Любовь к матери как «великое чувство» в лирике Н.А. Некрасова
Оценка 4.7

Любовь к матери как «великое чувство» в лирике Н.А. Некрасова

Оценка 4.7
docx
14.02.2022
Любовь к матери как «великое чувство» в лирике Н.А. Некрасова
48 урок.docx

Урок 48. Любовь к матери как «великое чувство» в лирике Н.А. Некрасова

Проверка домашнего задания. Размер стихотворений

Самостоятельная работа.

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи... 
(Н. А. Некрасов)

Будем как Солнце! Забудем о том,

Кто нас ведет по пути золотому...

(К.Бальмонт)

- Как писал Н.А. Некрасов:


Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля с рабом повенчаться,

Вторая – быть матерью сына раба,

А третья – до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Века протекали – всё к счастью стремилось,

Всё в мире по нескольку раз изменилось,

Одну только бог изменить забывал

Суровую долю крестьянки.

 

Однако же речь о крестьянке

Затеяли мы, чтоб сказать,

Что тип величавой славянки

Возможно и ныне сыскать.

(отрывк из поэмы «Мороз, Красный нос»)


- Какое впечатление оставляет у вас этот отрывок? (Что у крестьянки была тяжёлая судьба, жизнь. Она должна была покоряться судьбе, мужу, и вообще всем. Всё менялось в жизни, но вот суровая доля крестьянки оставалась такой же…)

- Составим кластер. Подумайте, какая роль отводилась женщине: крестьянка, труженица; хозяйка дома; мать

- Какая из ролей женщины в семье, на ваш взгляд, самая важная, первостепенная? (Роль мамы)

- Назовите российский праздник, посвящённый женщине (День Матери), празднуется он в последнее воскресенье ноября.

- Особое место, значение в жизни Некрасова, конечно же занимала его мать.

Мать Некрасова – Елена Андреевна Закревская – вступила в брак, не получив согласия родителей. Они не желали отдавать умную и хорошо воспитанную дочь замуж за поручика и зажиточного помещика Алексея Сергеевича Некрасова. Как это часто бывает в жизни, в итоге родители девушки оказались правы. В браке Елена Андреевна не видела счастья. Супруг её нередко жестоко расправлялся с крестьянами. Доставалось и жене, и многочисленным детям – у Николая Алексеевича было тринадцать сестёр и братьев. Увиденные и пережитые в юном возрасте ужасы оказали сильнейшее влияние на все творчество Некрасова. В частности, любовь и сострадание по отношению к матери нашли отражение в многочисленных стихотворениях, посвящённых тяжёлой доле простой русской женщины. 

- Сегодня мы с вами обратимся к ещё одному стихотворению Некрасова, связанного непременно с образом женщины. (Внимая ужасам войны…, Еду ли ночью по улице темной…, Из поэмы «Мать», Мать («Она была исполнена печали…»), Орина, мать солдатская, Песнь Марии, Материнское благословение, или бедность и честь)

Выразительное чтение стихотворения «Великое чувство! у каждых дверей…»

- Какое впечатление на вас произвело это стихотворение?

- Создаётся даже ощущение, что голос ЛГ, а значит и поэта, раздаётся почти из могилы, как своеобразное завещание и напоминание всем людям о матерях.

- Обратите внимание на год написания стихотворения (1877 - смерть Некрасова)

- В начале 1877 г. Некрасов тяжело болен и дни его сочтены. Все, кому была дорога русская литература, восприняли болезнь поэта как глубокое личное горе.

- О каком великом чувстве говорит Некрасов в 1 строке стихотворения? (любовь к матери)

- Как бы вы сформулировали тему урока? (Любовь к матери - красная нить в лирике Н.А. Некрасова)

- В это стихотворении образ матери является конкретным или обобщённым? (не отображает индивидуальные черты женщины)

- Чьи чувства выведены на первый план? (на первый план выходят чувства детей (в данном случае дети – не только малыши, но и взрослые)

- В каких строчках показана сила этих чувств? («У каждых дверей, // В какой стороне не заедем…»)

- Здесь Некрасов использует такой литературный приём, как гипербола -  явное и намеренное преувеличение, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли.

- Как вы понимаете строчку: "Мы слышим, как дети зовут матерей"? (поэт остается верен своим демократическим принципам и имеет в виду крестьянок, работниц фабрик, где день-деньской трудятся женщины. Им некогда приголубить свое чадо, но сердце их рвется к детям, к родному очагу)

- Эта деталь является автобиографической, мать Некрасова умерла от чахотки, когда поэту было всего 20 лет.

- Кого человек любит в своей жизни? Найдите в тексте.

- Но кто занимает особое место в сердце каждого? (Поэт показывает, что как бы человек не хранил теплые воспоминания к родственникам, ближе матери он найти не может)

- Какую мысль выражает ЛГ с особым сожалением и горечью? (Фраза «… в муках мы мать вспоминаем» выражает не только силу «великого чувства», но и некое разочарование в том, что о самом близком человеке вспоминают чаще всего в горе.)

- Как вы думаете, в стихотворении несколько раз используются восклицательные предложения - для чего? (с помощью которых поэт концентрирует внимание читателя на ключевых мыслях)

- О чём говорит обращение к теме женщины-матери в последний период творчества ? (Тема русской женщины-матери являлась наиболее важной в творчестве. В стихах, посвящённых этой теме, нашла отражение гражданская позиция автора: сочувствие к простому народу, ненависть к угнетению, стремление к свободе)

Подведение итогов урока. Используя материалы сегодняшнего урока, ваши личные впечатления, наблюдения, составьте синквейн на тему МАМА.

Рефлексия. Какой для вас была встреча с поэзией Н.А. Некрасова?

Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения Н.А. Некрасова «Великое чувство! у каждых дверей…»


 

Урок 48. Любовь к матери как «великое чувство» в лирике

Урок 48. Любовь к матери как «великое чувство» в лирике

Создаётся даже ощущение, что голос

Создаётся даже ощущение, что голос
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2022