Маршрутный лист урока по теме "А.П. Платонов. Рассказы"
Оценка 4.6

Маршрутный лист урока по теме "А.П. Платонов. Рассказы"

Оценка 4.6
Рабочие листы
docx
русская литература
30.04.2020
Маршрутный лист урока по теме "А.П. Платонов. Рассказы"
МЛ литература А.П. Платонов. Рассказы Документ Microsoft Word.docx

Урок № 32  Дата: 03.04.20  Группа: ТД-119

Тема: А.П. Платонов. Рассказы  «Усомнившийся Макар», «Юшка» , «Третий сын» и другие.

Маршрутный лист заданий 

Цель: добиться полного понимания учебного материала о творчестве А.П. Платонова, формировать читательскую грамотность, научить практическому применению литературоведческих знаний и умений, закрепить изучаемые понятия, составляющие основу теоретического и практического обучения, контроль над степенью усвоения учебного материала.

 

Задание 1. Прочитайте материалы лекции.

Эпиграф (записать в тетрадь):

«Человечество – одно дыхание.

Больно одному – больно всем.

Умирает один – мертвеют все…

Будем человечеством, а не человеками в действительности…»

А.П. Платонов, из статьи «Равенство в страдании», 1921 г.

 

Имя  Андрея  Платонова  становится  все  более  известным  в  нашей  стране. Он  родился  в  1899 г., а  умер  в  1951г. Все  самые  страшные, неудобные, неуютные  годы  России  прошли  у  него  на  глазах, он  прожил  и  пережил  их. Во  всем  написанном – реальная  судьба  страны, нашего  народа, самого  писателя. Один  из  героев  его  рассказа  «Старый  механик»  говорит  фразу, которая  определит  и  самого  Платонова, его  место  в  нашей  культуре  и  истории литературы: «Народ там  есть…а  меня  там нет…  А  без  меня  народ  неполный!»

Андрей  Платонович  Платонов (настоящая фамилия Климентов)  родился  в  семье  слесаря – железнодорожника  на  окраине  Воронежа. Жизнь  железных  дорог  вошла  в  мир  будущего  писателя  и  его  будущих  произведений. В  7  лет  мальчик  был  отдан  в  первоклассную  церковно – приходскую  школу, а  на  8  году  был  переведен  в  Воронежское  городское  училище, в котором   проучился  2  года. Впоследствии  он  писал: »У  нас семья  была  одно  время  в  10  человек, а  я – старший  сын – один  работал, кроме  отца».

«Работал  я  во  многих  местах, у  многих  хозяев», – вспоминал  писатель.  «Мальчиком»  на  складе  страхового  общества, потом  конторщиком, позднее – помощником  машиниста  локомобиля, литейщиком  на  трубном  заводе, электромонтером  в  железнодорожных  мастерских. Мир  техники  увлек  подростка. Он  мечтает  создать  вечный  двигатель, сидит  по  ночам  над  чертежами, а  вечерами, вернувшись  с  работы, строит  в  сарае  из  2-х  газовых  труб  турбину  с  6  системами  спиралей.

Была у  юного  Кулибина  с  12  лет  и  другая  страсть: писание  стихов. Мало  кто  из  читателей  даже  сейчас  знает, что  писатель  Платонов  начинался  со  стихов. Некоторые  из  них  публиковались  в Воронежской  газете  в  1918 – 1921 г.г. В  1922 г. вышел  первый  и  единственный  сборник  стихов  Платонова  «Голубая  глубина». С  тех  пор  он  ни  разу  не  переиздавался  и  стал  библиографической  редкостью.

Революцию  встретил  Платонов  восемнадцатилетним  юношей. Едва  поступив  в  железнодорожный  политехникум (1918 г.), он  вынужден  был  прервать  учебу  и  занять  место  помощника  машиниста  на  паровозе  своего  отца. В  течение  2-х  лет  в  Воронежском  крае  полыхали  пожары  гражданской  войны. Здесь  были  и  австро-германские  оккупанты,  и  Каледин,  и  Краснов, и Деникин.  Вместе  с  отцом  Платонов  подвозит  красноармейцам  боеприпасы, а  в  1919 г. его  командируют  для  оказания  помощи  по  мобилизации  населения  на  борьбу  с  Деникиным. О  гражданской  войне  Платонов  знал  не понаслышке.

Расцвет  творчества  пришелся  на  20 – 40 г. Он  автор  романов («Чевенгур», «Котлован»), повестей, рассказов, пьес, стихов, литературно  обработанных  сказок, публицистических  и  литературно-критических  статей.

При  жизни  печатался  мало. А  писал  тихо, не  стараясь  никого  ни  перекричать, ни  растолкать, ни  оглушить.  Он  создал  свой,  особенный  художественный  мир – «прекрасный  и  яростный» – и  думал  так  о  своем  будущем: «Иногда  мне  кажется, что  у  меня  нет  общественного  будущего, а  есть  будущее, ценное  только  для  меня  одного».

В  годы  Великой  Отечественной  войны  корреспондент  «Красной  звезды»  А.Платонов  пишет  рассказы, в  которых  сами  названия  раскрывали  смысл  гуманистической  концепции  писателя: «Неодушевленный  враг», «Пустодушие», но – «Одухотворенные  люди».

Прикованный  к  постели  прогрессирующей  болезнью (последствия  бомбежки  под  Львовом  в  1944 г.), писатель  не  оставлял  работу  и  после  войны.

В  последние  годы  жизни  Платонов  написал  рассказы  «Возвращение»  и  «Афродита», несколько  пьес  и киносценариев. В 1950 г. вышел  сборник  сказок  в  его пересказе. Многое  не  было  опубликовано  при  жизни  А.Платонова: повести «Ювенильное  море», «Чевенгур», «Джан»  увидели  свет  только  после  смерти  писателя.

Раздумья  Андрея  Платонова  о  жизни, истории и национальном  самосохранении  могло  бы  быть  определено  такой  формулой  писателя: «Я  помню их, ты  запомни  меня, а тебя  запомнит, кто  после  тебя  народится… Так  и  будет  жить  один  в  другом, как  один  свет».

Умер Андрей  Платонов  тихой смертью, дома. До  конца  его  жизни  рядом  с  писателем  была  жена  и  дочь.

 

Задание 2. Запишите по лекции основную информацию в форме хронологической таблицы жизни и творчества А.П. Платонова (1899-1951)

Прочитайте материал учебника на стр.146-153. В таблице обозначить ключевые даты жизни и творчества А.П. Платонова. Записать события и произведения, связанные с этими датами.

Андрей Платонов (настоящее имя Андрей Платонович Климентов) — русский советский писатель и драматург.

Даты

События, произведения

1 сентября 1899.

А.П. Платонов родился в Ямской слободе, пригороде Воронежа, в семье слесаря.

1906—1914 гг.

Учёба в церковно-приходской школе, затем — в начальном четырёхклассном училище.

1914—1917 гг.

Начинает работать: помощником машиниста локомобиля, конторщиком, литейщиком, рабочим.

1918 г.

Первая публикация: стихотворение «Юноше» в журнале «Тени» опубликовано под псевдонимом Андрей Платонов.

1918—1922 гг.

Поступает в Воронежский университет на историко-филологический факультет; через год переводится в Воронежский политехникум на электротехническое отделение, которое оканчивает с дипломом техника.

1921—1926 гг.

Принимает участие в работе Губернской комиссии помощи голодающим. Выходит в свет поэтический сборник «Голубая глубина» (1922). Назначен председателем комиссии по гидрофикации области.

1926 г.

Переезд в Москву.

1927—1931 гг.

Выходят в свет сборники «Епифанские шлюзы» (1927), «Сокровенный человек» (1928), «Происхождение мастера» (1929). Написана повесть «Котлован» (1930). Опубликована повесть «Впрок» (1931).

1934—1935 гг.

Две поездки в Туркмению; написаны рассказ «Такыр» и повесть «Джан».

1937 г.

Выходит в свет сборник рассказов «Река Потудань».

1942—1945 гг.

Военным корреспондентом направляется на фронт; выходят сборники рассказов «Одухотворенные люди», «Броня», «В сторону заката солнца».

1946 г.

Публикация рассказа «Семья Иванова» («Возвращение»), произведения писателя перестают печатать.

5 января 1951.

Умер в Москве; похоронен на Армянском кладбище.

   Записать список  произведений писателя в рабочую тетрадь.

Список  произведений А.П. Платонова.

1.       Романы: «Чевегур» (1926-1929), «Котлован» (1928-1930).

2.       Повести: «Ювенильное  море», «Джан» (1934), «Впрок» (1931).

3.       Рассказы: «Усомнившийся  Макар» (1924), «Река  Потудань», «В  прекрасном  и  яростном  мире», «На  заре  туманной  юности…», «Мать», «Афродита», «Возвращение», «Третий сын» и другие. 

Задание 3. Анализ рассказа А. Платонова «Юшка». Прочитать рассказ и записать в рабочую тетрадь краткий анализ произведения.

План анализа

Ответы

История создания

Год написания – 1935. Произведение было создано в первой половине ХХ века, а опубликовали его лишь в 1966 г. в сборнике «Избранное».

Тема

В произведении А. Платонов затронул темы доброты и милосердия, а также человеческой жестокости. Смысл названия можно толковать по-разному. При помощи него автор концентрирует внимание на главном герое. Кроме того, просторечное значение слова «юшка» – кровь, а мы знаем, что героя не раз избивали до крови.

Композиция

Организация рассказа несложная. Сюжет развивается последовательно. Важную роль в раскрытии заявленных тем играют портреты Юшки и его приемной дочери. Произведение охватывает достаточно большой промежуток времени, благодаря стремительному развитию событий.

Жанр

Рассказ.

 Идея

Идея произведения – воспевание лучших моральных качеств человека. Автор показывает, что без таких людей, как Юшка, мир стал бы жестоким. Основная мысль: нужно учиться видеть в людях хорошее, даже если прекрасные качества скрыты под непривлекательной внешностью. Это то, чему учит читателя А. Платонов.

Система образов

Автор создал оригинальную систему образов. В центре произведения Ефим, которому деревенские жители дали прозвище Юшка. С ним мы знакомимся в начале. А. Платонов создает детальный портрет мужчины. Ему сорок лет, но выглядит он, как старик. Организм Юшки изнурен чахоткой и тяжелой работой.

Ефим был помощником кузнеца. К работе относился очень ответственно. В начале произведения автор держит интригу: читателю интересно, зачем Ефим копил деньги. Далее оказывается, весь свой заработок мужчина отдавал приемной дочери, жившей в городе.

В деревне мужчину недолюбливали. Односельчане сгоняли на беззащитном мужчине злость, хоть он ничего худого им не делал, наоборот, всегда готов был прийти на помощь. Как-то Юшку побили. За ним ухаживала хозяйская дочь. Диалог между этими героями как нельзя лучше демонстрирует внутренний мир Юшки.

Девушка приговаривала, что лучше бы Ефим умер. Она не понимала, зачем так жить. Ответ работника удивил ее: «Меня, Даша, народ любит!». Поступки односельчан мужчина оправдывал со свойственным ему простодушием: «Сердце в людях бывает слепое».

Судьба Юшки сложилась трагически. Мужчину убил односельчанин. В деревню приехала его приемная дочь. Оказалось, девушка училась на врача и очень хотела вылечить отца. Кажется, ей передалась доброта Юшки. Девушка осталась в деревне, чтобы бескорыстно помогать людям.

Направление

Реализм

Мое отношение

 

 

Задание 4. Рефлексия. Обобщение по теме. Ответьте устно на вопросы:

1.                  Какие новые сведения вы узнали на уроке о творчестве писателя А.Платонова?

2.                  Какие его произведения вы уже прочитали?

3.                  Каковы особенности художественного мира Андрея Платонова?

 

5. Домашнее задание: прочитать рассказ А. Платонова «Третий сын» и сделать его краткий анализ в рабочей тетради или написать сочинение-рассуждение на тему: «Какая она, материнская любовь?»

 

Андрей Платонов

Рассказ «Третий сын»

В областном городе умерла старуха. Ее муж, семидесятилетний рабочий на пенсии, пошел в телеграфную контору и дал в разные края и республики шесть телеграмм однообразного содержания: «Мать умерла приезжай отец».

Пожилая служащая телеграфа долго считала деньги, ошибалась в счете, писала расписки, накладывала штемпеля дрожащими руками. Старик кротко глядел на нее через деревянное окошко красными глазами и рассеянно думал что то, желая отвлечь горе от своего сердца. Пожилая служащая, казалось ему, тоже имела разбитое сердце и навсегда смущенную душу, — может быть, она была вдовицей или по злой воле оставленной женой.

И вот теперь она медленно работает, путает деньги, теряет память и внимание; даже для обыкновенного, несложного труда человеку необходимо внутреннее счастье.
После отправления телеграмм старый отец вернулся домой; он сел на табуретку около длинного стола, у холодных ног своей покойной жены, курил, шептал грустные слова, следил за одинокой жизнью серой птицы, прыгающей по жердочкам в клетке, иногда потихоньку плакал, потом успокаивался, заводил карманные часы, поглядывал на окно, за которым менялась погода в природе,-то падали листья вместе с хлопьями сырого, усталого снега, то шел дождь, то светило позднее солнце, нетеплое, как звезда, — и старик ждал сыновей.

Первый, старший сын прилетел на аэроплане на другой же день. Остальные пять сыновей собрались в течение двух следующих суток.

Один из них, третий по старшинству, приехал вместе с дочкой, шестилетней девочкой, никогда не видавшей своего деда.

Мать ждала на столе уже четвертый день, но тело ее не пахло смертью, настолько оно было опрятным от болезни и сухого истощения; давшая сыновьям обильную, здоровую жизнь, сама старуха оставила себе экономичное, маленькое, скупое тело и долго старалась сберечь его, хотя бы в самом жалком виде, ради того, чтобы любить своих детей и гордиться ими, — пока не умерла.

Громадные мужчины — в возрасте от двадцати до сорока лет — безмолвно встали вокруг гроба на столе. Их было шесть человек, седьмым был отец, ростом меньше самого младшего своего сына и слабосильнее его. Дед держал на руках внучку, которая зажмурила глаза от страха перед мертвой, незнакомой старухой, чуть глядящей на нее из-под прикрытых век белыми неморгающими глазами.

Сыновья молча плакали редкими, задержанными слезами, искажая свои лица, чтобы без звука стерпеть печаль. Отец их уже не плакал, он отплакался один раньше всех, а теперь с тайным волнением, с неуместной радостью поглядывал на могучую полдюжину своих сыновей. Двое из них были моряками — командирами кораблей, один — московским артистом, один, у которого была дочка, — физиком, коммунистом, самый младший учился на агронома, а старший сын работал начальником цеха аэропланного завода и имел орден на груди за свое рабочее достоинство. Все шестеро и седьмой отец, бесшумно находились вокруг мертвой матери и молчаливо оплакивали ее, скрывая друг от друга свое отчаяние, свое воспоминание о детстве, о погибшем счастье любви, которое беспрерывно и безвозмездно рождалось в сердце матери и всегда — через тысячи верст — находило их, и они это постоянно, безотчетно чувствовали и были сильней от этого сознания и смелее делали успехи в жизни. Теперь мать превратилась в труп, она больше никого не могла любить и лежала, как равнодушная чужая старуха.

Каждый ее сын почувствовал себя сейчас одиноко и страшно, как будто где-то в темном поле горела лампа на подоконнике старого дома, и она освещала ночь, летающих жуков, синюю траву, рой мошек в воздухе, — весь детский мир, окружающий старый дом, оставленный теми, кто в нем родился; в том доме никогда не были затворены двери, чтобы в него могли вернуться те, кто из него вышел, но никто не возвратился назад. И теперь точно сразу погас свет в ночном окне, а действительность превратилась в воспоминание.

Умирая, старуха наказала мужу-старику, чтобы священник отслужил по ней панихиду, когда она будет лежать дома, а уж выносить и опускать в могилу можно без попа, чтобы не обидеть сыновей и чтоб они могли идти за ее гробом. Старуха не столько верила в бога, сколько хотела, чтобы муж, которого она всю жизнь любила, сильнее тосковал и печалился по ней под звуки пения молитв, при свете восковых свечей над ее посмертным лицом; она не хотела расстаться с жизнью без торжества и без памяти. Старик после приезда детей долго искал какого-либо попа, наконец, привел под вечер одного человека — тоже старичка, одетого обыкновенно, по-штатскому, розового от растительной постной пищи, с оживленными глазами, в которых блестели какие-то мелкие целевые мысли. Поп пришел с военной командирской сумкой на бедре; в ней он принес свои духовные принадлежности: ладан, тонкие свечи, книгу, епитрахиль и маленькое кадило на цепочке. Он быстро уставил и возжег свечи вокруг гроба, раздул ладан в кадиле и с ходу, без предупреждения, забормотал чтение по книге. Находившиеся в комнате сыновья поднялись на ноги; им стало неудобно и стыдно чего-то. Они неподвижно, в затылок друг другу, стояли перед гробом, опустив глаза. Перед ними поспешно, почти иронически, пел и бормотал пожилой человек, поглядывая небольшими, понимающими глазами на гвардию потомков покойной старухи. Он их отчасти побаивался, отчасти же уважал и, видимо, не прочь был вступить с ними в беседу и даже высказать энтузиазм перед строительством социализма. Но сыновья молчали, никто, даже муж старухи, не крестился, — это был караул у гроба, а не присутствие на богослужении.

Окончив скорую панихиду, поп быстро собрал свои вещи, потом загасил свечи, горевшие у гроба, и сложил все свое добро обратно в командирскую сумку. Отец сыновей дал ему в руку денег, и поп, не задерживаясь, пробрался сквозь строй шестерых мужчин, не взглянувших на него, и боязливо скрылся за дверью. В сущности же, он с удовольствием бы остался в этом доме на поминки, поговорил бы о перспективах войн и революций и надолго получил бы утешение от свидания с представителями нового мира, которым он втайне восхищался, но проникнуть в него не мог; он мечтал в одиночестве совершить когда-нибудь враз героический подвиг, чтобы прорваться в блестящее будущее, в круг новых поколений, — для этого он даже подал прошение местному аэродрому, чтобы его подняли на самую высокую высоту и оттуда сбросили вниз на парашюте без кислородной маски, — но ему не дали оттуда ответа.

Вечером отец постелил шесть постелей во второй комнате, а девочку-внучку положил на кровати рядом с собой, где сорок лет спала покойная старуха. Кровать стояла в той же большой комнате, где находился гроб, а сыновья перешли в другую. Отец постоял в дверях, пока его дети не разделись и не улеглись, а потом притворил дверь и ушел спать рядом с внучкой, всюду потушив свет. Внучка уже спала, одна на широкой кровати, укрывшись в одеяло с головой.

Старик постоял над ней в ночном сумраке; выпавший снег на улице собирал скудный рассеянный свет неба и освещал тьму в комнате через окна. Старик подошел к открытому гробу, поцеловал руки, лоб и губы жены и сказал ей: «Отдыхай теперь». Он осторожно лег рядом с внучкой и закрыл глаза, чтобы сердце его все забыло. Он задремал и вдруг снова проснулся. Из-под двери комнаты, где спали сыновья, проникал свет — там опять зажгли электричество, и оттуда раздавался смех и шумный разговор.

Девочка от шума начала ворочаться, может быть, она тоже не спала, только боялась высунуть голову из-под одеяла — от страха перед ночью и мертвой старухой.

Старший сын с увлечением, с восторгом убежденности говорил о пустотелых металлических пропеллерах, и голос его звучал сыто и мощно, чувствовались его здоровые, вовремя отремонтированные зубы и красная глубокая гортань. Братья-моряки рассказывали случаи в иностранных портах и затем хохотали, что отец покрыл их сейчас старыми одеялами, которыми они накрывались еще в детстве и отрочестве. К этим одеялам сверху и снизу были пришиты белые полоски бязи с надписями «голова», «ноги», чтобы стелить одеяло правильно и грязным, потным краем, где были ноги, не покрывать лица. Затем один моряк схватился с артистом, и они начали возиться по полу, как в детстве, когда они жили все вместе. Младший же сын подзадоривал их, обещая принять их обоих на одну свою левую руку. Видимо, все братья любили друг друга и радовались своему свиданью. Уже много лет они не съезжались все вместе и в будущем неизвестно, когда еще съедутся. Может быть, только на похороны отца? Развозившись, два брата опрокинули стул, тогда они на минуту притихли, но, вспомнив, видимо, что мать мертвая, ничего не слышит, они продолжали свое дело. Вскоре старший сын попросил артиста, чтобы он спел что-нибудь вполголоса: он ведь знает хорошие московские песни. Но артист сказал: что ему трудно начать ни с того, ни с сего, ни под слово. «Ну, закройте меня чем-нибудь», — попросил московский артист. Ему накрыли чем-то лицо, и он запел из-под прикрытия, чтоб не было стыдно начинать. Пока он пел, младший сын что-то предпринял там, отчего другой его брат сорвался с кровати и упал на третьего, лежавшего на полу. Все засмеялись и велели младшему немедленно поднять и уложить упавшего одной левой рукой. Младший тихо ответил своим братьям, и двое из них захохотали — так громко, что девочка-внучка высунула свою голову из-под одеяла в темной комнате и позвала:

— Дедушка! А дедушка! Ты спишь?

— Нет, я не сплю, я ничего, — сказал старик и робко покашлял. Девочка не сдержалась и всхлипнула. Старик погладил ее по лицу: оно было мокрое.

— Ты что плачешь? — шепотом спросил старик.

Мне бабушку жалко, — сказала внучка. — Все живут, смеются, а она одна умерла.

Старик ничего не сказал. Он то сопел носом, то покашливал. Девочке стало страшно, она приподнялась, чтобы лучше видеть деда и знать, что он не спит. Она разглядела его лицо и спросила:

— А почему ты тоже плачешь? Я перестала. Дед погладил ей головку и шепотом ответил:

— Так… Я не плачу, у меня пот идет.

Девочка сидела на кровати около изголовья старика.

— Ты по старухе скучаешь? — говорила она. — Лучше не плачь: ты старый, скоро умрешь, тогда все равно не будешь плакать.

— Я не буду, — тихо отвечал старик.

В другой шумной комнате вдруг наступила тишина. Кто-то из сыновей перед этим что-то сказал. Там все сразу умолкли. Один сын опять что-то негромко произнес. Старик по голосу узнал третьего сына, ученого-физика, отца девочки. До сих пор не слышно было его звука: он ничего не говорил и не смеялся. Он чем-то успокоил всех своих братьев, и они перестали даже разговаривать.

Вскоре оттуда открылась дверь и вышел третий сын, одетый как днем! Он подошел к матери в гробу и наклонился над ее смутным лицом, в котором не было больше чувства ни к кому.

Стало тихо из-за поздней ночи. Никто не шел и не ехал по улице. Пять братьев не шевелились в другой комнате. Старик и его внучка следили за своим сыном и отцом, не дыша от внимания.

Третий сын вдруг выпрямился, протянул руку во тьме и схватился за край гроба, но не удержался за него, а только сволок его немного в сторону, по столу, и сам упал на пол. Голова его ударилась, как чужая, о доски пола, но сын не произнес никакого звука, — закричала только его дочь.

Пять братьев в белье выбежали к своему брату и унесли его к себе, чтобы привести в сознание и успокоить. Через несколько времени, когда третий сын опомнился, все другие сыновья уже были одеты в свою форму и одежду, хотя шел лишь второй час ночи. Они поодиночке, тайно разошлись по квартире, по двору, по всей ночи вокруг дома, где жили в детстве, и там заплакали, шепча слова и жалуясь, точно мать стояла над каждым, слышала его и горевала, что она умерла и заставила своих детей тосковать по ней; если б она могла, она бы осталась жить постоянно, чтоб никто не мучился по ней, не тратил бы на нее своего сердца и тела, которое она родила. Но мать не вытерпела жить долго.

Утром шестеро сыновей подняли гроб на плечи и понесли его закапывать, а старик взял внучку на руки и пошел им вслед; он теперь уже привык тосковать по старухе и был доволен и горд, что его также будут хоронить эти шестеро могучих людей, и не хуже.

 

Анализ рассказа А. Платонова «Третий сын».

План анализа

Ответы

История создания

В 1922 г. Выходит в свет первый поэтический сборник А. Платонова «Голубая глубина». Главная тема этого сборника - красота мира, существующего в телесно-духовной гармонии с человечеством. Тема «Человечество!». Рассказ «Третий сын».

Тема

О любви матери. Тема материнской любви будет актуальна всегда, пока есть человечество. Она заставляет каждого оглядеться, вспомнить о родстве своем со всем окружающим миром. (Умерла мать - погас свет.)

 

Композиция

 

Жанр

Рассказ

 Идея

Для человечества каждый человек важен. В рассказе «Третий сын» лишь тот «смелее делает успехи в жизни», у кого есть неизмеримая защита материнской любви, отчего дома. Сила рассказа в том, что он дает более глубокое, более человечное определение жизни. Жизнь – это не только веселье, радость. Жизнь включает в себя все состояния духа: и страдание, и тоску, и безутешную память. Жизнь не может быть полной без ощущения утраты того света, который погас вместе со смертью матери. Смерть не может разделить людей. Наоборот, она делает каждого человека частицей неуничтожимого и всемогущего человечества. Так «будем человечеством!»)

Система образов

 

Направление

Реализм

Мое отношение

 

 

Вопросы для анализа рассказа (устно ответить).

1.С чего начинается рассказ? (Эпизод в телеграфной конторе). Зачитаем этот эпизод.

- Это совершенно неяркий, но глубокий по содержанию эпизод. Мы видим, что женщина прониклась сочувствием и старик обратил на это внимание. Именно такая гармония мыслей и чувств об утраченном, взаимное понимание и есть человеческое в человеке.

2. Теперь старик ждет сыновей. Найдите этот отрывок. Выбери из текста ключевые слова.

- Какой прием использовал А. Платонов в этом эпизоде? (Параллелелизм. Природа и чувства старика одинаково меняются. Старик «иногда потихоньку плакал, потом успокаивался», и за окном «то шел дождь, то светило позднее солнце, нетеплое (эпитет), как звезда (сравнение)»).

3. Кто первый из сыновей приехал? Почему? («Первый старший сын прилетел на аэроплане, работал начальником цеха аэропланного завода.»)

4. Сколько всего сыновей? (Шестеро.) Кто же они, эти сыновья?

5. Найдите эпизод, когда сыновья собрались у гроба своей матери. Какой прием использовал А.П. Платонов? (Антитеза. Мать отдала своим сыновьям все, что только могла и ничего взамен не попросила.)

6. Почему нет имен в рассказе? (Речь идет не только об этой семье, но и обо всех людях вообще.)

7. Что чувствовали сыновья, находясь рядом с мертвой матерью? (Молча плакала, скрывая свою отчаяние, свое воспоминание о детстве, о погибшем счастье любви., которое беспрерывно и безвозмездно рождалось в сердце матери. Им было одиноко и страшно.)

- А.Платонов подчеркивает важность этого момента, называя сыновей «гвардией потомков покойной старухи», «караулом».

8. Но пришел вечер. И в комнате, где лежала мать-старуха остались старик и внучка. Сыновья же ушли во вторую комнату. Как повели себя сыновья поздней ночью?

9. Осуждает ли сыновей А. Платонов? (Не осуждает, так как их поведение вполне естественно для близких людей, которые давно не виделись. Все братья любили друг друга и радовались своему свиданию. Но Писатель укоряет их за то, что они забыли повод, который собрал их всех вместе. Житейская занятость наши человеческие чувства отодвинула на второй план.)

- В каком еще произведении поднимается эта проблема? (Паустовский «Телеграмма».)

10. Мы можем предположить, сколько лет не были сыновья в родном доме. 6 лет. Именно столько лет девочке, дочери третьего сына. «Уже много лет они не съезжались все вместе и в будущем неизвестнокогда еще съедутся. Может быть, только на похороны отца?»

- Как вы думаете почему третий сын приехал вместе с дочкой? (Связь поколений. Каждый человек должен знать свои корни. Человечество – это не только наше настоящее, но это и прошлое и будущее наше.)

11. Именно в прошлое, в свое детство, вернулись сыновья, оставшись в комнате одни. Что говорит об этом? (Отец покрыл их старыми одеялами…)

- Эти старые одеяла и надписи говорят о заботе матери!

12. А что же старик и внучка? Как они переживают происходящее? (Они, безусловно, мучаются. Зачитаем этот эпизод.)

13. Но потом вдруг наступила тишина. Третий сын что-то негромко произнес. Что он мог сказать своим братья, что те «Опомнились»? (Третий сын напомнил своим братья о том, какой повод собрал их всех вместе. Возможно, слова третьего сына произнесла его дочка.)

14. Почему на другой день старик не плакал о прошлое, а был доволен и горд настоящим? (Старик выполнил свое назначение на земле. Все дети выросли, стали настоящими людьми. Все они служат благу народа. Теперь старику нестрашно умирать, он уверен, что дети достойно проводят его в последний путь.)

Приложение

Калмыцкая притча о матери.

Влюбился юноша в красавицу. Так влюбился, что высох весь, дошёл до безумия. А девушка была так холодна и строптива, что лишь насмехалась над его любовью.

Наконец она снизошла до объяснений:

 Все твердишь: люблю, люблю. Скажи, кого из нас больше любишь, свою мать или меня?

 Тебя, — отвечал юноша.

 Как любишь?

 Тело моё, душа моя — в твоей власти.

Усмехнулась холодная красавица и сказала:

 Не верю. Если любишь меня больше своей матери, поди сейчас же и принеси мне её сердце.

Остолбенел несчастный влюблённый, поражённый страшным капризом, потом бросился на колени:

 Сжалься надо мной!

Красавица надменно вскинула голову:

 Говорила же я, что любовь твоя — пустые слова! — и, громко захохотав, отвернулась.

Безумная любовь повлекла юношу к родному дому. Тёмной ночью переступил он его порог. А когда возвращался, сжимая в ладонях сердце матери, споткнулся и упал. Охнуть не успел, как услышал:

 Ты ушибся, сынок. Сильно болит?

Приложение

 

Стихотворение Владимира Гандельсмана

ВОСКРЕШЕНИЕ МАТЕРИ

Надень пальто. Надень шарф.
Тебя продует. Закрой шкаф.
Когда придешь. Когда придешь.
 
Обещали дождь. Дождь.
Купи на обратном пути
 
Хлеб. Хлеб. Вставай, уже без пяти.
Я что-то вкусненькое принесла.
Дотянем до второго числа.

Это на праздник. Зачем открыл.
Господи, что опять натворил.
Пошел прочь. Пошел прочь.
Мы с папочкой не спали всю ночь.

Как бегут дни. Дни. Застегни
Верхнюю пуговицу. Они
 
Толкают тебя на неверный путь.
Надо постричься. Грудь

Вся нараспашку. Можно сойти с ума.
Что у нас – закрома?
 
Будь человеком. НЗ. БУ.
Не горбись. ЧП. ЦУ.

Надо в одно местечко. 
Повесь на плечики.
Мне не нравится как
 
ты кашляешь. Ляг. Ляг. Ляг.

Не говори при нем.
Уже без пяти. Подъем. Подъем.
Стоило покупать рояль. Рояль.
Закаляйся, как сталь.

Он меня вгонит в гроб. Гроб. 
Дай-ка потрогать лоб. Лоб.
Не кури. Не губи
 
легкие. Не груби.

Не простудись. Ночью выпал 
снег. Я же вижу – ты выпил.
 
Я же вижу – ты выпил. Сознайся.
 
Ты остаешься один. Поливай цветы.

К сожалению, очень часто осознание всей силы и самоотверженности любви матери приходит к детям только после ее смерти.

Литература о А. Платонове:

1.       В. Чалмаев. Андрей Платонов (К сокровенному человеку).

2.       Е.Г. Мущенко. В художественном мире А. Платонова.

3.       О. Ласунский. Записки старого пешехода.

4.       В.А. Свительский. Андрей Платонов вчера и сегодня.

5.       Энциклопедия для детей. Русская литература XX века. Глав. Ред. М.Д. Аксёнова.


 

Урок № 32 Дата: 03.04.20

Урок № 32 Дата: 03.04.20

Прикованный к постели прогрессирующей болезнью (последствия бомбежки под

Прикованный к постели прогрессирующей болезнью (последствия бомбежки под

Тема В произведении А.

Тема В произведении А.

Пожилая служащая телеграфа долго считала деньги, ошибалась в счете, писала расписки, накладывала штемпеля дрожащими руками

Пожилая служащая телеграфа долго считала деньги, ошибалась в счете, писала расписки, накладывала штемпеля дрожащими руками

Окончив скорую панихиду, поп быстро собрал свои вещи, потом загасил свечи, горевшие у гроба, и сложил все свое добро обратно в командирскую сумку

Окончив скорую панихиду, поп быстро собрал свои вещи, потом загасил свечи, горевшие у гроба, и сложил все свое добро обратно в командирскую сумку

Стало тихо из-за поздней ночи.

Стало тихо из-за поздней ночи.

Что чувствовали сыновья, находясь рядом с мертвой матерью? (Молча плакала, скрывая свою отчаяние, свое воспоминание о детстве, о погибшем счастье любви

Что чувствовали сыновья, находясь рядом с мертвой матерью? (Молча плакала, скрывая свою отчаяние, свое воспоминание о детстве, о погибшем счастье любви

Я что-то вкусненькое принесла.

Я что-то вкусненькое принесла.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2020