Малая Академия Наук " Хлеб -всему голова"
Оценка 4.7

Малая Академия Наук " Хлеб -всему голова"

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
окружающий мир
4 кл
27.05.2017
Малая Академия Наук " Хлеб -всему голова"
В своей работе автор изучает значение хлеба в жизни человека. Проводит наблюдения за отношением одноклассников к хлебу, анкетирование, эксперимент по изготовлению хлеба. Составляет правила обращения с хлебом. Узнаёт, что при выращивании хлеба, в наше время участвуют люди 140 профессий. Изучает материалы о хлебе.В своей работе автор изучает значение хлеба в жизни человека. Проводит наблюдения за отношением одноклассников к хлебу, анкетирование, эксперимент по изготовлению хлеба. Составляет правила обращения с хлебом. Узнаёт, что при выращивании хлеба, в наше время участвуют люди 140 профессий. Изучает материалы о хлебе.
хлеб -всему голова 1.docx
НОШ с. Султанаево, филиал МБОУ СОШ с. Шарипово МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК                   Тема: «Хлеб­ всему голова» Образовательное учреждение: НОШ с. Султанаево Класс: 4 Руководитель: Усманова Люза Забиховна, учитель первой квалификационной категории Учащийся: Усманов Рушан Ильшатович 2016 1 Содержание I Введение _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3 1. Вступление. Гипотеза и цели. II Основная часть_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4 1. Что означает слово «Хлеб». Работа с толковым словарем. 2. Где и когда родился хлеб (из истории). 3. Технология выращивания хлеба в древние времена на Руси. 4. Технология выращивания хлеба в наше время. И сколько же задействовано в этом профессий? 5. Хлеб военных лет 6. О пользе хлеба. Интересные факты о хлебе. 7. Анкетирование одноклассников. 8. Технология приготовления хлеба. 9. Виды хлебобулочных изделий. 10. Правила бережного отношения к хлебу. III Заключение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 12 1. Что мне дал конкурс? 2. Хитрая задача. 3. Мой полезный совет. IV Список литературы._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _13 2 I Введение. Пашут каждую весну, Поднимают целину, Сеют, жнут, ночей не спят, С детства знай, как хлеб растят. Хлеб ржаной, батоны, булки, Не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, Сил для хлеба не жалеют. (Я. Аким)                                             1 Вступление.         Я с детства знаю, что хлеб нужно доедать до единой крошечки, т.к. в нем  заложено много труда  людей. И я всегда этого придерживаюсь. Но в своей жизни я  наблюдаю совсем другое явление. Среди детей и взрослых чаще всего отсутствует  бережное отношение к хлебу, уважение к людям, которые задействованы в  приготовлении этого продукта. А некоторые ребята вообще не едят хлеб, не зная о  его полезности. Мне захотелось узнать о значении хлеба в жизни человека, почему  люди с большим уважением относятся к нему? Почему не могут обойтись без хлеба?     Испокон века хлеб был не простой едой. Я очень часто слышу слова «Хлеб –   всему голова», «Хлеб – дороже золота и алмаза». Однажды я задумался, почему к  хлебу особое отношение, почему люди не могут обойтись без него? Чтобы  разобраться в этом, я решил провести исследование.    Цель исследования: узнать о значении хлеба в жизни человека. А также  изменить отношение некоторых учеников нашего класса к хлебу.    Задачи исследования: провести наблюдения за отношением учеников нашего класса к хлебу; провести анкетирование и выяснить, что знают о хлебе одноклассники; собрать подробную информацию о хлебе; провести эксперимент по изготовлению хлеба; составить правила бережного обращения с хлебом. 3 Гипотеза исследования: Предполагаю, что если дети будут знать о том, почему  люди издавна так ценят хлеб, то будут бережнее к нему относиться. Объект исследования: хлеб Предмет исследования: отношение одноклассников к хлебу. Методы исследования: Опрос; наблюдение; эксперимент.   Если человек будет знать, сколько затрачено труда, для того, чтобы пришел хлеб  к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.                                                  1. 2. II Основная часть.        1.Что означает слово хлеб.  Свое исследование я начал с простых вопросов: Что такое «хлеб?» Какова история развития хлеба? На свой первый вопрос я нашел ответ в толковом словаре С.И. Ожегова Хлеб ­ пищевой продукт, выпекаемый из муки. ­ продукт в виде крупного выпеченного изделия. ­ семена злаков, размалываемые в муку. В словаре В.И. Даля целых две страницы посвящены слову хлеб. ­ это растение в снопах, копнах, кладях. ­ это чистое зерно и т.д.                   2. Где и когда родился хлеб.        Хлеб – это пищевой продукт, выпекаемый из муки разных сортов. Слово  «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой  хлеб в специальных горшках, называемые «клибанос». Отсюда произошло готское  слово «хлайфс», которое затем переняли древние германцы, славяне и другие народы.  В старонемецком языке сохранилось слово «хлайб», очень напоминающее наш «хлеб»,  или эстонское «лейб».        В этимологическом словаре указано, что слово «хлеб» образовано от слова  «жити» (жить) при помощи суффикса ­ то. На Руси хлеб называли жито. Ещё 15 тысяч  лет назад человек впервые стал использовать в пищу зёрна диких злаков. Сначала их  ели сырыми, потом стали растирать между камнями и добавлять воду. Самый первый  хлеб был жидким, как каша. Первую буханку хлеба более 7500 лет назад сделал раб­египтянин, готовивший  тесто. По недосмотру он оставил на ночь смесь воды и муки. Тесто подкисло и, чтобы  избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее,  румянее, вкуснее, чем из пресного теста. С появлением огня хлеб стали выпекать. Со  временем качество выпекаемого хлеба улучшалось. Он стал более пышным и мягким. 3. Технология выращивания хлеба в древние времена на Руси. 4 В древние времена Русь покрывали густые леса. Освобождая землю от леса,  крестьяне  превращали ее в свою кормилицу. Из поколения в  поколение передавали земледельцы секреты своего  труда. Начинался год в те времена весной, а не зимой, как  сейчас. Ведь именно весной крестьяне выходили на  пахоту. Происходило это не в какой­то определенный  день, а тогда, когда земля была готова. Считалось, что  земля должна подсохнуть так, чтобы не резалась  а пластами, а рассыпалась под сохой. Но и не успела затвердеть настолько, чтобы соха не могла ее взять. Готовность земли к пахоте определяли так:  горсть земли сначала крепко сжимали в кулаке,  затем кулак разжимали. Если земля  рассыпалась при падении, значит, готова для  пахоты, если падала комом – еще не поспела. После вспашки земледельцы почву боронили. Крестьяне сеяли в определенные сроки.  Народные предметы гласят: береза  распускается – сей овес, зацвели яблони – пора  сеять просо. Ячмень начинали сеять, когда  зацветает можжевельник. Знаком для сева овса служило начало кваканья лягушки, а  начало кукованья кукушки значило, что пора сеять лен.    На свежевспаханном поле – только мужчины разбрасывают зерна. Потом  вырастают колоски. Чтобы узнать, поспел ли хлеб, хозяин срывал первый попавшийся  колос, вышелушивал зерно и пробовал на зуб. Если зерно хрустит, значит, хлеб поспел  и его нужно убирать.    Убирали хлеб серпами и косами. Если рожь вырастала высокой и густой,  предпочитали серп, а не очень высокую и густую рожь косили косой. Косой работали  утром, потому что сырое зерно от косы не осыпалось, а высохшее можно было уже  жать серпом.      Жатва серпом была очень тяжелым трудом. Крестьянка подхватывала охапку  колосьев, сколько ухватит левая рука, а правой отрезала зубастым серпом этот  ворошок. Бережно клала его к ногам и опять подхватывала колосья. И так целый  день… Недаром от страданий крестьянина, о его тяжелого труда появилось слово  «страда» так стали называть жатву. 5 По Теперь току, окончании жатвы отдых еще не наступал.  надо было отделить зерно от колосьев:  подходило время молотьбы. Молотили  на  или на ладони. Так называлась довольно  большая площадка, смазанная жидкой  и специально утрамбованная. Она делалась глиной под открытым небом. Снопы на ней расстилали в два ряда и начинали их бить цепом,  или колотилом. После молотьбы  было отделить зерно  соломы, мякины,  сорных трав и пыли –  надо было веять.  это на ветру: из  большого вороха  зерна на совок или  и бросали вверх  ветра дугой. Лучшее зерно  оставалось на семена,  среднее – на прокорм семьи, а самое легкое, не цельное зерно и мякина – раздавленные  колосья – на корм скотине. Все это при веянии распределялось в отдельные кучки.  Хранили их тоже раздельно. нужно от колоса, словом, Делали брали лопату против Добытое зерно складывали в клетки и амбары, защищая от дождя, и в сусеки –  В деревянные ящики, защищая от сырости. старину муку делали из зерен, вращая жернова – огромные  плиты. Позже на Руси появились мельницы, где зерно  перемалывали в муку. Из муки замешивали тесто и пекли в  Когда древний человек с великим трудом взрыхлил землю, посеял зерно, собрал  круглые печах хлеб. урожай и испек из него хлеб, тогда он и обрел Родину.  Вывод: Я узнал , что хлеб – это начало жизни и думаю, что человек обязан  хлебу рождением всего нового и хорошего в нашей жизни. Это я хочу доказать в  следующей главе. 4. Технология выращивания хлеба в наше время. А сколько же  профессий в этом задействовано. 6 Ещё с осени колхозники начинают заботиться о будущем урожае. Они глубоко  вспахивают землю трактором. Не забывают и о пище для будущих посевов –  разбрасывают в поле навоз, торф, минеральные удобрения. Зимой при помощи снегопаха в поле запасают побольше снега, чтобы весной в почве накопилось много влаги. Весной по вспаханному с осени полю колхозники пускают  железные бороны, потом культиваторы. Поле становится мягким, ровным, в нём  хорошо сохраняется влага. Теперь можно начинать сеять! Колхозники к трактору прицепляют сеялки, и те  ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы. Солнце светит, дождик идет. Вскоре на полях появляются зеленые ростки –первые  всходы. Но вместе с первыми всходами взошли и сорняки. Самолёт разбрасывает над  посевами особую химическую жидкость – она уничтожает все сорные травы.        Летом посевы поливают, берегут от вредителей. За летний период вырастают  колоски, а в них много­ много зерен. Наконец пшеница созрела, и колхозники начинают жатву. Комбайны срезают густую пшеницу и укладывают её в валки. Когда пшеница в валках подсохнет, её подбирают и обмолачивают. Чтобы зерно было чистым, отборным, колхозники пропускают его через  зерноочистительную машину. А затем на грузовиках зерно отвозят в колхозные амбары, элеваторы и мельницы. Там зерно перетирают, перемалывают и получают муку.         С мельницы муку доставляют на хлебозавод. На хлебозаводе из муки делают  тесто. А из него пекут буханки, булки, батоны, сайки, баранки – всё то, что мы так  любим.    Вывод: При изучении технологии выращивания хлеба, в наше время, я узнал,  что оказывается, в этом процессе участвуют люди 140 профессий! ( презентация  с11)     Выросла пшеница. Ни жары, ни холодов не боится. Это ученый много лет работал,  новый сорт пшеницы выводил. Агроном сказал, когда пахать, как землю напоить.  Тракторист землю пахал, поле засевал. Летчик над полем кружил, молодые ростки от  вредителей защищал. Как созрели колосья, комбайнер урожай собрал. Шофер зерно на  элеватор отвез. Хорошо потрудились хлеборобы. Поэтому я думаю, что хлеб нужно беречь, чтобы никто не знал голода. Пусть во всех домах мира будет хлеб.   5.Хлеб военных лет. Я помню хлеб, военный, горький. Он весь почти из лебеды. В нем в каждой корке, в каждой крошке Был горький вкус людской беды. И горе было частым гостем Им были детства дни полны 7 Особо помним мы, что счастью Был равен горький хлеб войны.      Блокада Ленинграда: 641803 ленинградца умерли во время блокады от голода.  Люди умирали от голода прямо на улицах. Вот дневник Тани Савичевой. В нем всего девять строчек.      Хлеб войны… Он замешан на великом труде, слезах матерей, хлеб, ковавший Победу.  В Музее обороны Ленинграда (ныне Санкт­ Петербург) лежит под стеклом крохотный  кусочек хлеба – блокадная норма рабочего, 125 граммов в сутки. 80% жмыха, травы,  древесной стружки, немного отрубей и лишь 20% муки – вот каким был  ленинградский блокадный хлеб.       Победу принесло не только оружие, но и маленький кусочек хлеба, который  отправляли из тыла на фронт. Люди военных лет знали цену хлебу. Они берегли каждую хлебную крошку!  Читая книги о войне, я почувствовал цену хлеба. Еще наши предки учили: «При  сытости помни голод». Хлеб у нас есть, он необходим каждый день. Но вкус его  почувствуешь по­настоящему тогда когда попытаешься представить себе, что  пережили люди в годы неурожаев и в военное время. Тогда в 1942г. суточный паек  ленинградца (жителя г. Ленинграда – сейчас г. Санкт Петербурга) составлял 125г  служащему, 200г рабочему – это была норма блокадного Ленинграда. Люди умирали.  Во время войны хлеб был дороже золота, т.к. он мог спасти жизнь человека.          Мы, дети сегодняшнего поколения знаем как был дорог хлеб  для наших  прадедушек и прабабушек и мы не должны терять и крошки. ПОМНИТЕ!!! Хлеб – не просто дар природы, хлеб – наш труд, не забывай! Береги же наш народный драгоценный каравай! У хлеба долгая память, он не прощает неряшливости и безответственного к  себе отношения.  6.О пользе хлеба. 8 1. Хлеб – источник белков, углеводов и витаминов. 2. В нём содержится клетчатка. 3. Это источник минеральных веществ и витаминов. Какой хлеб есть. Какой хлеб полезнее? Хлеб с добавлением ржаной муки К счастью, сортов хлеба сегодня очень много, поэтому нам есть из чего выбирать. Главное – научиться выбирать хлеб правильно. Хлеб с добавлением ржаной муки – серый хлеб, усваивается медленнее, и содержит больше полезных веществ, чем белый хлеб. Поэтому он и не оказывает такого вредного влияния на наше здоровье. Самый полезный хлеб – это хлеб с отрубями Однако самый полезный хлеб – это хлеб с отрубями. Отруби обладают свойством поглощать токсины и аллергены, способствуют укреплению иммунитета, снабжают наш организм клетчаткой, ценными белками и витаминами. Люди, предпочитающие хлеб с отрубями, гораздо реже страдают лишним весом. Бездрожжевой хлеб на хмелевой закваске Очень полезен также бездрожжевой хлеб на хмелевой закваске. Он обладает лёгким снотворным, а также противовоспалительным и отхаркивающим действием, способствует повышению аппетита Вывод: Хлеб очень полезен организму. В нем есть такие замечательные вещества, которые способствуют росту, развитию силы и хорошему зрению,  особенно в юном возрасте. А ведь в конфетах и жвачках этого не найдешь!                                      7. Интересные факты о хлебе.    За всю жизнь человек съедает в общей сложности 15 тонн хлеба. Во время войн среди английских солдат было распространено  убеждение, что насморк можно вылечить, нюхая буханку свежеиспечённого хлеба.  Любопытно, что в древнем мире целебные свойства приписывались только  чёрствому хлебу. Излюбленным хлебным лакомством на Руси были пряники. В старину их дарили на именины, подносили невесте в виде свадебного подарка, потчевали  дорогих гостей, 9   угощали ребятишек. Праздничные пряники весили порой около пуда  (более 16 кг). Существует хлебное дерево. Его родиной считается Новая Гвинея.  Полинезийцы завезли хлебное дерево на острова Океании. Плоды этого дерева  заменяют туземцам хлеб. Остаться голодным рядом с хлебным деревом  невозможно. Плоды прокалывают и оставляют на ночь. К утру мякоть плода  начинает бродить, и из нее можно печь хлеб. Одно дерево может прокормить  семью из 5­6 человек.       С хлебом связаны обычаи:  Хлебом и солью встречают дорогих гостей,  новосёлов. На свадьбах жениха и невесту угощают хлебом и солью. «Хлеб вам да  соль» ­ так говорят тем, кто ест. Приметы, связанные с хлебом:  На квашню, покрытую подушкой, перед свадьбой усаживали невесту,  чтобы новая семья жила весело, богато дружно и многодетно.  Хлеб из рук выпадет — значит, гость спешит.  Раздвоился вдруг хлеб в печи — к отлучке одного члена семьи.  Ешь хлеб с плесенью — хорошо плавать будешь.  А вот как в древней Англии определяли преступника: давали  подозреваемому съесть сухую корочку хлеба. И если он внезапно давился, ­ значит,  был виноват.                        8. Анкетирование одноклассников    Вооружившись информацией, я решил провести анкетирование одноклассников.     Мною была составлена анкета из 4­х вопросов. В анкетировании приняли  участие 10 учащихся из моей школы.    Результаты анкетирования: Ответы «ДА», «НЕТ», «НЕ ЗНАЮ»  отображены в диаграмме. (Презентация с.15)     Вывод: Почти все ребята любят хлеб. Тем не менее это не мешает им  выбрасывать остатки хлеба.                         9.Технология приготовления хлеба          Технология хлеба состоит из приготовления теста, его обработки и выпечки. К  основному сырью при производстве хлебобулочных изделий относится мука  различных сортов, дрожжи, вода и соль. Вспомогательным сырьем является молоко,  10 сыворотка, сахар, жир, специи, и др. Мука бывает различных сортов из пшеницы и  ржи и должна отвечать стандартам.          Вода для производства хлебобулочных изделий используется питьевая согласно государственному стандарту. Она должна быть прозрачной, без посторонних запахов  и привкусов.   Соль для хлебобулочных изделий используется кухонная в соответствии с  государственными стандартами. Сахар используется в виде сахара­песка.        Дрожжи в хлебопечении используются в основном прессованные согласно  государственными стандартами. Используют также дрожжевое молоко и сухие  дрожжи. В хлебопечении используются куриные яйца в соответствии с  государственными стандартами, а также меланж и яичный порошок.         Опара – это полуфабрикат при двухфазном приготовлении теста. Готовится  опара из муки, воды и дрожжей. Все это смешивается, расстраивается, выпекается. И вот он хлебушек готов!      Итак, начну. 1. После того, как были найдены рецепты и были приобретены продукты, я начал готовить хлеб. 2. В посуду положил дрожжи, соль, сахар, растительное масло и воду. 3. Дальше в посуду я добавил пшеничную муку. После чего тесто оставил подниматься на 2 часа в теплое место. 4. Включил духовку на 180 градусов, а пока она нагревалась, подготовил формы для выпечки: смазывали растительным маслом, чтобы готовый хлеб в дальнейшем легко мог выйти из формы. 5. Выложил тесто в форму и оставил еще ненадолго для того, чтобы оно поднялось. 6. После того, как тесто поднялось в формах, поставил формы в духовку.7. По истечении 40 минут достали хлеб из духовки. 8. Подождал пока он немного остынет, разрезал его, чтобы убедиться в том, что действительно получилось. Вот таким образом я испек свой первый хлеб. 11 Результат эксперимента:  В результате проведённого эксперимента у меня получился вкусный и  ароматный хлебушек. Его мы съели всей семьёй. Теперь я знаю, как можно  приготовить хлеб в домашних условиях.  . С помощью учительницы решили очень «хитрую задачу».  Подсчитали , что если каждый ученик из моего класса за один день не  доест и выбросит 50г хлеба, то это составит 500г, а если за неделю, то 3,500 г, т.е.3 кг  500 г­это почти 6 буханок хлеба.                                         10.Виды хлебобулочных изделий      Согласно статистике, в Российской Федерации количество хлеба на 1  человека составляет примерно 102 килограмма в год.        Я нашел  обширный ассортимент хлебобулочных изделий (в таблице,  презентация с 16). Он включает в себя около 1000 сортов и разновидностей,  которые подразделяются на следующие группы:         По виду муки. Согласно этой классификации, хлеб может быть ржаным,  пшеничным, а также состоять из смеси пшеничной и ржаной муки.  По способу выпечки хлебобулочные изделия могут быть формовыми и подовыми.  По форме. Выпекать хлебобулочные изделия можно в виде разных  форм. Наиболее популярными являются нарезанные батоны, плетенки,  ватрушки, кирпичи и проч.  По способу разделки. Согласно данной классификации, хлеба и  булочки могут быть штучными и весовыми.  По назначению. Хлебный продукт может быть обыкновенным и  диетическим.  Правила бережного отношения к хлебу:  1. Не покупай лишнего хлеба.  2. Никогда не бери хлеб грязными руками!  3. Ставь хлеб на стол первым, положив его на чистую салфетку или на тарелку.  4. За столом бери столько хлеба, сколько съешь.  5. Во время еды не допускай шалостей с хлебом. 12  6. Чтобы хлеб лучше сохранялся, храни его в емкости с крышкой или в хлебнице.  7. Научись использовать чёрствый хлеб.  8.Никогда не выбрасывай хлеб!  9. Всегда и везде уважительно относись к хлебу!                                        III Заключение.   Проведя свое исследование, я очень многое узнал. Удивился тому, что:           1. Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием,  фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины.  Ученые медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300­500г хлеба,  при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150­400г хлеба. Почти  половину своей энергии человек берет от хлеба. И ничто в нашей жизни нам не заменит  хлеб. Значит, есть его необходимо.           2. Читая книги о войне, я почувствовал цену хлеба. Еще наши предки учили: «При сытости помни голод». Хлеб у нас есть, он необходим каждый день. Но вкус его  почувствуешь по­настоящему тогда когда попытаешься представить себе, что пережили люди в годы неурожаев и в военное время. Тогда в 1942г. суточный паек ленинградца  (жителя г. Ленинграда – сейчас г. Санкт Петербурга) составлял 125г служащему, 200г  рабочему – это была норма блокадного Ленинграда. Люди умирали. Во время войны  хлеб был дороже золота, т.к. он мог спасти жизнь человека.  Вывод: Сопереживать людям, брать на себя их душевную боль – значит  понимать ценность хлеба и при сегодняшнем обилии – бояться.          А еще теперь я знаю, чтобы на полях вырастить зерно, днем и ночью, под  палящими лучами солнца и проливными дождями трудятся тысячи людей более 120  профессий, поэтому хлеб издревле был славян священным даром богов и  ассоциировался со всеми насущными житейскими потребностями.           Как трудно достается хлеб человеку. Легкого хлеба не бывает. Очень часто в  старину земледельцам приходилось в поле выходить не только с сохой и плугом, но и  с оружием, чтобы дать отпор врагам. Не случайно на гербах некоторых небольших  городов винтовка соседствует с плугом. За хлеб гибли, защищая его, не только в  войнах, но и на пожарах. Нужно задуматься, представить, сколько людей потрудилось, чтобы к нам на  стол попала румяная булочка или хорошо пропеченная горбушка хлеба. В ходе работы я открыл для себя много нового. Теперь я знаю, в чём ценность хлеба и почему  взрослые говорят, что «Хлеб – всему голова», «Хлеб – дороже золота и алмаза». Ведь  хлеб проделывает огромный путь, начиная с поля и заканчивая магазином. Люди  многих профессий потрудились, чтобы у нас на столе всегда лежал свежий хлеб. Но,  самое главное – после презентации моей работы я заметил, что хлеба, брошенного на  пол, в нашей школе стало гораздо меньше. 13 Таким образом, я смог достичь своей цели исследования – я узнал о значении  хлеба в жизни человека. Выдвинутая мною гипотеза подтвердилась. Узнав о  том, почему взрослые издавна так ценят хлеб, дети будут бережнее к нему  относиться. Я  очень благодарен конкурсу, который позволил мне найти столько  нового, интересного, полезного о Хлебе.  И дальше я буду изучать эту  тему. IV Список литературы. 14 1. М. Ивин «Хлеб сегодня, хлеб завтра». Детская литература, 1980г. 2. А. Митяев «Ржаной хлебушко – калачу дедушка», Москва «Детская  литература», 1990г. 3. М.А. Федоров «Юному хлеборобу», Москва «Россельхозиздат», 1984г. 4. Г. Юрмин., Р. Кошурникова «Почемучка», Москва «Педагогика», 1990г. 5. Б. Алмазов «Наш хлеб», Ленинград 1985г. 6. Л.А. Багрова «Я познаю мир». Серия «Химия», Москва 2003г. 7. К. Барыкин «Хлеб, который мы едим», Москва 1982г. 8. И.М. Смирнитская «Большая советская энциклопедия», Москва 1984г. 15

Малая Академия Наук " Хлеб -всему голова"

Малая Академия Наук " Хлеб -всему голова"

Малая Академия Наук " Хлеб -всему голова"

Малая Академия Наук " Хлеб -всему голова"

Малая Академия Наук " Хлеб -всему голова"

Малая Академия Наук " Хлеб -всему голова"

Малая Академия Наук " Хлеб -всему голова"

Малая Академия Наук " Хлеб -всему голова"

Малая Академия Наук " Хлеб -всему голова"

Малая Академия Наук " Хлеб -всему голова"

Малая Академия Наук " Хлеб -всему голова"

Малая Академия Наук " Хлеб -всему голова"

Малая Академия Наук " Хлеб -всему голова"

Малая Академия Наук " Хлеб -всему голова"

Малая Академия Наук " Хлеб -всему голова"

Малая Академия Наук " Хлеб -всему голова"

Малая Академия Наук " Хлеб -всему голова"

Малая Академия Наук " Хлеб -всему голова"

Малая Академия Наук " Хлеб -всему голова"

Малая Академия Наук " Хлеб -всему голова"

Малая Академия Наук " Хлеб -всему голова"

Малая Академия Наук " Хлеб -всему голова"

Малая Академия Наук " Хлеб -всему голова"

Малая Академия Наук " Хлеб -всему голова"

Малая Академия Наук " Хлеб -всему голова"

Малая Академия Наук " Хлеб -всему голова"

Малая Академия Наук " Хлеб -всему голова"

Малая Академия Наук " Хлеб -всему голова"

Малая Академия Наук " Хлеб -всему голова"

Малая Академия Наук " Хлеб -всему голова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2017