Место и значение лыжного спорта в физическом воспитании школьников. В системе физического воспитания школьников лыж¬ная подготовка и лыжный спорт занимают одно из основных мест.
В учебное время со школьниками проводятся уроки лыжной подготовки и физкультурно-массовые мероприятия в режиме учеб¬ного дня и занятия в режиме продленного дня.
Во внеурочное время проводятся занятия в группах ОФП, в спортивных секциях, соревнования по лыжному спорту, прогулки и экскурсии на лыжах, туристские походы, спортивные праздники. Всю внеклассную работу организует и ведет учитель физкультуры, привлекая к ней учащихся, занимающихся в спортивных школах, классных руководителей, родителей учащихся.
В настоящее время в отдельных школах введена новая форма внеклассной работы в общеобразовательных школах — занятия учащихся в группах начальной подготовки ДЮСШ. Проводят эти занятия непосредственно в школе тренеры ДЮСШ. В группы принимают всех желающих независимо от уровня спортивной подготовленности.
Формируются группы начальной подготовки из учащихся 8~-9, 10—11 лет. В каждой группе не менее 18 человек.
Большое значение в физическомМесто и значение лыжного спорта в физическом воспитании школьников. В системе физического воспитания школьников лыж¬ная подготовка и лыжный спорт занимают одно из основных мест.
В учебное время со школьниками проводятся уроки лыжной подготовки и физкультурно-массовые мероприятия в режиме учеб¬ного дня и занятия в режиме продленного дня.
Во внеурочное время проводятся занятия в группах ОФП, в спортивных секциях, соревнования по лыжному спорту, прогулки и экскурсии на лыжах, туристские походы, спортивные праздники. Всю внеклассную работу организует и ведет учитель физкультуры, привлекая к ней учащихся, занимающихся в спортивных школах, классных руководителей, родителей учащихся.
В настоящее время в отдельных школах введена новая форма внеклассной работы в общеобразовательных школах — занятия учащихся в группах начальной подготовки ДЮСШ. Проводят эти занятия непосредственно в школе тренеры ДЮСШ. В группы принимают всех желающих независимо от уровня спортивной подготовленности.
Формируются группы начальной подготовки из учащихся 8~-9, 10—11 лет. В каждой группе не менее 18 человек.
Большое значение в физическом
lyzhnyy_sport_v_shkole.doc
ЛЫЖНЫЙ СПОРТ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
Место и значение лыжного спорта в физическом воспитании школьников. В системе
физического воспитания школьников лыжная подготовка и лыжный спорт занимают
одно из основных мест.
В учебное время со школьниками проводятся уроки лыжной подготовки и
физкультурномассовые мероприятия в режиме учебного дня и занятия в режиме
продленного дня.
Во внеурочное время проводятся занятия в группах ОФП, в спортивных
секциях, соревнования по лыжному спорту, прогулки и экскурсии на лыжах,
туристские походы, спортивные праздники. Всю внеклассную работу организует и
ведет учитель физкультуры, привлекая к ней учащихся, занимающихся в спортивных
школах, классных руководителей, родителей учащихся.
В настоящее время в отдельных школах введена новая форма внеклассной
работы в общеобразовательных школах — занятия учащихся в группах
начальной подготовки ДЮСШ. Проводят эти занятия непосредственно в школе
тренеры ДЮСШ. В группы принимают всех желающих независимо от уровня
спортивной подготовленности.
Формируются группы начальной подготовки из учащихся 8~9, 10—11
лет. В каждой группе не менее 18 человек.
Большое значение в физическом воспитании школьников имеют
самостоятельные занятия ходьбой на лыжах.
Внешкольная работа по лыжному спорту ведется в спортивных школах,
Дворцах пионеров, на детских туристских станциях, в спортивных обществах, в
спортивнооздоровительных и пионерских лагерях во время зимних каникул и по
месту жительства.
Ведущее место в системе физического воспитания учащихся занимают уроки
физкультуры. Они проводятся во всех классах два раза в неделю.
Содержание уроков определяется учебной программой.
Школьная программа лыжной подготовки.
Программой физического воспитания учащихся I—XI классов предусмотрены
технические навыки, величина нагрузок и нормативные требования, которые должны
выполнить ученики:
класс: ступающий и скользящий шаг без палок, поворот переступанием
I
на месте, подъем ступающим шагом и спуск в высокой стойке, прогулки на лыжах;
II
класс: скользящий шаг с палками, подъем на небольшие склоны, спуск
в основной стойке, прохождение дистанции до 1,5 км, выполнение временного
норматива на дистанции 1 км или прохождение дистанции 2 км без учета времени;
III класс: одноопорное скольжение, подъем «лесенкой», спуск
в низкой стойке, поворот переступанием на выкате со склона, прохожденье
дистанции до 1,5 км, выполнение временного норматива на дистанции 1 км или
прохождение 2 км без учета времени;
1 класс: попеременный двухшажный ход, одновременный бесшажный ход,
IV класс: попеременный двухшажный ход, спуск с прохождением ворот из
палок, торможение «плугом» и упором, поворот переступанием в движении, подъем
«лесенкой», прохождение дистанции до 2 км, выполнение временного норматива на
дистанции 1 км или прохождение дистанции 2 км без учета времени;
V
подъем наискось «полуелочкой», торможение «плу¬гом», поворот переступанием в
движении, прохождение дистанции до 2,5 км, выполнение временного норматива на
дистанции 1 км или прохождение дистанции 2 км без учета времени;
VI
класс: одновременный двухшажный ход, одновременный бесшажный ход,
подъем «елочкой», торможение и поворот упором, прохождение дистанции до 3 км,
выполнение временного норматива на дистанции 2 км или прохождение дистанции
3 км без учета времени;
VII класс: одновременный одношажный ход, подъем в гору скользящим
шагом, поворот на месте «махом», преодоление бугров и впадин при спуске с горы,
прохождение дистанции до 3,5 км, выполнение временного норматива на дистанции 2
км или прохождение дистанции 3 км без учета времени;
VIII класс: одновременный одношажный (скоростной вариант) и коньковые
ходы, торможение и поворот «плугом», прохождение дистанции 3—8 км, выполнение
временного норматива на дистанции 3 км или прохождение дистанции 5 км без учета
времени;
IX класс: попеременный четырехшажный и коньковые ходы, переход с
попеременных ходов на одновременные, преодоление контруклона, прохождение
дистанции 4 км, выполнение временного норматива на дистанции 3 км или
прохождение дистанции 5 км без учета времени;
X
класс (девушки): коньковые ходы, переход с одновременных ходов на
попеременные, преодоление препятствий, прохождение дистанции 4—5 км,
выполнение временного норматива на дистанции 3 км или прохождение дистанции 5
км без учета времени и прохождение дистанции 5—6 км, выполнение
временного норматива на дистанции 5 км или прохождение дистанции 10 км без
учёта времени (юноши).
класс (девушки): коньковые ходы, переход с одного хода на другой в
XI
зависимости от условий дистанции и состояния лыжни, обгон на дистанции,
финиширование, прохождение дистанции до 5 км, выполнение временного
норматива, на дистанции 3 км или прохождение дистанции 5 км без учета
времени (девушки) и на дистанции 5 км или прохождение дистанции 10 км без
учета времени (юноши).
Учитель при планировании учебной работы должен обязательно
предусматривать повторение наиболее важных упражнений, в частности
подготовительных упражнений, содействующих освоению основных элементов
техники: скольжения, отталкивания палками, лыжами, а также основных, способов
передвижения, изученных в предыдущих классах.
Основная направленность лыжной подготовки в школе — развитие
двигательных навыков и выносливости.
2 Во всех классах на лыжную подготовку отводится 1418 ч в год. При
наличии соответствующих условий лыжной подготовка можно отвести больше
времени за счет других разделов программы.
Организация и методика лыжной подготовки.
Уроки лыжной подготовки принципиально не отличаются от уроков легкой
атлетики, гимнастики, игр и включают три части: подготовительную, основную и
заключительную.
Подготовка к уроку предусматривает разработку планаконспекта, в котором
раскрываются задачи, средства и метод тренировки, указывается место проведения
занятий. Наряду с этим в конспект традиционно включают следующие разделы: части
урока и их продолжительность, краткое содержание учебнотренировочного
материала, дозировка используемых упражнений, методические указания и
рекомендации по организации и проведению урока, предупреждению и исправлению
ошибок. Принята следующая примерная форма планаконспекта:
__________________________________________
(указать группу, класс)
Задачи урока:_________________________
Место занятий:_______________________
Часть
урока
Частные
задачи
Краткое содержание
(средства)
Дозировка Организационно
методические
указания
Урок обычно начинается с построения учащихся с лыжами, рапорта дежурного
и сообщения задач. Он может начинаться в помещении, если надо, например, на
первых уроках в младших классах проверить подгонку инвентаря., научить
школьников скреплять лыжи и становиться на них.
При изучении техники лыжных ходов отдельные элементы лучше показать
сначала в помещении, а затем на лыжне. Так, например, при изучении
отталкивания палками в одновременных ходах следует ознакомить учащихся с
граничными позами этого элемента, указать ориентиры для самоконтроля
выполнения движения. Обучение этим элементам техники в помещении эффективнее
и не требует много времени. В этом случае продолжительность первой части урока
несколько увеличивается. На площадке следует продолжить «разогревание»
учащихся, подготовить лыжню или учебный склон. Общая продолжительность
подготовительной части урока лыжной подготовки зависит также от удаленности
мест занятий и может достигать 8—12 мин.
В основной части урока учащиеся разучивают и совершенствуют способы
передвижения на лыжах, развивают двигательные качества, преимущественно
выносливость, а также силу и скоростносиловые качества. Независимо от того, с
каким классом проводятся занятия, все уроки лыжной подготовки, особенно
3 основная часть, должны отличаться высокой плотностью и органическим единством
овладения навыками и развития физических качеств.
Новый материал обычно разучивают в начале основной части урока. В этом
случае при передвижении к месту занятий и подготовке их следует повторить
изученные ранее упражнения, которые способствовали бы лучшему усвоению нового
материала. Продолжительность основной части урока — 25—30 мин.
В заключительной части урока нагрузку следует постепенно снижать.
Обычно в этой части урока занимающиеся идут от места занятий к школе, чистят
лыжи и ставят их в месте хранения, обязательно делают упражнения на растягивание,
расслабление, координацию движений. Продолжительность заключительной части
урока 5—7 мин. Затем подводят итоги, урока и дают задание учащимся для
самостоятельного занятия во внеурочное время.
Качество и эффективность уроков лыжной подготовки в школе в
значительной мере зависят от организации и предварительной работы, которую
нужно вести с начала учебного года. Один из важных разделов подготовительной
работы обеспечение школьников инвентарем.
Учитель должен стремиться к тому, чтобы у каждого школьника был личный
инвентарь. Это позволит хорошо вести уроки в школе, а учащимся успешно
заниматься во внеурочное время.
Эффективность уроков лыжной подготовки в школе в значительной мере
зависит от того, как организованы хранение и выдача лыжного инвентаря. Обычно его
хранят в пирамидах «гребёнках». Такие пирамиды занимают относительно немного
места, дают возможность компактно разместить и быстро выдавать инвентарь,
Пирамиды необходимо оборудовать с учетом размера лыж и пронумеровать. Лыжи и
лыжная обувь также нумеруются. Лыжи закрепляются за учащимися, и при
получении их каждый называет свой номер. Выдают лыжи дежурные в классе. При
такой организации хранения и выдачи лыжного инвентаря ученики бережно
относятся к общественному имуществу, у них вырабатываются организаторские
навыки.
Важный момент в организации лыжной подготовки — хранение личного
лыжного инвентаря учащихся, с которым они приходят в школу в день проведения
уроков физкультуры. Этот инвентарь, как правило, связан, и в обычную
пирамиду«гребенку» его не поставишь. Поэтому необходимо оборудовать
специальные пирамиды типа «гребенки», которые могут крепиться у стены или стоять
на расстоянии. Отличие этих пирамид состоит в том, что «гребенка» с интервалами 30
—35 см есть только в верхней части пирамиды и 3—4 пары лыж ставят наклонно
с опорой на верхнюю рейку.
Обычно уроки лыжной подготовки проводятся на пришкольных участках,
на школьных стадионах. Место занятий по возможности должно быть защищено
от ветра. В месте занятий следует прокладывать 2—3 рядом идущие лыжни. Форма
их может быть самая различная: эллипс, треугольник, четырехугольник неправильной
формы и т. д. Важно полнее использовать близлежащую местность. Длина учебно
тренировочного круга может быть от 500 м до 2—3 км. Внутри учебно
4 тренировочной лыжни или рядом целесообразно проложить небольшую замкнутую
лыжню 200—300 м. На ней можно разучивать и совершенствовать технику
лыжных ходов. Лыжни должны быть тщательно измерены. Это позволяет не
только более точно определять тренировочную нагрузку на уроках и, что особенно
важно, на самостоятельных занятиях во внеурочное время. Учет учащимися числа
пройденных километров приучает их к организованности и повышает интерес к
занятиям.
В идеале лыжня должна отвечать нормативным требованиям проходить по
слабопересеченной местности с безопасными спусками и пологими подъемами. Если
такой местности близко от школы нет, следует соорудить одну две небольшие горки
из снега, а еще лучше заранее подготовить горки из земли. Это позволит не только
изучать азы горнолыжной техники, но и выполнять подводящие упражнения,
способствующие освоению техники лыжных ходов.
По мере необходимости учебную лыжню следует подправлять.
Хорошо подготовленные лыжня и учебный склон — непременное условие
правильной организации лыжной подготовки.
В средней полосе нашей страны с учащимися младших классов лыжная
подготовка проводится при температуре не ниже 12°, в старших классах — не
ниже 20 ° в тихую погоду.
В других климатических зонах нормы температуры устанавливаются органами на
родного образования по согласованию с органами здравоохранения.
Одежда для занятий на лыжах должна быть свободной, легкой и теплой.
Хорошо, когда нательное белье трикотажное, а рукава у рубашек длинные. В
ветреную погоду рекомендуется надевать непродуваемую куртку. Специальная
шапочка при необходимости должна закрывать уши, на руки следует надевать
перчатки, на ноги — в меру просторную обувь и две пары носков (хлопчатобумажные
и шерстяные).
Урок лыжной подготовки должен начинаться с построения учащихся, но это не
значит, что, получив лыжи на перемене, следует ждать, пока их получат все.
Получив лыжи, школьник может пойти на учебную лыжню, если она
недалеко от школы, и спокойно передвигаться по кругу. К началу урока все
школьники должны собраться в определенном месте и построиться. Естественно, так
могут начинаться уроки, если школьникам на пути к местам занятий не приходится
переходить через оживленные транспортные магистрали.
Урок — ведущая форма физического воспитания в школе и связующее
звено различных форм физического воспитания школьников. Прежде всего на уроке
нужно научить школьников самостоятельно заниматься физическими упражнениями,
в частности лыжной подготовкой.
Совершенствование и повышение эффективности школьной системы
физического воспитания связано с необходимостью научить школьников заниматься
самостоятельно, выработать у них привычку к этим занятиям и потребность в них.
Поэтому отдельные уроки целесообразно организовывать так, чтобы школьники,
получив задание в начале урока, в дальнейшем всё выполняли самостоятельно под
5 внимание следует уделять развитию выносливости.
Школьники младших классов способны непрерывно при невысокой
наблюдением учителя.
В неделю на лыжную подготовку обычно отводится два урока по 45 мин.
Сдвоенные уроки (один раз в неделю) желательно проводить в старших. При
правильной организации можно чаще проводить одночасовые уроки на свежем
воздухе, лучше решать задачи оздоровления школьников и координировать учебные
занятия, занятия в режиме учебного дня и самостоятельные занятия.
Выработка у школьников двигательных навыков должна органически сочетаться с
развитием двигательных качеств. Одностороннее развитие навыков на уроках может
мешать решению задач физического воспитания.
В ходе лыжной подготовки, особенно в младших классах, основное
интенсивности идти на лыжах в течение 15 мин. В это время следует отрабатывать с
ними отдельные элементы техники передвижения. В дальнейшем нагрузку можно
увеличивать.
В старших классах большинство уроков имеет преимущественно
тренировочную направленность, когда школьники повторяют и закрепляют
технические навыки, освоенные ранее. При равномерном движении с невысокой
интенсивностью они учатся ритмично чередовать напряжение и расслабление мышц,
что в сочетании с навыком равновесия позволяет овладевать техникой передвижения
на лыжах.
Преимущественное развитие выносливости при передвижении на лыжах —
необходимое условие развития и других качеств: силы, быстроты, ловкости.
Выносливость при передвижении на лыжах во многом зависит от того, правильно ли
спортсмен дышит, так как способность длительно выполнять работу умеренной
интенсивности определяется, в частности, и количеством кислорода, поступающего в
организм в единицу времени. При передвижении на лыжах с умеренной интенсив
ностью лучше дышать глубоко, но не слишком часто.
Так, при передвижении попеременным двухшажным ходом на один
двигательный цикл (два шага и два толчка палками) должен приходиться вдох, на
другой — выдох. При этом важно прежде всего, чтобы выдох был длительный и
полный. При увеличении скорости передвижения спортсмен начинает дышать чаще, но
менее глубоко: один шаг — вдох, другой — выдох.
При передвижении одновременными ходами выдох делается в момент
отталкивания палками с наклоном туловища. Передвижение на лыжах с умеренной
интенсивностью тренирует мышцы, участвующие в дыхании. Следует учить
спортсмена дышать через нос, при передвижении с повышенной интенсивностью
вдыхать через рот и нос. Навыки правильного дыхания, формируемые при
передвижении на лыжах, со временем автоматизируются и с успехом переносятся на
другие циклические виды физических упражнений.
По мере улучшения подготовленности школьников, ориентируясь на
требования школьных программ, следует постепенно увеличивать длину отрезков,
проходимых с высокой интенсивностью, а затем и число повторений. Можно также
6 усложнять лыжные трассы.
Нагрузка в течение урока должна распределяться так, чтобы в начале урока
и при передвижении с низкой интенсивностью частота пульса была не выше 140
уд/мин, при передвижении со средней интенсивностью — не выше 160 уд/мин. При
высокой интенсивности она может быть 170—180 уд/мин.
Особое внимание должно быть обращено на выбор начальной скорости
передвижения. Очень важно приучить школьников начинать занятия спокойно,
чтобы частота пульса составляла 120—140 уд/мин. Успехи в лыжной подготовке во
многом определяются эмоциональностью занятий.
Не повторяя много раз специальные подготовительные упражнения, школьник
не научится правильно и экономично ходить на лыжах. Однако, если повторять одни
и те же упражнения слишком часто и долго ходить по одному и тому же учебному
кругу, школьники станут заниматься неохотно и у них не будет потребности в
дополнительных самостоятельных занятиях. Чтобы интерес к занятиям у
школьников не пропадал, упражнения, выполняемые на склонах и на учебной
лыжне, должны быть доступны им. Важно, чтобы школьники быстрее смогли
увидеть результаты занятий. Например, умение скатываться с некрутых склонов
без падений — хороший результат для младших школьников. Умение скатиться с
того же склона с отрывом носка лыжи, всей лыжи или полностью скатиться на одной
лыже — это еще одна ступенька в овладении техникой и т. д. Упражнения надо
постепенно усложнять, чтобы учащиеся стремились добиться нового результата.
Интерес к занятиям повышают соревнования, игры и выполнение игровых
заданий на склонах и на равнине. В этом случае навыки и умение будут закрепляться
совершенствоваться в новых, более сложных условиях на фоне приподнятого
настроения. Например, когда учащиеся научатся спускаться со склона в средней
стойке, можно устроить игру — метание снежков в цель во время спуска. В этом
случае внимание учащихся во время спуска будет сосредоточено на метании снежка в
цель. Устойчивость их на спуске будет контролироваться в основном двигательными
и вестибулярными анализаторами. Следовательно, с одной стороны, школьники
учатся удерживать равновесие при скольжении на склоне так называемым активным
методом, направленным на тренировку анализаторов, участвующих в этом, с другой
— закрепляют навыки в необычных, более сложных условиях. Кроме того, выполняя
подобные задания, они учатся расслаблять мышцы.
проведение эстафет, игр, направленных преимущественно на развитие двигательных
качеств. Так, например, при передвижении школьников по параллельным учебно
тренировочным лыжням на какомто участке трассы следует оценить технику спуска
в какойлибо стойке или подъема тем или иным способом, поворота после спуска и
т. д., затем определить сумму баллов каждой подгруппы. Обычно у школьников
вызывают интерес различные лыжные эстафеты. Подбирая этапы или давая им
дополнительные задания на отдельных этапах, можно относительно точно
индивидуализировать нагрузку.
Интерес школьников к занятиям можно поддерживать также, организуя
Цель проведения игр в младших классах — главным образом
7 совершенствование и закрепление навыков передвижения на лыжах, в старших
классах — преимущественно развитие двигательных качеств. Благодаря четкой
организации игр на уроках с учетом возрастных особенностей и уровня
подготовленности занимающихся школьники приобретают навык самостоятельных
занятий.
Теоретические сведения, касающиеся лыжной подготовки, учащимся сообщают
преимущественно в форме краткой информации на практических занятиях и перед
выполнением заданий, направленных на развитие двигательных качеств. При этом
важно учитывать связь различных школьных предметов.
Например, при объяснении техники того или иного способа передвижения
следует опираться на знания учащихся в области физики и побуждать их объяснять
отдельные положения, опираясь на эти знания.
Рассказывая о влиянии занятий лыжным спортом на организм и об организации
самостоятельных занятий, следует учитывать, что школьники изучают биологию.
В настоящее время, когда регулярные самостоятельные занятия учащихся на лыжах
стали необходимыми, значение теоретических занятий возросло. Поэтому нельзя
ограничиваться краткими беседами на практических занятиях: следует проводить
специальные теоретические занятия, широко используя при этом иллюстративный
материал.
Планирование лыжной подготовки.
Лыжная подготовка обычно планируется на третью четверть учебного года.
В районах, где зима очень холодная, но рано выпадает снег, ее можно планировать
частично на вторую и четвертую четверти. На первых уроках во второй четверти
следует проверить подготовленность учеников к занятиям лыжами и наличие у них
необходимой одежды и обуви. Не менее важно наметить программу
самостоятельных занятий учащихся в каникулярное время, подготовить их к этим
занятиям и к различным массовым мероприятиям и соревнованиям, проводимым во
время зимних каникул. Проведение нескольких уроков лыжной подготовки во второй
четверти поможет школьникам лучше организовать самостоятельные занятия в
зимние каникулы.
Планыграфики планирования учебного материала имеют форму таблиц, в
Планграфик учебной работы
которых используются следующие условные обозначения: знак «+» — использование
данного материала на уроке; «Р» — разучивание двигательного действия под
непосредственным контролем учителя; «3» — закрепление двигательного действия; «С»
—совершенствование двигательного действия до уровня навыков и умений; «У» — учет
знаний, умений и навыков, показателей в контрольных тестах или других упражнениях
учебной программы; ОРУ — общеразвивающие упражнения; КДП — контроль
двигательной подготовленности; КУ — контрольные упражнения; УГТ—утренняя
гигиеническая гимнастика. Цифры в графе «Медленный бег» (раздел «Ходьба и бег»)
означают время (в минутах), а цифры в графе «Передвижение на лыжах» — длину
дистанции (в километрах).
8 Поурочные задачи обучения на III четверть
Урок 1(33). 1. Кратко рассказать о значении занятий на лыжах и температурном
режиме. 2. Учить построению с лыжами в руках, укладке лыж на снег и надеванию
креплений. 3. Учить технике ступающего шага (без палок). Прохождение дистанции до
9 500 м ступающим шагом. 4. Домашнее задание: тренировать надевание лыж на обувь;
совершать прогулки на лыжах вместе с родителями.
Урок 2(34). 1. Повторить построение с лыжами в руках и надевание креплений,
проверить одежду и обувь занимающихся. 2. Продолжить обучение технике
ступающего шага. 3. Пройти на лыжах ступающим (а кто может — скользящим) шагом
дистанцию до 1000 м.
Урок 3(35). Повторить содержание урока 2(34), совершенствуя двигательные
действия на лыжах без палок.
Урок 4(36). 1. Учить поворотам переступанием на месте; игры «У кого лучше?»,
«Ветер», «Солнышко». 2. Учить одноопорному скольжению без палок с размашистым
движением руками. 3. Пройти в медленном темпе дистанцию до 1000 м с целью
закрепления техники скользящего шага и движения руками. 4. Домашнее задание:
прогулки на лыжах скользящим шагом.
Урок 5(37). 1. Совершенствовать технику передвижения скользящим шагом (без
палок) на учебном круге. 2. Повторить повороты на месте (направо и налево). 3.
Пройти в медленном темпе дистанцию до 1000 м с целью отработки скользящего
шага.
Урок 6(38). 1. Учить косому подъему на склон (1520°) без палок и спуску в
низкой стойке; подъем ступающим шагом. 2. Совершенствовать технику скольжения
без папок с ритмичной работой руками ( с большой амплитудой). 3. Подготовить к
следующему уроку (с помощью родителей) лыжные палки. 4. Домашнее задание: подъемы
и спуски со склонов изученным способом.
Урок 7(39). 1. Провести учет техники скольжения без папок. 2. Закрепить технику
выполнения подъемов и спусков со склонов (до 20°). 3. Совершенствовать низкую
стойку в момент спуска. 4. Пройти в медленном темпе дистанцию до 1000 м,
совершенствуя технику скольжения с палками.
Урок 8(40). 1. Закрепить технику выполнения подъемов и спусков со склона с
палками (положение палок на подъеме и спуске). 2. Пройти дистанцию до 800 м (с
палками) со средней скоростью. 3. Домашнее задание: катание с горок с палками.
Урок 9(41). 1. Провести учет умений и навыков по технике выполнения подъемов
и спусков. 2. Провести эстафету с этапом до 50 м с поворотами и передачей палок
(или касанием рукой плеча следующего участника). 3. Пройти дистанцию до 500 м (с
палками). Задача: определить первых на финише (мальчики и девочки).
Урок 10(42). 1. Совершенствовать технику передвижения скользящим шагом (с
палками) на учебном круге. 2. Повторить эстафету с поворотами. 3. Пройти в среднем
темпе дистанцию до 1000 м (с палками).
Урок 11(43). 1. Совершенствовать технику передвижения скользящим шагом (с
палками) на учебном круге. 2. Провести эстафету со спуском и подъемом (поворот у
подножия склона вокруг палки). 3. Провести игру «Смелее с горки!».
Урок 12(44). Повторить содержание урока 11(43) с целью закрепления
двигательных умений в скольжении на лыжах с палками.
Урок 13(45). Игрыэстафеты с этапом до 5080 м: без палок; с палками; со
спуском и подъемом и др.
10 Урок 14(46). 1. Разминка: эстафета с этапом до 50 м (23 раза). 2. Провести
соревнования (парами) на дистанции 500 м с раздельным стартом через 1020 с
(девочки после мальчиков).
Урок 15(47). 1. Свободное катание с горки. 2. Провести эстафету с этапом до
100 м (23 раза), круговую эстафету.
Урок 16(48). 1. Провести контрольную прикидку на дистанции 500 м. 2.
Домашнее задание: подготовить спортивную одежду и обувь для занятий в
гимнастическом зале.
Урок 17(49). 1. Выполнить комплекс ОРУ. 2. Провести различные варианты игры
в салки — с интервалами отдыха между ними. 3. Домашнее задание: выполнять
комплекс УГГ.
Урок 18(50). 1.Повторить комплекс УГГ. Выполнить несколько упражнений с
мячами. 2. Провести несколько раз эстафету с набивным мячом весом 1 кг.
Урок 19(51). 1. Разучить комплекс упражнений с гимнастическими палками. 2.
Разучить и провести игру с волейбольным мячом «Передал — садись!».
Урок 20(52). 1. Повторить комплекс упражнений с гимнастическими палками;
учить прыжкам через скакалку. 2. Провести игруэстафету с набивными мячами на
гимнастических скамейках. 3. Дать домашнее задание на весенние каникулы.
Составляя годовой планграфик учебной работы,
учителю необходимо увязать все разделы программы, чтобы предусмотреть
предварительную подготовку к урокам по лыжам.
При разработке планаграфика учебновоспитательной работы, связанной с
лыжной подготовкой, необходимо;
вопервых, изучить основные задачи физического воспитания в школе и
требования к постановке их, а также объяснительную записку к программе и выпи
сать наиболее важные положения, касающиеся лыжной подготовки,
вовторых, проанализировать программу лыжной подготовки, в частности
учебный материал, связанный с формированием навыков и умения, и учебные
требования к формированию навыков и умения и развитию двигательных качеств.
Кроме того, при составлении годового планаграфика учебной работы
необходимо:
определить объем теоретических сведений, необходимых при прохождении курса
лыжной подготовки;
определить, какие учебные дисциплины связаны с лыжной подготовкой;
определить, какая информация нужна школьникам, чтобы они осознали важность
правильного выполнения элементарных двигательных действий в усвоении
техники передвижения на лыжах;
оценить возможность активизации других форм занятий с использованием средств
лыжной подготовки на основе планового изучения материала;
изучить программный материал, касающийся выработки навыков и умения учащихся
самостоятельно заниматься физическими упражнениями, разработать домашние
задания с учетом уровня подготовленности учеников, способности их заниматься
11 самостоятельно и условия выполнения домашних заданий;
изучить другие разделы программы, чтобы позаимствовать в них положительный
опыт формирования навыков и развития различных качеств;
наметить организационные, учебные и разъяснительные мероприятия, связанные с
воспитанием учащихся.
В первом полугодии необходимо по возможности чаще проводить занятия на
открытом воздухе. Из раздела легкой атлетики лыжной подготовке должны
предшествовать прыжки в высоту и в длину с разбега, бег на средние и длинные
дистанции. При этом во время бега необходимо делать полный выдох. Из
гимнастики и игр целесообразно использовать упражнения, направленные на
совершенствование динамического равновесия, преимущественно активным
способом. Следует также обратить внимание на укрепление основных групп мышц, в
особенности мышц ног, плечевого пояса, спины, живота. С этой целью целесообразно
разрабатывать специальные комплексы упражнений утренней гимнастики, для
самостоятельных занятий и для развития двигательных качеств на уроке. На конец
каждого урока желательно планировать бег различной продолжительности и
интенсивности. В первой и заключительной частях уроков следует давать упражнения
для развития гибкости и на расслабление, а также упражнения, связанные с
принятием граничных поз скользящего шага и сменой их.
Включение в план материала из других разделов программы способствует
успешному усвоению не только программы лыжной подготовки, но и программ других
разделов.
Внеурочные формы лыжной подготовки.
Ежедневные (продолжительностью не менее 1 ч) занятия физическими
упражнениями в настоящее время обязательны для школьников, остающихся в груп
пах продленного дня. Большинство воспитателей в этих группах не специалисты
физического воспитания.
Поэтому организация и содержание занятий в группах продленного дня
должны быть в поле зрения учителя физкультуры. Проводить их рекомендуется
преимущественно на воздухе. В зимнее время, если позволяют условия, занятия
следует проводить преимущественно на лыжах. На этих занятиях рекомендуется
повторять учебный материал уроков лыжной подготовки и выполнять домашние
задания. Все это школьники делают самостоятельно при контроле и руководстве
воспитателя и учителя физкультуры.
Самостоятельные занятия школьников на лыжах во внеучебное время должны
способствовать хорошему усвоению материала школьной программы лыжной
подготовки. Во время внеурочных занятий в младших классах можно закреплять
навыки передвижения на лыжах, приобретенные на уроках, организовывать
прогулки, игры.
В средних и особенно в старших классах самостоятельные занятия должны
содействовать преимущественно развитию двигательных качеств. В этом отношении
полезны передвижения с равномерной и переменной интенсивностью
Для подростков и старших школьников наиболее привлекательны также
12 занятия, способствующие утверждению их личности. Важно, чтобы они ощущали
результаты самостоятельных занятий. Поэтому какоето время им следует давать
задание непрерывно передвигаться по тренировочному кругу со средней
интенсивностью, постепенно от занятия к занятию проходить все большее
расстояние. Затем можно давать более сложные задания: проходить
заключительную часть дистанции с повышенной интенсивностью, проходить отдель
ные участки дистанции только одновременными ходами с чередованием
одновременных и попеременных отталкиваний руками (без шагов) и т. д.
Выполнение постепенно усложняющихся упражнений будет создавать у
учащихся ощущение прогресса и тем самым стимулировать потребность в таких
занятиях. Самостоятельные занятия должны проводиться два — три раза в
неделю или больше.
В школе необходимо разработать домашние задания по лыжной подготовке на
весь зимний период. Оформить их можно в виде картотеки для каждого класса. В
них кроме заданий, связанных с развитием двигательных качеств, можно поместить
схемы или рисунки, иллюстрирующие правильное исполнение основных элементов
техники передвижения на лыжах. Четкая разработка системы домашних заданий,
хорошая организация самостоятельных занятий и контроль за выполнением заданий
— залог эффективности физического воспитания школьников.
Эффективность самостоятельных занятий школьников будет выше, если
родители будут чаще проводить свое свободное время с детьми на свежем воздухе и
следить за выполнением ими домашних заданий. Желательно, чтобы учащиеся
учитывали, сколько километров они проходят на лыжах за неделю, месяц, зиму.
Хороший стимул самостоятельных занятий на лыжах — соревнования между
классами в количестве пройденных километров. При этом желательно выявлять
победителя в каждом классе, в смежных классах, в школе.
Эффективность лыжной подготовки во многом определяется
своевременностью и объективностью оценки успеваемости учащихся. При этом
должны оцениваться степень освоения навыков передвижения на лыжах, выполнение
учебных нормативов и домашних заданий, теоретические знания, умение
самостоятельно заниматься.
Успеваемость учащихся оценивается почти на всех занятиях. Оценки
выставляются за выполнение упражнений, способствующих освоению способов
передвижения в соответствии с программой. Большинство этих упражнений должны
предварительно включаться в самостоятельные занятия во внеурочное время. На
каждом уроке выставляют оценку 5—6 ученикам, успешно выполнившим учебные
задания.
Теоретические знания учеников проверяются путем опроса на каждом уроке.
Все оценки заносятся в классный журнал. На последних уроках учащимся
выставляют оценку за овладение техникой передвижения на лыжах и проверяют
уровень развития у них основных двигательных качеств путем проведения
соревнований внутри класса.
Кроме того, в соответствии с программой физического воспитания учащихся I
13 —XI классов ежемесячно проводятся дни здоровья и спорта, В I классе в
программу для здоровья может входить катание на лыжах, лыжная прогулка, во II—
VII классах — катание и туристские походы на лыжах, в VIII—XI классах — лыжные
туристские слеты и пр.
Внутришкольные соревнования, туристские походы и слеты проводятся в
соответствии с внутришкольными и районным (городским) календарями спортивных
мероприятий по программам «Стартуют все», «Старты надежд», «Зарница», и др.
Организация и методика проведения внеклассной работы по лыжному
спорту.
Внеклассная работа по лыжному спорту проводится во внеучебное время и
увязывается с учебными занятиями
В I—IV классах организуются группы общей физической подготовки. В
программу занятий этих групп помимо общеразвивающих упражнений,
гимнастических упражнений на снарядах, акробатики, легкой атлетики входят также
упражнения в передвижении на лыжах. Учебный материал и нормы нагрузки в
передвижении на лыжах должны содействовать успешному выполнению
программных требований по лыжной подготовке. Последнее касается также групп
общей физической подготовки для учащихся V—VI, VII—VIII, IX— XI классов.
Занятия лыжным спортом в спортивных секциях комплексная программа
физического воспитания учащихся I—XI классов общеобразовательных школ
предусматривает для учеников V—VI и VII— VIII классов. В школах, имеющих
благоприятные условия для занятий лыжным спортом, секционные занятия следует
проводить и в старших классах.
Учебный год в секции лыжного спорта длится с сентября до июня. На лето
учащиеся получают задания для самостоятельных занятий.
Первые занятия на снегу должны быть направлены на овладение элементами
горнолыжной техники, лыжных ходов. Хорошо также организовывать небольшие
прогулки. На такие занятия необходимо отводить не менее 2—3 недель и затем
переходить к тренировкам, включающим прохождение отдельных участков
дистанции с повышенной интенсивностью.
Первые тренировки на снегу не должны быть продолжительными, так как
организм занимающихся к ним не готов. Надо учитывать, что в период освоения
техники занимающиеся делают много лишних движений, а это значительная
дополнительная нагрузка. В дальнейшем объем и интенсивность нагрузки постепенно
увеличивают. Учитель должен помнить, что главная задача всех внеклассных занятий
— укрепление здоровья учащихся.
При планировании секционных занятий следует учитывать и нагрузку уроков
лыжной подготовки. У юных лыжников, регулярно тренирующихся в школьных
секциях, в зимний период не менее четырех занятий в неделю. Поэтому за несколько
лет школьников можно подготовить к выполнению разрядных норм, не форсируя
подготовку. Обычно лучших результатов в соревнованиях добиваются те школы,
где хорошо организованы внеклассные занятия с младшими школьниками.
14 В общий план работы школы по физическому воспитанию следует включать
Прогулки не требуют большой подготовительной работы. Для прогулок
массовые лыжные мероприятия: прогулки, экскурсии, соревнования, праздники.
Проводить их необходимо главным образом в воскресные дни и во время каникул.
выбирают слабопересеченную и хорошо знакомую местность. В прогулках могут
участвовать все учащиеся независимо от уровня подготовленности. Руководить
прогулками могут учитель физкультуры, родители, Если лыжная прогулка связана с
выездом за город, то проводить ее следует только под руководством взрослых.
Экскурсии на лыжах проводятся в соответствии с планом работы классного
руководителя, учителя географии или истории, главным образам с познавательной
целью. Экскурсии, как и прогулки, не должны быть продолжительными. Желательно
проводить их регулярно, постепенно усложняя маршрут.
Тогда они будут хорошим средством подготовки к туристским походам.
К лыжным походам необходимо готовиться более тщательно, чем к прогулкам и
экскурсиям, так как они более продолжительны и утомительны.
Маршрут похода выбирается заранее. Желательно, чтобы он проходил по
красивой лесистой местности, недалеко от проезжих дорог и населенных пунктов.
Протяженность и сложность маршрута должны соответствовать подготовленности
учащихся.
В предварительной беседе учащимся необходимо разъяснить, как одеться в
зависимости от ожидаемой погоды. Одежда должна быть свободной и теплой. В
лыжный поход необходимо брать всё необходимое для ремонта инвентаря,
поскольку неисправность инвентаря у одного участника может сорвать поход.
Очень важно продумать организацию похода. Если участников много, их рас
пределяют в группы не более чем по 15 человек. В каждой группе назначают
старшего.
Первые походы желательно проводить по радиальным маршрутам. Тогда,
если понадобится, можно будет сократить дистанцию, менее подготовленных раньше
отправить в обратный путь. Но отправлять их в обратный путь следует только
группами и в сопровождении опытных участников. Идя в поход, целесообразно
прокладывать новую лыжню. Поэтому направляющими должны быть поочередно
сильные ученики, а менее подготовленные будут идти по хорошо накатанной лыжне.
Таким способом можно дифференцировать нагрузку в походе и окончить его всем
вместе.
После похода необходимо подвести итоги (сделать фотовыставку или фото
витрину), рассказать о нем в стенной газете.
Большую роль в развитии школьного массового лыжного спорта играют
соревнования. Большинство школьников не занимаются в секции, и соревнования
для них целесообразно планировать на вторую половину зимы, когда будет пройден
основной учебный материал по лыжной подготовке. Соревнования могут
проводиться в звене, классе, между параллельными классами и на первенство
школы между командами классов.
Соревнования на первенство школы целесообразно проводить в форме
15 традиционного праздника при максимально возможном числе участников. В
проведении соревнований обычно участвуют классные руководители, учителя и
родители. Учащихся со слабым здоровьем привлекают к судейству. По окончании
соревнований необходимо быстро подвести итоги и вывесить протокол соревнований.
Если нет возможности наградить победителей в день соревнований, нужно сделать
это в ближайшее время на школьной линейке.
Хорошо проведенные школьные соревнования во многом способствуют достижению
успехов в лыжной подготовке, помогают вовлечь учащихся в лыжную секцию.
Лучшие лыжники школы должны участвовать во внутришкольных, районных и
городских соревнованиях, желательно проводить матчевые встречи между
соседними школами в начале, середине и в конце зимы. Программа соревнований
определяется по договоренности в соответствии со школьной программой
физического воспитания. Хорошо, если она не меняется в течение нескольких лет.
Не следует гнаться за количеством участников и допускать к соревнованиям
неподготовленных школьников.
Организация и методика подготовки к сдаче нормативных требований.
Результаты выполнения учениками нормативных требований считаются одним
из основных критериев оценки постановки физического воспитания в школе.
Подготовка к сдаче их в школе проходит на уроках, во время внеклассных и
самостоятельных занятий, при проведении массовых мероприятий.
Нормативы по лыжным гонкам предполагают достаточно высокий уровень
двигательной подготовки учащихся. Успешно подготовиться и сдать нормативы
могут, как правило, только те учащиеся, которые тренируются систематически не
менее трех раз в неделю. Естественно, не все школьники могут посещать занятия в
лыжной секции или в группах начальной подготовки. Самостоятельно же могут
заниматься почти все. В связи с этим в подготовке и сдаче лыжных нормативов
самостоятельные занятия имеют особое значение. Продолжительность их может быть
различной: до 1,5 ч для учащихся IV—VII классов и до 2,5 ч для учащихся старших
классов. Однако занятия в течение 20—30 мин также могут быть очень полезными
при более частом повторении и соответствующей дозировке нагрузки.
Готовящиеся к сдаче нормативов должны выполнять требования недельного
двигательного режима в процессе самостоятельных или групповых занятий
физическими упражнениями.
Нормативы по лыжам сдают только на соревнованиях — на первенствах класса,
школы, района и т. д. Для не выполнивших нормативы, один раз в две недели следует
проводить дополнительные соревнования.
16
ЛЫЖНЫЙ СПОРТ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
ЛЫЖНЫЙ СПОРТ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
ЛЫЖНЫЙ СПОРТ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
ЛЫЖНЫЙ СПОРТ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
ЛЫЖНЫЙ СПОРТ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
ЛЫЖНЫЙ СПОРТ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
ЛЫЖНЫЙ СПОРТ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
ЛЫЖНЫЙ СПОРТ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
ЛЫЖНЫЙ СПОРТ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
ЛЫЖНЫЙ СПОРТ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
ЛЫЖНЫЙ СПОРТ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
ЛЫЖНЫЙ СПОРТ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
ЛЫЖНЫЙ СПОРТ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
ЛЫЖНЫЙ СПОРТ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
ЛЫЖНЫЙ СПОРТ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
ЛЫЖНЫЙ СПОРТ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.