть Родина? Давайте все вместе вслушаемся в слово Роди
на. Что оно обозначает? Слово родина происходит от слова род (ряд поколений,
происходящих от одного предка, родоначальника).
– Ребята, а какие вы знаете слова близкие по значению к слову Родина и к слову
МАМА? Назовите их.
+ Моя страна, государство, Россия, Отечество.
+ Моя родная, любимая, дающая жизнь.
– Спасибо, ребята! Давай подумаем, а почему Россию мы называем нашей Родиной,
нашим Отечеством?Родина – это Отечество, отчизна. К. Д. Ушинский писал: “Наше Отечество,
наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили
испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней говорят
родным нам языком и всё в неё для нас родное; матерью – потому что она вскормила
своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких
врагов…”
3. Сообщение темы урока (формулируют учащиеся):
+ Я считаю, что на уроке будем говорить о Родине, так как звучало слово
«Россия», а это наша Родина.
+ Я считаю, что на уроке мы будем говорить о том, любви к своей Родине, в песне
были слова «все люблю».
+ Я считаю, что на уроке мы будем говорить о красах нашей Родины, так как
иллюстрации были очень яркими.
– Какие вы молодцы! Наш урок будет посвящен любви и уважению к семье, к
Родине, к Отечеству.
4. Основная часть урока:
а) вопрос, открывающий обсуждение по теме урока:
– Ребята, мы с вами в течение этого курса познакомились с великим духовным
наследием, которое многие века одно поколение наших соотечественников
передавало другому. Вы узнали о религиях, духовных идеалах, моральных нормах
наших предков, о том, во что они верили и как жили. Наша культура росла и
укреплялась, питаясь от разных духовных традиций.
Легенда: сотворяя Землю, задумал Всевышний создать райский уголок на ней.
Выбрал он край благодатный, наделил его покоем, красотой и нарек его Кубанью . И
населил сей край народами разноязычными, и благословил их, глаголя: «Живите и
украшайте землю сию, но помните заповедь мою: любите ближнего, как самого себя,
и тогда радость и счастье не покинет вас». Но ослушались люди Творца своего.
Каждый народ возгордился и стал возносить лишь свою культуру. И тогда произошло
великое несчастье: не слышались больше песни и смех. Старики
перестали рассказывать внукам сказки и былины, старинные предания, ушли из жизни
традиции и обычаи. Некогда благоухающая земля стала увядать. Мрак и холод
опустился на нее… Холод и мрак..
И воздели люди руки к небу, обратили лицо свое к Создателю и возопили:
О, Всевышний! Помоги нам, наставь нас на путь истинный.
И ответил им Создатель:
Ваша сила в любви, и дружбе, и уважении друг к другу. Культура одного народа это
капля. Капля к капле будет большая река, которая оросит вашу землю и сделает ее
вновь цветущей и благодатной.
О, Всемогущий, единый и неделимый для всех народов, пошли нам свой свет
небесный, позволь нам при свете дня показать друг другу то, что все народы,
населяющие сей край, достойны украшать его своими песнями и танцами, обычаями
и традициями .
И сказал Творец:
Быть по сему...
2Посмотрите, пожалуйста, на иллюстрацию (работа с презентацией).
б) работа с материалом учебника :
– Что объединяет всех людей, живущих в нашей стране?
Ответы учеников: общие традиции, мы любим своих родителей, учимся..
– Молодцы, ребята, вы произнесли очень важное слово любовь. А что такое
любовь? Откройте свои учебники и прочитайте абзац. Итак, ребята, к кому или
чему может быть наша любовь? Что или кто является предметом любви?
Ребята, а как вы понимаете слово семья? (ответы детей)
Семья слово это понятно всем, как слово «хлеб» и «вода». Семья это дом, это папа
и мама, бабушка и дедушка, это любовь и забота, труд и радость, несчастья и печали,
привычки и традиции. Я расскажу Вам легенду. В давние времена жила одна семья, и
в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест,
и он спросил у главы семьи: «Как Вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая
друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней чтото. Правитель взял бумагу,
посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово
«понимание».
Почему было написано слово «понимание»? (ответы детей)
– Молодцы, ребята! А в чём ценность любви? Какой должна быть наша любовь?
Ответы учеников: искренней, настоящей, бескорыстной.
– Правильно, ребята, а что значит бескорыстная любовь?
+ Это означает то, что человек делает чтото хорошее и не ждёт выгоды для себя.
– Верно, ребята! Ещё Николай Васильевич Гоголь, известный русский писатель,
говорил: «Ты жалуешься, что тебя никто не любит, но нам какое дело, любит ли
нас кто или не любит? Наше дело: любим ли мы?» (работа с презентацией).
– А как может проявляться любовь к Отечеству? Подсказка на экране.
Ответы учеников: помогать ближним, беречь окружающую природу, защищать
Отечество, заботится о своих родных и близких.
в) Игра:
– Какие же вы молодцы! А теперь мы с вами немного поиграем. Игра называется
«Что отдашь Земле родной?». Правила игры: дети встают, делятся на пары,
берутся за руки и встают в цепочку друг за другом. Один человек – водящий.
Первая пара обращается к нему со словами: «Если хочешь быть со мной, что
отдашь Земле родной?». Водящий должен сказать, что он сделает для Родины,
когда вырастет, например: посажу сад, буду строить красивые дома, буду
помогать больным… После его ответа все поднимают руки, и ребёнок проходит
под поднятыми руками. По пути он выбирает когото из любой пары и ведет его за
собой. В конце цепочки они образуют новую пару. Тот, кто остался без пары,
подходит к началу цепочки, и игра продолжается.
– Спасибо, ребята! Понравилась вам игра? (ученики рассаживаются по местам).
Ребята, вот от таких малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье,
народам России. Всё это называется патриотизм. Научить патриотизму, как учат
математике и физике, нельзя. Чувство Родины – это не заучивание перечня правил
и положений, это чувство проникает в нас с молоком матери, это воздух, которым
3мы дышим, солнце, которое мы видим, дом, в котором мы живём. Чувство любви
и уважения к Отечеству должно пронизывать всю нашу жизнь.
5. Рефлексия:
– Итак, ребята, давайте подведём итог (на слайде появляется вертикально
расположенное слово ИТОГ:
Интересно
Творчество
Обучились
Главное
–Что вам сегодня было интересно на уроке?
+ Мы поиграли в игру узнали, как можем проявить свою любовь к Отечеству.
–А чему вы обучились на уроке?
+ Мы узнали значения слов Родина, Отечество, патриотизм, семья.
– А что главное было на уроке?
+ Главным было то, что все мы разные, но живем в одной стране. Нас всех
объединяют духовные традиции и любовь к Отечеству. Мы должны любить, уважать,
заботиться о своём Отечестве!
4