В настоящее время перед обществом остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов. Воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития, гражданского становления подрастающего поколения. Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в формировании у детей нравственных ценностей. Опыт прошлого, содержащийся в жанрах малого фольклора, служит прекрасным и неисчерпаемым источником в воспитании подрастающего поколения, в формировании духовно-нравственных ценностей.
Малые жанры фольклора как средство нравственного
воспитания
детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время перед обществом остро стоит проблема
нравственного воспитания детей всех возрастов. Воспитание было и
остается важнейшим преобразующим фактором общественного
развития, гражданского становления подрастающего поколения. В
наше беспокойное время полное противоречий и тревог, когда
привычными
«безнравственность,
«бездуховность», мы всерьез задумываемся, какими вырастут наши
дети. У современного подрастающего поколения наблюдается
падение интереса и уважения к традициям народной культуры.
Такие факты доказывают значимость и актуальность работы по
нравственному воспитанию детей.
становятся
слова
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка.
Сохранить всё человеческое в наших детях, заложить нравственные
основы, научить их правилам общения, умению жить среди людей –
главные идеи воспитания нравственных качеств личности. Поэтому,
нравственнопатриотическое, духовное воспитание детей является
одной из основных задач дошкольного образования (Губанова.
2011).
Нравственное воспитание детей следует реализовывать в
соответствии с ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября
2013 г.). Одним из основных принципов ФГОС ДО является
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства. В числе задач, на решение которых
направлен ФГОС есть следующие: объединение обучения и
воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно–нравственных и социокультурных ценностей и принятых в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,общества; формирование общей культуры личности детей, в том
числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных,
нравственных,
физических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности
ребенка.
интеллектуальных,
эстетических,
Фольклор является исключительно ценным дидактическим
материалом в формировании у детей нравственных ценностей.
Традиции народа, его историческое прошлое находят отражение в
обрядовом фольклоре, хороводных играх, песнях, потешках,
пословицах, поговорках, загадках, сказках.
Очень интересно ребятам знакомиться с малыми жанрами
фольклора – пословицами, поговорками, которые значительно шире,
нежели любой другой жанр, охватывает разнообразные стороны
действительности.
Пословицы – это краткие, меткие, глубокие по силе мысли
народные изречения или суждения о жизненных явлениях,
выраженных в художественной форме. Пословицы и поговорки –
это своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. В них
заключено идейное содержание народных традиций. «Пословица –
старина, не прошлое, а живой голос народа, что ему надо сегодня и
потребуется завтра», пишет П. И. Питкасистый, называя их,
также пословицы, легенды и т. п. распространёнными средствами
народной педагогики (Губанова. 2011). Волков Г. Н. пишет: «В
любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» ‒
назидательность»(Ромах.2012).
Наряду с пословицами и поговорками используются ‒
прибаутки, в которых осмеиваются недобросовестность. Забавные
сатирические диалоги или сценки, процитированные к месту,
оказывают большое воспитательное воздействие. Они предельно
лаконичны и выразительны. В каждой прибаутке заключен яркий
художественный образ.
Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности,
умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу.
Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность.
Скороговорка, веселая и безобидная игра в быстрое
повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждойскороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются в этом
их секрет и обаяние. Это и полезные грамматические упражнения,
тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении
частей речи и частей слова, и одновременно – баловство, любимая
игра в словотворчество.
Считалки
это истории придуманный для детей способ
осуществления объективной справедливости. Ребенок в игре
должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким,
добрым и даже благородным, Все эти качества в детском сознании,
душе, характере развивают считалки(Кондрашова. 2014).
‒
Таким образом, нужно отметить, что жанры малого
фольклора имеют большую воспитательную и образовательную
ценность, так как, воспитывая детей на народных традициях можно
сформировать у них любовь к родной земле, уважение к своему
народу, родному краю, семье, к труду, духовным ценностям. Опыт
прошлого, содержащийся в жанрах малого фольклора, служит
прекрасным и неисчерпаемым источником в воспитании
подрастающего поколения, в формировании духовнонравственных
ценностей.
Литература
1. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.
Москва "Об утверждении федерального государственного
образовательного
дошкольного образования"
[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/
25/doshkstandartdok.html .– Загл. с экрана.
стандарта
2.Губанова, Е. В. Духовно–нравственное развитие и
воспитание личности гражданина России [Текст] / Е. В. Губанова,
Ю. Б. Пушнова // Воспитание дошкольников. – 2011. – №5. – С. 8 –
12.
3. Кондрашова, Н. В. Нравственно–духовное воспитание
дошкольников посредством устного народного творчества
[Электронный ресурс] / Н. В. Кондрашова, М. О. Шорчева //
Концепт.
– Режим доступа:
http://ekoncept.ru/2014/14080.htm. – Загл. с экрана
– 2014.
– №04.4. Ромах, О. В. Нравственная культура в национальных
аспектах [Электронный ресурс] / О. В. Ромах, Я. Ю.
Скоморохова //Аналитика культурологии. – 2012. – № 23. – Режим
доступа:
ru/article/n/nravstvennayakulturav
natsionalnyhaspektah.– Загл. с экрана.
http://cyberleninka.