РАССМОТРЕНА Педагогическим советом Протокол от 28.08.2021г.№1
|
УТВЕРЖДЕНА Приказом от 29.09.2021 № 86 МБОУ «Сиверская СОШ №3» (структурное подразделение – дошкольные группы)
|
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности «Малышкина школа» для детей с 2 до 3 лет
Срок реализации образовательной программы 8 месяцев
Разработчик программы:
Методист Кузнецова О.А.
Воспитатель Юхнова О.В.
п. Сиверский
2022 г
Оглавление
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.. 3
1.1 Пояснительная записка. 3
1.2 Основные цели и задачи. 5
1.3. Ожидаемые результаты реализации программы.. 6
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.. 7
2. Комплекс организационно-педагогических условий. 7
2.1 Учебный план. 7
2.2 Календарно-тематическое планирование. 8
2.3. Календарный учебный график (приложение3) 13
2.4. Формы взаимодействия с семьями воспитанников. 13
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.. 14
3.1 Условия реализации программы.. 14
3.2.Методические материалы.. 14
Основные методы и формы работы с детьми. 14
3.3. Кадровое обеспечение программы.. 15
Литература. 15
Приложение 1. 16
Конспект итогового мероприятия «Зайчик в гостях у ребят». 16
Приложение 2. 18
Краткая характеристика обучающихся по программе. 18
Приложение 3. 19
Календарно-учебный график. 19
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Малышкина школа» разработана на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. №1441 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 21 июля 1995 г. №52-м «Об организации платных дополнительных образовательных услугах».
5. Письмо Минобразования РФ от 19.01.2000 №14-51-59ин/04 «О соблюдении законодательства о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг» (вместе с решением Коллегии МАП РФ от 24.11.1999).
6. Письмо Минобразования РФ от 23.08.2000 №22-06-922 «О соблюдении законодательства РФ в области образования при предоставлении платных дополнительных образовательных услуг в общеобразовательных учреждениях»
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16 сентября 2020г. №500 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по дополнительным общеобразовательным программам»
8. Поручение Председателя комитета общего и профессионального образования от 21.04.2015г. «Об оказании платных дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовании
9.Распоряжение Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 10 декабря 2020 №2088-р «Об утверждении технологической карты оценки соответствия предоставления платных образовательных услуг требованиям законодательства об образовании»
10. Решение Совета депутатов Гатчинского муниципального района Ленинградской области «Об утверждении тарифов на платные услуги, оказываемые муниципальными бюджетными и автономными учреждениями отрасли образования Гатчинского муниципального района»
11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020г. №28 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» («Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20»)
12. Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сиверской средней общеобразовательной школы №3 (структурное подразделение-дошкольные группы)
Данная программа направлена на сенсорное развитие ребенка раннего возраста.
Направленность программы: социально-педагогическая.
Актуальность:
Ранний возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С.Выготский, - «ранний возраст сенситивен во всем». В работе с детьми раннего возраста педагоги испытывают наибольшие трудности. Поэтому возникает необходимость выделить в содержании работы с малышами аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий. Краткая характеристика детей обучающихся по программе. Особенностей развития детей 2-3 лет представлены в (Приложении 2)
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Овладение системой сенсорных эталонов и их словесными обозначениями, облегчает ребенку ориентировку в окружающем мире, помогает видеть знакомое в незнакомом, накапливать новый сенсорный опыт и применять этот опыт в практической и познавательной деятельности.
Отличительной особенностью данной программы для детей раннего возраста является то, что вся образовательная деятельность строиться на свободной игре. В программе реализуется деятельный подход, действия приобретают осознанность и последовательность, что и влияет на развитие основных навыков в первую очередь.
Принцип новизны - Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов.
Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях. В программе представлены специальные игры и упражнения на развитие тактильного восприятия с водой, с пластилином, с краской, с бумагой, на выкладывание, на нанизывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
Особенности организации образовательного процесса в соответствии с учебным планом работы.
Сроки реализации программы: (8 месяцев) с 01 октября по 31мая.
Форма обучения-очная
Форма организации деятельности: Групповая и подгрупповая.
Объем и общее количество часов, определённое на изучение программы.
Возраст детей |
Периодичность занятий Количество учебных часов |
Продолжительность учебного часа для детей дошкольного возраста. 2-3 лет |
||
В неделю |
В месяц |
В год |
||
2-3 лет |
1 |
4 |
32 |
8-10 мин. |
1.2 Основные цели и задачи
Цель программы:
* Формирование сенсорных эталонов и способностей, позволяющих ребенку всесторонне воспринимать окружающий мир.
Задачи программы:
* Развитие зрительных ощущений: развивать умения различать цвет, форму, величину предмета.
* Развитие тактильной чувствительности: различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
* Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.
* Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
* Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
* Познакомить детей с геометрическими формами и их названиями.
* Дать представления о чередовании предметов по форме.
* Развивать умение обследовать предмет с помощью двух рук для расширения процесса познания окружающего мира;
* Развивать мышление и зрительное восприятие
*Развивать мышление и зрительное восприятие
Основные принципы программы
Направления программы
Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.
Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.
1.3. Ожидаемые результаты реализации программы
· Умеет узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры.
· Правильно определяет нужное отверстие для геометрических фигур.
· Умеет самостоятельно пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий.
· Сравнивает несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагает их по убывающей величине.
· Аккуратен при выполнении задания.
· Умеет различать цвета основного спектра: красный, желтый, синий, зеленый.
· Соотносит предметы одного цвета.
· Уверено группирует и соотносит однородные предметы по величине.
· Наносит мазок на бумагу, используя приём «примакивания.»
· Разводит краску в воде, образуя нужный оттенок.
· Имеет представлений об оттенках цветов (светлый, темный).
· Умеет соотносить движения в соответствии с текстом потешки.
· Подбирает предметы одинакового цвета.
· Строит башню, состоящую из 4-х кубиков (по возрастанию).
· Закрепляет умение работать по образцу.
№ занятия |
Основное содержание раздела, темы |
Кол-во часов |
Форма контроля |
|
Октябрь |
|
|
1 |
«Шарики и кубики» |
1 |
Игровое задание№1 |
2 |
«Пересыпь крупу и найди игрушку». |
1 |
Игровое задание№2 |
3 |
«Зашнуруй -ка» . |
1 |
Игровое задание№3 |
4 |
«Цветные шарики». |
1 |
Игровое задание№4 |
|
Ноябрь |
|
|
1 |
«Загадочные пуговки». |
1 |
Игровое задание№5 |
2 |
«Найди предмет такой же формы». |
1 |
Игровое задание№6 |
3 |
«Фигурки» |
1 |
Игровое задание№7 |
4 |
«Шумящие коробочки». |
1 |
Игровое задание№8 |
|
Декабрь |
|
|
1 |
«Кто быстрее». |
1 |
Игровое задание№9 |
2 |
«Шарики» |
1 |
Игровое задание№10 |
3 |
«Кубики для зверюшек». |
1 |
Игровое задание№11 |
4 |
«Игры с прищепками». |
1 |
Игровое задание№12 |
|
Январь |
|
|
1 |
«Кто скорее соберет игрушки». |
1 |
Игровое задание№13 |
2 |
«Счетные палочки». |
1 |
Игровое задание№14 |
3 |
«Золушка». |
1 |
Игровое задание№15 |
4 |
«Непослушные колечки» |
|
Игровое задание№16 |
|
Февраль |
|
|
1 |
«Найди палочку такого же цвета». |
1 |
Игровое задание№17 |
2 |
«Пальчиковые игры с грецкими орехами». |
1 |
Игровое задание№18 |
3 |
« Окрашивание воды». |
1 |
Игровое задание№19 |
4 |
«Поможем зайке разложить игрушки». |
1 |
Игровое задание№20 |
|
Март |
|
|
1 |
«Перейди ручеек». |
|
Игровое задание№21 |
2 |
«Строим башню». |
1 |
Игровое задание№22 |
3 |
«Что лежит в мешочке?» |
1 |
Игровое задание№23 |
4 |
«Сложи матрешки» |
1 |
Игровое задание№24 |
|
Апрель |
|
|
1 |
«Сделаем куклам бусы» |
1 |
Игровое задание№25 |
2 |
«Мозаика» |
1 |
Игровое задание№26 |
3 |
«Спрячь мышку». |
1 |
Игровое задание№27 |
4 |
«Подбери картинку» |
1 |
Игровое задание№28 |
Май |
|
|
|
1 |
«Покатаем мишку на машинах». |
1 |
Игровое задание№29 |
2 |
«Посади бабочку на цветок». |
1 |
Игровое задание№30 |
3 |
«Курочка и цыплята» |
1 |
Игровое задание№31 |
4 |
«Кукла Катя в гостях у ребят». |
1 |
Игровое задание№32 |
Итоговое занятие |
«Кукла Катя в гостях у ребят» |
32 |
Конспект приложение 1 |
Месяц |
Тема |
Количество |
Задачи |
Оборудование и материалы |
Октябрь |
«Шарики и кубики». |
1ч. |
Научить малыша различать форму предметов и группировать предметы по форме, развивать мелкую моторику |
Коробка, миска, кубики и шарики. |
«Пересыпь крупу и найди игрушку. |
1ч. |
Развивать мускулатуру пальцев рук. Формировать умение ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность. Воспитывать аккуратность при выполнении задания. |
Горох, ложки, глубокие емкости. |
|
«Зашнуруй-ка»
|
1ч. |
Закрепить умение шнуровать предметы, развивая мелкую моторику рук |
Различные шнуровки Полотно, разделенное на 4 сектора, разного цвета, к нему прилагается 4 пуговки и 4 ленточки, каждая из которых соответствует определенному цвету сектора. |
|
«Пришей пуговицу» |
1ч. |
Развивать соотносящие движения рук, учить действовать деревянной или пластмассовой иглой. . |
Большая деревянная или. пластмассовая пуговица и деревянная или пластмассовая игла, толстая нитка или шнурок
|
|
Ноябрь |
«Загадочные пуговки». |
1ч |
Закрепить умение различать цвета основного спектра: красный, желтый, синий, зеленый. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать умение соотносить предметы |
Полотно, разделенное на 4 сектора, разного цвета, к нему прилагается 4 пуговки и 4 ленточки, каждая из которых соответствует определенному цвету сектора |
«Найди предмет такой же формы». |
1ч. |
Научить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры. Формировать умения находить их в окружающей действительности. |
Дидактическая игра «Геометрическое лото» |
|
«Фигурки»
|
1ч. |
Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук. |
Счетные палочки (плоские),шнурки или толстые цепочки . |
|
«Шумящие коробочки». |
1ч. |
Развивать слуховое восприятие, научить составлять пары одинаковых шумов. |
Парные шумящие коробочки. |
|
Декабрь |
«Кто быстрее». |
1ч. |
Учить ребенка определять форму предметов, развивать мелкую моторику |
Игрушечные ворота, шарик, кубик |
|
«Шарики» |
1ч. |
Обучать детей подбирать предметы одинакового цвета. Закрепить названия цветов. |
Шарики основных цветов, веревочки разного цвета. |
|
«Кубики для зверюшек». |
1ч. |
Научить ребенка определять величину предметов, развивать мелкую моторику |
Два ведерка (большое и маленькое) , два комплекта кубиков(четыре больших и пять маленьких), игрушечные медведь и заяц). |
|
«Игры с прищепками». |
1ч. |
Развивать у детей мелкую моторику рук. Развивать умение выполнять задание , используя образец. |
Цветные бельевые прищепки. Силуэты: солнышко, елка, ежик, тучка, ягодка. |
Январь |
«Кто скорее соберет игрушки». |
1ч. |
Закрепить умение детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, но имеющий одинаковый цвет. |
Цветные подносы, корзиночки или цветные бумажные коврики красного, жёлтого, синего, зелёного, и игрушки такого же цвета. |
|
«Счетные палочки». |
1ч. |
Знакомить детей со счетными палочками и их формой. Научить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. |
Счетные палочки, карточки-образцы |
«Золушка». |
1ч. |
Обучить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность при работе с фасолью. |
Фасоль белая и красная, тарелочки.
|
|
|
«Непослушные колечки»
|
1ч |
Учить выполнять простые действия (снимать и нанизывать кольца, обращать внимание на величину колец, сравнивать предметы по величине, упорядочивать их от самого большого до самого малого (по убыванию).
|
Пластмассовая и деревянная пирамидки |
Февраль |
«Найди палочку такого же цвета». |
1ч. |
Научить ребенка находить такой же предмет по форме и цвету |
Разноцветные палочки (пуговицы, прищепки, карандаши): красные, синие, желтые, зеленые |
«Пальчиковые игры с грецкими орехами». |
1ч. |
Развивать у детей мелкую моторику рук. Формировать умения катать орехи между ладонями, катать по столу в разные стороны. |
Грецкие орехи. |
|
« Окрашивание воды.» |
1ч. |
Развивать умения разводить краску в воде образуя нужный оттенок. Формировать представлений об оттенках цветов (светлый, темный). |
Вода в прозрачных емкостях, краски |
|
«Поможем зайке разложить игрушки». |
1ч. |
Закрепить знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник. Развивать умение соотносить геометрические фигуры с предложенными образцами.
|
Игрушки: зайцы, сенсорный куб с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. |
|
Март |
«Перейди ручеек» |
1ч. |
Учить малыша называть геометрические фигуры, различать и называть цвета |
Большие цветные круги и квадраты: красные, зеленые синие |
|
«Строим башню»
|
1ч. |
Развивать умение строить башню, состоящую из 4-х кубиков (по возрастанию). Закрепить умение работать по образцу. |
Строительный материал: кубики |
|
«Что лежит в мешочке?» |
1ч. |
Развивать умение определять предмет на ощупь, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом. Закрепить знания детей о форме. |
Дидактическая игра «Волшебный мешочек» (кубики, треугольники, шары) |
|
«Сложи матрешки» |
1ч. |
Научить малыша сравнивать предметы по величине |
Две матрешки-большая разъемная и неразъемная маленькая. |
Апрель |
«Сделаем куклам бусы». |
1ч. |
Закреплять умение группировать предметы по цвету, научить нанизывать бусы на нитку. |
Шнурки или веревочки, разноцветные бусины по количеству детей. |
|
«Мозаика» |
1ч. |
Развивать соотносящие движения рук, умение захватывать мелкие предметы двумя пальцами (большим и указательным) |
Мозаика с крупными выпуклыми деталями коробочки |
|
«Подбери картинку»
|
1ч. |
Научить ребенка группировать предметы по цвету |
Кубики красного, синего, желтого цветов и картинки , на которых изображены предметы красного, синего, желтого, зеленого цветов или игрушки этих цветов
|
|
«Спрячь мышку». |
1ч |
Закреплять у детей представления о шести цветах (белый, черный, синий, красный, зеленый, желтый).
|
Дидактическая игра «Спрячь мышку». Карточки с изображением мышки в разноцветных домиках, разного цвета кружочки |
Май |
«Покатаем мишку на машинах». |
1ч. |
Закрепить умение детей соотносить предметы по величине. |
Большие и маленькие машины и медведи. |
|
«Посади бабочку на цветок». |
1ч. |
Закрепить умение детей соотносить предметы по цвету. |
Цветы разных цветов, бабочки таких же цветов |
|
«Курочка и цыплята» |
1ч. |
Обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения. |
Коробка с мозаикой, где помещены шесть элементов желтого цвета и один белого. |
Итоговое мероприятие |
«Кукла Катя в гостях у ребят». |
1ч. |
Закреплять названия цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный), соотносить предметы по цвету, развивать моторику кончиков пальцев рук, выполняя нанизывания «бус» на шнурок, закреплять умение детей различать геометрические фигуры – квадрат, треугольник, круг; учить составлять из геометрических фигур простые предметы, формировать умение ориентироваться на плоскости, намечать очертания будущего домика; определять последовательность его постройки, складывать целый домик из частей; |
Шнурки, бусины, соответствующие цветам шнурков, геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник,
|
· Конспекты занятий прилагаются (см. приложение к программе)
Цель взаимодействия с семьей — сделать родителей активными участниками образовательного процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Задачи:
1. постоянно изучать запросы и потребности в дошкольном образовании семьей;
2. повышать психологическую компетентность родителей, учить родителей общаться с детьми в формах, адекватных их возрасту;
3. учить родителей разнообразным формам организации досуга с детьми в семье;
4. создавать ситуации приятного совместного досуга детей и родителей в дошкольной образовательной организации;
5. создавать условия для доверительного, неформального общения педагогов с родителями.
Привлечение родителей расширяет круг общения, повышает мотивацию и интерес детей. Совместные занятия с мамой или папой - это качественное время, проведенное со своим малышом, которое помогает родителям увидеть, как интересно можно развивать своего ребенка дома, как правильно играть.
Формы и виды взаимодействия с родителями:
- индивидуальные беседы и консультативные встречи;
- открытые занятия.
3.1 Условия реализации программы
В детском саду созданы условия для реализации дополнительного образования детей; для формирования и развития творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании.
· В детском саду оборудовано просторное хорошо освещённое помещение для проведение занятий с детьми.
· Столы и стулья должны соответствуют возрастным особенностям воспитанников;
· Чистота и порядок в помещении, правильно организованное рабочее место;
· Подобран необходимый наглядный и дидактический материал: фотоматериалы, готовые пособия, иллюстрации, плакаты и пр.
· В Помещении имеется игровое оборудование на развитие сенсорных эталонов у детей.
Для выполнения работы подобраны определенные материалы, наборы цветной бумаги ,гофрированного картона; листы цветной ксероксной бумаги, формата А4; разнообразные пирамидки, кубики, шнуровки, пазлы; готовые дидактические игры; дидактические карточки с изображением животных; счетные палочки, ложки, емкости для разведения краски; коробка для принадлежностей и др.
3.2.Методические материалы
Основные методы и формы работы с детьми
Игровой метод (дидактические игры, игры- манипуляции )
· Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов, мультимедийные презентации)
· Практический метод (показ способов действия с предметами, эксперимент)
Методы и приемы обучения:
Наглядные методы и приемы обучения
К наглядным методам и приемам обучения относятся использование наглядных пособий; плакатов; использование моделей; ребусов; использование электронных обучающих ресурсов; раздаточного материала.
Словесные методы и приемы обучения
К словесным методам и приемам обучения относятся рассказ, словесные игры; беседа, объяснения воспитателя в начале и в процессе занятия, использование художественного слова (стихи, потешки).
Игровые приемы обучения
Использование моментов игры в процессе относится к наглядно-действенным приемам обучения. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения.
При разработке дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Малышкина школа» были использованы пособия:
1.«Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста с использованием нетрадиционных методов»,
2.«Роль мелкой моторики рук в развитии ребенка»,
3.«Пальчиковая гимнастика для младших дошкольников» ,
4.«Игра – спутник детства»,
5.«Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»,
6.«Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы»
Кадровое обеспечение образовательного процесса соответствует требованиям, предъявляемым ОУ, реализующих ФГОС ОО. Педагогические работники реализующие данную программу имеют высшее или средне-специальное образование и отвечают квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. (Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», глава 5, статья 46).
Уровень квалификации педагогического работника реализующего данную программу соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Форма аттестации в данной программе не предусмотрена
Форма отслеживания и фиксация образовательных результатов: методическая разработка по итогам работы (фото, отзыв родителей)
Форма предъявления и демонстрация образовательных результатов: открытое занятие
Формы подведения итогов реализации программы
Контроль за эффективностью ведется в ходе индивидуального подхода, наблюдения.
Способы проверки освоения детьми содержания программы дополнительного образования «Малышкина школа» с помощью игровых заданий.
Форма подведения итогов по реализации программы дополнительного образования «Малышкина школа» – открытое мероприятие для родителей «Кукла Катя в гостях у ребят»
Литература
«Развивающие игры для малышей» И.Сухомлинова, Белгород ,2012
«Развитие мелкой моторики» Е.Янушко, Москва, 2007
Методическое пособие» Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста» Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
Интернет ресурсы.
Лямина Г.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [Текст] / Т.В.Высокова. – Волгоград:
Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:
Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М
В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. [Текст] / М.Монтессори. – М.
Приложение 1
Особенностей развития детей 2-3 лет
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развитие предметной деятельности связано с условием культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребёнка. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребёнку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К трём годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре с взрослыми используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1 000 – 1 500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближёнными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребёнок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий. На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Её особенность заключается в том, что возникающее в жизни ребёнка проблемные ситуации разрешаются путём реального действия с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
№п\п |
Месяц |
Число |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
1 |
Октябрь- май |
С 01.10. по 31.05 |
Вторая половина дня |
очная |
32 |
Согласно учебного плана |
Кабинет развивающих игр |
Итоговое игровое занятие |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.