МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Шкадова Оксана Сергеевна
Актуальность. Стратегическое планирование в спортивной организации является одной из основных функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей спортивной организации и разработку стратегии развития для их достижения.
Цель разработки стратегии – определение основных приоритетных направлений и пропорций развития спортивной организации, с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Стратегия должна быть направлена на оптимальное использование возможностей спортивной организации и предотвращение ошибочных действий, которые могут привести к снижению эффективности деятельности спортивной организации.
К целям разработки стратегии маркетинга спортивной организации также можно отнести:
- предвидение требований потребителя;
- улучшение качества предоставляемых услуг;
- установление уровня цен с учетом конкуренции;
- улучшение имиджа спортивной организации.
К задачам маркетинговой стратегии спортивных организаций можно отнести:
- планирование роста прибыли;
- планирование издержек компании и как следствие их уменьшение;
- улучшение социальной политики компании;
- увеличение доли продаж.
Основные элементы маркетинговой стратегии в спортивной организации
Маркетинг, будучи неотъемлемым компонентом эффективного менеджмента спортивных организаций, функционирующих в условиях рыночной экономики, сам является объектом управления. Российская и зарубежная практика свидетельствует о том, что эффективность управления рыночной деятельностью повышается при совмещении стратегического и конъюнктурного типов управления с преобладанием стратегического типа. Исходя из этого процесс управления маркетинговой деятельностью включает в себя следующие элементы: анализ рыночных возможностей спортивной организации, формулировка миссии организации, установление целей маркетинговой деятельности, выработка модели рыночного поведения организации, разработка маркетинговой стратегии (включая формирование и отбор оптимальных вариантов стратегии), разработка программы и бюджета действий, претворение в жизнь маркетинговых мероприятий, контроль результатов, коррекция предпринятых ранее действий и стратегии маркетинга.
Миссия спортивной организации - это публичная цель деятельности спортивной организации (понимание спортивной организации своей роли в индустрии спорта). Миссия (то есть предназначение) - это ответ на вопрос, в чем заключается деятельность спортивной организации, и чем она намерена заниматься.
Как известно, миссия определяет основную цель организации - четко выраженную причину ее существования и содержит ответ на вопрос о том, чего спортивная организация хочет достичь в самом широком смысле. Формулировка миссии должна отражать позицию спортивной организации по отношению к внешней среде (спортивному движению, потенциальным и реальным клиентам, конкурентам, обществу, государству и др.), содержать задачи ее спортивной и рыночной деятельности, отражать и демонстрировать уровень культуры и рабочей атмосферы организации. Несмотря на то что вопрос разработки миссии для спортивных организаций до сих пор остается открытым и ждет своих исследователей, очевидно, что конечной целью маркетинга как коммерческих, так и некоммерческих спортивных организаций должно быть признано стремление к наиболее полному удовлетворению потребностей человека как в физическом совершенствовании, так и его моральных потребностей.
Цели спортивной организации - это кратко- и долгосрочные результаты деятельности, которые фирма надеется достигнуть. Определение чётких целей помогает выработать эффективную стратегию и позволяет трансформировать миссию спортивной организации в конкретные действия.
Цели выражают собой управленческое обязательство добиться конкретных результатов в определенных временных рамках. Они формируются посредством разделение миссии на составляющие и обеспечивающие ее цели.
Миссия организации должна иметь разворот в подробном перечне целей и задач. Можно выделить шесть групп, отражающих основные стратегические направления маркетинговой деятельности спортивной организаций:
- цели повышения конкурентоспособности основных и сопутствующих услуг, предлагаемых организацией;
- цели коммуникаций - достижения необходимой степени известности организации за счет рекламы и формирования (улучшения) имиджа;
- цели сбыта - организации и совершенствования распространения (продаж) услуг спортивной организации;
- достижение (повышение) рентабельности физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;
- кадровое развитие организации;
- цели ценовой политики.
Стратегия развития спортивной организации - это план управления, направленный на укрепление её позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей.
Как показывают результаты анализа и обобщения литературных первоисточников, а также первых практических шагов отечественных спортивных организаций в управлении маркетингом, анализ рыночных возможностей предусматривает изучение и оценку внешней и внутренней среды спортивной организации:
Анализ внешней среды - оценка состояния и перспектив развития наиболее важных, с точки зрения спортивной организации, объектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые компания не может оказывать непосредственное влияние, или это влияние ограничено.
Анализ внутренней среды - это анализ сильных и слабых сторон компании, оценка ее потенциала, на который она может рассчитывать в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей.
- анализ образа и стиля жизни населения, изучение нужд и потребностей различных категорий и групп населения, выявление реальных и потенциальных клиентов спортивной организации;
- сегментирование рынка, представленного реальными и потенциальными клиентами спортивной организации, выбор рыночных сегментов, которые организация может обслужить лучше всего и на которых она сосредоточит свои основные усилия;
- анализ внутренней среды спортивной организации: оценка финансовых, материально-технических, кадровых и других возможностей, профессиональной готовности коллектива организации к работе с целевыми группами клиентов;
- изучение конкурентной среды: анализ положения, потенциала и перспектив развития ближайших конкурентов - спортивных организаций и сооружений с точки зрения их финансовых, материально-технических, технологических, кадровых и других возможностей, ассортимента и качества предлагаемых ими услуг, характеристик обслуживаемых клиентов; сопоставление возможностей и ресурсов собственной организации, параметров ее услуг с аналогичными характеристиками организаций и услуг конкурентов в первую очередь по интересующим сегментам рынка; анализ возможностей сотрудничества с конкурентами для объединения рекламных усилий, повышения уровня маркетинговой подготовки сотрудников и др.
Реализация стратегии включает выбор правильной комбинации структуры и контроля реализации стратегии спортивной организации. В общем случае контроль необходим, так как хотя структура управления предназначает исполнителям роли и задачи, она не обеспечивает их мотивацию.
Системы стратегического контроля являются системами контроля, наблюдения, оценок и обратной связи, которые обеспечивают менеджеров информацией о деятельности организации и необходимости корректирующих воздействий.
Миссия спортивной организации разрабатывается лишь однажды или складывается исторически. Миссия определяет направление развития.
В отличии от миссии цели маркетинговой стратегии носят временный характер и предполагают наличие сроков, когда они будут достигнуты.
Литература
Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах : учебник / Л.А. Данченок и др. ; под ред. Л.А. Данченок. - 3-е изд. - Москва : Market DS. - 754 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bookre.org/reader?file=1215364
Степанова, О.Н. Управление маркетинговой деятельностью в физкультурно-спортивной организации: концептуальный подход и элементы технологии / О.Н. Степанова // Теория и практика физической культуры, №2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/Press/tpfk/2005n2/p42-46.htm
Томич, М. Маркетинг в спорте : Рынок и спортивные продукты / М. Томич. - М. : МАФСИ, (ППП Тип. Наука). - 222 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01000986185
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.