Мандала, как уникальный инструмент развития дошкольников
В переводе с санскрита «мандала» означает «круг», центр. Особенно завораживает в мандалах то, что каждый рисунок и его орнаменты расположены симметрично! В сложной геометрической композиции мандалы можно встретить самые разные элементы: квадрат, овалы, кривые линии, треугольники. Мандалы могут быть как произведениями искусства, так и формами, созданными самой природой. Мы с ребятами играли в игру «где прячется мандала», разрезали поперёк разные фрукты и рассматривали. Собрали альбом с фотографиями мандал, созданных природой и человеком.
Рисунки в окружностях были обнаружены еще в древних цивилизациях и присутствуют в современном мире. В буддизме и иудаизме в них закладывали глубокий смысл — мандалы были объектом поклонения, символизируя Вселенную. Древние люди рисовали их, вышивали на одежде, делали узоры из песка, строили как здание храма, использовали для медитаций и всевозможных ритуалов. Считалось, что священный оберег программирует на успех и везение во всех начинаниях. Это не просто рисунок, а целое послание миру!
В наше время мандалы тоже обрели свою популярность. Их используют для украшения пространства, «арт-терапии», медитации. Создают мандалы для привлечения денег, для здоровья, от стресса…
Психологи могут проводить диагностику по рисунку мандалы, используя значения цвета, расположение элементов. Рисование мандалы можно использовать и как один из видов здоровье сберегающих технологий - цветотерапию. Это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей.
Довольно часто мы оказываемся в ситуациях, когда не знаем, что предпринять. Не можем утихомирить гиперактивного воспитанника или «ломаем голову» над тем, как успокоить не в меру расшумевшегося ребёнка. Попросите ребенка раскрасить особый узор в круге (мандалу). Результат вас не разочарует.
Когда ребенок раскрашивает или создает мандалу, то становится спокойнее. Это приятное и увлекательное занятие. Если грустно или скучно, кто-то обидел, хочется отвлечься – можно выбрать любой из рисунков, который больше всего понравится и раскрасить. Одну и ту же мандалу можно раскрашивать много раз. И она почти никогда не повторится. Все зависит от сиюминутного состояния души и тела.
Я использую мандалу, как уникальный инструмент развития дошкольников. Создание мандал вместе с детьми – это инструмент развития мышления ребенка, обучение способности самостоятельно ставить цели и достигать их, способности быть наедине самим с собой, проявляя фантазию.
Я познакомилась с мандалами случайно на одном из сайтов.
Мы с ребятами как раз учились рисованию узора в круге. И вроде всё объяснила, показала. Ребята всё равно ошибались. Нарушали порядок чередования элементов, цвета. Прочитала статью и поняла, это то, что надо моим воспитанникам.
Сначала я распечатала и показала детям красивейшие мандалы. У детей они вызвали восторг, восхищение.
Сейчас я работаю с ребятами 4-5 лет. Рисуют дети в средней группе пока не достаточно хорошо. Поэтому знакомство с мандалами мы начали с раскрасок. Ребята учились чередовать цвета, подбирать и использовать разные цвета и оттенки. Мы создавали мандалы, используя пластилин, доступный природный материал. Для основы взяли диски. Такая деятельность способствует сенсорному развитию, снятию эмоционального напряжения, развитию креативности.
А вот другой способ лепки мандал из длинных разноцветных «колбасок». Украшали мандалы с помощью стека и отпечатков колпачками от фломастеров. (с обратной стороны они имеют разный рисунок и оставляют отпечаток цветочка, кружочка, колечка). Пока дети затрудняются рисовать самостоятельно мандалы, и я использовала для создания коллективной работы упражнение «Куски пирога». Это упражнение способствует развитию невербальных навыков общения, групповой сплочённости, воображения. Я взяла большой лист бумаги в виде круга, разделила на сектора по количеству желающих, раздала детям. Ребята разрисовали каждый свой сектор и собрали в круг. Получилась у нас мандала дружбы. Сам символ круга, используемый в работе, играет объединяющую и поддерживающую роль для группы, а его деление на сектора обеспечивает незыблемость границ для тревожных, неуверенных в себе участников. Это позволяет ощутить безопасность при работе или выступает ограничителем пространства для слишком активных ребят, стремящихся постоянно нарушать личностное пространство других. Здесь мы использовали нетрадиционный способ рисования мелками и красками. У детей это занятие вызвало огромный интерес.
С ребятами в старшей и подготовительной группе мы рисовали мандалы самостоятельно, каждый свою. Они, конечно, подглядывают друг за другом и срисовывают, повторяются. Но я заметила, что рисование мандал не утомляет их. А наоборот расслабляет, успокаивает.
Работа с мандалами вызывает у дошкольников море положительных эмоций. Эта тема оказалась доступной для реализации. Рисовать мандалы можно карандашами, мелками, фломастерами, красками, использовать разные техники нетрадиционного рисования. Мы рисовали работы на наждачной бумаге, камнях, глине.
Самое интересное, что для создания мандал в группе всегда можно найти огромное количество разнообразного доступного материала. Например: из природного материала, из мелких игрушек, деталей конструктора, мозаики, блоков Дьенеша, палочек Кьюизинера, из ниток и карандашей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.