МАГИСТРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ
THE MAIN DIRECTION IN ENGINEERING AND TECHNICAL PROFESSIONS
УДК 37.01
А. А. Заиченко1, Т.А. Степанова2, Н. В. Лысенко3,
1педагог психолог,2старший методист, 3методист; 1,2,3 МБОУ ДО Барабинского района Новосибирской области «Центр дополнительного образования детей»,
e-mail: nata.lis@mail.ru
A. A. Zaichenko1, T.A. Stepanova2, N. V. Lysenko3,
1 teacher psychologist, 2 senior methodologist, 3 methodologist; 1,2,3 MBOU TO the Barabinsky district of the Novosibirsk region "Center for additional Education of children",
e-mail: nata.lis@mail.ru
Аннотация: Сегодня в общественной жизни резко возросла потребность в технических специалистах. С высоких трибун говорят о необходимости возрождения инженерной профессии. Современный рабочий – не просто человек, выполняющий механические действия, а прежде всего думающий, мыслящий и способный анализировать свои действия для получения лучшего результата.
В статье авторы раскрывают исторические моменты становления и развития технического творчества в учреждениях дополнительного образования Барабинского района. Содержательный аспект направлен на сохранение исторической памяти о педагогах, работавших на Станции юных техников в послевоенное время, и демонстрирует перспективность и инновационный подход в дополнительном образовании технической направленности в настоящее время.
Материалы, приведенные в статье, будут интересны обучающимся, родителям, образовательным учреждениям.
Ключевые слова: дополнительное образование, станция юных техников, инженерно-технические профессии.
Abstract: The need for technical specialists has sharply increased in public life today. From the high stands they talk about the need to revive the engineering profession. A modern worker is not just a person performing mechanical actions, but first of all thinking, thinking and able to analyze his actions to get the best result.
In the article, the authors reveal the historical moments of the formation and development of technical creativity in the institutions of additional education of the Barabinsky district. The content aspect is aimed at preserving the historical memory of the teachers who worked at the Station of Young Technicians in the post-war period, and demonstrates the prospects and innovative approach in additional technical education at the present time.
The materials given in the article will be of interest to students, parents, educational institutions.
Keywords: additional education, station of young technicians, engineering and technical professions.
В связи с развитием инженерно-технической деятельности в общественной жизни резко возросла потребность в инженерных кадрах. Поэтому в настоящее время необходимо готовить обучающихся к получению инженерных профессий [1].
Для этого в Центре дополнительного образования детей Барабинского района Новосибирской области в рамках национального проекта «Образование» и федерального проекта «Успех каждого ребенка» открыты новые места технической направленности: робототехника, программирование, виртуальная реальность, беспилотный транспорт, лазерные технологии.
Инженеров и техников в системе дополнительного образования Барабинского района начали готовить еще в 1946 году.
История дополнительного образования Барабинского района [2] начинается с тех далёких послевоенных лет, когда вся страна поднималась после разрухи. Директором первой станции техников был Овчинников Сергей Матвеевич, бывший военный лётчик, ветеран Великой Отечественной войны. Первое здание Детской технической станции в этот период размещалось в жилом доме по улице Советской. Сергей Матвеевич вел туристический, авиамодельный кружки, вместе с ним работал Кильчевский Андрей Иванович, руководитель радиотехнического, электротехнического кружков. Оба руководителя участники Великой Отечественной войны. С. М. Овчинников – военный лётчик, А. И. Кильчевский – радист, бывший партизан.
Из воспоминаний кружковца того времени Юрия Чекунова [4]: «Этот послевоенный период был трудным и тяжёлым, но ребята с большим интересом и увлечением занимались в кружках Детской технической станции. Ещё 10-летним мальчишкой я бегал в кружки станции. Нас, детей послевоенных лет, было много. Ребята участвовали в соревнованиях по техническому творчеству, туристических походах по родному краю». Позже Чекунов Юрий Васильевич стал педагогом дополнительного образования.
В 1963 г. открываются новые кружки: авиамодельный (педагог Шейко Валерий Викторович), «Судомодельный» (Горин Анатолий Борисович); «Радиотехнический» (Нехаев Николай Алексеевич); «Фотокружок» (Ширманова Анфиса Игнатьевна).
В 70-ые годы по всей стране бурно открывались внешкольные профильные учреждения, так в 1976 году была открыта Станция юных техников и директором назначен Валерий Викторович Шейко [2]. Здание СЮТа располагалось на базе школы №2 до 1983 года. В дополнении к вышеназванным кружкам открываются «Судомодельный» (Горин Анатолий Борисович), «Радиотехнический» (Коробкин Виктор Петрович), «Юный конструктор» (Анкудов Владимир Александрович), «Фотокружок» (Некрасов Виктор Дмитриевич), «Фотокорреспондент», «Строитель коммунизма».
В 1976 году директором Станции юных техников назначен Валерий Викторович Шейко. Здание СЮТа располагалось на базе школы № 2 до 1983 года. В дополнении к вышеназванным кружкам открываются «Радиотехнический» (Коробкин Виктор Петрович), «Юный конструктор» (Анкудов Владимир Александрович), «Фотокружок» (Некрасов Виктор Дмитриевич), «Фотокорреспондент», «Строитель коммунизма».
В 80-ые годы по улице Карла Маркса, 112, был открыт клуб «Эфир» под руководством Чекунова Юрия Васильевича – почётного радиста бывшего инженера электросетей [4].
В 2005 году СЮТ переехал в здание по улице Деповская, 17. Станция работает по двум направлениям: научно-техническое и спортивно-техническое, где занимаются 614 обучающихся в 45 объединениях: «Авиамодельный» – Шейко Валерий Викторович; «Радиоконструкторский» – Коробкин Виктор Петрович; «Радиоспортивный» – Чекунов Юрий Васильевич; «Начальное техническое моделирование» – Матерн Ольга Павловна; «Бумажное конструирование» – Шилова Наталья Александровна; «Художественное конструирование» – Сударикова Ритта Викторовна [2].
Открываются новые направления и начинает работать сеть кружков на базе школ города и района: «Конструирование сельскохозяйственной техники» – Елин Юрий Александрович (Новокозловская СОШ); «Велоспорт» – Кондаков Олег Александрович (МКОУ СОШ № 47); «Судомодельный» – Кочкуров Владимир Игоревич (Таскаевская СОШ); «Автомоделирование» –Василевский Анатолий Викторович (МКОУ СОШ № 93); «Информационные технологии» – Капорикова Наталья Владимировна (МКОУ СОШ № 47); «Воспитание исследовательской культуры» – Кормачёв Денис Александрович (Новочановская СОШ).
Тесно связали свою судьбу с дополнительным образованием Шейко Валерий Викторович (стаж работы в дополнительном образовании 57 лет) и Коробкин Виктор Петрович (стаж работы более 37 лет), Матерн Ольга Павловна (35 лет) и Елин Юрий Александрович (19 лет).
В 2009 году Станция юных техников вошла в состав Муниципального образовательного учреждения Центр дополнительного образования детей (МКОУ «ЦДОД»), в настоящее время МБОУДО ЦДОД [2].
Педагоги технической направленности принимают результативное участие в конкурсе профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» – В. В. Шейко (2002 год, победитель), О. П. Матерн (2005, год победитель), Т. Н. Устюгова (2015 год, дипломант 2 степени), Ю. А. Елин (2017 год, победитель), Д. С. Сартаков (2018, год победитель).
80% обучающихся Станции юных техников получили инженерно-техническое образование. Многие занимают ответственные и руководящие посты.
Сергей Косяк [3] проживает в г. Ангарске Иркутской области. Он вспоминает: «В 1972 году пришел в авиамодельный кружок Дома пионеров. Руководитель Валерий Викторович Шейко подтянут, начищен, строг как меч. Рубанок, умещающийся в ладони, лобзик, сапожный нож, эмалит, запах двигательного топлива стали моей радостью. Требовательный мастер Валерий Викторович расширял мой мир точности и внимательности. На учительском столе всегда лежали журналы «Моделист-конструктор» [3, с. 15]. По совету педагога Сергеем Косяком был выбран свободный планер, который необходимо было подготовить к весне, – ведь каждый запуск мотора – восторг у пацанов... Пересматривая фотографии домашнего альбома, всякий раз вспоминаются учителя-наставники Дома пионеров, наставники первых учебных и производственных лет. Эти люди – община С. Косяка, которая сформировала его мир.
Александр Григорьевич Шмаков [3], которому в этом году исполнится 60 лет, рассказывает: «Это был 1976 год. Директором СЮТ и руководителем авиамодельного кружка был Шейко Валерий Викторович. Под его руководством наша команда авиамоделистов Барабинской Станции Юных Техников была сильнейшей в Новосибирской области. На ежегодных соревнованиях по авиамодельному спорту, проходивших на аэродроме Бердского аэроклуба ДОСААФ и кордодроме СЮТ Сибирского отделения Академии наук СССР, ребята из нашей команды уверенно, в личном зачете, брали призовые места в различных классах моделей, а команда, в целом, неоднократно занимала первое место в области. От соревнований мы получали массу эмоций. Было все: пот, кровь и слезы. Пот лился рекой, когда нужно было в короткое время отремонтировать разбившуюся модель до начала следующего этапа соревнований. Слезы наворачивались на глазах, когда не успевал отремонтировать, либо модель уже не поддавалась восстановлению после жесткой посадки. Кровь капала с пальцев рук, когда при запуске двигателя лопасть винта догоняла и била по ним. При этом мы помогали друг другу быстрее восстановить модель к следующему полету. В паузах между стартами мы делились опытом исполнения моделей с кружковцами других команд, перенимали от них удачные решения той или иной технической проблемы» [4, с. 52].
А. Г. Шмаков закончил школу № 2 успешно, и решил выбрать профессию, связанную с авиацией. Но при прохождении медкомиссии, выяснилось, что из-за ослабленного зрения, он не проходит по нормам. А. Г. Шмаков поступил в Московский авиационный институт им. Сергея Орджоникидзе (МАИ), и освоил специальность «Двигатели летательных аппаратов» по специализации «Жидкостные ракетные двигатели». А. Г. Шмаков стал – ракетчиком. После окончания МАИ был призван на срочную военную службу на космодром «Байконур» на должность инженера отделения по предполетной подготовке аккумуляторных батарей при запуске спутников разведки. Всю жизнь работал на инженерно-технических должностях. Его увлечение передалось дочери, – она инженер-строитель.
Не менее интересно сложилась судьба и у других наших земляков. Так, например, Сейкин Матвей с Валерием Викторовичем Шейко были приглашены в 2017 году в Подмосковье, на Международный авиационно-космический салон МАКС-17 на аэродром Жуковский [4]. Там на выставке демонстрировались последние новинки авиакосмической техники, военные и гражданские самолеты, космические летательные аппараты. В экспозиции «От винта!» они представили радиоуправляемые модели самолета-беспилотника, и стали финалистами Фестиваля по результатам отбора работ среди 75 субъектов Российской Федерации. На данный момент Матвей учится в Новосибирском государственном техническом университете на направлении «Нанотехнологии и микросистемная техника». Четырёхлетний путь в авиамодельном объединении помог выбрать будущую профессию.
А вот, Токмак Сергей Васильевич, выпускник 1984 года работает радиомехаником по ремонту бытовой электроники, обучаясь в институте, защищал дипломную работу по теме «Конструктор телерадиоаппаратуры».
Или, например, Ластовко Евгений Николаевич окончил Куйбышевский политехникум, Сибирскую академию государственной службы (СИБАГС), входит в состав судейской коллегии и оказывает спонсорскую помощь при проведении соревнований.
Воробьев Кирилл за время занятий в творческом объединении «Авиамоделизм» изготовил множество летающих и экспериментальных моделей, достиг высоких результатов: неоднократный чемпион и призер Новосибирской области по спортивному моделизму, обладатель областных кубков, постоянный участник и победитель районных, областных выставок, всероссийского фестиваля Науки. Удостоен премии Губернатора Новосибирской области и занесен на Доску Почета Центра дополнительного образования детей [4].
С 2019 года Центр дополнительного образования детей Барабинского района Новосибирской области (далее МБОУДО ЦДОД) включился в реализацию национального проекта «Образование». МБОУДО ЦДОД проводит мероприятия, способствующие активному продвижению технического творчества на территории Барабинского района:
− увеличилось количество педагогов дополнительного образования технической направленности;
− в рамках проекта «Современная школа» на базах образовательных организаций открылись центры «Точка роста», реализующие дополнительные общеобразовательные программы технической направленности;
− продолжается многолетняя традиция проведения районных выставок, соревнований, конкурсов технического творчества: «Легоконструирование», «Полигональное моделирование», «Робототехника», «Куборо», «Радиоконструирование»;
− более пяти лет на территории Барабинского района проводятся зональные соревнования по авиамоделизму;
− обучающиеся Барабинского района активно и результативно принимают участие в мероприятиях Регионального центра «Альтаир», таких как конкурс научно-технологических проектов «Большие Вызовы», региональная энергетическая школа.
Кроме того, специалисты МБОУДО ЦДОД активно участвуют в пилотном профориентационном проекте для обучающихся 5-11 классов «Skills-траектория. Самоопределение с нуля», реализуемом на территории Новосибирской области с целью развития профориентационной деятельности в Новосибирской области, обеспечения целостной системы профессионального самоопределения обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования. В рамках Фестиваля наук, посвященного Десятилетию науки и технологий в Российской Федерации проведен Слет юных инженеров, открытые межрайонные соревнования «Квадрокросс», соревнования по Куборо, районный естественно-научный «Квест».
В заключение особо подчеркнем, что технические кружки должны существовать, с них начинается детская мечта. Если вовремя помочь ребенку познать себя, раскрыть потаенные таланты, вовремя начать прививать любовь к науке, то в будущем обязательно получим прогрессивных инженеров, проектировщиков и ученых. Тем более это актуально сейчас, когда чувствуется острый дефицит специалистов технических направлений.
Литература
1. Абрамова О. Н. Развитие инженерного мышления школьников // Молодой ученый. 2021. № 15 (357). С. 301-303.
2. Косяк С. В., Шмакова А. Г. Воспоминания //Архивные документы МБОУДО ЦДОД. Новосибирск: Гео, 2004. 354 с.
3. Документальные источники музея «Факел» Центра дополнительного образования детей. Барабинск: ЦДОД, 1987. 256с.
4. Народная летопись Новосибирской области: краеведческий портал. [Интернет ресурс] URL: http://www.letopisi54.ru/letopis/detail.php?ID=17392 (дата обращения: 07.04.2023).
5. Народная летопись Новосибирской области: краеведческий портал. [Интернет ресурс] URL: http://www.letopisi54.ru/letopis/detail.php?ID=16585 (дата обращения: 07.04.2023).
Literature
1. Abramova O. N. Development of engineering thinking of schoolchildren // Young scientist. 2021. No. 15 (357). pp. 301-303.
2. Kosyak S. V., Shmakova A. G. Memoirs //Archival documents of MBOUDO CDOD. Novosibirsk: Geo, 2004. 354 p.
3. Documentary sources of the Fakel Museum of the Center for Additional Education of Children. Barabinsk: CDOD, 1987. 256c.
4. The National Chronicle of the Novosibirsk region: local history portal. [Internet resource] URL: http://www.letopisi54.ru/letopis/detail.php?ID=17392 (date of reference: 07.04.2023).
5. National Chronicle of the Novosibirsk region: local history portal. [Internet resource] URL: http://www.letopisi54.ru/letopis/detail.php?ID=16585 (accessed: 07.04.2023).
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.