Маршрутный лист
Ученика 6 класса «___»_______________________________________________________________
Дата_______________________________________________________________________________
Тема урока__________________________________________________________________________
Золотая печаль мне
ложится на плечи устало,
Золотая печаль примостилась на ветках осин,
Осень косы свои на ветру, словно шлейф, разметала,
И летящим пожаром уносит их в ясную синь.
Я иду в листопад,
я стремлюсь в этот солнечный ливень,
Что струится к ногам с тихим шелестом хрупкой листвы,
Этот вечер сегодня прозрачен, спокоен и дивен,
Как прощальная песнь уходящей к покою земли.
Н. Баух
ТРОП (от греч. тропус, Тропы – слова, обороты речи, употребляемые для дости-
что значит образное жения большей выразительности, т.е. художественные
выражение) средства языка.
тропы
Какие тропы вы знаете? Раскройте эти понятия.
Эпитет-это____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Олицетворение – это____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Метафора – это________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Сравнение – это________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Соотнесите понятия со словосочетаниями
словно шлейф эпитет
золотая печаль олицетворение
прощальная песня сравнение
рыдала липа метафора
1. Прочитайте выразительно стихотворение И.А. Бунина. Найдите в тексте сравнения и эпитеты. Сравнения подчеркните прямой линией, а эпитеты – волнистой.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
(И.А. Бунин)
2. Прочитайте выразительно стихотворение Б. Пастернака. Выпишите олицетворения и метафоры.
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.
Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
Метафора |
Олицетворение |
_________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________
|
_________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ |
3. Самостоятельная работа.
Сопоставьте словосочетания и подчеркните те, в которых есть тропы.
Березовая роща – золотая роща
Осенний дождь – грустный дождь
Хрустальная ваза – хрустальный снег
Рефлексия
Я могу объяснить, что такое тропы |
|
Я умею находить тропы в тексте |
|
Я все запомнил и могу работать самостоятельно |
|
Я смогу объяснить эту тему товарищу |
|
Определите средства выразительности и, используя цветовую подсказку, раскрасьте рисунок.
1. В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть…
С. Есенин
2. Цветы мне говорят прощай,
Головками кивая низко.
С. Есенин
3. Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
С. Есенин
4. Воробышки игривые, сравнение
- желтый
Как детки сиротливые,
метафора - синий
Прижались у окна. олицетворение
- зеленый
С. Есенин эпитет – красный
Определите средства выразительности и, используя цветовую подсказку, раскрасьте рисунок.
1. В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть…
С. Есенин
2. Цветы мне говорят прощай,
Головками кивая низко.
С. Есенин
3. Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
С. Есенин
4. Воробышки игривые,
сравнение - желтый
Как детки сиротливые,
метафора - синий
Прижались у окна.
олицетворение - зеленый
С. Есенин эпитет - красный
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.