МАК В РАБОТЕ С
ДОШКОЛЬНИКАМИ
Метафорические ассоциативные карты это чудесный,
бережный, работающий инструмент в исследовании, коррекции, профилактики,
развитии дошкольников.
Дошкольный возраст-это период открытий,
достижений, сензитивный период для приобретения умений и навыков. Но наряду со
всем этим он наполнен кризисными этапами. Дети в этом периоде еще не
знают, как правильно или безопасно для себя и окружающих, вести себя в той или
иной ситуации и они пробуют…. Пробуют, как могут, как у них получается…
Дошкольное детство своего рода первый порт в путешествии длинною в жизнь, где
ребёнок словно маленькая лодочка, учится плавать. И на ее пути встречаются и
радости и трудности.
Дошкольное детство волшебное время, все дети любят и принимают сказки,
сказочные истории, а если она сопровождается еще и картинкой, то она в тысячу
раз интереснее.
Используя с детьми МАК, мы будто играем в их игру, со своими правилами,
используя метафоры(ведь сказка-это и есть своего рода метафора), дети не ставят
непробиваемые барьеры, и погружаются в процесс, а изменения не заставляют себя
долго ждать…
Техника«Кто спрятался?» (от 1,5 усложняя до 6,5
лет )
Цель. Развитие внимания, памяти.
Материал: кусок ткани или платочек, карты животных или сказочных героев (можно
из серии «Волшебный сундучок»)
Показать ребёнку карты. Спросить кто изображен на картинках, чтобы потом не
было такого казуса,что на самом деле он просто не знал кто это. Много можно
сразу и не брать. Разложить на столе начиная с 2-х картинок. Пусть ребенок
посмотрит на них и запомнит. После необходимо собрать карты, одну положить под
платочек. Другую карту положить в открытую (ВО).
ПСИХОЛОГ: Кто спрятался от нас под платочек?
И далее можно усложнять добавлять другие карты обыгрывая, что к нам в игру
хочет например: курочка.
Техника«Найди такую же карту»( 1,5-4 года)
Цель. Развитие внимания, памяти.
Материал: парные карты животных, предметов или сказочных героев.
Знакомим ребенка с картами(без пар), называя их. Потом обязательно показываем
пример. Кладем две одинаковые карты и третью другую, проговариваем, что две
одинаковые, а эта другая. Убираем одинаковые, докладываем ещё 2 разные карты.
Ребенок смотрит на них, можно проговорить кто или что изображено. Предлагаем
четвертую парную третьей и просим найти такую же. Обсуждаем что у них
одинаково.
Техника«Кошечка наелась» (1,5 -3г)
Цель: развитие эмоциональной сферы, выразительности движений.
Материал: карты эмоциональных кошек.
Сказка про то, как жила кошка с котенком, а котёнок любил кушать рыбку. Мама
кошка ходила в магазин за рыбкой. Котёнок ждал маму кошку был голодный, хотел
кушать и был грустный- грустный. Мама кошка приходила и приносила ему рыбку, он
радовался и кушал рыбку. Сладко засыпал.
Найти среди трех эмоциональных картинок если сложно, то сразу показать
грустного котёнка. Изобразить его. Так же найти, или показать весёлого
котёнка.
Техника«Радость» (2,5 –нет ограничений)))
Цель: развитие эмоциональной сферы, снижение тревожности, ресурсное упражнение,
развитие воображения.
Материал: карты ЭККО, краски гуашь или карандаши, бумага.
Маленькому ребенку сложно правильно расшифровать метафорический рисунок радости
с ходу, но мы можем ему помочь, поговорив, или приведя примеры радости(солнце,
море, конфеты, мама, торт, ёлка дед мороз ) нужно понять на чем он остановится,
на что ребёнок отреагирует. Помочь, если ему сложно, выбрать карту о его
радости, проговаривая ее, рассмотреть ее, заметить какие цвета на ней, найти
такие же баночки (желательно черный цвет убрать). Положить карту в центр листа
и начать от нее дорисовывать весь лист.
Примечание: маленькому ребенку нужно помогать, и карту держать, следить, что бы
не намазал ее,(для таких занятий хорошо иметь пластмассовое стекло, чтобы
накрыть карту.) ребёнок может рисовать руками и кистью, и карандашами, и
губками. Главное процесс.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.