МДОУ «Детский сад «Лесная сказка» п. Лонгъюган Надымского района»
Технологическая карта организованной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие».
Тема недели: «Маленькие исследователи».
Вохмянина Лариса Владимировна,
Воспитатель МДОУ «Детский сад «Лесная сказка»»
Образовательная область |
Познавательное развитие |
|||||
Возраст детей, группа |
4-5 лет, средняя группа |
|||||
Тип НОД |
Открытие нового знания |
|||||
Тема НОД |
В мире пластмассы |
|||||
Цель |
Формирование представлений у детей о таком материале рукотворного мира, как пластмасса; создание условий для познавательно-исследовательской деятельности. |
|||||
Задачи |
Обучающие: -продолжать знакомить детей с искусственным материалом – пластмассой; -помочь выявить некоторые свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная, не боится воды, гибкая, прочная); -учить понимать , что от качественных характеристик пластмасс зависят способы их использования; -упражнять в умении устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. -подводить детей к пониманию значимости этого материала в жизни людей. Развивающие: -развивать зрительное восприятие, тактильную чувствительность; -активизировать, тренировать зрительно-моторную координацию; -развивать любознательность, внимание, мышление, умение сравнивать, рассуждать. Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к вещам, умение слушать друг друга и воспитателя. |
|||||
Материал |
Демонстрационный: небольшие пластмассовые предметы (игрушки, пуговицы, прищепки, пластмассовый стакан, палочки для выявления звука). |
|||||
|
Раздаточный: стаканчики, палочки, игрушки. |
|||||
Предполагаемый результат |
Знание некоторых свойств пластмассы |
|||||
|
||||||
Этапы мероприятия |
Этапные задачи |
Деятельность педагога |
Осуществляемая деятельность |
Предпосылки учебной деятельности |
Контроль результатов деятельности |
|
Введение в ситуацию |
Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность |
- Здравствуйте ребята. Я рада вас видеть. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и создать хорошее настроение. Собрались все дети в круг, Ты – мой друг и я – твой друг! Вместе за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся! -Ребята, посмотрите, нам в группу пришло письмо. Оно от Незнайки. Давайте узнаем, что он пишет нам. -Дорогие, ребята! Мои друзья загадали мне загадку, но я не могу её отгадать. Помогите, мне, пожалуйста. -Ребята, о чём нас просит Незнайка? -Слушаем внимательно загадку. Такая разноцветная, с виду я приметная. Легкая и тонкая, а на звук не звонкая. Из меня предметов масса, А зовусь я (пластмасса).
|
Постановка детской цели: из чего сделаны? |
Целеполагание Фиксация затруднения в деятельности. Обдумывание и планирование своих действий. |
Значит они какие? Каким цветом? Какой формы? |
|
Актуализация знаний |
Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт детей, необходимые им для «открытия» нового знания. |
Что такое пластмасса? Пластмасса – это материал, которого нет в природе. Ученые сумели создать такой материал, такую массу, которая может быть мягкой и принимать любую форму, а застывая, может быть твердой. Эту послушную массу и назвали пластмассой. -Ребята, давайте поиграем в игру «Что ты видишь из пластмассы?» (дети называют предметы из пластмассы в группе). Как много, оказывается, предметов из пластмассы. . |
Предлагают варианты решения проблемы. Опираясь на опыт и знания |
Мотивация к самостоятельной деятельности. |
Какие предметы на ощупь? Фиксирование в речи затруднения и его причины |
|
Затруднение в ситуации |
Моделирование ситуаций, в которой дети сталкиваются с затруднением, организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения; |
-Ребята, посмотрите, что лежит на столе? -Из какого материала они сделаны? -Я предлагаю вам выбрать только пластмассовые игрушки. -А почему вы не выбрали эту игрушку? -Вы хотите узнать, из чего она сделана? -А что еще бывает, сделано из пластмассы? -Хотите узнать?
|
Анализ детьми возникшей проблемы |
Умение определить способы и средства достижения цели |
Выявление уровня затруднений |
|
Открытие нового знания |
Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиск и открытие новых знаний, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин; |
А сейчас я вам предлагаю превратиться в исследователей. Проходим в нашу лабораторию, садимся за столы. Вспоминаем правила безопасного поведения в лаборатории: слушаем внимательно, опыты проводим аккуратно. Результаты наших опытов будем записывать в таблицу. - У вас на столе стоит емкость с водой. Возьмите пластмассовые игрушки в руки, опустите в воду и расскажите о результатах своих действий. Дети: Игрушки легкие, не тонут. - Ребята, у меня в руке пластмассовый стаканчик и я положила в него небольшой предмет, вам видно, что там находится? - Раз ничего не видно, то, что можно сказать о пластмассовом стаканчике? Дети: Стаканчик непрозрачный. - Ребята, возьмите в руки палочки и постучите по предметам палочкой. Что вы выяснили для себя? Дети: У пластмассовых предметов глухой звук. - Правильно. - А что, произойдет со стаканчиком, если мы его нечаянно уроним? На пол падает стакан. - Смотрите, стакан упал, но не разбился, значит, он какой? Дети: Небьющийся. - Давайте в стаканчик нальем водичку и посмотрим, проходит ли через пластмассу вода? - Вода не проходит, пластмассовый стаканчик водонепроницаемый. -Давайте потрогаем пластмассовые предметы и скажем, какие они на ощупь. Дети: Гладкие, шершавые. Вот сколько мы с вами интересного узнали сегодня о пластмассе.
|
Формирование опыта успешного преодоления затруднения |
Умение определить способы и средства достижения цели |
Теперь вы знаете, что произойдет? |
|
Включение в систему знаний |
Создание ситуаций, в которых дети используют новое знание совместно с освоенными ранее способами; |
-Физминутка Все ребята дружно встали (Выпрямится.) И на месте зашагали. (Ходьба на месте.) На носочках потянулись, (Руки поднять вверх.) А теперь назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову.) Как пружинки мы присели (Присесть.) И тихонько разом сели. (Выпрямится и сесть.) |
Практическое выполнение задания |
Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия |
Самоконтроль |
|
Осмысление |
Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь |
-Ребята, вам понравилось занятие? -Что вам больше всего понравилось? -Я думаю, вам понравилось быть маленькими исследователями. -Вы не забыли, кому мы должны были помочь? Давайте отправим письмо с результатами Незнайке.
|
Рефлексия (личная оценка) |
Умение достичь поставленной цели |
Что хотели сделать? Получилось?
|
|
Три медведя шли домой
(Дети шагают на месте вперевалочку)
Папа был большой-большой.
(Поднять руки над головой, потянуть вверх.)
Мама с ним поменьше ростом,
(Руки на уровне груди.)
А сынок — малютка просто.
(Присесть.)
Очень маленький он был,
(Присев, качаться по-медвежьи.)
С погремушками ходил.
(Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.)
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. (Дети имитируют игру с погремушками.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.