Малые жанры фольклора как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

  • Работа с родителями
  • docx
  • 15.10.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В настоящее время перед обществом остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов. Воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития, гражданского становления подрастающего поколения. Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в формировании у детей нравственных ценностей. Опыт прошлого, содержащийся в жанрах малого фольклора, служит прекрасным и неисчерпаемым источником в воспитании подрастающего поколения, в формировании духовно-нравственных ценностей.
Иконка файла материала Статья про нравственное воспитание ср-ми ж.м.ф..docx
Малые жанры фольклора как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время перед обществом остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов. Воспитание было и остается   важнейшим   преобразующим   фактором   общественного развития, гражданского становления подрастающего поколения. В наше   беспокойное   время   полное   противоречий   и   тревог,   когда привычными «безнравственность, «бездуховность», мы всерьез задумываемся, какими вырастут наши дети.   У   современного   подрастающего   поколения   наблюдается падение   интереса   и   уважения   к   традициям   народной   культуры. Такие   факты   доказывают   значимость   и   актуальность   работы   по нравственному воспитанию детей.  становятся     слова   Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка. Сохранить всё человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, научить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания нравственных качеств личности. Поэтому, нравственно­патриотическое, духовное воспитание детей является одной   из   основных   задач   дошкольного   образования   (Губанова. 2011). Нравственное   воспитание   детей   следует   реализовывать   в соответствии   с   ФГОС   ДО   (Приказ   Министерства   образования   и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013   г.).   Одним   из   основных   принципов   ФГОС   ДО   является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества   и   государства.   В   числе   задач,   на   решение   которых направлен   ФГОС   есть   следующие:   объединение обучения и воспитания   в   целостный   образовательный   процесс   на   основе духовно–нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,общества;   формирование   общей  культуры  личности   детей,   в  том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных,   физических качеств,   инициативности,   самостоятельности   и   ответственности ребенка.   интеллектуальных,   эстетических, Фольклор   является   исключительно   ценным   дидактическим материалом   в   формировании   у   детей   нравственных   ценностей. Традиции  народа, его историческое прошлое находят отражение в обрядовом   фольклоре,   хороводных   играх,   песнях,   потешках, пословицах, поговорках, загадках, сказках.  Очень   интересно   ребятам   знакомиться   с   малыми   жанрами фольклора – пословицами, поговорками, которые значительно шире, нежели   любой   другой   жанр,   охватывает   разнообразные   стороны действительности. Пословицы – это краткие, меткие, глубокие по силе мысли народные   изречения   или   суждения   о   жизненных   явлениях, выраженных   в   художественной   форме.   Пословицы   и   поговорки – это своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. В них заключено идейное содержание народных традиций. «Пословица – старина, не прошлое, а живой голос народа, что ему надо сегодня и потребуется   завтра»,   ­   пишет   П.   И.   Питкасистый,   называя   их, также пословицы,   легенды   и   т.   п.   распространёнными средствами народной   педагогики (Губанова.   2011).   Волков   Г.   Н. пишет:   «В любой пословице всегда   присутствует «педагогический   момент» ‒ назидательность»(Ромах.2012). Наряду   с пословицами   и   поговорками   используются   ‒ прибаутки, в которых осмеиваются недобросовестность. Забавные сатирические   диалоги   или   сценки,   процитированные   к   месту, оказывают   большое воспитательное   воздействие.   Они   предельно лаконичны   и   выразительны.   В   каждой прибаутке заключен   яркий художественный образ. Загадки   требуют   от   ребенка   большой   наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность. Скороговорка,   веселая   и   безобидная   игра   в   быстрое повторение   труднопроизносимых   стишков   и   фраз.   У   каждойскороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются в этом их секрет и обаяние. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие   ребенка   в   правильном,   осмысленном   употреблении частей речи и частей слова, и одновременно – баловство, любимая игра в словотворчество. Считалки     это   истории   придуманный   для   детей   способ осуществления   объективной   справедливости.   Ребенок   в   игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным, Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивают считалки(Кондрашова. 2014). ‒ Таким   образом,   нужно   отметить,   что   жанры   малого фольклора   имеют   большую   воспитательную   и   образовательную ценность, так как, воспитывая детей на народных традициях можно сформировать  у  них любовь  к родной  земле,   уважение   к своему народу, родному краю, семье, к труду, духовным ценностям. Опыт прошлого,   содержащийся   в   жанрах   малого   фольклора,   служит прекрасным   и   неисчерпаемым   источником   в   воспитании подрастающего поколения, в формировании духовно­нравственных ценностей. Литература 1.   Приказ   Министерства  образования   и  науки  Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва   "Об   утверждении   федерального   государственного образовательного     дошкольного   образования" [Электронный  ресурс]  –  Режим  доступа:  http://www.rg.ru/2013/11/ 25/doshk­standart­dok.html .– Загл. с экрана. стандарта 2.Губанова,   Е.   В.   Духовно–нравственное   развитие   и воспитание личности гражданина России [Текст] / Е. В. Губанова, Ю. Б. Пушнова // Воспитание дошкольников. – 2011. – №5. – С. 8 – 12. 3.   Кондрашова,   Н.   В.   Нравственно–духовное   воспитание дошкольников   посредством   устного   народного   творчества [Электронный   ресурс]   /   Н.   В.   Кондрашова,   М.   О.   Шорчева   // Концепт.   –   Режим   доступа: http://ekoncept.ru/2014/14080.htm. – Загл. с экрана   –   2014.   –   №04.4.   Ромах,   О.   В.   Нравственная   культура   в   национальных аспектах   [Электронный   ресурс]   /   О.   В.   Ромах,   Я.   Ю. Скоморохова //Аналитика культурологии. – 2012. – № 23. – Режим доступа:   ru/article/n/nravstvennaya­kultura­v­ natsionalnyh­aspektah.– Загл. с экрана.   http://cyberleninka.