Люби Родину свою, как мать родную

  • Мероприятия
  • docx
  • 22.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока – создать условия для формирования у детей чувства любви и уважения к Отечеству. Задачи урока: а) поразмышлять вместе с детьми о многогранном чувстве любви; б) уточнить значение понятий Родина, Отечество, патриотизм; г) развивать познавательный интерес к истории нашей Родины; развивать устную речь учеников.
Иконка файла материала конспект.docx
Тема: «Люби Родину свою, как мать родную.» Тема урока: «Люби Родину свою, как мать родную.»  Цель урока – создать условия для формирования у детей чувства  любви и  уважения к Отечеству. Задачи урока: а) поразмышлять вместе с детьми о многогранном чувстве любви; б) уточнить значение понятий Родина, Отечество, патриотизм;  г) развивать  познавательный  интерес к истории нашей Родины; развивать  устную речь учеников. Глоссарий к уроку: Родина, Отечество, страна, город, малая Родина,  семья, добрые дела, патриотизм. Оборудование и наглядный материал: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку. Методы и приёмы работы на уроке: слово учителя, фронтальная беседа, учебный диалог, работа с иллюстративным материалом, работа со статьёй учебника, работа в группах, игра. Ход урока 1. Организационный момент:  –  Здравствуйте, ребята!  Сегодня  нас  ожидает  необычный   и  очень  интересный урок! Давайте улыбнёмся друг другу, и пусть нам сопутствует удача!. Итак, мы начинаем! 2. Присоединение к теме урока: –   Прослушайте   стихотворение   и   подумайте,   о   чём   мы   с   вами   сегодня   будем говорить?   ) Один   из   учеников,   заранее   подготовленный,   выходит   к   доске   и выразительно наизусть рассказывает следующее стихотворение: На карте мира не найдёшь Тот дом, в котором ты живёшь. И даже улицы родной Мы не найдём на карте той. Но мы всегда на ней найдём Свою страну – наш общий дом! –  Спасибо! Итак, ребята, о чём это стихотворение? + Это стихотворение о нашем общем доме, о нашей стране, о нашей Родине. – Верно, ребята! А что есть Родина? Давайте все вместе вслушаемся в слово Ро­ди­ на. Что оно обозначает? Слово родина происходит от слова род (ряд поколений,  происходящих от одного предка, родоначальника). – Ребята, а какие вы знаете слова близкие по значению к слову Родина и к слову  МАМА? Назовите их. + Моя страна, государство, Россия, Отечество. + Моя родная, любимая, дающая жизнь. – Спасибо, ребята! Давай подумаем, а почему Россию  мы называем нашей Родиной,  нашим Отечеством?Родина – это Отечество, отчизна. К. Д. Ушинский писал: “Наше Отечество,  наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней говорят  родным нам языком и всё в неё для нас родное; матерью – потому что она вскормила  своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких  врагов…” 3. Сообщение темы урока (формулируют учащиеся): +   Я   считаю,   что   на   уроке   будем   говорить   о   Родине,   так   как   звучало   слово «Россия», а это наша Родина. + Я считаю, что на уроке мы будем говорить о том, любви к своей Родине, в песне были слова «все люблю». + Я считаю, что на уроке мы будем говорить о красах нашей Родины, так как иллюстрации были очень яркими. – Какие вы молодцы! Наш урок будет посвящен любви и уважению к семье, к Родине, к Отечеству. 4. Основная часть урока: а) вопрос, открывающий обсуждение по теме урока: – Ребята, мы с вами в течение этого курса познакомились с великим духовным  наследием, которое многие века одно поколение наших соотечественников  передавало другому. Вы узнали о религиях, духовных идеалах, моральных нормах  наших предков, о том, во что они верили  и как жили. Наша культура росла и  укреплялась, питаясь от разных духовных традиций. Легенда:  сотворяя Землю, задумал Всевышний создать райский уголок на ней.  Выбрал он край благодатный, наделил его покоем, красотой и нарек его  Кубанью . И  населил  сей край  народами  разноязычными, и благословил их, глаголя: «Живите и  украшайте землю сию, но помните заповедь мою: любите ближнего, как самого себя,  и тогда радость и счастье не покинет вас». Но ослушались люди Творца своего.  Каждый народ возгордился и стал возносить лишь свою культуру. И тогда произошло великое несчастье: не слышались больше песни и смех. Старики перестали рассказывать внукам сказки и былины, старинные предания, ушли из жизни традиции и обычаи. Некогда благоухающая земля стала увядать. Мрак и холод  опустился на нее… Холод и мрак.. И воздели люди руки к небу, обратили лицо свое к Создателю и возопили: ­ О, Всевышний! Помоги нам, наставь нас на путь истинный. И ответил им Создатель: Ваша сила в любви, и дружбе, и уважении друг к другу. Культура одного народа ­ это капля. Капля к капле ­ будет большая река, которая оросит вашу землю и сделает ее  вновь цветущей и благодатной. О, Всемогущий, единый и неделимый для всех народов, пошли нам свой свет  небесный, позволь нам при свете дня показать друг другу то, что все народы,   населяющие  сей край, достойны украшать его своими песнями и танцами, обычаями  и  традициями . И сказал Творец: ­ Быть по сему... 2Посмотрите, пожалуйста, на иллюстрацию (работа с презентацией). б) работа с материалом учебника : – Что объединяет всех людей, живущих в нашей стране? Ответы учеников: общие традиции, мы любим своих родителей, учимся.. –   Молодцы,   ребята,   вы   произнесли   очень   важное   слово   любовь.   А   что   такое любовь? Откройте свои учебники и прочитайте абзац. Итак, ребята, к кому или чему может быть наша любовь? Что или кто является предметом любви? ­ Ребята, а как вы понимаете слово семья? (ответы детей) Семья слово это понятно всем, как слово «хлеб» и «вода». Семья­ это дом, это папа  и мама, бабушка и дедушка, это любовь и забота, труд и радость, несчастья и печали,  привычки и традиции. Я расскажу Вам легенду. В давние времена жила одна семья, и  в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как Вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая  друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что­то. Правитель взял бумагу,  посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово­  «понимание».   ­ Почему было написано слово «понимание»?        (ответы детей) –  Молодцы, ребята! А в чём ценность любви? Какой должна быть наша любовь? Ответы учеников: искренней, настоящей, бескорыстной. – Правильно, ребята, а что значит бескорыстная любовь? + Это означает то, что человек делает что­то хорошее и не ждёт  выгоды для себя. – Верно, ребята! Ещё Николай Васильевич Гоголь, известный русский писатель, говорил: «Ты жалуешься, что тебя  никто не любит,  но нам какое дело,  любит ли нас кто или не любит? Наше дело: любим ли мы?» (работа с презентацией). – А как может проявляться любовь к Отечеству? Подсказка на экране. Ответы   учеников:   помогать   ближним,   беречь   окружающую   природу,   защищать Отечество, заботится о своих родных и близких. в) Игра: – Какие же вы молодцы! А теперь мы с вами немного поиграем. Игра называется «Что   отдашь   Земле   родной?».   Правила   игры:   дети   встают,   делятся   на   пары, берутся за руки и встают в цепочку друг за другом. Один человек – водящий. Первая пара обращается к нему со словами: «Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?». Водящий должен сказать, что он сделает для Родины, когда   вырастет,   например:   посажу   сад,   буду   строить   красивые   дома,   буду помогать больным… После его ответа все поднимают руки, и ребёнок проходит под поднятыми руками. По пути он выбирает кого­то из любой пары и ведет его за собой. В конце цепочки они образуют новую пару. Тот, кто остался без пары, подходит к началу цепочки, и игра продолжается. – Спасибо, ребята! Понравилась вам игра? (ученики рассаживаются по местам). Ребята, вот от таких малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье, народам России. Всё это называется патриотизм. Научить патриотизму, как учат математике и физике, нельзя. Чувство Родины – это не заучивание перечня правил и положений, это чувство проникает в нас с молоком матери, это воздух, которым 3мы дышим, солнце, которое мы видим, дом, в котором мы живём. Чувство любви и уважения к Отечеству должно пронизывать всю нашу жизнь. 5. Рефлексия: –   Итак,   ребята,   давайте   подведём   итог   (на   слайде   появляется   вертикально расположенное слово ИТОГ: Интересно Творчество Обучились Главное –Что вам сегодня было интересно на уроке? + Мы поиграли в игру узнали, как можем проявить свою любовь к Отечеству. –А чему вы обучились на уроке? + Мы узнали значения слов Родина, Отечество, патриотизм, семья. – А что главное было на уроке? +   Главным   было   то,   что   все   мы   разные,   но   живем   в   одной   стране.   Нас   всех объединяют духовные традиции и любовь к Отечеству. Мы должны любить, уважать, заботиться о своём Отечестве! 4